Разбираем вопрос — что такое холодная вода ОДН в квитанции?

Процедура установления ОДН

Общедомовые нужды в 2022 году, равно как и в другие периоды, могут установить органы правления в конкретном регионе. С указанной целью происходит сбор и анализ сведений о понесенных расходах за выбранный период.

Для примера, когда нужно провести расчет на 2022 год, учитываться будут показатели за 2021. После проведения анализа полученной информации проводится вычисление нормативов.

Учитывать нужно:

  • количество жильцов;
  • тарифы на ресурсы;
  • климат;
  • наличие льготников.

Нормативы по электроэнергии и другим ресурсам определены для возмещения разницы потребленных услуг по факту и тем, какие значения прописаны на аппаратуре учетного типа.

Кто устанавливает ОДН по регионам

В многоквартирном доме должны утверждаться нормативы. Правом на разработку этих актов наделены органы власти субъекта. По этой причине в разных местностях такие показатели имеют разное выражение.

К примеру, на территории Иркутской области нормативы определены Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта №75-мпр от 2017 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Иркутской области».

На территории Московской области действует распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства №63-РВ от 2017 ода «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области»

В Томской области Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора в 2017 году разработан Приказ №20 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Томской области».

В Краснодарском крае региональная энергетическая комиссия департамента цен и тарифов в 2017 году разработала Приказ №3/2017-нп «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Процедура установления размеров нужд

Размер нужд устанавливается на собрании, проводимом уполномоченным органом. Принятое решение облекается в форму документации.

Содержание данного акта имеет такое выражение:

  • день, когда вынесено решение;
  • номер, присвоенный при регистрации;
  • основание принятия документа;
  • предмет для обсуждения;
  • суть сформированного решения;
  • период для реализации акта;
  • перечень лиц, кого затрагивает документ.

В конце руководитель органа власти субъекта ставит свою подпись. Оформлять акт нужно на бланке гербового типа. Если применяется простой лист формата А4, то необходимо поставить гербовую печать.

Обратите внимание: нормативы прописываются в форме отдельного приложения. У органа, принявшего данное решение, возникает необходимость разместить принятое решение на официальном портале УК

Применяются ли повышающие коэффициенты к ОДН

Вода и другие ресурсы оплачиваются при использовании повышенных коэффициентов в той ситуации, если не установлены счетчики.

В этом случае необходимо документально подтвердить возможность установления приборов учета. Начисления исходят из повышенных показателей, когда гражданин мог использовать учетную аппаратуру, но не сделал этого.

Важно! По отношению к нуждам общедомового значения данные правила не применяются, если эта статья расходов включена в плату за содержание общего имущества

Сколько должны платить жильцы по ОДН

Изучив закон, становится ясно, что общедомовые нужды должны оплачиваться в пределах нормативов. При этом совершенно не запрещено вносить плату ниже норматива. Практически все управляющие компании (УК) уже приняли данные нормы закона и используют их в своей работе.

Расчет осуществляется следующим образом:

  1. Снимаются показатели общедомового счетчика.
  2. Рассчитывается объем услуги по индивидуальным счетчикам.
  3. Определяется разница между двумя показателями, которая сравнивается с нормативами.
  4. Если полученная сумма разницы превышает норматив, то учитывается максимальное его значение, которое делится между всеми жильцами.
  5. Если полученная сумма ниже, то жильцы могут сэкономить и оплатить за фактическое потребление.

Если в доме не установлены счетчики, то жители дома должны платить по утвержденным нормативам. В таком случае управляющая компания не учитывает общие показания счетчиков.

Кто устанавливает нормативы

Многие жильцы задают вопрос: кто устанавливает нормативы, и какие факторы при этом учитывают? Ответ простой – региональные власти. В каждом регионе представители власти рассчитывают свои тарифы.

Важно учитывать, что если после 1 июня 2017 нормативы не установлены, то управляющая компания имеет право использовать нормативы, которые были актуальны на 1 ноября 2016 года. К примеру, в Удмуртии во многих домах действуют нормативы, которые были утверждены еще в 2013 году

В Белгородской области действуют тарифы 2015 года. Отличилась Москва, где управляющие компании используют нормативы от октября 2016 года

К примеру, в Удмуртии во многих домах действуют нормативы, которые были утверждены еще в 2013 году. В Белгородской области действуют тарифы 2015 года. Отличилась Москва, где управляющие компании используют нормативы от октября 2016 года.

Определяя нормативы, учитывают:

  • Год постройки;
  • Количество этажей;
  • Тип отопления в доме;
  • Канализацию;
  • Наличие унитаза и размер ванной комнаты;
  • Датчики движения в коридоре;
  • Наличие энергосберегающих лампочек;
  • Какая входная дверь.

К примеру, в одном доме во дворе нет детской площадки и клумб. УК установила фонари у дома, которые реагируют только на датчик движения. В другом доме есть детская площадка, которая освещается 24/7. Также посажено много цветов, деревьев и налажен постоянный полив. Получается, что второй дом потребляет больше света и воды. В результате этого нормативы для него должны быть выше. Задача региональной власти – это учесть все показатели и определить нормативы для каждого региона или порой дома.

Понятие общедомовых нужд

Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок. В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка. На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов. Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.

Что такое общедомовые нужды в квитанции коммунальных платежей?

В коммунальные услуги, расходуемые на общедомовые нужды, входят следующие услуги:

  • освещение придомовой территории, подъезда, коридоров и других мест общего пользования;
  • электричество, потраченное на работу лифтов, домофонов и пожарной сигнализации, насосов водоснабжения и др.;
  • мойка мест общего пользования и мусоропроводов;
  • полив зеленых насаждений на земельном участке МКД;
  • мойка коммуникаций;
  • расходы на отопление подъездов и других мест общего пользования;
  • расходы на уборку общедомовых помещений и земельного участка;
  • расход воды, сбрасываемой при ремонте систем отопления.

Отдельно можно отметить технические потери – внутридомовые потери электроэнергии, воды, тепловой энергии и др., которые могут быть связаны как с аварийными ситуациями, например, небольшими протечками труб, так и с необходимостью – например, расходование воды для пролива систем при подготовке МКД к отопительному сезону.

Также потери электроэнергии и тепла могут происходить в связи с конструктивными особенностями дома – неэффективное утепление мест общего пользования, использование неэнергоэффективных источников света и т. д.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Изыскания судей.

В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.

Какие сведения учел орган тарифного регулирования?

Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.

Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.

Важно ли освещение чердаков?

Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.

Какую информацию УК предоставила РСО?

Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.

Вывод судей

Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.

Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018).

* * *

При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).

Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль. 

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936.

В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301-ЭС19-12546.

Возможен ли перерасчет платы

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена. По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.

Ненадлежащее качество услуг

Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования. Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор. Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.

Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление. Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме. Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.

Сюда относится:

  1. Название и место нахождения поставщика услуг.
  2. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
  3. Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
  4. Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
  5. Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
  6. Период, за который надо произвести перерасчет.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата составления и подпись инициатора.

Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров. Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету. Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.

В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.

Отсутствие в жилом помещении

По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Что такое ГВС на ОДН в квитанции?

Если вы встретили в платёжной квитанции надпись «ГВС на ОДН», это означает, что в данной графе содержится расчёт платежа за горячее водоснабжение, потраченное на общедомовые нужды. Аналогичная аббревиатура и у холодного водоснабжения – ХВД.

В ходе содержания общедомового имущества в здании появляются затраты на отопление, газо-, водо- и электроснабжение. Данные коммунальные услуги используются в помещениях, относящихся к дому, например, в подвале, лифте, складе, чердаке и т. д.

Согласно нормам российского законодательства, затраты на общедомовые нужды (то есть ОДН) должны оплачиваться владельцами квартир в доме. При этом величина расходов распределяется между всеми жильцами равномерно.

Горячая вода для ОДН используется в следующих случаях:

  • для проверки системы перед началом отопительного сезона;
  • для сброса воды в стояках во время осуществления ремонтных работ или подключения радиаторов;
  • для обогрева внутренних помещений (подъезда, лестничных площадок);
  • для опрессовки отопительной системы после окончания ремонтных работ.

Следует отметить, что с начала 2017 года строка ОДН должна быть убрана из текста платёжной квитанции. Хозяева квартир не освобождаются от оплаты необходимого сбора, просто он будет включён в графу «содержание общего имущества».

После внесения изменений в законодательство размеры этой платы станут фиксированными и будут рассчитываться по нормативам, принятым региональными властями.

Что изменилось с 1 июня 2019 года?

Повторная реформа спустя всего полгода была продиктована тем, что изначальные изменения, к сожалению, не повлияли на чистоту расчетов при . Поскольку общедомовые устройства учёта потребляемых ресурсов установлены далеко не везде, управляющие компании пользовались этим, заставляя жителей платить гораздо больше нормы. Также управленцы рассмотрели в установлении нормативов на местном уровне ещё одну лазейку для нечестности – они были искусственно завышены, чтобы люди платили больше. Более того, в отдельных управляющих компаниях игнорировали требование расчёта ОДН по общедомовым счётчикам. Даже при условии их наличия за основу при просчёте сумм к оплате принимались государственные нормативы, предварительно умышленно завышенные.

Теперь же нормативы будут начисляться в зависимости от совокупного расхода каждого дома. Следовательно, управляющие компании лишены возможности перераспределения стоимости потерянных ресурсов между жильцами.

Главное же изменение коснулось ответственности за потребление ресурсов свыше установленной нормы. Теперь, если случится такое, что на ОДН дома ушло больше света, воды или тепла, чем прописано в нормативе, то разницу должна оплатить управляющая компания, а не жильцы. Предположим, норматив предписывает потребление в месяц до 100 кубометров воды одним домом, но фактически было потрачено 150 кубометров. Тогда оплату разницы в 50 кубометров в пользу коммунального предприятия, обеспечивающего водоснабжение, берёт на себя управляющая компания.

Измененный ОДН с января 2017 года

Жилищно-коммунальную отрасль страны сложно назвать особенно продвинутой ведь, несмотря на приличные средства, которые люди отдают в качестве оплаты услуг, ничего не меняется. Деньги пропадают, а большинство граждан так и продолжают жить в самых настоящих свинарниках. Если квартиры ещё получается поддерживать в относительном порядке, то о подъездах, к сожалению, этого сказать нельзя.

Не удивительно, что ЖКХ начали в шутку называть черной дырой, ведь в неё тоже засасывается вся материя, а отдачи, по сути, нет никакой. Но ОДН в 2017 году решили изменить, в надежде, что после этого что-то кризис исчезнет. Мы, конечно, сильно сомневаемся, но факт остается фактом. Теперь жителям многоэтажек надо платить за коммунальные услуги, предоставляемые всему дому. То есть, принцип простой – оплачиваете свою коммуналку, а потом ещё надо оплатить остаток, который идет на весь дом, на освещение подъезда, отопление и не только.

Если верить тому, что говорит закон, то новые тарифы призваны для рационализации расходов, чтобы пользователи не переплачивали. По сути, это очередной плюсик к коммуналке. Но многие согласны платить, только чтобы коммунальщики действительно выполняли свою работу, а не только жаловались на то, что им мало денег и нужно ещё внести парочку платежей для общего блага.

Теперь о самой процедуре:

Основной целью рассматриваемого закона является попытка создать условия, которые необходимы для повышения эффективности работы ЖКХ и улучшения платежной дисциплины клиентов. Кстати, сам тариф для каждого региона индивидуален, потому пользователям не стоит рассчитывать на одинаковые платежки.

Как с января 2019 года начисляется ОДН

С зимы этого года произошли интересные изменения. Теперь можно забыть о таинственной строке ОДН, которая мозолила глаза владельцам квартир на протяжении довольно долгого времени. Рассматриваемая единица расходов, которая раньше была отдельной, теперь входит в общую статью, то есть, начала быть частью плату за . Потому строка плата за ОДН исчезнет. Но как же контролировать её размер? Да никак. Надо доверять коммунальным службам. Но как-то не получается.

К общедомовому имуществу, согласно ст. 36 п. 1 Жилищного кодекса РФ, можно отнести комнаты, что не относятся к части квартир и используются в качестве общего имущества. К этой категории относятся:

  • Сами лифты и лифтовые шахты;
  • Технические этажи домов, крыши;
  • Лестничные площадки, коридоры между квартирами и не только;
  • Подвалы и чердаки, нормальное состояние которых нужно оплачивать;
  • Инженерные коммуникации;
  • Уход за земельным участком, на котором стоит дом. Этот пункт включает элементы благоустройства, что расположены на придомовой территории (детские площадки, клумбы).

Что касается показателей приборов, то они просчитываются очень просто – принимая во внимание общий домовой показатель, отнимая платеж, который показывают обычные квартирные счетчики. Так что платеж на ОДН не зависит от того как именно действуют жильцы, от того насколько качественно выполняют свои обязанности коммунальные службы

ОДН – это норма, которую платят везде, чтобы минимально содержать недвижимость в нормальном состоянии. Но теперь, когда этой отдельной статьи расходов не будет, проконтролировать её размер гораздо сложнее. Возникли претензии, потому что коммунальные службы начали злоупотреблять своими полномочиями. В этот счет вложили:

  • Управляющие организации вписывали в этот счет свои долги перед поставщиками ресурсов, пытаясь «отбить» деньги с карманов людей;
  • В платежки вписываются сторонние расходы поставщиков, которые никак не относятся к количеству или качеству оказанных услуг.

ХВС и ГВС в счете за коммунальные услуги

ГВС и ХВС — это аббревиатуры, имеющие прямое отношение к водоснабжению. Под ГВС подразумевается горячая, а под ХВС – холодная вода. Они должны оплачиваться по отдельности. Начисление как за горячее, так и холодное водоснабжение ведется двумя путями:

  1. Согласно показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах. В данном случае каждый жилец платит в соответствии с реальными объемами потребления.
  2. При отсутствии индивидуальных приборов учета расчет ведется по нормативам, которые устанавливаются региональными властями.

Наименование ГВС в квитанции ЖКХ всегда имеет большую стоимость, чем холодное водоснабжение. Сумма за горячую воду в квартире зависит не только от фактического показания индивидуального прибора учета, но и затрат на ее обогрев.

Горячее водоснабжение ОДН в квитанции – это плата за использование горячей воды на уборку в подъездах, а также на их отопление в зимний период. Общая сумма расхода за месяц распределяется по всем квартирам жилого дома пропорционально их площади. Количество зарегистрированных жильцов в одной квартире не учитывается.

Способы уменьшить сумму

Начисление ОДН регулирует Постановление Правительства под №354 (вступившего в силу 6 мая 2011). Подогрев воды, отопление, поставка ГВС по квартирам – все эти работы требуют значительного расхода тепловой энергии. И поэтому данная графа в счет-квитанции всегда состоит из большой суммы.

Но можно ли как-то уменьшить платеж, не уменьшая комфорт проживания в доме и качество его обслуживания? Есть несколько способов добиться экономии семейных финансов:

  • Первым делом следует установить приборы учета на ГВС. Идеальный вариант – ИПУ в квартирах и общедомовые счетчики, которые помогут точно высчитать расход горячей воды на потребности всего дома. Нужно только выяснить, за чей счет будет установлен прибор.
  • Рекомендуется утеплить подвал и другие места общего пользования.
  • Поможет и замена старых металлических труб на полипропиленовые.
  • Чтобы ГВС на общедомовые потребности рассчитывалось правильно и по показателям счетчика, данные прибора учета нужно передавать во время. В противном случае расчетный отдел будет делать начисление по нормативам (с последующим перерасчетом при получении показателей счетчиков).
  • Контроль над работой Управляющей компании и поставщиков ресурсов – также метод экономии. Представитель дома может проверять снятые показатели счетчиков, проверить соответствие начислению за месяц.

Нужно учитывать, что платежи, которые зависят от количества проживающих в квартире, могут и увеличиваться. Если в квартире без ИПУ больше 5 дней живет лицо не приписанное, Управляющая компания имеет право начислять на такого человека платежи по нормативам.

Достаточно для этого, чтобы Совет дома зафиксировал факт проживания такого лица и подал соответствующий акт в расчетный отдел.

Монтаж общедомового прибора учета позволяет выявить утечки ресурса. Объем утечки должен отниматься от общего расхода ГВС на ОДН. Устранение проблем с утечками – это ответственность обслуживающей компании. В МКД без счетчиков именно жильцы оплачивают пустые потери воды.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий