Агни йога: история создания Рерихами, особенности и упражнения

Авторство Агни Йоги

Как известно, Агни Йога, или Живая Этика, является частью системы философских знаний, переданных западной цивилизации представителями эзотерической традиции индо-тибетской философии — пожелавшими остаться практически неизвестными для западного мира философами и духовными деятелями, называемыми в Индии Махатмами.

Основным автором Агни Йоги является Махатма Мория (или Махатма М.); своим соавтором он считал Е.И. Рерих. Агни Йога во многом является продолжением учения теософии, переданного миру тем же Учителем (вместе с Его соратником — Махатмой Кут Хуми) через Е.П. Блаватскую; о связи между этими учениями говорится в текстах Живой Этики.

Первое название учения Агни Йоги происходит от санскритского слова «Агни», означающего «огонь». В Агни Йоге это понятие, конечно, подразумевает не физическое пламя, а универсальную духовную среду, пронизывающую все мироздание и имеющую энергетическую или тонкоматериальную природу, а также тесно связанные с этой средой эволюционные пространственные энергии. «…Я понимаю Пространственный Огонь как самую высшую стихию преображающую» — говорит в учении Агни Йоги его основной автор, Махатма Мория.

По поводу самого распространенного названия своего учения Махатма сообщал: «Можете предложить Мне наименование Йоги Жизни, но, может быть, наиболее определительное будет Агни Йога. Именно стихия Огня дает этой самоотверженной йоге наименование». Судя по всему, создатель Агни Йоги считал, что само понятие Агни, или эволюционных космических энергий, является для современной эпохи наиболее актуальным в связи с ее немаловажными особенностями.

Второе название Агни Йоги — Живая Этика — акцентирует его практическую духовно-этическую направленность. Живой Этикой это учение было названо, по-видимому, для того, чтобы подчеркнуть отличие духовной этики взаимоотношений между людьми, социумом и Космосом от обычной, формальной, светской этики. Во всяком случае, в одной из книг Агни Йоги говорится: «…неотложно нужно твердить о Живой Этике. Ведь Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой».

Свое учение авторы Агни Йоги также называли Учением Жизни, и позднее, с дальнейшим распространением Живой Этики в обществе, это, по сути уже третье, название также утвердилось в рериховедческой литературе. Данное название вполне соответствует содержанию Агни Йоги, имеющей жизненный, практический, социально ориентированный характер.

До появления теософии и Живой Этики едва ли были в мировой философии учения, способные сравниться с ними по широте и разнообразию затронутой ими проблематики. Учения теософии и Агни Йоги представлены огромной по объему литературой, в которой в лаконичной и концентрированной форме было изложено грандиозное научное и духовное наследие, в наше время условно названное эзотерическим. Это наследие фактически представляет собой совершенно не исследованный современной наукой пласт древнейшей культуры человечества, истоки которой восходят к исчезнувшим в результате природных катаклизмов высокоразвитым цивилизациям Земли, существовавшим за целые эпохи до возникновения нынешней цивилизации. Неизвестные древние мудрецы, разработавшие основы восточного эзотеризма, во многом опередили философов и ученых нашей цивилизации, о чем стало известно благодаря сравнительному анализу эзотерических источников и новейших научных исследований в области многомерности Вселенной и человеческого организма, природы сознания, иных форм и состояний материи и т.п. явлений.

Е.И. Рерих в одной из своих статей сравнила мировоззрение древних философов Востока с выводами современной науки по проблемам эволюции, возникновения Вселенной, природы материи и т.п., показав, что неизвестные мудрецы еще в седьмом веке до нашей эры сделали такие выводы о многих законах бытия, к которым в наше время пришла и современная наука: «Итак, мы видим, что около седьмого века до Рождества Христова великие мыслители Индии открыли ту же истину, которую современные ученые недавно лишь вновь открыли. Если мы рассмотрим теории эволюции Космоса, согласно современным эволюционистам и астрономам, мы увидим, что они пришли к тем же выводам или заключениям».

Что же стало основой современного учения Агни Йоги, созданного на основе древних источников? Каковы были первоисточники Учения Жизни?

История


Елена Рерих вела дневники и фиксировала трактовки своих наставников. Их собралось на 17 томов, самым популярным из которых оказался «Агни-Йога. Священные знаки». По словам Рерихов, создателями этих трудов себя и своих учителей они не считают. Они были убеждены, что эти знания – это милость божья, подарок для человечества.

В отличии от классических школ йоги, в Агни йоге нет определенной сводки правил и действий. Здесь собраны мысли, рассуждения разных поступков и действий, даны рекомендации для избегания плачевных последствий. Также здесь затрагивается тема о том, как устроен человек и его душа.

***

  • Соборное осуждение теософии и оккультизма в 1922 году – Послание Русского заграничного церковного собора о спиритизме, магнетизме, теософии и прочих оккультных вымыслах
  • Теософия: факты против мифов – Виталий Питанов
  • Что такое Агни-йога? – Виталий Питанов
  • О Живой этике и агне-йогах: взгляд бывшего рериховца – Виталий Питанов
  • Рерихи против православных святых – Виталий Питанов
  • Тибетские приключения Николая Рериха, или история о несостоявшемся владыке Шамбалы – Виталий Питанов
  • Шамбала под следствием – Виталий Питанов
  • Посмертная судьба Калиостро: из авантюристов в теософские “посвященные” – Виталий Питанов

Основные положения

Агни-йога совмещает в себе знания и философию Западных, а также Восточных культур. Она гармонично объединяет их в одно целое, создавая «золотую середину». Когда человек достигает этого равновесия, он совершенствуется, познаёт себя, развивается духовно.

Слово Агни в переводе обозначает огонь. Учения рассказывают о Космическом огне, который является источником любой энергии во Вселенной. Познавая его силу, человек очищается преображая тело и дух.

В теории Живой Энергетики есть 9 основных положений, где 3 из них считаются самыми важными.

  1. Видение Бога. В учениях Агни он отец всего что существует во Вселенной. Ему подвластно абсолютно вся энергия. Бог управляет всем миром и является объединением всех энергетических потоков и сознаний.
  1. Главная цель. Истинный Агни-йог должен найти своё истинное Великое «Я», и усмирить маленькое эгоистичное. Необходимо контролировать гнев, избавиться от чувства зависти, ревности. Освободится от тоски, печали, уныния. Научится заменять эти чувства на благостные, например, сострадание, милосердие, бескорыстность, умиротворённость, благодарность. Только тогда человек становится счастливым, он выполняет своё истинное предназначение – духовный рост и понимание Бога.
  1. Труд общины. Труд заключается в служении богу и стремления к духовному совершенству не только одним человеком, а объединением множества людей, которое называется общиной. Большинство занятий посвещается Шамбале – месту соединения материального мира с тонким духовным. Чтобы познать её, людям нужно привести свое тело в порядок, достигая максимального здоровья. Для этого они должны перестать есть мясо, начать очищать сознание по средству медитаций, постепенно раскрывая чакры. Соблюдая все предписания, каждый сможет почувствовать состояние благодати, что говорит об успешном духовном переходе в состояние Космического огня.

Структура мира

Учения Агни разделяет всё сущее на 4 мира:

  1. Плотный (Земной) – Здесь люди находятся сейчас, имея физическую оболочку. Этот мир является только тенью «Огненного» и второстепенен по отношению к «Тонкому».
  2. Тонкий (Астральный) – Этот мир населяют бесплотные существа, которые различаются между собой развитием. В самых низких слоях тонкого мира обитают опасные существа, питающиеся человеческой энергией. Они способны вливаться в разум людей, впрыскивая словно яд, дурные побуждения или мысли.
  3. Огненный – Также наполнен существами различными по степени развития, но считается более высоким, совершенным, в отличие от тонкого.
  4. Высшая сфера – Этот мир открыт только тем, кто обрёл абсолютное духовное и физическое совершенство. Эти люди познают новые безграничные способности, а также учатся взаимодействовать во всех мирах сразу.

Основные физические упражнения

Чтобы испытывать всю глубину работы – требуется практика. Найдите тихое место, где ничто не помешает вам и приступайте к упражнениям.

Заряд энергии

Расположитесь на полу, в позе лотоса. Очистите свои мысли, думая о силе своего Высшего «Я». Сконцентрируйтесь, представьте над головой сияющий кристалл белого цвета. От прикосновения сознания, он приобретет форму звезды. Наслаждайтесь её светом, прочувствуйте его всем телом. Не напрягайте разум, пытаясь визуализировать кристалл. Откройтесь, расслабитесь духовно. Дальше позвольте свету постепенно проникнуть в ваше тело. Пусть он насытит энергией каждую клетку, почувствуйте это тепло. Поглощая свет, вы почувствуете заряд энергии и благодать.

Упражнение прекращается после полного насыщения. Повторять его необходимо раз в неделю.

Техника расслабления

Сядьте на стул, ноги поставьте на пол, руки должны быть на коленях. Выпрямите спину, вообразите, как от вас к небу, тянется серебряная нить, которая держит вашу голову и спину ровно. Медленно вдыхайте и выдыхайте. С каждым выдохом уходит негатив, напряжение и плохие мысли. Расслабитесь, дышите, погружаясь в умиротворение.

Упражнение «Радость»

Это техника для тренировки чистых мыслей. Его можно выполнять в любой день, а также в любом месте. Просто соберите всю энергию в один пучок и почувствуйте радость. Почувствует любовь ко всему сущему, к самому себе. Мысленно посылайте энергию света всем людям, окружающих вас. Это помогает контролировать эмоции, управлять чувствами.

Письма

Затем, разница между хатха-йогой и раджа-йогой именно качественная, а не количественная, как Вы пишете. Хатха-йога далее низших психических явлений никогда подняться не может. И никогда еще не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны. И «полновесные жемчужины», которыми, по Вашему мнению, может наградить нас хатха-йог, относятся к жемчужинам раджа-, жнана-, бхакти- и агни-йога, как искусственные изготовления этих перлов к живым жемчужинам. На этой же странице, в этих же строках мне неясна Ваша мысль, привожу ее: «Но тем не менее и хатха-йога дарит своим адептам полновесные жемчужины Высшей Жизни, и поэтому каждый оккультист должен рассматривать агни-йогические достижения как огромную победу духа над материей…» Здесь Вы как будто ставите Агни Йогу на одну доску с хатха-йогой, тогда как именно эти йоги диаметрально противоположны друг другу. Как Сказано: «Именно Агни Йога не имеет ничего общего с хатха-йогой – это нужно очень понять». Агни Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя. Высокие степени ее доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные отложения в центре Чаши. Тогда как для хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни Йога отличается еще тем, что подвиг ее должен явиться в жизни, тогда как прочие йоги (кроме карма йоги) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию. Также нельзя каждого вступившего на стезю одной из йог сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным непрестанным духовным трудом, и путь ее ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями. Потому, когда Вы пишете, что «раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков…», правильнее было бы сказать – имеющий в себе задатки стать в следующих своих жизнях раджа- или жнана- или бхакти-йогом может проявляться сначала как изувер, умственный спекулянт, ханжа… Раз достигнута высокая ступень истинного йога – раджа, жнана или бхакти – не может быть таких страшных уклонений. Царь духа не может стать «изувером», и жнана – Мудрец, обладающий Глазом Дангма, не может вдаваться в невежественные умствования, так же как бхакти – Владыка Космического Магнита, всевмещающего сердца, «не может упиваться смертными муками».

В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога или в ханже будущего бхакти и в изувере – раджа йога и т.д., именно имеются в виду характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнем духовности, могут дать определенные йоги. Но нельзя это брать в обратном построении.

Упражнения


Важный фактор – желание развиваться. В процессе практики вырабатываются самодисциплина, умеренность, рациональность, появляется умение четкого распределения времени. Хорошим дополнением будет проведение занятий в терапевтических помещениях.

Чтобы выполнять упражнения Агни йоги не нужно быть выдающимся спортсменом, однако требуется моральная подготовка, способность к смирению, преодолению страха. Ниже перечислены самые известные и нетребовательные упражнения:

  1. Сесть, расположив бёдра на стуле. Упереть стопы в пол на ширину плеч с прямой спиной, при этом не облокачиваясь об спинку стула, так как это препятствует зажжению внутреннего огня. Закрыть глаза, положить руки на колени и попытаться расслабиться, дыхание ровное. Визуализировать над собой комок энергии, медленно спускающуюся вниз, наполняющую всё расслабленное тело, будто оно парит над землёй. В этот момент, сознание очищается, эмоции исчезают. Пробыв в этом состоянии некоторое время, следует не спеша вернуться в реальность, начав шевелить пальцами.
  2. Второе упражнение называется «радость». Смысл этого упражнения в произношении речи с добрыми мотивами, в заботе о людях и одаривании их любовью. Результатом будет увеличение счастья и радости в этом мире.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как создавалось учение Агни Йоги

Поскольку Рерихи жили в обычных земных условиях (исключая небольшой период времени, который они провели в Ашраме Шамбалы), встречи с Учителями и сотрудниками Братства на физическом плане не могли быть частым явлением в их жизни. Общение Е.И. и Н.К. Рерихов с Учителями происходило в основном на духовном плане, путем телепатического контакта. Таким же образом была осуществлена и передача Рерихам учения Живой Этики. Миссия телепатического принятия и записи учения, а затем составления из полученных текстов отдельных книг Живой Этики была возложена на Е.И. Рерих благодаря развитым способностям ясновидения и яснослышания, свойственным ей с детства.

Временем установления постоянной духовно-телепатической связи Рерихов с Учителями можно считать 1920 г. Не исключено, что та памятная встреча в Лондоне в 1920 г

была своеобразной вехой, отметившей наступление особо важного в духовном отношении периода их жизни. Вначале (в 1920—1923 гг.) телепатические сообщения Учителя записывались большей частью Н.К

и Ю.Н. Рерихами. В основе бесед часто были вопросы, задаваемые Учителю на самые разнообразные темы. Содержание бесед, как правило, касалось мировоззрения Учителей и различных аспектов эзотерической философии Востока. Кроме того, Рерихам было сообщено немало интересного об их прошлых воплощениях и сотрудничестве с Белым Братством в прошлых жизнях. Махатма М. придавал большое значение культурно-просветительской деятельности Рерихов, и поэтому в беседах затрагивались также события их повседневной жизни и работы.

Тогда же, в 1920 г., было положено начало записям учения Живой Этики. Вначале, как отмечает П.Ф. Беликов, эти записи носили отрывочный характер, и лишь после прибытия семьи Рерихов в США они стали систематическими. В 1924 г. дневник общения с Учителем начинает вести Е.И. Рерих, и тогда же Махатма М. поручает ей запись передаваемых Им текстов Агни Йоги, а затем составление из них книг учения. О процессе записи учения и других сообщений Учителя, а также последующем отборе материала, который впоследствии надлежало опубликовать, П.Ф. Беликов пишет: «Вспомним слова из Первой Книги «Листы Сада Мории»: «Даю Вам Учение, кармические сообщения, Указы. Учение пригодно для всего мира и для всех сущих. Чем обширнее поймете, тем вернее для вас. Кармические сообщения в заботе и любви о вас. Мы даем предупреждения и позволяем вам встретить волну кармы со знанием. Потому не удивляйтесь, если знаки о карме не всегда вам понятны. Указы всегда понятны и должны исполняться без промедления» («Листы Сада Мории», т. 1, «Зов», 1923, март 10).

Непосредственно эта запись дополнена в рукописи Елены Ивановны следующей фразой, не вошедшей в опубликованную книгу: «Также в видениях имеете все три рода указаний, но кроме них еще знаки личного сознания, объединенного. Этот род видений подлежит изучению и вниманию».

В рукописи книг Живой Этики включено много записей, исключенных Еленой Ивановной из самих книг. При приеме записывалось каждое Слово Учителя, а затем Елена Ивановна уже сама решала, что следует обнародовать и что опустить. В первую очередь исключались все указания сроков. Они не подлежали огласке, так как в силу вышесказанного могли быть отодвинуты и намеченное ими событие могло принять другие формы. Ориентируясь на их соблюдение, Рерихи готовы были принять все коррективы к ним.

Затем шла фильтрация личных Указов. Многое, что касалось лично Рерихов, до известной степени было полезно знать и другим, вступающим на Путь Познания. Эти фрагменты оставались, претерпев иногда незначительные изменения. Фрагменты, затрагивающие как-то личные их действия, личную карму, при подготовке книг к печати опускались. Также не публиковались наиболее сокровенные места, трактующие некоторые вопросы об Учителях, о прошлых воплощениях, о предметах, могущих вызвать нежелательную реакцию отчасти противников, а отчасти и последователей Учения. (…) Выборка, что следует поместить в ту или иную Книгу Живой Этики и что нужно изъять из нее, проводилась вполне сознательно, с полной ответственностью за проведенную работу. Вообще, что отличает Книги Живой Этики от других работ, в том числе и многочисленных подражаний, появившихся в последнее время, — это высокая степень сознательности. Через сознание пропускалось все полученное, ни одна запись не делалась механически, по любому затронутому в книгах вопросу могли быть даны разъяснения. Конечно, это не касалось прогнозов на будущее. Во что оно выльется, не могли ответить и Учителя».

Перейти к началу статьи >>>

Агни-йога о…

…психической энергии

Божественный огонь – это психическая энергия. Она насыщает всё живое, каждое существо, любую душу. Человек, развивая эту энергию, избавляется от душевных несовершенств.

…противоречии себе

Агни-йога помогает избавится от эгоизма. В учении сказано, что именно эгоизм становится причиной всех противоречий внутри себя.

…здоровье

Живая Этика утверждает, что болезни телесные и психические тесно связаны друг с другом. Чтобы исцелиться, необходимо равномерно совершенствовать тело и дух.

…любви

Чувства должны быть страстными, жаркими. Каждый день, человек должен доказывать свою любовь другому поступками и словами. Это чувство является источником силы Космической энергии

Помимо любви к ближнему, важно научиться любить весь мир

Доверие к Учителям и Учению

08.11.31 Также нужно знать, что от ученика требуется полное доверие даже там, где ему сейчас нечто неясно. При дальнейшем расширении сознания многое, казавшееся иногда даже противоречивым, укладывается по местам. Моя любимая формула — доверие до конца. Примите ее — это путь кратчайший! Не изменяя ей, много радости приобретете!

Еще хочу сказать Вам, что вступивший на путь светлого Служения никогда не одинок духовно. Научитесь во все минуты жизни помнить, что за вами неотступно следит Орлиный Глаз и Пламенное Сердце Позвавшего вас! Ведь лишь наша плотная оболочка и еще недостаточно обостренные чувства не позволяют нам ощутить осязательно это Присутствие. Но если Вы имели уже прекрасное переживание, о котором Вы пишете, то это знак, что подобные явления могут умножиться. Но будьте терпеливы, ибо не ведаете ни дня, ни часа — глубокая истина заложена в этих словах. Ведь цель руководителя не ослабить наш организм, но закалить для восприятий самых высоких, требующих величайшей бережности. Радость, признательность и доверие — лучшие пособники.

Любите и помогайте другим любить! Несите радость духа окружающим вас!

19.08.38 Вероятно, Вы замечали, сколько здоровья, как легко дышится, сколько радостного творчества, несмотря на многие житейские трудности, около тех людей, которые исполнены великой веры, вернее, знания о существовании Твердыни Знания и любви и о постоянной заботе, изливаемой Великими Учителями на всех сотрудников блага. Но эта помощь и забота преисполнены мудрости и целесообразности и потому не всегда совпадают с нашими, часто весьма близорукими чаяниями и предпосылками. Но сердце, прикоснувшееся к этой Твердыне, через все опасности пронесет несказуемую радость этого чувствознания. Оно незабываемо в веках и тысячелетиях.

Упражнения Агни-йоги

Начав изучать труды Рерихов иногда складывается впечатление, что Агни-йога сложное направление, неподвластное новичкам. Это заблуждение, если есть желание, то получится постичь любые знания. Заниматься агни-йогой способен любой желающий, даже не имеющий опыта в йоге или в духовных практиках. Приведем ниже несколько упражнений, с которых легче всего начать практику.

«Радость»

Эту практику легко применять — для нее не нужно специально оборудованного места или состояния. Все, что необходимо — почувствовать радость и суметь передать это состояние другим

Важно помнить, что любое негативное состояние, как уныние, злость, гнев — разрушают энергетику человека, отнимая у него жизненные силы

Радость — наоборот, наполняет сознание человека благотворной энергией как пустой сосуд. Радуйтесь каждому человеку, приходящему в вашу жизнь как дорогому гостю, хорошей погоде, доброму здравию. Научитесь видеть прекрасное вокруг.

Доктрина Калачакры

Несмотря на явную близость теософии и Агни Йоги к классической индийской философии, нельзя утверждать, что именно классическая веданта и буддизм были положены в основу этих учений. И  Е.П. Блаватская, и семья Рерихов неоднократно свидетельствовали о том, что основой теософии и Живой Этики послужили именно эзотерические направления древней философии Индии и Тибета, в частности, учение Калачакры, восходящее к традициям эзотерического индо-тибетского буддизма. Так, например, Е.П. Блаватская, отвечая на вопросы западных ученых относительно происхождения Книги (или станц) Дзиан, комментарии к которой были положены в основу «Тайной Доктрины», заявляла, что этот первоисточник известен в Тибете под названием Книги Кин-тэ (в других вариантах транскрипции — Киу-тэ или Кин-ти), являющейся частью Канджура (108-томного собрания священных философских текстов буддизма, включающих в себя трактаты по медицине, астрологии, философии, духовным практикам, комментарии изречений Будды и т. п.).

В эзотерической традиции учение Калачакры связывается с преданиями о существовании в Индии и Тибете закрытого от посторонних ашрама (или общества) высших адептов йоги. В Индии и Тибете этот духовный центр называют Шамбалой; западная эзотерическая традиция именует его Белым Братством. Излагая данную точку зрения, Е.И. Рерих писала: «Калачакра (Колесо Времени или Колесо Закона) есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение это можно найти вкрапленным во всех философских системах и учениях Индии. Сейчас оно, может быть, особенно развито в Тибете».

Упоминания о Калачакре содержатся и в книгах Агни Йоги. Так, в книге «Мир Огненный» говорится: «Одобряю Калачакру собираемую. Это Огненное Учение запылено, но нуждается в провозвестии. Не разум, но мудрость дала это Учение. Невозможно оставлять его в руках невежественных толкователей. Многие области знания объединены в Калачакре, только непредубежденный ум может разобраться в этих наслоениях всех миров».

Судя по тому, что говорится о Калачакре в книгах Живой Этики, можно предположить, что в основу Агни Йоги была положена не экзотерическая («запыленная», т. е. имеющая неизбежные для экзотерических учений искажения ее изначальной сути), а эзотерическая традиция Калачакры.

Среди европейских ученых исследованиями в области Калачакры занимался выдающийся востоковед, профессор Ю.Н. Рерих. Автор многочисленных научных трудов, в том числе переводов оригинальных тибетских текстов, Ю.Н. Рерих был, бесспорно, самым крупным исследователем в области эзотерической традиции индо-тибетского буддизма. Об учении Калачакры Ю.Н. Рерих, в частности, писал: «Система Калачакры принадлежит к Ануттара-Йога-тантре (…), наивысшей из четырех тантр. (…) Эзотерический характер системы, ее глубокий символизм, трудность в приобретении текстов Калачакры и комментариев к ним до сих пор препятствуют ученым проникнуть в тайны ее доктрин».

Современный автор многих интересных работ по различным вопросам буддийской философии Далай Лама XIV также подчеркивал эзотерический, сакральный характер учения Калачакры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий