Зачем нужна ментальная связь мозг-мышцы?

Особенности образования ментальной связи

Практика жизни показывает, что часто ментальная связь образуется между близкими людьми: родителями и детьми, мужем и женой, родственниками, возлюбленными, близкими друзьями.

В связи с этим можно выделить два объяснения возникновения ментальной связи:

  1. согласно науке, долгое совместное времяпрепровождение способствует синхронизации мозговой активности у близких людей;
  2. согласно эзотерике, энергетические поля людей приходят в соприкосновение друг с другом. А что уж говорить о близких людях (особенно, живущих бок о бок), биополя которых просто пронизывают друг друга, способствуя ежесекундному обмену энергией и информацией. Так, ясновидящие видят такого рода «соединение» как серебряные нити, протянутые к чакрам друг друга;
  3. а, если говорить о людях, совершенно не знающих друг друга (например, ученых), то главным «объединяющим фактором» здесь является общий ментальный план Вселенной, где ментальные тела людей могут не только черпать нужные им идеи, но и соприкасаться друг с другом.

Связь между мозгом и кишечником

Ученым давно известно, что наши кишечник и мозг «общаются» друг с другом. И относительно недавно стало известно, что в этом “разговоре” участвует третья сторона – кишечная микробиота. Это трио составляет ось “микробиота-кишечник-мозг”. 

Кишечник содержит разнообразные группы микроорганизмов. Это преимущественно бактерии, а также грибы и вирусы. Сообщество микробов и называется микробиотой. Набор генов этих микробов представляет собой микробиом. 

Мы начинаем собирать свою собственную “коллекцию” микробов еще во время родов или даже в утробе матери. После появления на свет мы “копим” микробы из пищи и окружающей среды. 

Микробиота составляет значительную часть нашего тела. На каждую человеческую клетку приходится примерно один микроб. Подавляющее большинство бактерий находится в толстой кишке. Но они также обитают на коже, глазах и других участках  тела. 

Мы и наша кишечная микробиота можем жить во взаимовыгодных отношениях. Находясь в толстой кишке, бактерии поедают клетчатку и другие остатки пищеварения. В свою очередь, они могут поддерживать здоровье нашего разума и тела. Ведь микробиота кишечника взаимодействует с мозгом и кишечной (энтеральной) нервной системой. 

Как именно мозг “разговаривает” с кишечником? 

Ученые определили несколько различных способов, благодаря которым работает эта коммуникация.

Когда микробы высвобождают нейротрансмиттеры, они передают сообщения кишечной нервной системе и те попадают в мозг через кровоток. 

Другой важный путь коммуникации – через блуждающий нерв. Он начинается у основания шеи и простирается до живота, соединяясь с кишечником и другими органами. 

Технически у нас есть два блуждающих нерва – по одному с каждой стороны тела. Они передают сообщения от кишечника к мозгу и наоборот. 

Так, сообщения мозга к кишечнику, отправляемые через блуждающий нерв, контролируют высвобождение желудочной кислоты и пищеварительных ферментов. Они также помогают регулировать уровень воспаления, аппетит и реакцию организма на стресс. 

Сообщения, которые несет блуждающий нерв, во многом зависят от микробиоты. Когда микробы выделяют нейротрансмиттеры и короткоцепочечные жирные кислоты, они могут активировать блуждающий нерв. 

Если микробиота разнообразна и включает больше «хороших» микробов, между кишечником и мозгом будет лучший обмен сообщениями. Но когда кишечные бактерии выходят из равновесия, эта связь меняется не в лучшую сторону. И с большой вероятностью могут развиться проблемы с психическим здоровьем, дисфункцией мозга и кишечника. 

Дыхание животом

Помимо того, что это упражнение насыщает мозг кислородом,
оно также способствует повышению аппетита и улучшает работу пищеварительной
системы.

Положите руку на живот.
Выдохните весь воздух, но только короткими маленькими струйками, словно
пытаетесь удержать пушинку на лету. Теперь сделайте медленный глубокий вдох,
нежно, подобно шару. При этом рука мягко опускается при выдохе и поднимается
при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух
проник как можно глубже в легкие.

Это упражнение довольно
легко дается маленьким детям, это так называемое диафрагмальное дыхание. А вот
взрослым с ним справляться очень тяжело.

