Полное описание трех гун Саттвы, Раджаса и Тамаса и их влияние

Как освободиться от трёх гун.

Очевидно, что тамасичное состояние является самым далёким от нашей же истинной природы блаженного духа, а саттвичное состояние — самым приближенным к нему. Поэтому самый верный и быстрый способ выйти из состояния тамаса (лени, депрессии, ненависти) — это начать трудиться — телом, чувствами, умом — это уже кто к чему склонен, главное — не бездельничать и не погружаться в тамасичное состояние ещё глубже.

Как гласит английская пословица:

Праздный ум — мастерская дьявола.

То есть выход из колеса перерождений в любом случае идёт через саттвичную деятельность. Как говорил Парамаханса Йогананда:

И всегда следует помнить, что:

Хотя оковы саттвы сияют они не перестают от этого быть оковами. Золотой проволокой можно связать человека не менее прочно, чем серебряной или стальной. Подобно тамасу (неведению) и раджасу (эгоистичной активности), саттва привязывает душу к телу и земному миру.

На тему трёх гун я очень советую почитать 14-ю главу Бхагавад Гиты с комментариями Йогананды, здесь я привела только маленькую часть информарции из неё, а для истинных йогов она незаменима.

И ещё есть довольно интересная и практичная книга ведического психолога Рами Блекта «Три энергии».

Тема трёх гун очень тесно связана с темой перевоплощений, о написано здесь — Реинкарнация — временные перерождения вечной души.

А пока что, мои дорогие читатели, ради своего собственного и ради блага всех окружающих, давайте все наши действия, слова и мысли сделаем, как можно более саттвичными.

Особенности саттвичной диеты

Саттвичная диета, как питание, несущее благость и чистоту, широко используется практикующими йогу и другие духовные практики. Потому что она своей высокой энергетикой помогает человеку в самосовершенствовании и духовном развитии:

  1. совершенствует ум и развивает его чувствительность;
  2. развивает сочувствие и сострадание;
  3. подходит для всех трех дош (конституций человека);
  4. гармонизирует человека;
  5. улучшает восприятие;
  6. дарует жизненную силу и энергию Любви.

Эта диета включает в себя только энергетически чистые и легкие продукты, имеющие большое количество праны (в основном, фрукты т овощи, орехи).

Согласно саттвичной диете, принимать пищу не рекомендуется после заката солнца и до его восхода. А самым оптимальным временем приема основной еды считается полдень (после этого рекомендуются только напитки).

Обязательным условием приготовления еды в саттвичной диете является осознавание процесса и вложение чувства любви, так как это повышает энергетику еды.

Отсюда, еда, даже если приготовлена из саттвичных продуктов, но с энергиями раджаса (в гневе или взбудораженности) или тамаса (в подавленном состоянии), то она теряет свою чистоту и благость.

Возможности и сила гун

Саттва способна порождать свет. Именно в свете саттвы человек видит свои сны. Свет, видимый в состоянии сна со сновидениями, — это свет саттвы. Глаза закрыты и все остальные органы чувств отключены, но в снах не господствует тьма. По этой причине саттву ассоциируют с гормоном мелатонином, вырабатываемым шишковидной железой. Саттва способна к производству света и созданию четкой перспективы видения, что позволяет избавиться от хаоса.

Раджас обладает способностью заряжать человека энергией. Эта гуна побуждает и вдохновляет человека на труд. Ее природа — страдание, ибо только активность порождает боль. Тамас нажимает на кнопку «стоп». Эта гуна служит источником сопротивления, препятствий и преград.

На правильное питание нужно правильно настроиться

Известный ведический доктор О. Г

Торсунов, уделяющий значительное внимание здоровому питанию, питанию по Аюрведе, рекомендует принимать пищу в соответствии с тем состоянием, в котором находится человек к моменту наступления чувства голода. Часто преобладающая гуна затмевает истинные потребности организма и не дает человеку почувствовать, чего же на самом деле не хватает его телу. Ленивый будет тянуться к сладкому, вспыльчивый и обидчивый человек предпочтет острые и кислые блюда, жадные и жестокие люди очень любят мясо

Ленивый будет тянуться к сладкому, вспыльчивый и обидчивый человек предпочтет острые и кислые блюда, жадные и жестокие люди очень любят мясо.

Для того, чтобы тело понимало свои естественные потребности в определенных питательных веществах, нужно его очистить и стараться не заглушать просьбы организма в нужных ему продуктах. Принимать пищу следует только в состоянии голода, находясь в спокойном настроении, не стоит есть, засыпая на ходу, или, наоборот, когда вы слишком возбуждены или нервничаете.

Перед каждым приемом пищи следует немного помолчать, настроиться, ощутить запах блюда, которое вы собираетесь съесть. Не нужно за обедом читать, смотреть телевизор, разговаривать. Насыщение должно быть осознанным.

Саттвичное питание предполагает употребление в пищу только тех блюд, которые приготовлены непосредственно перед трапезой.

Три гуны материальной природы: саттва, раджас, тамас

Гуна (в перев. «качество», «веревка») – это преобладающая характеристика объекта, не позволяющая ему полностью проявиться. В Аюрведе гунами обозначают основные качества Природы, Вселенной.

Всего выделяют три гуны:

  1. Саттва – обозначает одухотворяющую и уравновешивающую силу;
  2. Раджас – обозначает деятельную и пробуждающую силу, нарушающую равновесие, а также возбуждение и страсть;
  3. Тамас – обозначает тормозящую и бездеятельную, отрицательную силу, тянущую человека к невежеству.

Как качества, гуны относятся к материальному миру и нужны для создания всего, что есть в нем. Отсюда, все в мире можно сгруппировать в соответствии с тремя гунами: и людей, и животных, и растения, и еду.

Вместе с тем, все вокруг всегда содержит все три гуны, просто одна из них будет всегда преобладать, но в разных соотношениях у разных людей и объектов. Это соотношение зависит от разных условий: возраст, погода, время года или суток, употребляемой пищи.

Например, гуна той или иной еды становится гуной данного состояния человека, а гуна окружения человека сильно влияет на состояние его ума.

Если говорить о самом человеке, то его разуму как раз свойственны эти гуны-качества. Они характеризуют особенности мозговой деятельности, а также характер человека.

Гуна саттва здесь будет означать знание и чистоту, благость и непорочность разума, а также доброжелательный характер, терпимый и спокойный.

Гуна раджас для ума будет означать страсть и действие ума, а также материалистичный и алчный, эгоистичный характер.

Гуна тамас характеризует невежество и инерцию разума, а также ленивый, лживый и равнодушный характер.

Гармоничный человек отличается сбалансированностью всех трех гун. Дисбаланс гун проявляется как ощущение тревожности, угнетенности или возбужденности. Постоянный дисбаланс приводит к стрессам и недугам, а потом развивает болезни.

Раджас

Раджас побуждает своего обладателя к бесконечной наживе, поскольку является олицетворением корыстолюбия и страсти. Живое существо, в котором преобладает Раджас, становится очень зависимым от материальных благ. Человек пытается стать обладателем как можно большего количества денег, никогда не удовлетворяясь тем, что уже имеет, жаждет материальных наслаждений и с неуемным упорством их добывает.

Тот, в ком доминирует Раджас, свойственно следующее:

  1. Любая деятельность приносит страдание. Неумеренное желание всех благ. Самопожертвование может быть только корыстным, совершается с целью снискать благодарность и уважение к собственной персоне. Оно краткосрочно и неискренне. Следование своему назначению кажется слишком обременительным или слишком страшным, человек отрекается от своего долга. Искажается понятие духовного мира. Человек считает духовный мир всего лишь частью мира материального, утверждая, что с гибелью физического представления живого гибнет и его душа. Отрицание духовного начала как источника сознания является характерным для людей, находящихся под властью Раджаса. Некоторые признают существование высшей силы, вездесущей и бессмертной, но при этом отрицают существование божественного проявления в каждом человеке, а его физическое существо считают невежественным и смертным. Другие же полностью отрицают наличие высшего разума или сознания вне материального объекта. Любые поступки и свершения требуют огромного напряжения физических и моральных сил. Это продиктовано излишней жаждой наслаждений и алчностью. Человек зависит от результатов своего труда, он жаждет насладиться благами, полученными в результате своей деятельности, подвластен своему настроению, агрессивен, имеет корыстные умыслы. Наслаждение материальными благами лишь кажется истинным счастьем, в конечном итоге оно скоротечно и быстро начинает отравлять жизнь. Покидая этот мир будучи во власти Раджаса, человек вновь приходит в материальный мир в окружении озлобленных и завистливых людей.

«Материальная природа состоит из трех гун – благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обусловливают его». Бхагавад-гита 14.5

В пространстве гуна страсти относится к крупным населенным пунктам, мегаполисам, а также к местам с большим скоплением народа (торговые и развлекательные центры, рыночные площади, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, крупные стадионы во время нахождения на них большого количества людей).

Комментарий

По природе Брахман бессмертен, неуничтожим, вечен и исполнен блаженства. Осознание Брахмана является первой ступенью духовного самопознания. Вторая, промежуточная, ступень — осознание Параматмы, Сверхдуши, а высшей ступенью в постижении Абсолютной Истины является постижение Верховной Личности Бога. Таким образом, и Параматма, и безличный Брахман пребывают в Верховной Личности Бога. В седьмой главе «Бхагавад-гиты» было сказано, что материальная природа — это проявление низшей энергии Верховного Господа. Господь оплодотворяет низшую, материальную природу частицами Своей высшей энергии — так материальная природа одухотворяется. Начиная культивировать духовное знание, обусловленное живое существо постепенно поднимается с уровня материального бытия на уровень осознания Всевышнего в аспекте безличного Брахмана. Это первая ступень самоосознания. Достигнув этой ступени, то есть осознав Брахман, человек поднимается над материальным существованием, но еще не достигает ступени высшего совершенства в познании духа. При желании он может постепенно подняться на ступень осознания Параматмы, а затем — Верховной Личности Бога. В Ведах содержится много подобных примеров. Так, четверо Кумаров находились на уровне осознания безличного аспекта Абсолютной Истины, но затем постепенно достигли уровня преданного служения. Тот, кто не может подняться выше ступени осознания безличного Брахмана, рискует снова пасть в материальный мир. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что, если человек, достигнув безличного Брахмана, не идет дальше и не приходит к осознанию Высшей Личности, это признак того, что его разум не совсем чист. Поэтому, даже поднявшись на уровень Брахмана, живое существо может снова пасть в материальный мир, если не будет заниматься преданным служением Господу. В Ведах также сказано: расо ваи сах̣, расам̇ хй эва̄йам̇ лабдхва̄нандӣ бхавати — «Когда человек постигает Личность Бога — источник вечного блаженства, Кришну, он исполняется трансцендентного блаженства» (Тайттирия-упанишад, 2.7.1). Верховный Господь исполнен шести достояний, и, когда преданный приближается к Господу, он обретает часть этих достояний. Царский слуга наслаждается практически так же, как сам царь. Подобно этому, вечное, неиссякающее счастье и вечное бытие являются неизменными спутниками преданного служения. Стало быть, преданное служение включает в себя осознание Брахмана, то есть приобщение к вечности и бессмертию.

Хотя живое существо и обладает природой Брахмана, у него есть желание господствовать над материальным миром, и из-за этого оно падает. В своем естественном положении живое существо находится над тремя материальными гунами, но, соприкоснувшись с материальной природой, оно оказывается во власти ее гун: благости, страсти и невежества. Соприкосновение с этими тремя гунами усиливает в нем желание властвовать над материальным миром. Однако, занимаясь преданным служением в сознании Кришны, душа сразу же поднимается на трансцендентный уровень и избавляется от запретного желания господствовать над материальной природой

Поэтому так важно заниматься преданным служением (которое начинается со слушания, повторения и памятования и включает в себя девять видов деятельности) именно в обществе преданных. Постепенно в результате общения с преданными Господа человек с помощью духовного учителя избавится от желания властвовать над материей и укрепится в трансцендентном любовном служении Господу

Именно этот путь описан в заключительных стихах данной главы, начиная с двадцать второго. Преданное служение — очень простой метод. Нужно постоянно так или иначе служить Господу, есть предложенную Господу пищу, вдыхать аромат цветов, предложенных Его лотосным стопам, посещать места, где Господь проводил Свои трансцендентные лилы, читать повествования о деяниях Господа и Его любовных отношениях с преданными, всегда повторять трансцендентные звуки святого имени — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — и держать пост в дни явления и ухода Господа и Его преданных. Действуя таким образом, можно полностью отстраниться от материальной деятельности. Тот, кто, следуя этим путем, достигает брахмаджьоти или постигает другие аспекты Брахмана, качественно уподобляется Верховной Личности Бога.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к четырнадцатой главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Три гуны материальной природы».

ТАМАС

Мы начинаем практику в состоянии Тамаса: духовного невежества относительно нашей Высшей, изначально чистой природы. На этом уровне человек говорит «Я – это моё тело. Я – это то, что я ем. Я это – мои дети. Я – это моя работа».

Практики йоги, которые нравятся на этом первом уровне духовного развития – тяжёлые, травмоопасные, на грани или за гранью мазохизма. Человек постоянно причиняет себе – и окружающим – боль, на коврике и по жизни. В плане асан – это самые трудоёмкие и рискованные асаны.

В чистках, Шаткармах, это Басти (полоскание прямой кишки в реке), Вастра Дхаути Шаткарма (заглатывание 7-метрового хлопкового отреза для очищения желудка), Нети (промывание носа). И, иногда, голодание, запрещённое для йогов в священном трактате «Хатха Йога Прадипика» мудреца Сватмарамы.

Энергия этого этапа – холодная и тёмная (Капха-Доша) (тьма, Дхумавати).

Отношение к богам

Согласно Бхагавадгите, Бог – истинный Наслаждающийся. Он порождает все творения ради своей радости (ананды). Только Пуруша, находящийся в Пракрити, наслаждается качествами, произведенными ей. Гуны (качества) отвечают за разнообразие природы. Из-за них возникает только разделение реальности и нереальности. Когда они проявляются в творении, отдельные души оказываются под их влиянием и начинают свое путешествие в мир материи и смерти.

Бог (Ишвара) не действует под влиянием какой-либо из трех гун. Он представляет Чистейшую Саттву (шуддха саттва), которая не принадлежит этому миру. Среди богов у Брахмы преобладает раджо. Он является ее покровителем.

Вишну отличает преобладание саттвы. Соответственно, он ее покровитель. Шива является покровителем тамо, преобладающей в нем. Однако все три бога — чистые существа (шивам). Они не привязаны к ним или к Природе. В целях творения и порядка, и регулярности миров они проявляют гуны для выполнения своих непосредственных обязанностей, пока они сами трансцендентны.

Совмещаем гунны и доши

Гармоничное питание предполагает не просто употребление саттвичных продуктов, нужно также учесть уровень гун в организме на момент трапезы и питаться в соответствии с дошей.

Люди с Вата-дошей могут увеличить саттву, исключив из рациона лук, чеснок, яйца, мясо и рыбу

Осторожно нужно относиться к таким специям, как горчица, черный и красный перец, асафетида, ограничить количество соли при приготовлении еды

Питте, наиболее склонной к раджасу, следует исключить бобы (кроме маша и тофу), редис, репу и животные продукты. Не стоит злоупотреблять сладким, быть осторожными с острыми и горькими вкусами.

Капха-тип чаще всего уходит в тамас, поэтому следует включить в рацион острые специи, цельные крупы, ограничить бобовые, мясо и животные продукты.

Гуна страсти

Страстный человек, можно сказать, — полная противоположность благостному. Он эгоистичен, поражен бесконечными желаниями и алчностью; хвастлив, корыстен, суетлив, полон жажды славы и почета; заводит друзей и вступает в брак преимущественно по расчету.

Пища страстного человека — слишком холодная или горячая, очень острая, соленая, пережаренная. Это могут быть и натуральные продукты, но цель их употребления, скорее всего — дань моде, следование культуре здорового образа жизни. Ради того чтобы поддерживать свое тело в лучшей форме, страстный человек готов совершать как благостные поступки (принимать здоровую пищу, заниматься спортом), так и невежественные (делать пластические операции, сидеть на изнуряющих диетах, лечиться алкоголем).

Под воздействием гуны страсти находятся разного рода фанаты (в том числе и от религии), карьеристы и революционеры. Страстные люди встречаются в различных сферах деятельности, особенно много их среди политиков и бизнесменов. Во всей своей мощи страсть проявляется во время спортивных соревнований.

Основные асаны для новичков

Самыми безопасными упражнениями в практических занятиях йогой считаются стоячие асаны. Они подходят для новичков и наиболее детально описаны в Айенгара-йоге.

Но важно учитывать, что уровень физической и духовной подготовки у всех разный. Именно поэтому существует несколько вариаций у одного и того же упражнения

Например, пять поз Триконасаны:

  • Вирабхадрасана 1;
  • Вирабхадрасана 2;
  • Вирабхадрасана 3;
  • Триконасана;
  • Париврита Триконасана.

Или упражнения, направленные на проработку баланса, концентрации внимания, успокоения умственной активности, повышения стрессоустойчивости:

  • Врикшасана;
  • Гарудасана;
  • Уттхита Хаста Падангуштхасана.

Тамас

Люди под влиянием Тамаса невежественны, обессиленны, они как будто все время пребывают во сне. Жизнь таких людей – это иллюзорная жизнь, когда они считают, что они деятельны и активны, а на самом деле находятся в состоянии полной прострации. Человек не имеет духовной цели, жизнь пускается на самотек.

Особенности человека при доминировании Тама-гуны:

Причастность к животному царству.
Отсутствие деятельности разума.
Сумасшествие, недалекий ум, галлюцинации.
Нравится мертвая еда, источающая зловония либо не имеющая вкуса совсем.
Постоянные самоограничения, ничем не обоснованные, которые проявляются либо в бичевании самих себя, либо в бичевании близких людей.
Попытки отдать все самое лучшее совершаются либо в неподходящий момент, либо по отношению к недостойному человеку, либо в неполной мере.
Смелость и отважность несут печать безрассудства, разочарования и страха.
Обладание счастьем – лишь иллюзия, которая затмевает разум и не дает душе открыться, оно призрачно и обманчиво.

В пространстве гуна тьмы и невежества реализована в местах со знаком Инь – госпитали, больницы, хосписы, заводы по переработке мяса, места захоронения. Сюда же относят все, что находится под землей – подземные склады, шахты, метро и прочее.

Саттва.

Природа саттвы – развитие, удовольствие, знание и мудрость. Человек саттвический действует, настроившись на водительство этой внутренней мудрости. На публике он энергичен и целеустремлён. В частной жизни он скромен и осторожен. Он задается вопросом, согласуются ли его действия с законом дхармы, поэтому результаты его поступков всегда полезны для общего блага, равно как и для его личной судьбы.

Состояние саттвы – это удовольствие, диктуемое поступками, ведомыми мудростью и знанием. Человек действует целенаправленно и отстранённо. Он понимает, что главная награда за поступок – это радость самого поступка. А материальное вознаграждение – просто глазурь на торте. 

Хотя он с удовольствием принимает всю славу, которую может предложить мир, он поднялся выше тщеславных ожиданий эго. Возможность неудачи его не сокрушает. Он безразличен к боли и борьбе. Даже если его положение катастрофично, он не уничтожен. Он с достоинством мчится по волнам жизни сквозь славу и позор. 

Конечно, каждому из нас следовала бы стремиться пребывать в состоянии саттвы, тогда мир был бы намного добрее и гармоничнее. Но проще сказать, чем сделать.

В состоянии первом – тамас, пребывал каждый из нас, вспомните себя в период депрессии, или после какого-то жизненного поражения или проблемы. Как было сказано выше: в каждом из нас есть три этих состояния, вот они иногда и берут шествие над нами по очереди, проанализируйте свою жизнь, и вы явно это увидите.

Сейчас, да и последние свои годы, во мне преобладает состояние раджас, я всегда стремилась к людским благам, и я не считаю, что это плохо. Но о внутреннем мире, о гармонии в нём, о нашем мире в целом, о его улучшении, тоже непременно нужно думать. Последний год, я работаю над этим и уже вижу в себе небольшие росточки состояния саттвы. Сейчас это процентное соотношение во мне примерно 80:20 (раджас:саттва), буду стараться сделать это соотношение 50:50, в ближайший год.  Ниже я дам вам некоторые советы, как прийти к саттве.

Для разумных людей очевидно, что раджас и тамас не могут стать целью достижения, так как они приводят живое существо к страданию и заблуждению. В то же время, саттва даёт возможность как испытать сильное счастье внутри себя, так и даёт платформу и необходимые качества для начало духовного пути. До тех пор, пока сознание наполнено многими отрицательными качествами раджаса и тамаса, духовный путь практически невозможен.

Как достичь саттвы.

Говорить о причинах возникновения саттва-гуны достаточно затруднительно, так как в материальном мире нет фундаментальных причин для того, чтобы живое существо прибывало в саттва-гуне. Вопрос возникновения саттва-гуны заключается в труде, дисциплине, знаниях, следованию этому пути, желанию освобождения. 

Источниками саттвы являются:

  • обретение знаний и избавление от нежелательных качеств
  • правильные образ жизни: питание, сон, деятельность
  • стремление к духовному самоосознанию и знанию
  • исполнение долга без привязанности к плодам
  • ограниченность в наслаждениях и привязанностях

Все эти метолы достижения саттва-гуны серьезны и авторитетны. Но, иногда, тот или иной метод может показаться тяжелым или трудновыполнимым. Ведическая философия не призывает следовать сразу всем принципам и правилам одновременно, но постепенно отказываясь от недозволенного и прививая положительные качества, выйти на тот уровень внутреннего развития, на котором становится возможно следование этим принципам. 

Значение санскритского термина

Рассмотрим, что такое гуны. В Ведах упоминается, что всем живым правят три состояния — благость, страсть и невежество. Это и есть гуны. Слово «гуна» буквально означает «верёвка», а его глубокое значение — «качество, свойство». Гуной является энергия, окрашивающая всё живое с душой в разные качества реальности.

В материальной природе правят три гуны. Они перемешиваются, поэтому кажется, что их очень много. Одно и то же духовное существо, оказываясь под воздействием различных гун, имеет разное поведение.

Гуны оказывают влияние на интересы людей, на их поведение, желания, настроение и прочее. Они воздействуют на всё: на общение, учёбу, науку, религию, воспитание деток. Данная энергия везде, и наши мысли — не исключение. Гуны — как верёвки материальной природы, которые опутывают всё, сплетаясь между собой для увеличения силы.

Знаете ли вы? Веды — знания о строении окружающего нас мира. Они помогают распознать настоящую природу людей. Веды написал мудрец Вьясадева на санскрите примерно 5 тыс. лет назад.

Гуна невежества тамас

Эта гуна ввергает человека во тьму невежества и иллюзии, отбирает разум и погружает его сознание в сонное состояние, а его тело – на животный уровень.

Люди в гуне невежества живут и делают что-то без каких-либо целей и принципов. То есть, они могут работать, но не хотят и бездействуют, что со временем приводит их к оглупению и отуплению.

Человек находится в гуне невежества, если:

  • его решимость лишена рассудительности и не может избавить от проблем;
  • он ослеплен обманчивым счастьем, которое уводит его от познания духовного;
  • из-за глупости неправильно понимает аскезу и занимается самоистязанием или выполняет ее, чтобы навредить другим;
  • дает пожертвование не тому, кому нужно, не там, где следует и не так, как надо.

Тамасная пища

Эта еда отличается несвежестью и тухлостью, отсутствием чистоты и вкуса, даже может состоять из объедков. Она оскверняет сознание и отупляет человека, накапливает в организме слизь и шлаки, развивает сонливость, вялость апатию. К тамасичной еде относятся:

  • консервы и полуфабрикаты,
  • дрожжевая выпечка,
  • пастеризованное молоко;
  • все рафинированные продукты питания,
  • кондитерские изделия (при излишнем употреблении);
  • очень соленая, горькая и вяжущая, а также очень жирная и слишком холодная еда;
  • пища после повторной тепловой обработки.

Основы и принципы практических занятий

Соблюдение режима дня, включая ранние подъемы. Это обязательное правило для повышения эффективности занятий.

Легкое, здоровое питание. Отказ от переедания и мяса убитых животных. Новичкам разрешается постепенный переход на вегетариантсво. Со временем такая потребность станет естественной.
Чтение книг про основы йоги, философские практики, концепции, биографии великих мастеров. Такие примеры станут хорошей моральной поддержкой на первых этапах.
Отсутствие телевизора, концентрация только на полезной информации для саморазвития.

Практические занятия по Хатха-йоге, служение обществу, Богу. Такой подход поможет повысить результативность занятий за короткий промежуток времени. Новичкам можно использовать перечисленные на сайте книги в качестве самоучителя. Также возможен вариант онлайн-обучения. Не стоит забывать про опытных интсрукторов в своем городе. Рекомендуется начинать с реальных тренировок, а уже затем переходить на самостоятельную практику.
Перед занятиями лучше ничего не есть за три-четыре часа до начала. Легкий перекус из фруктов возможен только за час до занятий. После тренировки можно приступать к еде не раньше, чем через полчаса.
Рекомендуются занятия с голыми ступнями (без носков и обуви). В этом случае ноги практически не скользят по коврику и полу.
Для тренировок можно надевать одежду удобного свободного кроя (мужская и женская одежда), она не будет стеснять движений

Важно, чтобы состав ткани был наутральным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий