Зачем нужна Уддияна бандха?
На физическом уровне Брюшной замок регулирует работу пищеварительной системы. На энергетическом уровне он помогает накоплению внутренней энергии. Опытные практики могут управлять внутренней энергией и направлять её в нади (энергетические каналы).
Одновременное выполнение бандхи и мудр усиливает их воздействие.
Бандхи в йоге представляют собой способы перенаправления жизненной силы. Изначально практика йоги предназначалась для достижения сверхъестественных результатов. Вместо того чтобы, успокоить поток жизненной силы, она усиливает его. Вместо охлаждения тела, она приносит тепло. Изменяет привычные пути течения жизни в теле, ограничивая одни пути и заставляя её искать новые маршруты, развивая и питая даже самые удалённые части тела.
Побочным результатом практики йоги для достижения сверхъестественных результатов, всегда является существенное улучшение общего состояния организма и здоровья, восстановление молодости и лёгкости в теле.
Одним из парадоксальных способов изменения путей течения жизненной силы являются бандхи (bandhas) или замки
. Понять принцип их действия возможно только в контексте понимая общей энергетической природы человеческого тела. Узнать какое влияние оказывает перекрытие горла (Джаландхара-бандха), глубокий выдох и втягивание живота (Уддияна-бандха), сжатие сфинктера (Мула-бандха), возможно только с помощью теорий, представленных в Хатха, Тантра и Кундалини-йоги. Ознакомление с этими направлениями позволит выйти за пределы общеукрепляющего действия практики и приблизиться к трансцендентальным целям.
Разновидности корневого замка
В разных источниках существуют варианты не только выполнения упражнения с задержкой на вдохе. Остановка дыхания на выдохе тоже допускается.
Также некоторые учителя йоги рекомендуют на начальных этапах добавлять джаландхара бандху. Чтобы ее выполнить — плотно прижмите подбородок к яремной впадине, после вдоха, дополняя мула бандху. На выдохе обе бандхи отпускаем, подбородок возвращаем в привычное положение.
В процессе практики мула бандха трансформируется. Не обязательно ее делать ритмично. Достаточно раз подтянуть и удерживать в таком виде в течение нескольких минут или в течение всего занятия. А отпускать ее лишь во время шавасаны.
Продвинутые практики способны вызывать необходимый эффект благодаря фокусу внимания на этой области. Считается, что ментальное воздействие мула бандхи гораздо сильнее и эффективнее обычного физического
Однако направлять и долго фиксировать внимание без предварительной подготовки практически невозможно. Потому начинающим не стоит его применять
Активизация энергии
В концепции Кундалини энергетическое поле человека поделено на 7 частей – энергетические каналы. На каждую чакру есть свои крийи, асаны, упражнения, мантры и медитации. По мере активизации каждой чакры происходят и перемены в жизни.
Зная особенности и влияние чакр на аспекты жизни, человек может корректировать свою практику, а также быть готовым к определенным переменам. Рассмотрим их с точки зрения влияния на качество жизни.
Важно учитывать, что у каждого человека обычна та или иная чакра активная, ведущая по жизни. Цель Кундалини-йоги — предоставить инструмент, с помощью которого люди могут реализовать свой максимальный творческий потенциал, освободиться от кармы (длительных последствий прошлых действий) и реализовать свою жизненную цель. Цель Кундалини-йоги — предоставить инструмент, с помощью которого люди могут реализовать свой максимальный творческий потенциал, освободиться от кармы (длительных последствий прошлых действий) и реализовать свою жизненную цель
Цель Кундалини-йоги — предоставить инструмент, с помощью которого люди могут реализовать свой максимальный творческий потенциал, освободиться от кармы (длительных последствий прошлых действий) и реализовать свою жизненную цель.
Практика для активизации энергии включает в себя:
- Пение мантры;
- Пранаямы – различные техники дыхания;
- Крийи – отдельные комплексы;
- Медитация.
Каждый из этих пунктов заслуживает детального изучения.
Общие правила
Для начищающих практику йоги с данной асаны есть ряд правил, которые необходимо обязательно соблюдать, чтобы не нанести вред организму:
- Желудок обязательно должен быть пустым. Это касается не только еды, но и обильного количества какой-либо жидкости. Между асаной и приемом пищи должно пройти не менее 3 часов. Нельзя непосредственно перед тренировкой пить воду.
- Нельзя работать мышцами живота, приводя их в чрезмерное напряжение. Лучше постепенно увеличивать нагрузку, чтобы не возникало неприятных ощущений в животе.
- Делать упражнение рекомендуется в конце тренировки после других асан либо перед тем, как медитировать. Соблюдение этой рекомендации помогает достичь максимально положительного результата.
- Обязательно следить за правильным дыханием.
- Нужно максимально сосредоточиться на самой мощной энергетической точке, расположенной в солнечном сплетении.
- Новичкам выполнять упражнение рекомендуется не больше, чем 2-3 раза, а для людей с опытом количество подходов можно увеличивать до 10.
- Если процесс втягивания живота сопровождается болью, упражнение необходимо немедленно прекратить.
Важное правило техники упражнения – процесс втягивания живота должен осуществляться за счет естественной подвижности диафрагмы, а не мышц пресса. Задействовать мышцы можно только в качестве помощи и без чрезмерного их напряжения. Уддияна насыщает организм жизненной энергией, приводя его в тонус
Проводить тренировку лучше всего утром после пробуждения, чтобы бодрости и хорошего настроения хватило на весь день
Уддияна насыщает организм жизненной энергией, приводя его в тонус. Проводить тренировку лучше всего утром после пробуждения, чтобы бодрости и хорошего настроения хватило на весь день.
Уддияна входит в трио 2 других замков, эта асана еще называется «средний замок», 2 другие позы – мула бандха (или «корневой замок») и джаландхара (или «горловой замок»). Выполнение всех 3 асан последовательно называется в йоге маха бандха или «великий замок».
Польза уддияна бандхи
Практика этой бандхи заставляет прану (жизненную энергию) течь вверх по центральному энергетическому каналу в теле (сушумна), что уже само по себе чрезвычайно благоприятно, т.к. обращает вспять естественные процессы разрушения организма, тем самым омолаживая его. Отсюда и название «символ восходящего полета».
При выполнении бандхи диафрагма подтягивается к грудной клетке, а органы брюшной полости прижимаются к позвоночнику, т.е. происходит массаж всей полости — это избавляет практикующего почти от всех желудочно-кишечных заболеваний (запоры, несварение, диабет, и проч.).
Тонизируется печень, почки, селезенка, поджелудочная железа, увеличивается огонь пищеварения. Секреторная деятельность надпочечников приходит в норму, что возвращает страдающему летаргией жизненную энергию, а беспокойному дает уравновешенность.
Происходит стимуляция симпатических нервов солнечного сплетения, что благоприятно отражается на работе органов тела. Поскольку уддияна воздействует на солнечное сплетение, на уровне которого расположена манипура чакра (она является праническим центром в теле), то происходит гармонизация распределения праны в организме.
Есть схожая с уддияной практика в йоги — агнисара-крийя, которая часто является подготовкой к выполнению первой.
Северный и южный полюсы
Второй составляющей энергетической системы организма является природная полярность спинной оси
. Бандхи позволяют контролировать полярность организма. Верхняя часть позвоночника представляет положительный северный полюс, в то время как нижняя часть представляет отрицательный южный полюс. Такие понятия, как северный и южный являются условными и дают общее представление о направлениях движения фактически же значение этих полюсов обуславливает способность человека к самосознанию.
Например, когда наши мысли и действия являются инстинктивными и осуществляются с небольшой степенью осознания, то движение силы направлено на нижний южный полюс позвоночника.
Там доминируют страхи, неудовлетворённые желания, они контролируют поведение человека и обуславливают его окружение. Но по мере роста самосознания, направление движения меняется, страх превращается в бесстрашие, вожделения в желание дать другим, желание доминировать уступает место коммуникации с другими и гармонии с окружающей средой. Поэтому многие учителя йоги утверждают, что повышение самосознания, при помощи бандх привлекает силу из нижнего полюса и возвышает её.
Как выполнять
Горловая бандха помогает контролировать процессы дыхания. В древних источниках указано, что она разрушает все болезни, уничтожает старость и смерть. Это связано с определенным сжатием паращитовидной и щитовидной железы, отвечающих за выработку гормональных процессов в теле.
Сжатие мышц горла дает управление дыханием и тормозит процессы выделение гормонов, что помогает остановить необратимые процессы, проходящие в организме. При регулярной практике бандха снимает воспаление горла, заикание, тонзиллиты. Выполняется следующим образом.
- Выпрямите спину и вытяните позвоночник. Слегка отведите голову назад и полностью выпрямите шею.
- Опустите подбородок к груди. Важный момент: спина остается прямой.
- Замком пережимаются все важные нервные окончания, которые проходят через шею, и при отпускании бандхи энергетический поток идет по определенным каналам.
При такой задержке расширяются границы сознания. Задержка дыхания выполняется на полном глубоком вдохе, когда опускаете подбородок к груди. После этого следует спокойный, глубокий, ровный выдох.
Выполняется замок и после выдоха, эффект получается более мощным, т.к. происходит активация центров, ответственных за восприятие. Человек становится более спокойным, восприимчивым, круг сознания расширяется и можно воспринимать реальность такой, какая она есть на самом деле.
Как выполнить Бандху
При выполнении старайтесь держать спину прямо. Приближая подбородок к груди, не округляйте спину, облегчая выполнение пранаямы. Округлые назад плечи уменьшают объем груди и стесняют дыхание. Грудная клетка должна быть постоянно открыта.
Обопритесь на прямую поверхность (стена) и посмотрите, чтобы при выполнении Джаландхары, плечи были плотно прижаты к стене.
Вторая не менее важная деталь, на которую следует обратить внимание, это напряжение шеи во время выполнения — шея должна быть расслаблена
- Займите удобное положение (Падмасана, Сиддхасана, Свастикасана, Бхадрасана, Вирасана, Бадхаконасана).
- Ладони положите на колени так, чтобы руки были прямыми. Поднимите плечи и слегка наклоните тело вперед, держа спину прямо, колени плотно прижмите к полу.
- Закройте глаза, расслабьтесь, дышите нормально. Глубоко вдохните и задержите дыхание.
- Слегка опустите подбородок, удлините заднюю часть шеи, поднимите вверх грудину и грудную клетку.
- Выпрямите шею. Центр головы, подбородка, пупок и промежность должны находиться на одной линии.
- Сделайте глубокий вдох, полный выдох, опуская в конце подбородок по направлению к груди, между ключицами так, чтобы трахея и пищевод были надежно закрыты.
- Выпрямите руки и нажмите ладонями на колени, чтобы создать заблокированное положение.
- Сосредоточьтесь на чакре Вишуддхи и задержите дыхание до тех пор, пока вам будет комфортно.
- Чтобы освободить замок, согните руки, поднимите голову, ослабьте подбородок и сделайте мягкий выдох.
- Вернитесь к прямому положению и сделайте несколько нормальных вдохов.
Мышцы горла, шеи и лица должны быть расслаблены. Повторять Джанн (замок) не более 10 циклов. Один цикл — это однократное выполнение Джаландхара бандхи.
Начинающие должны держать дыхание всего несколько секунд. Позже время может быть увеличено до минуты и более, в зависимости от емкости ваших легких. Опытные йоги могут поддерживать фиксацию подбородка в течение трех минут и более.
Если возникли трудности при выполнении и расслаблении горла, посмотрите на реализацию этого положения с точки анатомии и изучите следующие анатомические структуры:
- подъязычную кость;
- первый шейный позвонок (атлас);
- внешний затылочный бугор.
После освоения Джаландхары с дыханием внутри, можно экспериментировать с дыханием находящимся снаружи. Это требует небольшой практики, делается медленно, не напрягаясь. Сначала задержите дыхание на несколько секунд. Позже можно увеличить до 1 минуты и более. Опытные и постоянно практикующие йоги задерживают дыхание снаружи до 2-3 минут.
Задерживать дыхание нужно осторожно, не следует задыхаться, удерживая дыхание внутри или снаружи. Отпустите горловой замок, если почувствуете малейший дискомфорт, и дышите нормально
Продолжительность практики увеличивайте постепенно. Прекращайте практику, если почувствуете даже легкое головокружение.
Геранда Самхита говорит, что Джаландхара Бандху можно улучшить в течение шести месяцев, она дает психические силы или сиддхи (способность творить чудеса, сверхъестественные возможности) для практикующего.
Холотропное дыхание с Владимиром Майковым
Пионер холотропного дыхания в СССР и России, Владимир Майков дает сущностное введение в холотропное дыхание. Холотропное дыхание — один из самых мощных методов самопознания, личностного роста и творческого раскрытия.
В 1960-х одни называли эту дыхательную практику прорывом в психологии, другие — альтернативой употреблению ЛСД. Сегодня техника признана в научных кругах как один из самых мощных видов психокоррекции.
Холотропное дыхание (Holotropic breathwork) — наиболее интенсивная техника из так называемой «большой тройки» психотерапевтических дыхательных методик, куда также входят ребёфинг и вайвейшн. Холотроп был разработан американским психотерапевтом-клиницистом Станиславом Грофом в 1962–1964 годах и стал ядром нового направления —трансперсональной психологии.
Холотропное дыхание — эффективный метод самоисследования и личностного роста. Метод разработан специально для исследования уникальных возможностей необычных состояний сознания.
Цель холотропного дыхания заключается не только в том, чтобы дать человеку возможность пережить трансперсональный опыт, который часто сравнивают с чередой очень ярких галлюцинаций. Главная задача холотропа — на время сеанса освободить сознание из рамок обыденной реальности, что в свою очередь приводит к запуску определенных механизмов самокоррекции организма. Иначе говоря, сеанс холотропного дыхания можно сравнить с известной поговоркой «Солдат спит — служба идет». В данном случае: холонавт дышит, а психика и соматика самостоятельно «устраняют неполадки», естественным образом стремясь к природной гармонии. Кроме того, трансперсональный опыт невероятно обогащает внутренний мир человека. Сказать, что он пробуждает творческое начало и в десятки раз расширяет диапазон эмоций – значит, не сказать практически ничего. Если послушать самих холонавтов, то почти все они сравнивают свой опыт с «генеральной уборкой сознания». Для многих из них первый сеанс холотропа оборачивается настоящим открытием, которое участники семинаров резюмирут примерно одинаково: «Я увидел, я почувствовал, и я осознал — мир намного масштабнее, увлекательнее, ярче и динамичнее, чем мы привыкли считать».
Холотропное дыхание эффективно при работе со стрессами, невротическими состояниями, пагубными привычками и зависимостями, психосоматическими и эмоциональными расстройствами, а также используется для поиска нестандартных решений и творческих прорывов.
Основная философская предпосылка холотропного дыхания состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к не подлинному, не здоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы.
Холотропное дыхание содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психологии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в йоге, шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. В такого рода работе, нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного.
Метод холотропного дыхания является наименее манипулятивным, поскольку терапевт и клиент не привносят своих ожиданий и концепций в содержание поднимающегося материала. Это является важнейшим принципом холотропного дыхания, и обеспечивает его преимущества по сравнению с другими методами.
На сегодняшний день среди российских трансперсональных психологов только трое имеют официальное разрешение самого Стена Грофа на проведение сеансов холотропного дыхания по его методу. Это Владимир Майков, Кристина Майкова и Светлана Дороганич.
Уддияна бандха: техника выполнения и противопоказания
Техника выполнения уддияна бандхи заключается во втягивании внутрь и подтягивании живота и желудка.
Прежде чем приступать к освоению практики уддияна бандхи, ознакомьтесь с противопоказаниями:
- Обострения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрита, колита и других заболеваний ЖКТ;
- Период менструаций у женщин;
- Беременность;
- Высокое кровяное давление.
Следует внимательно подходить к освоению при любых формах патологии лёгких, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний внутренних органов, прилегающих к диафрагме; при грыжах в брюшной полости.
Уддияна бандха выполняется исключительно на пустой желудок, также рекомендуется опорожнить кишечник.
Начинающим рекомендуется осваивать эту практику стоя, в Позе рыбака, от одного до трёх подходов в день.
Уддияна бандха: техника выполнения для начинающих
- Примите положение «Поза рыбака», стопы расположены на ширине плеч, ноги присогнуты в коленях, корпус немного наклонён вперёд, ладони упираются в бёдра чуть выше колен, большими пальцами внутрь, остальными — наружу;
- Сохраняйте прямое положение спины;
- Сделайте глубокий вдох через нос и быстрый энергичный полный выдох, также через нос. Когда лёгкие и кишечник пусты, диафрагма естественным образом поднимается вверх в грудную полость;
- Полностью выдохнув, выполните джаландхара бандху («горловой замок») путём опускания подбородка к груди и подъёма плеч;
- Сохраняя задержку дыхания на выдохе, втяните живот и желудок внутрь по направлению к позвоночнику и немного вверх, удерживайте это положение несколько секунд;
- Сделайте лёгкий «довыдох», расслабьте живот и желудок, отпустите «горловой замок», подняв голову, и выпрямитесь;
- Медленно, осознанно вдохните через нос;
- Перед началом следующего цикла подышите спокойно минуту или две.
Физический эффект уддияна бандхи
Во время выполнения «брюшного замка» происходит глубокий мягкий массаж мышц сердца, лёгких, органов пищеварительной системы и надпочечников. При подтягивании живота вверх на выдохе, создаётся отрицательное давление в грудной клетке, возникает эффект «вакуума», в результате чего венозная кровь оттягивается в область сердца. Пониженное давление в капиллярах и венах брюшных органов, способствует большему кровотоку через эти органы, а также более эффективному обмену жидкостями с их тканями. Стимулирует перистальтику кишечника и поджелудочную железу, помогает облегчить запоры. Усиливает иммунную систему, укрепляет брюшные мышцы и диафрагму, улучшает пищеварение. Очищает желудочно-кишечный тракт от токсинов.
Уддияна бандха тонизирует симпатическую нервную систему, делает её работу более эффективной. Успокаивает ум, снижает раздражительность и гнев, развеивает депрессивное настроение.
Энергетический эффект
Активирует Манипура-чакру и солнечное сплетение. Нисходящую энергию апана-вайю перенаправляет вверх, объединяет её с прана-вайю и самана-вайю в пупочном центре. При объединении апаны и праны происходит взрывообразное выделение потенциальной силы, которая устремляется вверх по центральному энергетическому каналу сушумна-нади.
Существует прямая связь между уддияна бандхой, Манипура-чакрой и солнечным сплетением. Солнечное сплетение представляет собой сложную сеть нервов, расположенную в брюшной полости. Чакра, которая влияет на солнечное сплетение, — Манипура. При выполнении уддияна бандхи, положительные эффекты происходят за счёт активации Манипура-чакры, которая отвечает за высокий уровень энергии, пищеварение, ясное сознание, интеллект человека, его умственное развитие и логику.
Терапевтический эффект
Устраняет и предотвращает появление грыж. Устраняет смещение внутренних органов. Лечит заболевания внутренних органов и желудка.
Важное о брюшном замке
Есть основные моменты, которые необходимо учитывать, практикуя уддияна бандху:
Технику выполняют исключительно на пустой желудок или минимум 3 часа после еды. Не нужно чересчур стараться втянуть живот. Лучше делать это медленно и так, чтобы не возникало никаких неприятных ощущений. Приступать к практике лучше тогда, когда выполнены упражнения пранаяма и асаны йоги, но, перед медитацией. Более эффективное воздействие уддияны бандхи в сочетании с дыхательными упражнениями и мудрами. Новичкам лучше делать 2-3 повтора техники за одно занятие. Для более продвинутого йога будет достаточно 10 повторов
Больше не нужно
Во время выполнения внимание должно быть сконцентрировано на области солнечного сплетения, что соответствует манипура чакре. Самое лучшее время для практики – раннее утро, вскоре после пробуждения
Техника выполнения уддияна бандха в положении сидя
Для того, чтобы начать выполнять уддияна бандха в положении сидя, необходимо принять медитативную позу (любую). Однако, это должна быть такая поза, при которой колени находятся на полу. Ладони положите на колени, закройте глаза и расслабьтесь. Именно из этого положения будет выполняться техника.
Глубоко вдохните, не раскрывая глаз, и задержите дыхание. На задержке сделайте джаландхара бандху. То есть, необходимо наклонить голову таким образом, чтобы подбородок плотно прижался к грудине. Появится ощущение растяжения мышц шеи. Руки при этом выпрямляются и держатся ладонями на коленях. Плечи приподняты и выдвинутые слегка вперед.
После джаландхара бандхи втягивается живот по направлению внутрь и вверх. Выдерживать такое положение нужно до тех пор, пока получается не дышать.
Выходить из бандхи нужно следующим образом: неторопливо расслабьте мышцы живота, освободите джаландхару, поднимите голову и сделайте выдох. Необходимо подождать, пока восстановится дыхание, после чего повторить уддияна бандху вновь.
Уддияна бандха в положении стоя
Примите исходное положение следующим образом. Встаньте прямо, поставьте ноги на расстояние слегка больше ширины плеч и немного наклонитесь вперед. Ладонями упритесь в переднюю поверхность ног (выше коленей). Взгляд устремлен вперед.
Теперь сделайте глубокий вдох и шумно выдохните через рот так, чтобы полностью избавиться от воздуха в легких. Одновременно с этим наклонитесь вперед еще больше. Аккуратно поднимитесь, задержав дыхание и продолжая держать руки на бедрах. Когда вы будете делать подъем, живот естественным образом начнет втягиваться. Если вам покажется, что сила втягивания недостаточна, ему можно немного помочь, приложив определенные усилия. Перенапрягаться ни в коем случае нельзя, так как это мощная техника.
Если делать все резко и интенсивно, то могут возникнуть боли из-за того, что токсины начали слишком быстро выводиться из органов. Поэтому делайте все постепенно, не торопитесь.
Когда вы выполняете втягивание живота, смотреть нужно вниз. При выходе медленно поднимите голову, начните делать вдохи и в таком же неспешном темпе выпрямитесь. После этого нужно абсолютно расслабиться.
Данный вариант уддияна бандхи считается более щадящим, поэтому рекомендуется новичкам. Но то, что эта техника несколько легче практики сидя, не значит, что она оказывает менее эффективное воздействие.
Если не получается сильно втянуть живот
Нередко новички испытывают настоящее разочарование, когда не могут сильно втянуть живот при выполнении упражнения. У некоторых может даже пропасть желание практиковать технику. Но, как говорят опытные йоги, опускать руки в таком случае не стоит. Неподготовленный к подобному действу организм попросту должен адаптироваться. Кроме того, большинство людей страдает загрязненностью кишечника, отчего задача втягивания живота усложняется. Если регулярно выполнять упражнение в сочетании с очистительными процедурами, то в скором времени все будет отлично получаться, кишечник освободится от всего лишнего и человек начнет чувствовать себя гораздо лучше.
Также отсутствие верного результата может быть связано с тем, что при выполнении техники происходят попытки втянуть живот с помощью мышц пресса. Так делать нельзя. Да, живот визуально очень сильно втянется, но это совсем не то, что нужно. При задействовании мышц пресса не происходит движения диафрагмы. Чтобы выполнить правильный брюшной замок с поднятием диафрагмы, необходимо при втягивании живота держать брюшные мышцы расслабленными. Все должно быть непринужденным.
Польза уддияна бандха
Хатха-йога утверждает, что уддияна бандха оказывает полезное воздействие на организм
Однако, важно, чтобы она выполнялась правильно
Эффект практики:
- Сублимация сексуальной энергии в пользу оздоровительного эффекта и ее перенаправление в высшие центры.
- За счет того, что во время выполнения техники происходит подтягивание диафрагмы к грудной клетке, осуществляется массирование органов брюшной полости. Благодаря этому устраняются запоры, проблемы с кишечником и поджелудочной железой, происходит нормализация пищеварения.
- Массаж брюшной полезен также для почек, печени, селезенки и надпочечников.
- Благотворное воздействие на кровеносную систему. Упражнение помогает убирать венозные застои, улучшать кровоснабжение всех внутренних органов и ускорять регенеративные процессы при различных заболеваниях.
- Влияние на нервную систему. Так как в кишечнике сконцентрировано много нервных окончаний, при выполнении уддияна бандха происходит их стимуляция. Это приводит к тому, что йог быстро успокаивается, испытывает умиротворение, уходит нервозность и гиперактивность.
- Активное воздействие на мочеполовую систему объясняется тем, что усиливается отток крови от органов малого таза, активизируется кровоснабжение, выводится лишняя жидкость. Уддияна бандха особенно полезна для тех, кто страдает от опущения органов таза и брюшной полости.
- Жизненная энергия поднимается вверх, что способствует торможению процессов старения и общему омолаживающему эффекту.
- За счет активного «втягивания» уходит жир с живота, фигура становится более изящной, подтянутой и стройной.
Что это такое?
1. Мула Дхара мудра2. Мула бандха3. Ашвини мудра
Под Мула бандхой подразумевается выполнение комплекса из трех упражнений:
- Начинать следует с Мула Дхара мудры (центр бандхи) – замка корневого потока. Сжимая *Канду, происходит активизация праны и вытеснение ее в сторону энергетических каналов. Для этого необходимо сокращать мышцы в области промежности.
- Следующим этапом будет выполнение Ашвини Мудры (сзади). Она усиливает восходящие потоки энергии. Если выполнять ее в комплексе с Ваджроли Мудрой (сжатием мускулатуры передней стенки брюшного пресса к позвоночнику), то происходит сосредоточение энергии в области срединного кольца (сзади).
- Завершающей стадией считается Ваджроли Мудра (спереди). В этот момент происходит сжимание сфинктера мочеполового органа с подниманием его вверх. При этом должна сокращаться мускулатура низа живота. Восходящие потоки активизируются в области срединного кольца (спереди).
Справка! *Кандой называется пространство в форме яйца. В этом месте образуются энергетические каналы (Нади). Месторасположение канды – над промежностью внутри таза..
При выполнении Муладхары мудры с Ваджроли и Ашвини мудрами происходит распределение энергетического потока по трем внутренним каналам (Сушумна, Ида, Пингала).
Когда человек делает Мула бандху и сжимает Канду, это вынуждает прану подняться на верхние уровни через пять каналов энергии: центральный, правый, левый, передний и задний, направляясь к Ахам-грантхи и Махат-грантхи. Напряжение нужных мышц приводит в движение прану, которая из головы перенаправляется к нижним уровням и накапливается в тазовой области. Сконцентрированной в Манипура чакре силой можно будет воспользоваться для всех уровней тонкой оболочки. Она является основным хранилищем жизненной энергии.
Во время практики Мула бандхи прана собирается в нижней части тела (в т. ч. сексуальная) и поднимается в сторону верхних слоев. Происходит ее вибрирование в чакрах, что приводит к изменению информации, которая содержится в энергетическом поле. После этого она трансформируется в творческую прану и начинает скапливаться в хранилище для жизненной силы. Ее можно будет использовать в случае необходимости для восстановления энергии на других уровнях тонкого тела.
Колеблющиеся энергии
Часто утверждают, что Прана подобна птице, с противоположных сторон привязанной на двух крепких тросах. Она пытается найти свободу, летя то в одном направлении, то в другом, но не может вырваться. Аналогично Прана ограничена двумя внутренними режимами работы тела, но в случае с Праной они могут быть объединены и Прана получит свободу.
Одним из видов силы, ограничивающих Прану, является солнце, оно обозначается слогом Ха (Ha) и такими словами, как мужская, рациональная, активная, тёплая. Эта солнечная энергия течёт в одном из каналов Нади называемом Пингала (Pingala), который заканчивается в правой ноздре. Вторым видом является лунная энергия, луна обозначается слогом Тха (Tha) и такими словами, как женская, интуитивная, восприимчивая и охлаждающая. Она течёт по каналу, называемому Ида (Ida), который заканчивается в левой ноздре.
Тонкие колебания формируют повседневное состояние тела, глубоко влияя на физическое и психическое состояние человека. Когда два мантрических слога, символизирующих эти силы соединяются вместе, они образуют слово Хатха, обозначающую систему йоги, предназначенную для регулирования и преобразования их. Практикующие Кундалини-йогу считают, что когда эти парные силы действуют интегрировано, начинает развиваться трансцендентальная сущность человека. В это время Прана, обозначающая сознание, течёт вверх в одном центральном канале, расположенном вдоль позвоночника и называемом Сушумна (Sushumna). Эта концепция двух разнородных, дополняющих друг друга сил, сливающихся в центральном канале, широко представлена в традиционной культуре Индии и символизируется слиянием дня и ночи на рассвете или в сумерках, так же как когда логика совмещается с интуицией, благодаря бандхам, возникает мудрость.
Глубокая работа Мула бандхи
Утонченность мула-бандхи начинает объединяться не только с телом, но и с умом. Бандха все глубже проникает в вашу психику, пронизывая вашу жизнь. Как и практика асан, она предназначена для очищения Пранамаякоши — одной из тонких пятислойных оболочек энергетического тела. Корневой замок вызывает смешивание энергии праны и апаны в области пупка. Управляет пранической энергией с целью открытия выхода к Сушумне, центральному каналу движения энергии вдоль позвоночника. Начиная процесс трансформации бессознательного в сознательное, что стимулирует необходимый поток спинно-мозговой жидкости. Замок перенаправляет энергию сексуальную на креативность и регенерацию организма. Повышает сексуальную жизнеспособность.
На самом глубоком уровне тонкого тела — Ананда (блаженство), применение бандхи означает направление нормально происходящих чувств внутрь. Обычно мы смотрим вне себя ради счастья. Но любое блаженство, которое мы находим извне, является временным, даже если оно может быть очень опьяняющим.
Все бандхи рекомендуется делать под руководством умелого и опытного преподавателя, постепенно осваивая технику, осознавая и понимая ее.
Неумелое использование может оказать негативное воздействие. Как узнать, работает ли она против, или за вас: «Первое, что вы должны – это доверять вашим внутренним знаниям», — говорит Джоан Харриган, брахмачрини (монах) в Шанкарачарской традиции Авайты Веданты. При должном участии бандхи, должно быть чувство усиленной жизненности и большей осведомленности.