Это упражнение нередко
применяют на распевках в хоре и рекомендуют практиковать детям и взрослым с
проблемами с дыханием.  

Функции нейронов

Без нейронов невозможна работа организма человека. Мы увидели, что эти наноклетки отвечают буквально за каждое наше движение, любой поступок. Выполняемые ими функции до настоящего времени в полной мере не изучены и не определены.

Существует несколько классификаций функций нейронов. Мы остановимся на общепринятой в научном мире.

Функция распространения информации

Данная функция:

  • является основной;
  • изучена лучше остальных.

Суть ее в том, что нейронами обрабатываются и переносятся в головной мозг все импульсы, которые поступают из окружающего мира или собственного тела. Далее происходит их обработка, подобно тому, как работает поисковик в браузере.

По результатам сканирования сведений из вне, головной мозг в форме обратной связи передает обработанную информацию к органам чувств или мышцам.

Мы не подозреваем, что в нашем теле происходит ежесекундная доставка и переработка информации, не только в голове и на уровне периферической нервной системы.

До настоящего времени создать искусственный интеллект, который бы приблизился к работе нейронных сетей человека, не удалось. У каждого из 85 миллиардов нейронов имеется, как минимум, 10 тысяч обусловленных опытом связей, и все они работают на передачу и обработку информации.

Функция аккумуляции знаний (сохранения опыта)

Человек обладает памятью, возможностью понимать суть вещей, явлений и действий, которые он единожды или многократно повторял. За формирование памяти отвечают именно нейронные клетки, точнее нейротрансмиттеры, связующие звенья между соседними нейронами.

Таким образом, за память отвечает не какая-то отдельная часть мозга, а маленькие белковые мостики между клетками. Человек может потерять память, когда произошло крушение этих нервных связей.

Функция интеграции

Данная функция позволяет взаимодействовать между собой отдельным долям головного мозга. Как мы уже сказали, сигналы от разных органов чувств поступают в разные отделы мозга.

Нейроны посредством «вспышек» активности передают и принимают импульсы в разных частях мозга. Так происходит процесс появления мыслей, эмоций и чувств. Чем больше таких разноплановых связей, тем эффективнее человек мыслит. Если человек способен к размышлениям и аналитике в определенном направлении, то он будет хорошо соображать и в другом вопросе.

Функция производства белков

Нейроны – настолько полезные клетки, что не ограничиваются только передаточными функциями. Нервные клетки вырабатывают необходимые для жизни человека белки. Опять же ключевую роль в производстве белков имеют нейротрансмиттеры, которые отвечают за память.

Всего в невронах индуцируется порядка 80 белков, вот основные из них, влияющие на самочувствие человека:

  • Серотонин – вещество, вызывающее радость и удовольствие.
  • Допамин – ведущий источник бодрости и счастья для человека. Активизирует физическую активность, помогает проснуться, переизбыток может привести к состоянию эйфории.
  • Норадреналин – это «плохой» гормон, вызывающий приступы ярости и гнева. Наряду с кортизолом его называют гормоном стресса.
  • Глутамат – вещество, отвечающие за хранение памяти.

Прекращение выработки белков или их выпуск в недостаточном количестве способны привести к тяжелым заболеваниям.

Нарушения лицевой иннервации

Невротическое лицо может развиваться из-за поражения нервов, которые иннервируют его. Чаще всего это тройничный и лицевой нервы.

Тройничный нерв – это 5 пара черепно-мозговых нервов. Он является самым крупным из всех 12 пар этих нервных волокон.

N. trigeminus отходят симметрично по обе стороны лица и состоят из 3 крупных ветвей: глазного, верхнечелюстного и нижнечелюстного нервов. Эти три крупных отростка иннервируют довольно масштабную зону:

  • кожу лба и висков;
  • слизистую ротовой и носовой полости, пазухи носа;
  • язык, зубы, конъюнктиву;
  • мышцы – жевательные, дна ротовой полости, нёбные, барабанной перепонки.

Соответственно, при его поражении возникают патологические ощущения в этих элементах. 

Лицевой нерв – 7 пара черепно-мозговых нервов. Его ветви окружают височную и глазную область, скуловую дугу, спускаются к нижней челюсти и позади нее. Они иннервируют все мимические мышцы: ушные, круговые глазные и скуловые, жевательные, верхней губы и углов рта, щечные. А также мышцы нижней губы и подбородка, вокруг рта, мышцы носа и смеха, шею.

N. facialis также парный, и располагается по обе стороны лица.

В 94% случаев поражение этих нервных волокон носит односторонний характер и только 6% приходится на двусторонний процесс.

Нарушение иннервации также может носить первичный и вторичный характер.

Первичным является поражение, которое изначально задействует нерв. Это может быть переохлаждение или его ущемление.

Вторичное поражение развивается как следствие других заболеваний.

Другая причина развития лицевого невроза – это неврогенные и психические расстройства. Когда неприятные ощущения в лицевой части и голове возникают на фоне психоэмоционального возбуждения, потрясения или как результат стрессовых ситуаций.

Нейромышечная связь, как усилить?

Есть два метода, направленных на увеличение нейромышечной связи – визуализация, концентрация. Само упражнение – это не просто выполнение работы, а целое искусство. Например, во время подъема гантели на бицепс вы должны чувствовать, как начинают сокращаться волокна, наполняясь кровью, а когда опускаете снаряд – как мышца растягивается и расслабляется. С каждым разом бицепс все больше наполняется кровью, увеличиваясь в размерах, и вы должны это чувствовать.

Если вы сконцентрировались и начали чувствовать мышцы до боли, тогда будьте уверены, что ваш сегодняшний тренинг будет эффективным. Есть люди в спортзале, которые параллельно с жимом платформы или работы на тренажере сидят в телефоне и общаются с друзьями. Поверьте, такие люди никогда не добьются результатов, ведь их мозг занят другими делами, вместо концентрации на конкретном упражнении.

Как сформировать связь между мышцами и мозгом?

Как мы уже выяснили, связь осуществляется посредством нервных импульсов. То есть её качество зависит от количества сигналов, их интенсивности и частоты. И для того, чтобы эти показатели увеличивались Вам нужно «думать» во время занятия. Нужно думать о мышце, которую Вы тренируете и научиться чувствовать её. Это возможно только при работе с маленьким весом. Вы должны «отточить» свою технику и только потом увеличивать нагрузку

И лучше, если начать это делать, когда Вы только пришли в тренажёрный зал, потому что рано или поздно, Вам всё равно нужно будет обратить на это внимание, если Вы хотите видеть результат своих занятий

Поэтому мой Вам совет – на тренировках работайте не только телом, но и головой!

Источник

Восстанавливаются ли нервные клетки

При нормальном состоянии организма нейроны могут жить и функционировать очень долго. К сожалению, случается так, что они начинают массово погибать. Причин разрушения нервных волокон может быть много, но до конца механизм их деструкции не изучен.

Установлено, что нервные клетки погибают из-за гипоксии (кислородное голодание). Нейронные сети рушатся при отдельных травмах головного мозга, человек теряет память или утрачивает способность к хранению информации. В этом случае сами нейроны сохранены, но теряется их передаточная функция.

Отсутствие допамина ведет к развитию болезни Паркинсона, а его переизбыток является причиной шизофрении. Почему прекращается выработка белка не известно, спусковой механизм не выявлен.

Гибель нервных клеток происходит при алкоголизации личности. Алкоголик со временем может совершенно деградировать и утратить вкус к жизни.

Формирование нервных клеток происходит при рождении. Долгое время ученые полагали, что со временем нейроны отмирают. Поэтому с возрастом человек утрачивает способность накапливать информацию, хуже соображает. Нарушение функции по выработке допамина и серотонина связывается с наличием практически у всех пожилых людей депрессивных состояний.

Гибель нейронов, действительно неизбежна, в год исчезает примерно 1 процент от их количества. Но есть и хорошие новости. Последние исследования показали, что в коре головного мозга есть особенный участок, именуемый гипокаммом. Именно в нем генерируются новые чистые нейроны. Подсчитано примерное количество генерируемых ежедневно нервных клеток – 1400.

В науке обозначилось новое понятие «нейропластичность», обозначающее возможность мозга регенерироваться и перестраиваться. Но есть одна тонкость: новые нейроны еще не имеют никакого опыта и наработанных связей. Поэтому с возрастом или после заболевания мозг нужно тренировать, как и все иные мышцы тела: получать новые знания, анализировать происходящие события и явления.

Подобно тому, как мы усиливаем бицепс при помощи гантели, активизировать процесс включения новых нервных клеток можно следующими способами:

  • изучение новых сфер знаний, которые ранее были не нужны или не интересны. К примеру, математику можно начать изучать живопись, а юристу – основы физики.
  • через постановку сложных задач и поиск их решения;
  • составлением планов деятельности, которые включают в себя множество исходных данных.

Что такое нейромедиаторы и «как это работает»

Нейромедиаторы – это химические вещества, с помощью которых нейроны общаются между собой. Когда мы чувствуем, например, радость, тревожность, возбуждение, – это результат общения нейронов в нейронных сетях. Нейромедиаторы могут или помочь клеткам сотрудничать, или «затормозить» их общение, или возбудить их в определённом участке мозга.

Возбуждение нейрона сопряжено с выделением тех же нейромедиаторов в синапсе (так называется место соединения нейрона с другим нейроном или с мышцами. Синапс – это именно пространство между взаимодействующими клетками, ведь физически нейроны и ткани не соприкасаются). Этот сигнал подлежит расшифровке, и произойдёт ли это – зависит от того, есть ли в клетке соответствующий рецептор. Если есть – запускается сигнальный каскад, и клетка «расшифровывает сообщение». Впоследствии нейромедиаторы поглощаются нейронами или разрушаются ферментами.

Нейроны состоят из сомы (тело нейрона), дендритов и аксонов.

В теле находится ядро клетки и сюда приходит информация.

Дендриты – отростки-«приёмники» информации, чем их больше – тем больше нейрон принимает и обрабатывает информационных потоков.

 Аксон – отросток–«передатчик» информации от нервной клетки нейронам или клеткам внутренних органов, мышц.

Нейроны работают, собираясь в сети и в цепи. Процесс таков: аксон дотягивается до следующей клетки и создаёт синапс – контакт, соединение. Именно в синапсе передаются сигналы, происходят основные процессы. Двигаясь по нервной клетке, сигнал представляет собой короткий электрический импульс (примерно одна тысячная секунды). Сигнал продвигается по мембране нервной клетки , по мембране аксона, двигаясь к синапсу. Когда сигнал добирается до синапса, то преобразовывается, и принцип его действия меняется с электрического на химический: теперь из окончания аксона выделяется химическое вещество, влияющее на следующую клетку.

Внутри нейронов информация передаётся в электрической форме, а вот между нейронами – в химической, с помощью веществ-посредников, медиаторов.

Внезапная смена настроения

Этот пункт тоже определенно относится к тем, которые случались со всеми, включая вас – хотя вы, скорее всего, даже не понимали, почему это с вами происходило.

Только что у вас было отличное настроение, вы сыпали шутками направо и налево, и сами же над ними смеялись. Вы были на седьмом месте от счастья. Все, что происходило с вами в это время, казалось вам позитивным и прекрасным.

Ну а потом, совершенно внезапно и безо всякого предупреждения, ваше настроение меняется на 180 градусов. Вы чувствуете депрессию, и вам начинает казаться, будто кто-то или что-то полностью опустошило запасы вашей энергии.

И вам больше не хочется ни улыбаться, ни шутить. Единственное, чего вам теперь хочется – это забиться в свою норку, закрыться, и всласть пострадать в одиночку.

Скорее всего, это было вызвано тем, что в этот самый момент кто-то думает только о вас. И наше подсознание пытается дать нам об этом знать – одним из доступных ему способов

Ваша душа почувствовала внимание другого человека – его энергия повлияла на вашу, и это вызвало столь резкую перемену настроения. Защитная реакция организма срабатывает на любое внешнее внимание – как негативное, так и позитивное

Гормоны

Химическое взаимодействие

Норадреналин – медиатор, который обеспечивает работу различных мозговых систем, связанных с активацией и бодрствованием, обеспечивающих бдительность и внимание, а также является переносчиком сигналов в симпатической нервной системе. В симпатической нервной системе норадреналин вызывает сужение кровеносных сосудов, подъем артериального давления, увеличивает частоту дыхания и сердцебиения. Норадреналин также работает как гормон, который выделяют надпочечники, расположенные с обеих сторон чуть выше почек

Результаты его выделения надпочечниками те же самые: спазм сосудов, подъем давления, ускорение работы сердца и учащение дыхания. Адреналин, норадреналин, а также другие гормоны, вырабатываемые надпочечниками, играют важную роль в ответе организма на стресс

Норадреналин также работает как гормон, который выделяют надпочечники, расположенные с обеих сторон чуть выше почек. Результаты его выделения надпочечниками те же самые: спазм сосудов, подъем давления, ускорение работы сердца и учащение дыхания. Адреналин, норадреналин, а также другие гормоны, вырабатываемые надпочечниками, играют важную роль в ответе организма на стресс.

Гормоны – это химические вещества, которые выделяются в кровь железами внутренней секреции, которых очень много в нашем организме. Гормоны передают сообщения, которые вызывают различные изменения в организме, и это очень похоже на то, как действуют медиаторы в нервной системе. В нашем организме есть много веществ, таких как норадреналин, которые работают и как медиаторы, и как гормоны. Налицо очень тесная связь между нервной и эндокринной системами, являющимися мощными регуляторами происходящих в организме процессов

Мозг через гопоталамо-гипофизарную систему оказывает важное влияние на процесс регуляции выделения гормонов, и если происходит сбой в работе медиаторов, может возникнуть гормональный дисбаланс, который, в свою очередь, начинает оказывать влияние на мозговые функции и, как следствие на то, как человек себя чувствует

Как подготовить мозг к тренировкам

Так же, как спортсмены готовят своё тело к физическим упражнениям, мозг человека нужно подготовить для интеллектуального развития. Для этого достаточно помнить и следовать трём условиям, которые помогут сделать мозг пластичным и готовым к усвоению и переработке нового материала. Они помогут вам и вашим детям тренировать свой мозг.

  1. Высокая физическая активность. Если вы постоянно находитесь в сидячем или лежачем положении, то у вас есть риск появления гиподинамии. Из-за этого жирные кислоты, которые находятся в вашем организме, не расщепляются. К тому же из-за недостатка движения нарушается кровообращение. А из-за этого в мозг может поступать недостаточное количество кислорода, что ухудшит его работу.
  2. Употребление фосфатов и углеводов. Обязательно нужно есть продукты, которые включают в себя фосфор (тыква, соевые бобы, орехи, фасоль, плавленый сыр) и полезные углеводы (рис, кукурузные хлопья, макароны, кефир, рыба, креветки).
  3. Обильное питьё. Приучите ребенка пить много воды. Она очищает организм от токсинов, а также помогает поддерживать нейронные связи, тем самым обеспечивая развитие когнитивного мышления.

Развитие левого полушария

Левое полушарие отвечает за логическое, рациональное мышление и в силу нашего стиля жизни доминирует практически у всех людей, за исключением левшей. Система образования построена на развитии именно левого полушария, то есть необходимые навыки ребенок получает уже в школе. Но есть несколько способов, как быстрее развить левое полушарие:

  • ежедневно решать математические задачи разной сложности;
  • тренироваться в задачках на логику и смекалку;
  • разгадывать ребусы, кроссворды, шарады и т. д.

Развитие правого полушария

Установлено, что правое полушарие, отвечающее за творческое и образное мышление, доминирует у людей с рождения. Однако в процессе обучения происходит перекос в сторону левого полушария, которое постепенно подавляет правое. У левшей правая часть мозга все равно остается доминирующей, но вот другим детям полезно узнать, как развить правое полушарие:

  • посещать творческие мероприятия (выставки, музеи, галереи и т. д.);
  • сочинять стихотворения или рассказы;
  • задействовать левую руку при выполнении привычных действий;
  • визуализировать различные образы;
  • воспроизводить в уме знакомые звуки, запахи, ощущения.

Но главное условие всестороннего развития ребенка – тренировка и налаживание связи между полушариями. Для этого и нужны нейрогимнастические упражнения. Наибольший эффект от их выполнения наблюдается у детей от 7 до 12 лет – в этом возрасте они наиболее активны и любознательны.

Что такое нейропсихология и что она изучает?

Нейропсихология – это наука, которая изучает особенности мозга и влияние его сложных функций на процессы психики. Например, когда в школе невнимательный ученик часто вертится и отвлекается, во время перемены бегает, не замечая учителей и школьников, то не всегда это означает плохое воспитание. Иногда причиной являются неразвитые участки в головном мозге. Ребенок нарушает правила, потому что не может вести себя иначе.

Нейропсихология – область психологии, которая быстро развивается и имеет несколько направлений:

  • Клиническая – специальными методами обследуются и лечатся пациенты с нарушениями психики в связи с поражениями мозга.
  • Диагностическая. В ходе проведения анализа выявляется нарушенная двигательная способность.
  • Реабилитационная – направлена на функционирование психики в отделах мозга с нарушениями различных навыков специальными методами для связи с социумом.
  • Экологическая – делает оценку психологических эмоций человека от загрязнения экологии.
  • Экспериментальное направление нейропсихологии связано с изучением функций мозга и психики. Оно определяет нормы и признаки нарушения и специфические способы воздействия на нарушения структур электротоком.

Области нейропсихологии направлены на изучение психических реакций когнитивной психологии, в том числе памяти, речи, мышления, поведения, чтения и письма. Новыми направлениями являются детская и геронто-нейропсихология, которые исследуют нарушения психики в детском возрасте и людей старшего возраста.

Что такое связь «мозг-мышцы»?

Ментальная связь мозг-мышцы – это связь между Вашим мозгом, нервной системой и мышцами.

Как Вы думаете, почему работают Ваши мышцы? Только потому, что Вы взяли в руки гантели? Нет, абсолютно по другим причинам. Из физиологии известно, что все процессы в организме регулируются работой мозга. Именно мозг оценивает ситуацию, принимает решение о том, как нужно действовать и посылает нервные сигналы к разным органам и частям тела. Соответственно, и мышцы работают потому, что им поступил «приказ» выполнить определённую работу. Я повторюсь ещё раз – решение принимает не мышца, мышца только исполнитель, решает мозг.

Ещё до того, как Вы взяли в руки гантели, мозг должен оценить какую силу Вам нужно будет приложить и как скоординировать Ваши действия. Т.е. ещё до начала выполнения упражнения в Вашей «голове» формируется план того, как эта работа будет выполнена. Это, безусловно, очень упрощенное описание, но оно полностью отражает суть работы ментальной связи «мозг-мышцы».

Можно ли улучшить работу мозга

Как и в случае с любым другим органом, состояние головного мозга напрямую зависит от диеты и активности человека. Соблюдая здоровый образ жизни, реально улучшить и его работу.

Влияние диеты

Неправильное питание может ухудшить состояние здоровья человека и послужить причиной развития кардиологических болезней, ожирения, диабета 2 типа. А эти болезни, в свою очередь, повышают риск появления слабоумия.

Чтобы улучшить здоровье головного мозга, стоит включить в свою диету такие продукты:

  • растительную пищу с темной кожурой (например, чернику, брокколи, шпинат), так как она содержит много витамина E, а красный перец и батат богаты бета-каротином – оба эти вещества крайне полезны для мозга;
  • жирную рыбу (лосось, тунец, макрель) – отличные источники жирных кислот Омега-3, которые улучшают когнитивные функции;
  • грецкие орехи, пекан (содержащиеся в орехах антиоксиданты также благотворно влияют на состояние мозга).

Физическая активность

Нельзя недооценивать роль двигательной активности для поддержания здоровья головного мозга. Достаточно ежедневно уделять хотя бы по 30 минут на активную ходьбу, чтобы снизить риск ухудшения работы мозга. Также полезно плавание, бег трусцой, езда на велосипеде.

Умственные тренировки

Головной мозг работает по принципу мышц: чем активнее его использовать, тем лучше он выполняет свои функции. Поэтому не стоит игнорировать специальные умственные тренировки, чтобы поддерживать здоровье органа. Кстати, согласно данным одного из научных экспериментов, люди, увлеченные логическими задачами, на 29% меньше подвержены риску развития слабоумия .

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий