Причащение младенцев и детей
Для младенцев (маленьких детей дошкольного возраста) в зависимости от возраста в той или иной мере отменяются все условия, как дисциплинарные, так и сущностные. Происходит это под одним условием. Церковь крестит и причащает неразумных младенцев по вере их родителей. В древней Церкви крещение младенцев происходило только тогда, когда доподлинно было известно о христианской жизни их родителей, а также об их членстве в той или иной христианской общине. Дополнительным гарантом за церковность семьи выступали восприемники (крестные) детей. Основным мотивом, который допускает подобную практику является то, что в семье где все причащаются Христа и живут церковной жизнью младенец, не имеющий возможности соединиться со Христом, предстает как некое досадное «средостение» в семье между причащающимися родителями. Поэтому крайне желательно, чтобы причащение младенцев совершалось совместно с семьей или хотя бы вместе с одним из родителей. Ситуация, когда регулярно и часто причащают маленьких детей, а родители причащаются несколько раз в год, или не причащаются вовсе – не должна признаваться нормой
Для Церкви очень важно участие в Евхаристии всей семьи. Если в семье есть дети, то очевидно дисциплинарные требования для обоих родителей (а особенно для мам) значительно смягчаются
А для кормящих и многодетных матерей, в случае необходимости, они могут быть и полностью отменены.
По сложившейся традиции дисциплинарные условия в полноте не распространяются и на детей более старшего возраста. Исповедь происходит, как правило, не раньше семилетнего возраста (а в случае индивидуальной неготовности ребенка и позже, например, в 9 или 10 лет). Меру телесного и литургического поста, молитвы, участия детей в богослужении необходимо определять родителям, согласовываясь со священником
Важно постепенно и мягко воспитывать в ребенке стремление и возможность воздержаться от приема пищи и по возможности воды перед Причащением, сообразуясь при этом с физическим, моральным состоянием ребенка, с временем, потраченным на дорогу к храму, с продолжительностью богослужения, с усталостью ребенка. Литургический (а тем более телесный) пост не должен быть ни физически, ни морально обременителен для маленького христианина и затмевать его радость встречи со Христом
Важно воспитывать в ребенке собственную волю в этих вопросах подготовки, пускай ребенок откажется даже от самого малого или ничтожного, но сделает это сам, собственной волею, чем он что-то будет делать подчиняясь родителям или «из под палки». Недопустимо причащение младенцев (маленьких детей) в случае явного их нежелания и противления
Необходимо в этом случае, успокоить ребенка, а в следующий раз лучше подготовить к приему этого великого Таинства
Недопустимо причащение младенцев (маленьких детей) в случае явного их нежелания и противления. Необходимо в этом случае, успокоить ребенка, а в следующий раз лучше подготовить к приему этого великого Таинства.
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 23 собеседование – Третье Аввы Феоны о желании добра и делании зла, гл.21 // Писания. Изд. ТСЛ, 1993, с.605.
Мч. Иустин Философ, «Первая» Апология, поданная на имя императора Антонина, п.67, стр. 99.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Смысл причастия
Первым делом, в подготовке к причастию будет осознание смысла в причащении, так многие идут в церковь потому, что это модно и можно было сказать, что вы причащались и исповедались, но на самом деле такое причащение грех. Подготавливаясь к причастию, необходимо понимать, что в церковь к священнику вы идете, в первую очередь, для сближения к Господу Богу и расскаивании в своих грехах, а не устроить праздник и лишний повод, чтобы попить и поесть. При этом идти причащаться лишь потому, что вас заставили, не есть хорошо, на это таинство необходимо ходить по желанию, очищая свою душу от грехов.
Итак, желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению.
Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.
С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи – мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.
Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае – до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен к Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.
Таинство причастия
Причастие – одно из семи православных таинств. Оно заключается в употреблении вина и хлеба (просфоры), освященных особым способом. Таким образом, верующий человек выражает свое единение с Христом.
Причастие требует специальной подготовки и благословения священника. Как готовятся к таинству:
постятся в течение трех дней; за день до причастия посещают вечернею службу; читают специальные молитвы в течение трех дней.
Обычно причащаются во время, утренней службы, предварительно исповедавшись и получив благословение батюшки.
Православная вера не запревает причастие для беременных. Наоборот, женщинам в положении рекомендуют чаще приходить в храм и участвовать в таинствах, чтобы на малыша снисходила благодать.
Как будущей маме подготовиться к причастию
Для женщин в положении упрощен и допуск к этому таинству. Как правило, строго поститься беременным перед причастием не обязательно. Если состояние здоровья позволяют лучше ограничить потребление животной пищи на три дня. Допустимо поститься только один день.
Беременная должна много молиться при подготовке к таинству. Священники рекомендую не только начинать и завершать день с молитвой, но и читать ее до и после еды, перед прогулками.
Вечернею службу перед таинством лучше посетить. Вы можете отстоять ее не полностью. Но если состояние здоровья не позволяет присутствовать в храме, то можно не посещать. Но дома необходимо молиться пока в храме идет служба.
Все тонкости того, как подготовиться к причастию беременной, обсудите со священником заранее. Придите в выбранный храм за несколько дней после службы и задайте все интересующие вопросы.
Можно ли курить в пост перед причастием
Перед принятием причастия также практикуется отказ от ряда видов продуктов, то есть соблюдение поста. Стоит знать, что основной сущностью любого подобного воздержания является не замена одних продуктов другими, а отказ от мирских радостей ради духовного блага. Поэтому вопрос о том, можно ли курить в пост перед причастием, является, по меньшей мере, нелогичным. Если человек не способен отказаться от табака на период воздержания перед причастием, то вряд ли можно говорить о наличии торжества духа над телом.
Стоит заметить, что на данный момент большинством священников на вопрос относительно того, можно ли курить в пост, рекомендуют если не полностью, то хотя бы частично отказаться от этой вредной привычки на время поста, тем самым проявив стремление ограничить себя от греховных стремлений.
Учитывая приведенную выше информацию, ответы на вопросы можно ли курить в великий пост и можно ли курить в пост перед причастием будут отрицательными
Принимая во внимание смягчение современных нравов, даже при наличии информации относительно нарушения данного запрета священник не возборонит нарушителю участвовать в таинствах, но для человека, стремящегося жить в соответствии с Заповедями, отказ от курения и алкоголя должен быть одним из первых шагов
Правила поведения во время подготовки к причастию
Постясь перед Евхаристией, следует соблюдать строгие правила. Говенье предполагает отказ от повседневной пищи и мирских удовольствий, а потому требует особой силы духа.
Сколько дней нужно поститься
Церковным уставом не прописано точное количество постных дней. Верующий сам решает, сколько времени ему стоит воздерживаться от соблазнов. Как правило, подготовка к Евхаристии занимает от 3 дней до недели. При этом человеку необходимо учитывать состояние своего здоровья и возраст, чтобы определить длительность воздержания. Эти же факторы будут влиять на меню, так как говенье не должно навредить организму.
Можно ли не поститься
Ответственность за соблюдением поста несет сам мирянин. Он должен понимать, что отказ может привести к негативным последствиям, так как Церковь считает грехом – прикасаться к Святым Дарам не очистившись.
Верующие люди, соблюдающие все церковные говенья и Законы Божьи, могут не поститься перед Евхаристией.
Совет автора
Человек, пришедший причащаться впервые, должен пообщаться сначала с духовным лицом. Священник сам подскажет, сколько дней нужно будет попоститься. Главное правило для всех едино – не принимать пищу и не пить воду в ночь перед причастием. Таинство можно проводить только на голодный желудок, предварительно очистив свою душу исповедью.
Что запрещено употреблять в пищу
Церковь называет тело храмом Божьим, а потому постная еда призвана только поддерживать здоровье на протяжении говенья. Церковный устав прописывает пищу, которые нельзя есть во время воздержания. К таким продуктам относятся:
- яйца;
- мясо;
- рыба;
- вино;
- кефир;
- сметана или сливки;
- сливочное масло;
- ряженка;
- йогурт;
- творог;
- сыр и другие кисломолочные продукты.
Говенье предполагает отказ от животной пищи и мирских удовольствий
Меню для постящегося
Чтобы правильно соблюдать говенье, нужно понимать, какие продукты можно употреблять. Во время поста есть дни сухоядения, когда дозволяется употреблять только сухую пищу и пить воду. Однако в остальное время можно пополнять рацион фруктами, овощами, крупами, медом. Разрешаются горячие блюда с маслом или без, орехи, бобы, натуральный кисель или мармелад. Если у постящегося человека обычный повседневный рацион составляет рыба, то при воздержании она не запрещается.
Выходить из поста тоже нужно правильно, чтобы разговение не оказалось стрессом для организма. В первые дни лучше не есть мясных блюд, так как тяжелая пища может спровоцировать разлад желудочно-кишечного тракта. К привычному рациону следует возвращаться постепенно, понемногу добавляя запрещенные ранее продукты.
Что дает христианину генеральное исповедание
При «перелистывании страниц» жизни перед христианином возникает целостная картина прожитых лет. В молитве следует попросить Духа Святого высветить те моменты, когда человек оступился или пустил в сердце непрощение, ставшее причиной озлобленности, жестокости, обиды на все человечество.
Генеральное признание своих грехов принесет свободу христианину
После исповедания по великой милости Божьей человек сбрасывает психологическую ношу, которую тащил на себе порой долгие годы, при этом он освобождается от вольных и невольных прегрешений.
О времени исповедания нужно договариваться заблаговременно, чтобы в спокойной обстановке, при неограниченном времени освободить душу перед Всевышним.
Совет! Очень важно для исповедания выбрать того священника, которому вы доверяете, чтобы он сам являлся примером христианской жизни. Мудрый духовник не будет задавать неприличные вопросы, и копаться в «грязном белье». Он мягко и ненавязчиво поможет исповедуемому пройти путь анализа своей жизни, вспоминая плохие и хорошие ее моменты
Он мягко и ненавязчиво поможет исповедуемому пройти путь анализа своей жизни, вспоминая плохие и хорошие ее моменты
Мудрый духовник не будет задавать неприличные вопросы, и копаться в «грязном белье». Он мягко и ненавязчиво поможет исповедуемому пройти путь анализа своей жизни, вспоминая плохие и хорошие ее моменты.
Во время воспоминания о том или ином проступке при генеральной ревизии своей души человек может объяснить, почему он поступал таким или иным способом.
Есть и пить
Батюшка может сократить пост перед причастием. Что касается евхаристического поста: вопрос о его продолжительности перед Причащением довольно распространен. Но в каждом конкретном случае лучше решать с духовником или священником храма, который чаще всего посещается. Обычно рекомендуется держать пост три дня. Однако это зависит и от состояния здоровья – духовного и физического – причастника, а также от того, как часто человек приступает к Святым Тайнам. Если он регулярно посещает богослужения, исповедуется и причащается, батюшка может благословить на одно- или двухдневный пост.
Многие священники придерживаются вполне здравой точки зрения относительно поста перед Причастием для воцерковленных прихожан: для них достаточно четырех длительных постов в течение года и постных среды и пятницы каждую неделю. В специальном евхаристическом посте они не нуждаются.
Какие продукты разрешены: можно ли кушать рыбу и что еще?
В течение евхаристического поста следует исключить пищу животного происхождения:
- Исключите из рациона все мясные и молочные продукты. мясо и мясные продукты,
- молоко и молочные продукты,
- яйца.
При строгом посте запрещено есть и рыбу. Речь может идти лишь о пище растительного происхождения.
Однако и количество разрешенных постных продуктов также должно быть умеренным, то есть попросту нельзя объедаться.
Есть несложные рекомендации по постному меню в дни перед Причастием:
- завтрак: чай с печеньем (предпочтительнее овсяным) или постными хлебцами или овсянка на воде;
- обед: овощной суп (не на мясном бульоне!);
- ужин: салат из овощей или отварные картофель, рис.
Время перед отходом ко сну следует посвятить усиленной молитве, а утром, до выхода в церковь, почитать специальное Последование ко Причащению. Конечно же, завтрак исключен.
Можно ли перед Причащением принимать лекарства: таблетки или микстуры? В последнее время в Церкви сложился такой взгляд на вещи: если прием медпрепаратов жизненно важен – давление, высокая температура, то он не будет являться грубым нарушением установленного поста, но во время исповеди следует сказать об этом батюшке.
Пить чай или нет: как быть с напитками?
Во время поста горячительные напитки употреблять запрещено. С полуночи и до Таинства Евхаристии нельзя пить даже воду, не говоря уж о чае или традиционном утреннем кофе.
Согласно религиозным воззрениям, тело человека должно служить храмом душе, поэтому правила евхаристического поста предусматривают его содержание бодрым и трезвым
А пища, выходящая за рамки поста, и тем более алкоголь (причем неважно, сколько в нем градусов, – вино это или даже пиво), не способствуют молитвенному настрою
Канон Ангелу Хранителю перед Причастием
Каждый человек при совершении над ним Таинства Крещения на всю жизнь получает Ангела Хранителя.
Ангел Хранитель старается удержать вверенного ему христианина от грехов и соблазнов. Ангел помогает в борьбе с искушениями, внушает страх перед тяжкими грехопадениями. Его задача — духовно наставлять в истинной вере, заступаться за «подопечного» в течение земной его жизни. А также молиться за него Господу, не прекращая своего заступничества за человека и после смерти.
Поэтому верующие обращаются к своему Ангелу Хранителю ежедневно. А в период подготовки к Таинству Причастия следует читать ему составленный Святыми Отцами Канон
Для христианина это очень важно. Ведь через своего «личного» Заступника верующий может вымолить у Господа отпущения (прощения) содеянных грехов
Причастилась не натощак. Исповедаться?
Вопрос читателя:
Доброе утро, батюшка! Мне кажется уже почти год, что я ужасно согрешила, мучает совесть. Я в 2021 году в пасхальную неделю причастилась во вторник и в субботу, до причастия я не ела, ибо я все правила знаю, в церковь с детства хожу. В воскресенье в пасхальную неделю у меня были дела с утра, и я как бы не планировала причащаться. Но я пораньше от дел освободилась и решила в церковь пойти. Пришла, в конце службы все причащались, и детишки, и взрослые, все такие счастливые были! А я с утра ела, повторюсь, я не планировала идти утром в церковь, но я прямо расплакалась, все причащаются, все такие радостные, солнышко светит. И я просто не удержалась и тоже причастилась, но с утра я ела. Вот после этого меня мучает совесть, что я причастилась после того как ела уже утром
Скажите батюшка, что мне делать сейчас? Как успокоиться? И нужно ли мне в этом исповедаться? Благодарю вас за внимание ко мне и за ответ
Христос воскресе! Если мучает совесть, есть один надежный способ очистить ее от того, что ее мучает – исповедаться. Не заговаривать себя, не оправдываться тем, что солнышко светило и все были радостные, а спокойно, трезво сказать: вот это я сделала неправильно, каюсь, понимаю, почему, пошла на поводу у того, у чего идти было не надо. Совесть ведь не обличает на пустом месте, она очень верно и однозначно свидетельствует о том, что в наших поступках неправильно. Так что не надо Вам мучиться, а надо прийти на исповедь в ближайшее же время и раскаяться.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Источник статьи: https://foma.ru/prichastilas-ne-natoshhak-ispovedatsya.html
Пост перед Исповедью
Покаяние – Таинство, логично следующее за воздержанием перед Причастием: осознавший свои немощи, ошибки, заблуждения просто не может идти с этим грузом на встречу с Христом: отсюда – Исповедь, разрешающая от грехов, которая предшествует Таинству.
Однако, пост, соблюдаемый тогда, когда человек намерен после Исповеди причаститься – все-таки держится именно ради этого.
Церковный Устав не знает отдельного воздержания перед Таинством Покаяния, хотя особая молитвенная сосредоточенность и некоторая мера пощения, помогающая осознать грехи, конечно, приветствуется.
Но если Исповедь совершается не с намерением затем причаститься, воздержание перед ней не обязательно.
Исповедь перед Причастием
Поведение в храме ребенка
Около Святой Чаши младенцев надо держать в горизонтальном положении головкой на правой руке. Ручки ребенка надо придерживать, чтобы он ненароком не толкнул чащу и не тронул лжицу (ложку).
Когда впервые ребенок причащается, он может испугаться. Сначала пусть он лучше посмотрит, как делают это другие. Дайте ему частицу просфоры и поднесите под благословение к батюшке.
Родители могут заслуживать серьезного упрека в том, что их дети, будучи уже в сознательном возрасте, шумят в храме, играют и бегают как на игровой площадке. Это абсолютно недопустимо. Такие правила поведения в общественных местах детям необходимо знать, тем более, когда речь идет о храме.
Насчет периодичности причастия надо отметить, что младенца причащать надо раз в неделю. Дети старшего возраста причащаются реже. Об этом лучше посоветоваться со священником.
Православный календарь
Прор. Наума (VII в. до Р. Х.).
Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Пе́рсянина.
1 Тим., 287 зач., V, 22 – VI, . Лк., 99 зач., XX, 1–. Прав.: Кол., 258 зач., III, 2–. Лк., 2 зач., VI, 1–.
Пророков гнали, и Церковь на протяжении всей истории гнали, потому что она совершала пророческое служение. Критика в адрес Церкви напрямую связано с тем, что Церковь говорит Божию правду. Вот кому-то хочется сегодня запустить страшный эксперимент с продажей младенцев от так называемого суррогатного материнства, а Церковь говорит: «Нет, это грех, этого делать нельзя». То же самое нам говорят про аборты – мы отвечаем: «Нет». Мы принимаем тех, кто совершил этот грех, женщин и мужчин, их мужей, мы проводим их через таинство Покаяния, но мы никогда не скажем, что это норма жизни. Мы никогда не скажем, что нормой является нарушение целостности брака, нарушение супружеской верности, как бы эту истину ни разрушала современная культура – в виде кинематографа, литературы и так далее. Мы будем говорить так, какими бы старомодными, устаревшими, неграмотными нас ни называли. Поэтому пророческое служение, которое совершали древние пророки, совершается и сегодня. Как доставалось тем, так и ныне достается каждому, кто со смирением, без гордыни, но свидетельствует правду Божию, даже когда эта правда не очень приятна слушающим.
Отношение церкви к вину
Большинство обывателей хорошо знают те места в Священном Писании, в которых говорится, что христианская религия не запрещает употребление вина. Действительно, в священных текстах есть множество эпизодов, где люди употребляют вино. Это делал и Иисус Христос. Но речь в Библейских сюжетах идёт именно о небольшом количестве вина.
Внимание! Оправдывать пьянство и собственную слабость перед искушением, цитируя библейские строки нельзя. Святитель Иоанн Златоуст писал, что в употреблении винного напитка нет греха, но чрезмерное его употребление приводит человека к дьяволу
Поэтому отцы церкви говорят, что каждый человек должен сам решить пить ему алкоголь или нет. Если у него есть сомнения в том, сможет ли он противостоять искушению предаться страсти употребления алкоголя и не направит ли он на этот греховный путь своих близких, то от вина, даже в малых количествах лучше отказаться полностью
Святитель Иоанн Златоуст писал, что в употреблении винного напитка нет греха, но чрезмерное его употребление приводит человека к дьяволу. Поэтому отцы церкви говорят, что каждый человек должен сам решить пить ему алкоголь или нет. Если у него есть сомнения в том, сможет ли он противостоять искушению предаться страсти употребления алкоголя и не направит ли он на этот греховный путь своих близких, то от вина, даже в малых количествах лучше отказаться полностью.
Выпивший человек должен адекватно вести себя в храме, не мешая другим
С точки зрения христианства, человеческое тело — сосуд, который наполняет дух, приближающий людей к Господу. Но если этот сосуд наполнить алкоголем, то для духа там остаётся мало места и единения с Создателем достичь становится очень трудно.
Таинство Причащения
Во время выхода священника со Святыми Дарами с возгласом: “Со страхом Божиим и верою приступите”, нужно сделать по возможности один земной поклон (на коленях, касаясь головой пола, положено делать причастнику в любой день недели, в том числе и на Пасху).
Внимательно слушать слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя.
После прочтения молитв причастники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении (обязательно) подходят к Святой Чаше. Первыми дети, затем мужчины, после них – женщины.
У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвать свое имя во святом крещении, широко раскрыть уста и принять Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. Далее диакон или пономарь оботрет уста платом, после чего целуешь нижний край Святой Чаши и отходишь, не разнимая рук, к специальному столику, где принимаешь запивку (теплоту) и съедаешь частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту
Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.
После принятия теплоты молиться со всеми до конца богослужения.
После отпуста (заключительных слов богослужения) поцеловать Крест, затем подойти ко Кресту и внимательно выслушать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если таковые читаются в храме.
После прослушивания молитв чинно разойтись, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела.
В день после причащения Святых Таин не совершаются земные поклоны, прикладываться к иконам, Кресту, Евангелию и при благословении у священника к руке можно.
Если в храме не выслушивались благодарственные молитвы по Святом Причащении, тогда дома обязательно нужно их прочесть, которые можно найти в обычном православном молитвослове.
Остаток дня причастнику важно провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телепередач, развлекательной музыки, компьютерных игр и всяких развлечений, исключить супружескую близость, стараться воздерживаться, чтобы достойно сохранить в себе принятого Христа. Кушать после причастия можно всё, но только если в этот день нет поста и не объедаться
И желательно после причастия не спать, так как только бодрствование поможет как можно дольше сохранить полученную благодать. Лучше в этот день после посещения храма почитать Библию и подумать о Господе, чтобы сохранить светлое чувство радости в душе подольше. В день после причастия лучше ничего не сплевывать, поэтому стоит воздержаться от чистки зубов. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.
А так же вы можете скачать и распечатать данное руководство в виде памятки на двух страницах:
P.S. Очень сложно найти на данную тему полную и исчерпывающую информацию, особенно новичкам. Надеюсь, если возникнут у кого какие-либо вопросы, то это руководство поможет. Выкладываю по батюшкиному благословению. На всякий случай сохраните его, может, когда-нибудь да пригодится. Храни Вас Бог!
#причастие #причащение #евхаристия #исповедь #покаяние #подготовка к причастию #таинство исповеди #таинство покаяния #таинство причастия #таинство причащения
Как причастить детей
Детям обязательно нужен этот христианский обряд. Некоторые родители считают, что младенец без грехов, поэтому причащать не надо. Этот обряд нужен для того, чтобы малыш был защищён от темных сил, был спокойнее, умиротворённее. Маленькие дети, до семи лет, допускаются к причастию без исповеди.
С грудным младенцем можно приходить после Литургии. За полчаса до причащения его можно покормить. Кормящей матери тоже можно пройти это обряд, если она подготовилась, даже если принесла ребенка к концу Литургии.
После 3 лет ребенка тоже можно не кормить, однако православная религия не относится строго к этому действию. А вот после семи лет необходимо постепенно приучать детей поститься, отказаться от просмотра мультфильмов.
С детьми в возрасте от 7 до 10 лет следует приходить в церковь к пению «Иже Херувимы». Не надо заставлять детей стоять всё богослужение, ведь не все дети могут это сделать. Если ребёнок устал, то надо с ним выйти и погулять около храма.
С детьми более 10 лет следует приходить на полное богослужение, однако если родители видят, что ему трудно стоять, то не надо насильно заставлять его простоять всю службу. Насильственные действия со стороны родителей могут вызвать у ребенка нелюбовь к церкви.
Необходимо приобщать ребенка к благодати, а не заставлять его что-то делать через силу. Бог не ждёт от нас невозможного.
Родители должны приучать ребенка постепенно. Начинать надо с чтения молитв и объяснения сути обряда. Не запугиванием, а объяснением надо приучать детей к церковным обрядам.
Если маме трудно найти время для чтения большого количества молитв, то достаточно: «Отче наш — 3 раза», «Богородица Дево радуйся — 3 раза», «Верую — 1 раз».
После обряда родители должны сохранить в душе ребенка ту благодать, которую он получил в храме.
Как обрести чистоту души
Чтобы человек мог очистить душу от грехов, Господь дал нам возможность покаяться. В христианстве исповедь – это «второе Крещение». Когда мы, преодолевая стыд и душевную боль, бичуем себя, откровенно признаёмся Господу Богу в своих неправедных деяниях, очищаем душу от скверны, получаем второе Крещение.
Что даёт нам Таинство? Благодаря откровенному раскаянию, мы словно оживаем, обретаем вновь душевную чистоту и облегчение. Исповедь — это ещё и путь к новой чистой жизни, когда человек решает, что он больше не будет повторять эти грехи.
Когда человек раскается, то его душа обретает небывалый покой, ему становится легко и радостно жить, отступают все хвори, печали, несчастья. В теле прибавляется сил и энергии.
А нужно ли всё рассказывать священнику, ведь человек, совершивший грех уже раскаивается? Раскаяние перед самим собой – это не духовное наказание. Самому себе можно рассказать, но к самому себе мы не будем строго относиться и бичевать себя.
А как же стыдно рассказать чужому человеку (в христианстве — это священнику) о том, что совершил. Священник выступает посредником между Господом и человеком, поэтому принято исповедоваться именно ему. В этом и заключается смысл исповеди.
Рассказывая священнику о совершённом проступке, человек вдруг видит всю глубину своего греха, осознаёт это, искренне раскаивается в содеянном. Потом он получает отпущение грехов и уже в следующий раз будет задумываться над тем, а нужно ли снова совершать этот неблаговидный поступок.
Признайтесь сами себе, что грешить приятно, легко, а вот рассказать о грешных делах и раскаяться – это довольно тяжкий крест. Смысл этого Таинства в том и заключается, чтобы облегчать этот крест.
Многим исповедь помогает остановиться и больше не совершать проступков, за которые потом становится стыдно.
Причастие в церкви — что это такое?
Причастие в православной Церкви — это таинство, в котором христианам подается для вкушения истинные Тело и Кровь Христа в виде хлеба и вина. Приобщающиеся таинственно соединяются с Господом Иисусом и делаются участниками вечной жизни. «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите» — так поют в церкви во время святой Трапезы.
Таинство евхаристии установил Иисус Христос накануне своих крестных страданий, во время Пасхальной Тайной Вечери со своими учениками. Здесь Господь совершил Сам это таинство: Взял хлеб, благословил, преломил и раздал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Сие творите в мое воспоминание».
Потом взял чашу с вином и, благодарив, подал ученикам своим, говоря : «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание». (Мф.26;26-28, 1Кор.11;23-25).
Единожды установив таинство причастия, Иисус Христос заповедал ученикам-апостолам совершать его всегда: сие творите в Мое воспоминание. Поэтому это таинство постоянно совершается и будет совершаться (до окончания времен) в Церкви Христовой за Божественной литургией (иначе называемой Евхаристией). И христиане, участвующие в литургии, становятся участниками той самой Тайной Вечери, которая совершается вне времени, в вечности.
Прообразом таинства Евхаристии является евангельское чудо, где Христос взял пять хлебов, благословил, преломил и накормил ими пять тысяч человек. А несколько дней спустя семью хлебами накормил четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.
Во время литургии действием Святого Духа хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы (святые Дары).
Для Евхаристии употребляется один хлеб, потому что все христиане составляют одно Тело Христово — Церковь, глава которой есть Христос: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10;17). Приобщившиеся Христа являются единотелесными и единокровными (родными) Христу и также между собою являются братьями и сестрами. Это надо понимать духовно, а не в смысле физического изменения нашего тела.
Христос является для христиан Отцом, родив их свыше через святое крещение. Он является для них и Матерью, питая их не только своею Кровью вместо молока, как грудных младенцев, но и Телом своим и Духом. Так как через таинство приобщения Христос соединяется с верующими в одну плоть, то Он является и Женихом для своей Церкви, становясь с Ней не только одним Телом, но и одним Духом.
Что такое пост
Евхаристия помогает верующему человеку принять Божью благодать. Во время церковного обряда прихожане вкушают просфору, символизирующую плоть Иисуса Христа, и красное сухое вино – кровь Спасителя. Таким образом Святые Дары очищают душу, помогая сблизиться с Господом.
Церковь считает неправильным прикасаться к телу Христову грязными руками, а потому перед причастием необходимо попоститься и исповедаться. Однако вся ответственность за соблюдение или нарушение этих правил ложиться на верующего.
Таинство Евхаристии позволяет православному христианину очиститься от грехов
Смысл поста – очиститься от грехов через усмирение своего тела и духа. Во время говенья принято молиться, размышлять о Сыне Божьем, который принес себя в жертву ради спасения человечества, анализировать свои поступки. Духовная подготовка к Евхаристии помогает переосмыслить жизнь, увидеть грехи, искренне раскаяться в них.
Обычному мирянину, как правило, очень сложно устоять перед соблазнами. Соблюдая пост, человек укрощает эмоции, берет под контроль слабую волю, тем самым не давая себе поддаться искушению. Именно поэтому священнослужители рекомендуют поститься в уединении, оградившись от мирской суеты и негативных мыслей.
Некоторые православные христиане думают, что говенье – это только отказ от пищи. Однако они заблуждаются, ведь Всевышний смотрит на душу, а не на желудок. Согласно Божьим Законам, все, что отдаляет человека от Господа, считается грехом. Усмиряя свою плоть, верующий становится ближе к Создателю и обретает шанс на Царствие Небесное.
Смысл поста – очиститься от грехов через усмирение своего тела и духа