Кто такие шудры в Индии?

Неприкасаемые

Группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племен, не включенных в общество завоевавших Индию ариев. Неприкасаемым предписывались такие занятия как уборка мусора, работа с кожей или с глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений “чистых” каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. В настоящее время они составляют 16—17% населения Индии.

Неприкасаемые не входят в систему четырех варн. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов.

Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространенные категории неприкасаемых – это чамары (кожевники), дхобии (прачки), парии.

Те, чья профессия требует физического прикосновения к клиенту (например, парикмахеры или люди, специализирующиеся на стирке белья), обслуживают членов каст выше их собственной, но гончары или кузнецы работают на всю деревню, вне зависимости от того, к какой касте принадлежит клиент. Такие занятия, как выделка кож или забой животных, считаются явно оскверняющими, и, хотя эта работа очень важна для общины, те, кто ею занимается, считаются неприкасаемыми.

Положение дел в современной Индии

Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их количество действительно бесчисленным.

Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается. Например, существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги) и даже каста брахманов, живущих благодаря милостыне (Бхатра).

Если раньше почти все определялось социальным происхождением, то теперь, к примеру, и продвижение на службе возможно благодаря индивидуальным характеристикам, умениям и навыкам человека, а не только из-за рождения.

Кто такие брахманы

Около пяти тысяч лет назад с приходом иранских ариев на полуостров Индостан древнеиндийское общество разделилось на четыре основных сословия или варны:

  • брахманы — жрецы, ученые;
  • кшатрии — воины;
  • вайшьи — земледельцы, торговцы;
  • шудры — слуги, наемные работники.

Брахманы в древнеиндийской форме социальной сегрегации являются высшей и наиболее влиятельной варной. Их также называют брамины, випра, двиджа, бхусура. Все эти названия отражают богоизбранность членов этой социальной группы — в древней Индии брахманы занимались духовной деятельностью и нередко становились наставниками в семьях высших каст.

Изначально эту варну составляли жрецы, к которым обращались за проведением специальных ритуалов и жертвоприношений. У народа они пользовались большим почетом и уважением. Нередко авторитетность жрецов превышала влияние правителя. Считалось, что их участие и молитвы обладают особенной сакральной силой. В дальнейшем из сословия брахманов стали выходить писцы, ученые, учителя. В эпоху феодализма среди них появились судьи, чиновники и землевладельцы.

Брахманы отличались глубоким разносторонним образованием и интеллектуальной одаренностью. Несмотря на свою влиятельность, они обязаны были жить в соответствии со своей варной и не могли отойти от строгих правил и требований касты. Представители других сословных групп обращались к ним за мудрым советом и знанием. В обязанность брахманов входила просветительская деятельность, которую они осуществляли среди более низших слоев населения.

Мероприятия

Слева направо: гуркха, брамин и шудра (1868 г.).

Традиционно шудры – крестьяне и ремесленники . Описанные в древних текстах как крестьяне, они квалифицируются как дарители пшеницы и, согласно текстам, получают вознаграждение « серпом и колосьями». Древняя заповедь «Веды губительны для сельского хозяйства, а сельское хозяйство губительно для Вед» представлена ​​как одна из причин, по которой шудрам не разрешалось изучать Веды. В VII веке китайский путешественник Сюаньцзан также задокументировал тот факт, что крестьяне – шудры. Кроме того, изгой, который становится фермером, также становится шудрой.

По мнению автора Марвина Дэвиса, шудры не обязаны изучать Веды. Они не считаются дваждырожденными (джива) и, согласно кастовой системе, предназначены для служения (седа) трем другим варнам. Однако термин «джива» отсутствует в древней литературе: его нет ни в Ведах, ни в Упанишадах, ни в Шраута-сутрах, ни в Грихья-сутрах. Таким образом, термин «джива» указывает на то, что это положение шудр восходит к средневековью .

Традиционными промыслами шудр, согласно Гурье, являются сельское хозяйство, ремесла и торговля. Однако эта классификация варьируется в исследованиях. По словам Дрекмейера, шудры и вайшьи имеют много общих занятий и часто собираются вместе.

Шудры – мастера согласно Арташастре, но практикуют все искусства согласно Вишнусмрити (3 век). С другой стороны, Парашарасмрити и другие тексты подтверждают, что искусство и ремесла относятся к профессиональной сфере четырех варн.

И наоборот, по словам социолога Нахима Джабара , другие источники показывают, что шудры выполняют и другие действия . Таким образом, тексты, в том числе эпосы, представляют царей или министров шудр. По словам Гурье, понятие наследования в торговле (которое помогает основать кастовую систему) было неправильным для нескольких регионов Индии. В зависимости от обстоятельств члены четырех варн совершали несколько видов торговли. Гурье утверждает:
«Хотя теоретически социальное положение шудр очень низкое, есть свидетельства того, что многие из них были зажиточными. Некоторым удалось выдать своих дочерей замуж в королевские семьи. Сумитра, одна из трех жен царя Дашаратхи, была Шудрой. Некоторым даже удалось взойти на престол. Знаменитая Чандрагупта традиционно известна как Шудра. ”

На Бали, Индонезия

Среди индуистских общин на Бали , Индонезия , шудры (местные жители называют соэдрами) часто являются храмовыми священниками (хотя храмовые священники могут принадлежать к любой варне). В большинстве районов именно шудра совершают подношения богам от имени индуистских преданных, поют молитвы, декламируют меведу (Веды) и определяют ход балийских храмовых фестивалей.

Исторические свидетельства

Исследователи, ищущие исторические свидетельства существования варны и джати в средневековой Индии , сочли это трудным и противоречивым.

Андхра-Прадеш, который восходит к средневековью, редко упоминает варны

Таким образом, Синтия Талбот, профессор истории и азиатских исследований, ставит под сомнение важность варн в повседневной жизни того времени. До 13 века упоминания о джати встречаются еще реже

Две редкие записи храмовых дарителей из семей воинов 14 века утверждают, что они являются шудрами. Один утверждает, что Шудры самые храбрые, другой утверждает, что Шудры самые чистые.

Ричард Итон, профессор истории, пишет: «Любой может быть воином, независимо от социального происхождения, и джати не формирует идентичность людей. Занятия менялись». Между XI и XIV веками у индусского населения Какатия в регионе Декан, свидетельства показывают, согласно Итону, что шудры были дворянами, и многие «отцы и сыновья имели разные профессии, что свидетельствует о том, что социальный статус был заработан, а не унаследовано “.

Согласно Йоханнесу Бронкхорсту, ни в одной из надписей Ашоки не упоминаются шудры (ни кшатрии, ни вайшья): упоминаются только брахманы и шраманы .

В средние века некоторые члены популярного движения бхакти (святые поэты, религиозные лидеры …) были шудрами, такие как Тукарам и Намдев . Композиции Намдева были признаны не только в индуистской общине Махараштры, но и в общине сикхов. Сикхские гуру из региона Пенджаб включили эти сочинения в свой сборник сикхских писаний.

Варны и касты – это одно и то же?

Хоть некоторые ошибочно и считают тождественными эти понятия, отличия в них все-таки есть, и существенные.

В индуизме верят, что успех воплощения в следующей жизни напрямую зависит от выполнения добрых дел в предыдущей. Например, если человек в своей прежней жизни был грешным и сотворил беды, то он перевоплотится в «неприкасаемого».

Из этого получается, что все представления о четырех варнах, сформировавшиеся в Древней Индии, имеют глубокую религиозную подоплеку. Это ответ на вопрос по какому принципу на них делилось общество.

Варны ремесленников и торговцев – вайшьи

Вся правда о кастах в Индии

Затерянные древнейшие города Индии

Индийский жрец высшей касты – брахман

Махатма Ганди – краткая биография

Традиционная мужская одежда в Индии

Женская доля — стри-дхарма

Женщины занимают особое положение в системе варнашрамы. Их учат следовать строгой дхарме, женскому долгу, что означает быть верной женой и хорошей матерью. Традиционно женщины получали образование дома, учились вкусно готовить, содержать семью, а также приобретали другие навыки в зависимости от семьи, в которой они родились. Например, если девочка воспитывается в семье браминов, ее с раннего возраста учат помогать матери и отцу в организации религиозных праздников, она знает различные мантры и молитвы и привыкает жить без роскоши и комфорта. Поэтому для девушки из класса брамина естественно пытаться выйти замуж за брахмана, потому что в этом случае у них схожие качества и цели в жизни. Однако допускается, чтобы жена происходила из имения более низкого уровня. Священные Писания говорят, что муж должен быть старше своей жены во всем, чтобы она могла его уважать — его социальное положение должно быть выше, он должен быть умнее своей жены, выше ее по росту и старше ее. Подробнее о положении женщины в Индии вы можете прочитать в моей статье «Почему индийские женщины не феминистки»).

Женщин учат следовать строгой дхарме, женскому долгу, что означает быть верной женой и хорошей матерью

Шудры в XXI веке

В Индии неприлично спрашивать, к какой варне и джати принадлежит человек. Чтобы выскользнуть из рамок, многие представители низшей касты берут фамилию Кумар: по ней невозможно вычислить варну. Кастовое разделение сильнее ощущается в сельской местности

Поэтому шудры переезжают в крупные города, находят работу в офисе, где уже неважно, к какой джати ты принадлежишь. Шудры также могут сменить религию. Многие стали мусульманами и буддистами

Многие стали мусульманами и буддистами.

В некоторых регионах принципы земледелия не изменились за последние три тысячи лет

Благодаря Конституции, ситуация улучшилась. В ней прописано право на общедоступность храмов и публичных мест для всех варн. Современные шудры могут поступить бесплатно в вуз и занять административную должность. Как и в древней Индии, низшая каста шудр заключает браки только между собой. На почве межкастовых свадеб в стране ежегодно происходит около тысячи «убийств чести».

Женщина касты шудр — кадр из индийского фильма. Болливуд, такой Болливуд

Портрет шудры

Права низшей варны (касты) шудр ограничены. Они не могут подавать еду и дотрагиваться до представителей высших каст. Большинство живет в бедности, им позволено жениться на разведенных женщинах и есть мясо. Но в некоторых штатах Индии шудры (земледельческие джати), могут быть богаче, чем брахманы или вайшьи. Их общины очень влиятельны в политическом плане.

Правительство Индии все чаще становится на защиту низших каст и женщин

Шудрам необходимо видеть результат своего труда. Их занятия считаются грязными, но социально приемлемыми: это каменщики, ювелиры, ткачи, парикмахеры, кожевники, мусорщики, гончары, плотники, кузнецы, винокуры и музыканты. Представителя низшей касты можно опознать по цвету кожи (темнее, чем у высших варн) и росту (низкие), по «говорящей» фамилии и общественному положению.

Характер шудры:

  • вера в семейные ценности
  • во главе стоит безопасность и стабильность
  • подчинение начальству
  • коллективизм
  • подверженность общественному мнению
  • предпочитает творчеству простой труд

Представителям этой касты не приходит на ум ни отлынивать от работы, ни стесняться ее

Является ли кастовая система уникальной для Индии?

Кастовая система встречается в других странах, таких как Непал, Пакистан и Шри-Ланка. Кастоподобные системы также встречаются в Индонезии, Китае, Корее, Йемене, а также в некоторых странах Африки, Европы.

Но что отличает индийскую кастовую систему от остальной, так это ключевая тема чистоты и загрязнения, которая является второстепенной или незначительной в других подобных системах мира. В Йемене существует наследственная каста аль-Ахдама, в которую входят работники физического труда. Буракумины в Японии, первоначально принадлежавшие к общинам изгоев японской феодальной эпохи, относятся к профессиям, которые считаются нечистыми или “испорченными” смертью домашних животных.

Индия уникальна в некоторых аспектах.

  1. В Индии была культурная преемственность, которой не было ни в одной другой цивилизации. Древние системы, религии, культуры других цивилизаций в основном исчезли. В Индии история присутствует, и даже внешние империи в большей степени сохраняли индийский уклад, а не меняли его.
  2. Касты были внедрены в современную религию, что затрудняет их удаление.
  3. В Индии кастовая система – сложносоставное явление. То, что известно как «каста», на самом деле состоит из 3 отдельных компонентов –  джати, джана, варна. Джати – это профессиональная идентификация. Яна – этническая идентификация. Варна – это философская идентификация. Они были плотно объединены на протяжении веков.
  4. В самый трансформирующий период своей истории – последние 3 столетия – Индия находилась в условиях страны, подчинённой европейцам. Таким образом, Индия потеряла много времени на перемены. Большинство изменений в системе произошло только в 1950-е годы, когда Индия стала республикой.

Подводя итог, следует сказать, что каста как культурный феномен (т. е. как идеология или система ценностей) встречается только в Индии. В случае, когда кастовая система рассматривается как структурный феномен, она встречается и в других обществах.

Существует четыре социологических подхода к касте, которые различают 4 уровня теоретической формулировки: культурный и структурный, а также универсальный и частичный. 

  • Структурно-частный взгляд на касту утверждает, что кастовая система ограничена индийским обществом.
  • Структурно-универсальная категория утверждает, что каста в Индии является общим явлением закрытой формы социальной стратификации, встречающейся во всем мире.
  • Третья позиция социологов, таких как Гурье, которые рассматривают касту как культурный универсалистский феномен, утверждает, что кастовые культурные основы стратификации встречаются в большинстве традиционных обществ. Каста в Индии представляет собой особую форму, основанной на социальном расслоении. Эта точка зрения была сформулирована Максом Вебером.
  • Культурно-специфический взгляд представляет французский социолог и индолог Луи Дюмон, который считает, что касту можно найти только в Индии.

Современная кастовая система Индии

Варновая система Индии к моменту прихода португальцев эволюционировала в кастовую структуру. Каста, буквальный перевод с португальского «чистая порода». По хинди социально-профессиональная группа именуется джати. Согласно данным 1931 года, в Индии насчитывалось около 3 тысяч каст.

В современный период кастовое угнетение во многом осталось в прошлом. По конституции Индии запрещена любая дискриминация человека по кастам. В крупных городах Индостана касты практически исчезли, хоть в сельской местности продолжают существовать.

В Индии происходят интересные социальные процессы, перехода социальных групп людей из неприкасаемых в шудр в высшие касты. Однако должно пройти еще несколько столетий чтобы, такой феномен, как индийская кастовая система окончательно исчезла.

Сохраните информацию

Читайте далее:

Индийский поход Александра Великого

Лакшми – богиня процветания в Индии

Полезные свойства масла гхи

Великий гений – Махатма Ганди

Индийцы, или индусы или индейцы? Как появилось название Индия?

Загадки истории Древней Индии

В текстах

В ведических текстах

В индуистской мифологии термин пусан относится к проводнику солнца, который знает пути, тем самым неся свет, знания и жизнь каждому. Однако в Упанишадах ведической эпохи пусан ассоциируется с шудрами, в то время как другой текст связывает его с другими варнами, от брамина до вайшьи .

В законах Ману

В Законы Ману в основном посвящены классам брахманов и кшатриев , излагая кодекс поведения (правила дхармы). Два других класса, вайшьи и шудры, упомянуты в короткой части: в разделах 9.326 – 9.335 законов Ману указаны восемь правил для вайшьев и два – для шудр.

В разделах 10.43 – 10.44 текст дает список племен кшатриев, которые из-за пренебрежения священниками и их обрядами упали до статуса шудр. Это: Пундраки, Коды, Дравидас, Камбоджас, Яваны, Саки, Парадас, Пехлавас, Китаи, Киратас и Дарадас.

В неиндусских текстах

Помимо противоречий индуистских текстов, не-индуистские тексты дают различный образ шудр: например, буддийский текст упоминает Шудра понимающих Веды, грамматику , то мимамс , то санкхью , в Вайшешик и Лагнут .

Особенности понятия

Латиноамериканское понятие «каста» (расовая классификация) довольно часто ошибочно применяют к индийским варнам. На самом деле существуют определенные различия:

  • Между кастами формально разрешалось смешение, чего категорично не допускают варны;
  • Касты изначально основывались на внешних различиях (цвет кожи), а варны – на правовом положении.

Индийские касты называются джати и являются результатом разделения варн на подгруппы. Варны – это индийские сословия, состав, права и обязанности которых официально определены. Чаще всего джати связаны с видом деятельности, а варны определяют статус касты в религиозно-ритуальной системе. Джати в Индии большое количество (касты могут состоять из подкаст), а варн всего четыре.

Существует миф о разделении индийцев на варны. Для благополучия мира бог Брахма создал четыре сословия из частей своего тела, установив для них четкий круг занятий. Из уст получился брахман, из рук – кшатрия, из бедер – вайшья, из ступней – шудра.

Рис. 1. Изображение бога Брахмы.

Особенности варны неприкасаемые

Кроме четырех общеизвестных каст, существует также сословие неприкасаемых, которые, по легенде, произошли из грязи под ногами Бога. Одно только прикосновение к одежде этих людей запачкает члена любой другой касты, и нужно будет проходить обряды очищения и жертвоприношения.

В жизни несчастных, принадлежавших к этой страте, огромное количество запретов. Они не могут входить в дома людей иных каст, брать воду из их колодцев, пользоваться любыми вещами и входить в священные храмы.

Они должны были селиться только в определенных разрешенных законом местах и занимались самой грязной и черной работой: кожевники, прачки, гончары, уборщики мусора и т.д.

Варны возникли почти пят тысяч лет назад, но и в ХХI веке они полностью не утратили своего значения в жизни Индии. Конечно,  их роль больше в сельской местности, где проживают аграрии, и значение имеет традиционный уклад жизни, но и в городах встречаются факты дискриминации по кастовому признаку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий