Буддийское животное
В буддизме слоны являются одними из самых почитаемых животных. Это неудивительно, ведь они – символ прекраснейших черт человеческой души, характера, ума:
- духовный рост;
- любовь ко всему живому, доброта, сопереживание;
- спокойный ум, умиротворенность;
- взвешенность решений, стабильность;
- знания, житейская мудрость.
Особенное почтение выражается белому слону, который отражает непорочность в сочетании с добродетелью. Но при этом такое животное подпустит к себе отнюдь не каждого человека. Нужно быть готовым духовно, чтобы сблизиться с ним, воспитать в себе недостающие качества из списка.
Раньше слонов белого цвета могли содержать только цари, выдающиеся политики, держатели империй.
Животным оказывался небывалый уход: их выхаживали кормилицы, натирали душистыми маслами, эфирами, поили цветочно-травяной водой, облачали в одежду из дорогих тканей, не скупились на украшения из драгоценных металлов и камней, прятали от солнечных лучей.
Такая всеобъемлющая любовь имеет истоки в буддийской традиции. Белый слон обозначает спутника боддхисаттвы, жертвующего собой во имя освобождения других.
Он – тотемное животное боддхисаттвы, его способ передвижения – вахана, что значит Драгоценность Закона.
Почитаемый Акшобхья, входящий в пятерку Будд мудрости, изображается сидящим на слоне. Более того, существует версия, что сам Будда Шакьямуни в одном из воплощений был слоном-альбиносом.
Иконография Ганеши
Существуют разные изображения Ганеши. Иногда его рисуют с желтым телом, а в некоторых случаях – с красным. У божества большой живот, 4 руки и мощная голова слона с одним бивнем.
Пояс бога обвивает змея, символизирующая энергию, которая может принимать самые разные формы.
На большинстве картин Ганеша восседает на цветке лотоса. Рядом с ним всегда можно увидеть мышь или крысу (иногда ее заменяют землеройкой или собакой). Легенда утверждает, что добрый бог усмирил это создание, которое раньше имело душу дьявола. Животное, являющееся символом суетности, дерзости, стало таким послушным, что разрешило себя оседлать. С тех пор Ганеша ездит на нем. А индийцы верят, что Шри Ганеша помогает духовному росту посредством избавления от суетливости, эгоистичности и гордыни.
Рук у Ганапати несколько. На разных изображениях их количество может достигать 4, 6, 8, 18 или 32. При этом в верхних конечностях он держит лотос и трезубец. Четвертая рука расположена таким образом, что создается впечатление, будто она что-то дарит смотрящему на бога. Иногда в ней лежит лада – сладкое лакомство из рисовой муки. В других руках божества могут находиться такие предметы:
- аркан, который помогает поймать удачу;
- топор, отсекающий все видимые и невидимые препятствия, лежащие на пути к цели;
- раковина, являющаяся источником мудрости;
- посох, который является символом опоры, необходимой человеку на протяжении всей жизни;
- чаша изобилия , которая несет в дом достаток и добрую энергетику;
- лепешка, посредством которой человеку будет даровано благосостояние;
- цветок лотоса, символизирующий развитие духа.
Хобот божества держит конфету. Она является символом счастья, которое дарит освобождение от влияния негативных энергий. Большие слоновьи уши нужны Ганеше для того, чтобы не упустить ни одной просьбы о помощи, которые посылают ему в своих молитвах люди.
Женский образ бога
Левая часть туловища божества ассоциируется с женской энергией Шакти. Шива с Шакти неотделимы друг от друга. Имеющая много рук богиня Шива-Шакти предстаёт в образе Кали – смертоносной женской ипостаси деструктивной силы божества.
Индусы преклоняются перед силой Кали. Её лик способен напугать каждого: Кали обладает иссиня-чёрной кожей, кроваво-красным высунутым языком и гирляндой, образованной 50 черепами (реинкарнациями).
Одна рука Кали держит меч, а вторая – отрубленную голову Махиши (вождь демонов). Другие две руки выражают жесты благословения всем последователям, избавляют их от страха. Кали является природой-матерью, в чьей власти находится создание и уничтожение всего в мире с огромной скоростью.
Напоследок просмотрите видео по теме:
https://youtube.com/watch?v=GBq_OgFf9YA
Шива в мифологии
Как и любой крупный бог, Шива участвовал во многих авантюрных эпизодах, которые иллюстрируют его добродетельный характер и дают наставления о том, как правильно жить. Например, подчеркивается самопожертвование, когда Васуки, царь змей, угрожал извергнуть змеиный яд в море. Шива, приняв форму гигантской черепахи, собрал яд на ладони и выпил его. Яд обжег его горло и оставил неизгладимый синий шрам, поэтому одним из его многочисленных титулов стал Нилакантха или Синяя глотка.
Другой знаменитый эпизод описывает, как Шива стал ассоциироваться с быком Нанди. Однажды Сурабхи, изначальная мать всех коров в мире, начала рожать бессчетное количество совершенно белых коров. Молоко всех этих коров затопило дом Шивы в Гималаях. Разгневанный этим нарушением его медитации, бог поразил коров огнем из своего третьего глаза. В результате некоторые участки коровьей шкуры стали коричневыми. Другие боги попытались успокоить Шиву, предложив ему великолепного быка – Нанди, сына Сурабхи и Кашьяпы, – которого Шива принял и оседлал. Нанди также стал защитником всех животных.
Ритуалы поклонения Шиве
На – связан с ликом Шивы, обращенным на восток. Знаменует творение мира. Символ зеленый цвет. Но, как известно, индийский бог Шива определяется и разрушением, что описывается дальше.
Ма – лицо бога обращено на юг. Проявляется как поддержание мира. Цвет – красный.
Ши – обращено на запад. Этим лицом бог разрушает мир и проявляется как Рудра. Цвет – темно-синий.
Ва – север. Связывается с Ишварой, исполняющим желания. Из этого лика появился Воздух. Цвет – белый.
Йя – Шива смотрит вверх, являя милость вселенной – Мукти. Пространство появилось из этого образа. Цвет – желтый.
- Рудра-сукта – читается во время Линга-абхишеки, относящегося к домашнему служению Шиве. Кроме того, признается и в качестве самостоятельного философского текста.
Это ведический гимн, посвященный Рудре, одной из ипостасей Шивы. Именно в нем описываются все проявления и образы бога, как к нему следует обращаться и поклоняться. В гимне описывается Шива как первопричина всех явлений и самой Вселенной. Он – одновременно самый высший и самый низший, начало и конец (по христианской аналогии «Аз есмь альфа и омега»). Все, что развилось в упанишадах, пуранах и агамах основано именно на этом гимне. Самые известные мантры – «нама шивайя», «ом намо бхагавад рудра», «триамбакам» – впервые встречаются в философско-религиозном труде Рудра-сукта.
Авторитет Рудры-Сукты настолько велик, что этот текст читается во всех направлениях шиваизма, а их достаточно много. Показательно, что даже школы, которые не признают Веды как источник знаний, все равно прибегают к чтению данного гимна. Он играет ключевую и самую важную роль во всех направлениях поклонения Шиве.
Многие народы, считают, что Шива является создателем сакрального звука «ом».
Согласно народным поверьям cчитается, что Шива обожает предаваться курению марихуаны. Именно поэтому многие аскеты от шиваизма, почитаемые святыми в Индии, предпочитают заниматься тем же самым, считая, что таким образом преобращаются к высшему божеству. Также курением травы садху-аскеты встречают Маха-Шиваратри, или праздник Великой Ночи Шивы. Хотя такое курение не доказано, вызывает большие сомнения и выглядит, скорее, как оправдание своей слабости, нежели следование привычкам бога.
Шива и Парвати
Праздник Великой Ночи Шивы
Как известно, Шива – бог Индии – наиболее почитаем, и главным праздником в его честь считается – Великая Ночь Шивы. Отмечается он в ночь с 20-го по 21-ое февраля. Согласно традиции, праздник знаменует собой ночь свадьбы Шивы и Парвати. Это очень необычная и благоприятная пора для исполнения всех желаний.
Праздник яркий и красочный. К богам относятся как к живым и вместе с тем поклоняются им.
Атрибуты
Как и многие другие боги индуистского пантеона, Шива обладает множеством атрибутов. Путешествуя по этой стране, вы увидите различные изображения божеств. Для того чтобы глубже понять культуру Индии, стоит немного разобраться в ее символике.
У Шивы есть много оружия – Аджагава (особенный лук), Бхиндипала (дротик), Гада (жезл), Кхадга (меч), Кхатванга (дубина с черепом), Кхетака (щит) и многие другие.
Также важным атрибутом является трезубец бога Шивы – Тришула. Он символизирует три стадии эволюции, три гуны, три лика времени и прочие понятия.
Существует ряд ритуальных предметов. Чиллум (специальная курительная трубка), Шанкха (ракушка), Мудра (положение кистей рук), Каумуди (кувшин с нектаром бессмертия), Капала (чаша в виде черепа), Дамару (барабанчик, символизирующий первую вибрацию Вселенной, из которой все произошло), Акшамала (специальные четки).
Также Шиве присущи ряд энергий: Агни (огонь), Ганга (небесная река, которую он усмирил) и Шакти (мощь). И некоторые животные: Нага (змея), шкуры слона и тигра, Нандин (белый бык), Кришнамрига (лань) и Анкуша (слоновье стрекало).
Таким образом, мы видим, что Шива обладает атрибутами сфер знания, которые призваны поднять человека из нашего мира в высший.
Экранизации
Как верховное божество Шива часто упоминается в кинематографе. О его происхождении сняты документальные и художественные ленты, описывающие глубину и мифологичность древней религии. Практикующие шиваисты снимают фильмы об учениях Шивы. Одним из так учителей считается Чарана Сингха. Он учит последователей правильно понимать заветы и наставления Шивы, а также правильно использовать дарованные им мантры в ходе духовных практик.
Мохит Райна в роли Шивы
На волне популярности многосерийных фантастических фильмов создан проект под названием «Бог богов Махадев». Это сериал, сюжет которого строится на легендах о Шиве. Повествование создано при использовании сакральных текстов из Пуран. История, представленная постановщиками, повествует о происхождении Шивы. Она освещает союз с Шакти, перипетии, сопутствовавшие их бытию и любви. Жанр саги считается драмой в формате телевизионного проекта. В фильме использованы работы мифолога Девдатта Паттанаика. Роль Шивы в сериале исполнил Мохит Райна.
Историческая справка
Индуистские божества эволюционировали от ведической эры (второе тысячелетие до н. э.) до средневековой эры (первое тысячелетие н. э.). На региональном уровне – в Индии, Непале и в Юго-Восточной Азии. Точная природа веры в отношении каждого божества варьируется между различными индуистскими конфессиями и философиями. Всего в различных традициях насчитывается 330 тысяч таких сверхъестественных существ.
Сходство Камы и Купидона, Вишвакармы и Вулкана, Индры и Зевса приводит многих к поспешному заключению, что боги индийской мифологии похожи на греческих небожителей. Но греческая мифология совершенно отличается от индуистской. Она отражает субъективную истину греков, которые верили в многобожие.
Рождение Ганеши
И вот наступила свадьба, которую вел Брахма. На ней было множество богов, которые ликовали и радовались паре. После этого и направились в гору Мандару, где был большой луг, весь в цветах, зеленой травке и ручьях, там они могли насладиться своими любовными утехами. Спустя некоторое время, Ума начала мечтать о первенце, однако, её все никак не было. Тогда она решила слепить себе куклу, используя цветы, масла, пудру, капли пота и кал. В итоге получилась куклу с телом человека и головой слона. Но вскоре кукла ей надоела, и она кинула её в Ганг (в индуизме священная река), тут же на её глаза она выросла и ожила, бог Шива принял его за своего сына, назвав Ганеша. Теперь он был богом успеха, тот который сулил удачу, покровительствовал поэтам и купцам, а также карликов и слонов. Именно Ганеша написал известный трактат Махабхарату, который продиктовал ему мудрец. Писал он его на пальмовых листьях, а для текста использовал один из своих бивней, именно поэтому его всегда изображают с одним бивнем.
Шива был известным воителем и главным врагом для тех, кто хотел навредить богам. Однако ему не удалось справиться с опаснейшим демоном Таракой, так как по преданию, победить его мог только его сын. И его это выпало на участь шестилетнего сына Шивы, который был рожден от третьей жены. Он его спалил легко, как сухой бамбуковый стебель, и собрал в горсть пепел. С согласия Брахмы он возвел три города, которые можно было уничтожить только одной стрелой. Железный город остался на земле, а серебряный и золотой – на небе.
Но в тех городах поселились демоны и начали воевать против богов, которые, в свою очередь, не могли им противостоять, так как никто не мог выпустить стрелу, поражающую три города. Шиве это удалось только после того, как все боги передали ему свои силы. Тогда он создал губительную стрелу с луком и направил её в сторону городов. Небо окрасилось в багряный цвет и все заполнилось на мгновенье тишиной, стрела быстро пронзила города, одни за одним. Обрадовались победе все боги и вместе с Шивой начали плясать в танце.
Семья Рамы
Отец Рамы — это царь Дашаратха, принц солнечной расы, а его мать — царица Каушалья. Рама родился в конце Второй Эпохи, или Трета-юги, и он пришел в мир именно по указанию богов, чтобы справиться с грозным многоголовым демоном Раваной, королем Ланки (современная Шри-Ланка). Великий бог Вишну ответил на зов богов и явился в жертвенном огне Дашаратхи. Благочестивому царю подарили горшок с нектаром, и он отдал половину его Каушалии, которая в результате произвела на свет полубожественного Раму. У Рамы было три сводных брата — Бхарата, Лакшмана и Шатругна — все с некоторыми, хотя и меньшими, божественными качествами. Любимым братом Рамы и его главным компаньоном был Лакшмана, сын Сумитры, а его верным слугой был воин-обезьяна Хануман (или Ханумат).
Аватары великого бога
О рождении Вишну рассказывает множество преданий. Его особенность – смена обличий (аватаров), перерождение и новое появление. Наиболее известные легенды связаны с богами-героями Рамой и Кришной.
Когда на земле стали властвовать грешники, что стремились утопить мир во лжи и пороках, в мир был послан Вишну, рождённый в облике Кришны. Ребёнок, являвшийся божеством, появился на свет в царской семье. Её глава ненавидел детей сестры, стремился погубить всех их.
Чтобы Кришна избежал гибели, его отдали в семью пастуха, где мальчик и воспитывался. В единстве с природой Кришна вырос сильным и благородным юношей. Он узнал о своей истории и отомстил дяде, свергнув его с престола. Место правителя занял Уграсен. Знатные династии стали служить царю и исповедовать учения Кришны.
Интересно, что сам герой предпочёл скромную должность возничего. Очень ярким является эпизод преданий, где кришна воодушевляет воинов перед боем. Его речь становится залогом успеха в бою, тем самым он спасает своих друзей от гибели.
Как ни странно, но гибель Кришны может показаться нелепой. Он пал от стрелы охотника, что принял его в лесной чаще за зверя. Казалось бы, это не слишком почётный финал жизни для героя и аватара бога, но здесь я вижу скрытый смысл. Бог Вишну знает, что всему в мире отведен свой срок, он не вмешивается в космический порядок, не пытается стать выше него.
По сути, он в своих воплощениях равен людям, хотя неизменно несёт добро и свет. Несмотря на трагическую гибель, учение Кришны помогает найти путь к бессмертию души, познать истину и пребывать в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Праздники
Одним из самых известных праздников, связанных с именем Шивы, является Махашиварамтри. Это великая ночь божества: праздничные гулянья длятся все ночное время накануне новолуния в последний день лунного цикла зимы. Это происходит в феврале-марте.
Во время Шиваратри читают катхи (сказания о Шиве) и воспевают в его честь гимны. Праздничные мероприятия проходят в течение года несколько раз, но именно этот день считается самым главным, поэтому к слову Шиваратри прибавляется приставка Маха (великий, главный).
После завершения праздника начинает свою работу ярмарка, проходящая около рек и водоемов. Кто смог не уснуть во время гуляний, того ожидает благополучие в материальном плане и райское место на небе.
Медитация в такой день приносит в сто раз больше пользы, чем в любой другой. Это взаимосвязано с удачным расположением Солнца и Луны.
Символ праздничного мероприятия – лингам.
Шива многим известен своим танцевальным образом, поэтому на гуляньях все исполняют его Тандаву. Это особый танец, считающийся символом движения мира. С этого танца рождается все сущее, им же и заканчивается. Пока Шива находится в танце – мир существует. В этом боге воплощается высшая степень блаженства – Ананда.
Семья
Дочерью Дакши и будущей женой Шивы стала Сати. Ее имя упоминается в пуранических индуистских текстах. Судьба Сати трагична. Ее отец отказался позвать Шиву на значимое жертвоприношение. Тогда она отреклась от Дакши и испепелила себя жертвенным огнем.
Возродилась Сати в семействе Химавата (горы Гималаи) в образе Парвати (дочери гор). Выполняя особые аскезы ей удалось снова завоевать любовь Шивы.
В результате обоюдных чувств у них родились два сына Сканда – воинственное божество и Ганеша – ученое божество. Всю семью называют Шива Паривар. Их изображают с четырьмя руками, в которых те держат различные атрибуты и ваханы. Индийская мифология идеализирует тройственность Шивы-Парвати-Ганеши. В таком виде воплощается божественная семья. В некоторых текстах упоминается еще один ребенок Шивы – дочь Манаси.
Сестра Парвати (Ганга) тоже считается женой Шивы. По ведам Амбику называют сестрой Рудры (Шивы), но в более поздней литературе она стала отождествляться с женой Шивы.
Символы-атрибуты Шивы
В соответствии со своими воплощениями, Шива изображается с различными атрибутами, символизирующими силу именно этого образа:
- Тело Шивы обнажено и покрыто пеплом — это символ источника вселенной, он выходит за рамки земной жизни, своего физического состояния, не испытывая страданий.
- Спутанные волосы Шивы — единение духовной, физической и ментальной энергии.
- Ганга, живущая в его волосах — это женщина-жена, из ее рта истекает струя воды, которая падает на землю. Это символ того, что с помощью ее Шива устраняет невежество, грехи и дает покой, чистоту и знание.
- Луна в волосах Шивы — символ контроля над разумом.
- Шива изображается трехглазым: один глаз — это солнце, второй глаз — луна, а третий — символ огня.
- Глаза Шивы полуоткрыты — символ бесконечного течения жизни, которая не имеет, не начала, ни конца — это циклический процесс, и он вечен. Когда он откроет глаза, начнется новый виток земной жизни, когда он закроет их полностью – мир разрушается, чтобы родиться вновь.
- Обвитые вокруг шеи Шивы змеи символизируют время — это прошлое, настоящее и будущее.
- Бусы из рудракши (высушенные плоды вечнозеленого дерева) — символ непреклонности Шивы в выполнении закона и порядка вселенной.
- Правая рука бога, дающая благословление и мудрость, она же уничтожающая зло и невежество.
- Тришула (трезубец) Шивы — это его энергии (шахти): знание(джняна), действие (крийя) и желание (иччха).
- Барабан (дамару) — символ формы существования — физическая и духовная.
- Бык Нанди, сопровождающий Шиву — его неизменное средство передвижения.
- Шкура тигра — символ скрытой энергии и победы над вожделениями.
- Шива, сидящий на обожженной земле — символ его контроля над физической смертью.
Лакшми
Лакшми — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она — воплощение грации, красоты и обаяния. Верят, что её приверженцы будут защищены от всех видов несчастий и нищеты. Лакшми является старшей супругой Вишну, замужем за Рамой (в воплощении Ситы) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).
Её изображают как одну, так и с Вишну. Если Вишну сопровождается Бху или Сарасвати, она также составляет ему компанию и тогда зовётся Шри. Когда она единственная спутница Вишну, то зовется Лакшми. Когда она изображается в одиночестве, то зовется как Шри, так и Лакшми. Лакшми является старшей супругой Вишну. Значение имени Шри — «процветание», «счастье», «слава».
- Падма: Житель лотоса
- Камала: Житель лотоса
- Падмаприя: Та, кто любит лотосы
- Падмамаладхара деви: Та, кто носит гирлянду из лотосов
- Падмамукхи: Та, чьё лицо прекрасно как лотос
- Падмакши: Та, чьи глаза прекрасны как лотосы
- Падмахаста: Та, кто держит лотос
- Падмасундари: Та, кто прекрасна как лотос
- Вишнуприя: Возлюбленная Вишну
- Улкавахини: Та, кто передвигается на сове
В числе других её имен Индира («прекрасная» или «могущественная»), Чанчала и Лола («непостоянная»), Локамата («мать мира»).
В Махабхарате воплощением Лакшми считается Драупади — супруга пятерых братьев Пандавов, воплощений Индры, Ямы, Ваю и близнецов Ашвинов. Согласно Хариванше, индийский Купидон, Камадэва, был сыном Лакшми и Дхармы, бога справедливости и дхармического закона, практически тождественного Яме. В ряде текстов Лакшми может отождествляться с Сарасвати, богиней мудрости, образованности и искусств, но в других Лакшми и Сарасвати — соперничающие супруги Брахмы. Согласно одной версии рождения Лакшми, она была дочерью мудреца-риши Бхригу и Кхьяти, согласно другой, значительно более популярной, она появилась с лотосом в руках или сидящей на лотосе во время пахтания мирового океана дэвами и асурами, согласно же третьей, она появилась еще в самом начале мирового процесса, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса (ср. ее имена Падма и Камала — «Лотосовая»).
Богиню богатства и счастливой судьбы изображают в виде женщины необыкновенной красоты, сидящей или стоящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и духовной чистоты, и держащей лотосы в руках. Она также украшена гирляндой из лотосов.
Цвет кожи богини описывается по-разному: как темный, розовый, золотисто-желтый или белый. Если Лакшми изображается темной по цвету (цвета грозовой тучи) это указывает на то, что она – супруга Вишну, темноликого Бога. Если она изображается золотисто-жёлтой, это означает, что она – источник всякого богатства. Если она белого цвета, то это обозначает чистейшую форму пракрити (природы). Розоватый цвет, наиболее общепринятый, отражает её сострадание ко всем существам, поскольку она – Матерь всего сущего.
Изображение Шри
Когда Шри имеет две руки, она держит шрифала (кокос) и лотос (падма). Она сопровождается двумя женщинами-носильщицами (чаури) с опахалами и двумя или четырьмя слонами, несущими гхата (ghatas).
Изображение Лакшми
Если Лакшми имеет восемь рук, то несёт в них лук (дханус), жезл (гада), стрелу (бана), лотос (падма), колесо (чакра), раковину (санкха), деревянный пестик, стрекало (анкуса).
Если она имеет четыре руки, то держит колесо (чакра), раковину (санкха), лотос (падма), жезл (гада); или лимоноподобный плод (махалунга), лотос (падма), лотос и сосуд с нектаром; или лотос (падма), плод бильва (bilva) (деревянное яблоко), раковину (санкха) и сосуд с амброзией; или в обеих верхних руках богиня держит по лотосу (падма), а из её нижних ладоней сыплются золотые монеты, или одна из рук находится в благославляющем положении.
Если Лакшми имеет две руки, то держит раковину (санкха) и лотос (падма). С двух сторон её сопровождают Видьядхары (Vidyadharas), а также Раджашри (Rajasri), Сваргалакшми (Svargalakshmi), Брахми (Brahmi), Лакшми (Lakshmi), Джайялакшми (Jayalakshmi).
Находясь рядом с Вишну она обычно имеет две руки, и тогда держит лотос (падма) и кокос (шрифала), или лотосы в обеих руках. При этом она стоит, или сидит на левом бедре Вишну, или сидит на змее Ананте (Ananta), или на орле.
Бывает, что её изображают со слонами, которые по пояс погружены в воду.
Функции
- шиваизм подразумевает в роли верховного бога Парашиву – творца, разрушителя, защитника правды, победителя демонических сил, подателя благости и правителя всей Вселенной, в его подчинении находятся все остальные божества;
- в индуизме Шива считается разрушителем всего сущего: когда мировой цикл (Махаюга) подойдет к концу, он очистит пространство для создания нового мира;
- он известен как создатель звука «ОМ», а также санскрита и языческого культа;
- это божество обладает и целительной силой, оно способно избавить от смерти (Махамритйунджайа);
- в его свиту входят духи и демонические силы, которые преследуют его по пятам по своей воле.