Каких богов почитают в Индии

Шива и жертвоприношение

В “Махабхарате” рассказывается, как Дакша, тесть Шивы, устроил церемонию жертвоприношения коня для богов. Все боги, кроме Шивы, были приглашены. Разгневанный тем, что его не пригласили, Шива напал на церемонию со своими слугами. Они бросили кровь в огонь и съели жрецов. Капля пота со лба Шивы упала на землю и образовала Болезнь, уродливую фигуру, которая напугала богов. Брахма пообещал, что Шива сможет принимать участие во всех будущих жертвоприношениях, и в ответ Шива превратил Болезнь во множество мелких недугов, доставляющих неприятности животным и людям.

Воплощение – проявление бога, духа или души в земной форме.

Первичное первоначало – существующее до появления других вещей.

Природа богов

Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т.е. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Либо, напротив, как на личностные проявления абсолюта, самого по себе не имеющего личности. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Среди них господствует убеждение, что боги – высшие существа, дэвы. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.

Зодиак и астрология

Синоним Сурьи Рави является корнем слова «Равивара» или воскресенье в индуистском календаре. И в индийской, и в греко-римской номенклатуре дней недели воскресенье посвящено Солнцу.

Сурья является частью Наваграхи в индуистской зодиакальной системе

Роль и важность Наваграхи развивались с течением времени под различными влияниями. Обожествление солнца и его астрологического значения произошло еще в ведический период и было записано в Ведах. Самый ранний труд по астрологии, записанный в Индии, — это « Веданга Джйотиша», которую начали составлять в 14 веке до нашей  эры

Возможно, он был основан на произведениях цивилизации долины Инда, а также на различных иностранных влияниях.
Вавилонская астрология, которая первой разработала астрологию и календарь, была принята многими цивилизациями, включая Индию.

Самый ранний труд по астрологии, записанный в Индии, — это « Веданга Джйотиша», которую начали составлять в 14 веке до нашей  эры . Возможно, он был основан на произведениях цивилизации долины Инда, а также на различных иностранных влияниях.
Вавилонская астрология, которая первой разработала астрологию и календарь, была принята многими цивилизациями, включая Индию.

Наваграха развивалась на основе ранних работ астрологии с течением времени. Солнце и различные классические планеты упоминаются в Атхарваведе около 1000 г.  до н . Э. Наваграха была поддержана дополнительным вкладом из Западной Азии , включая зороастрийское и эллинистическое влияние. Yavanajataka , или «наука о яванах », был написана Индо-греческим именем « Яванесвар » ( «Господь греков») под властью Западной Kshatrapa король Rudrakarman I . Яванаджатака, написанная в 120 г.  до н.э. , часто приписывается стандартизации индийской астрологии. Наваграха получит дальнейшее развитие и достигнет высшей точки в эпоху Шака у саков , или скифов.

Вдобавок вклады народа сака станут основой индийского национального календаря , который также называют календарем саков.

Индуистский календарь является лунно — солнечный календарь , который записывает как лунные и солнечные циклы. Как и Наваграха, он был разработан с последовательным внесением различных работ.

Славянские Веды, Вишну и Вишненский Бог

Но, говоря о Ведах, мы должны также упомянуть о трех различных противоречивых книгах.

Первая, получившая название» Славяно-Арийские Веды», якобы тысячелетней давности (но опубликованная всего несколько десятилетий назад в России) эта книга даже породила русскую языческую церковь Инглизма.

Второй, под названием «Веды славян» старше — датируется концом 19 века, и это якобы подборка старинных народных песен с территории Болгарии и Македонии. Обе книги разделили публику на страстных сторонников и тех, кто одинаково страстно называет их подделками.

И хотя лично у меня есть сомнения в подлинности первой книги, в случае «Веды славян» стоит упомянуть, что она содержит имена многих ведических божеств, в основном Вишну (вишни, или све-вишни, «возвышенный» на славянском языке) и что она действительно написана на архаичном языке, в стиле, подобном оригинальным Ведам.

Здесь вы можете найти интересного критика, который приходит к выводу, что автор либо должен был быть «поэтическим гением», чтобы подделать 23809 строк поэзии, либо в этой книге есть что-то еще.

Третий, с конца 19 века Сербия, был обнаружен в старой Монастырской рукописи. Это сборник из 345 стихотворений, из которых по крайней мере 15 говорят о сербах, находящихся в Индии (под именем Инджия и Инджия), упоминающих также топонимы, такие как Гиндукуш, Маньчжурия и Татарстан.

Темы

Некоторые ключевые верования индуизма формируют фон, на котором разворачиваются мифы. Одним из них является идея реинкарнации, иногда называемая переселением душ. По индуистским представлениям, каждая душа переживает много-много жизней. После смерти одного тела, или инкарнации, душа рождается вновь в новом живом теле. Даже боги могут перевоплощаться в человеческую форму.

Подобно тому, как индивидуальная душа постоянно перерождается, вселенная постоянно создается и разрушается. Время движется циклами в миллионы лет, бесконечно созидая и разрушаясь, без начала и конца. Все изменения и разрушения являются частью божественно направленного космического танца, который в конечном итоге приведет к обновлению. Столкнувшись с этой огромной закономерностью, каждый человек обязан следовать своему собственному образцу правильного поведения, называемому дхармой.

Тримурти

В переводе с санскрита «тримурти» означает «три лика». В индуизме под ним понимают триаду из трех божеств, стоящих на вершине пантеона: это Брахма, Вишну и Шива. Они олицетворяют творческое, поддерживающее и разрушительное начала соответственно. Символ тримурти – сакральный звук Ом, изначальная мантра.

Брахма

Первое божество в тримурти – Брахма, бог-творец. Его происхождение имеет разные объяснения в мифологии. По одной версии, он появился из цветка лотоса, по другой – из пупка Вишну. Согласно третьей концепции, Вишну положил свое семя в воду, и вокруг него образовалось золотое яйцо. Из этого яйца и появился Брахма, а из скорлупы – вселенная.

Согласно преданию «Гопатха-брахмана», Брахма из разных частей своего тела сотворил мир: из своего пота – реки, моря и озера, из ног – землю, из черепа – небо и т. д. Также он создал огонь, ветер и солнце, а еще – три веды (сборники священных текстов индуизма).

Брахму изображают с красноватым оттенком кожи и в красных одеждах, часто – с бородой, символом мудрости и зрелости. У него четыре головы и четыре руки, символизирующие четыре стороны света. В руках он держит скипетр, чашу с водой, молитвенные четки и книгу вед (иногда вместо последней – цветок лотоса). У Брахмы есть жена Сарасвати – богиня знаний и учености.

Из трех божеств тримурти Брахма – наиболее обезличенный. Он реже, чем Вишну или Шива, фигурирует в эпосе и мифах индуистов, и даже когда появляется, то его функции носят обобщенный характер.

Вишну

Бог Вишну (в пер. «всеобъемлющий») – наиболее значимая фигура в индийском эпосе и пуранах (писаниях послеведийского периода). Его главная функция – поддержание стабильности и порядка мира, созданного Брахмой, то есть он выступает хранителем вселенной.

В мифах Вишну олицетворяет победу добра над злом. Он появляется в них чаще всего через свои аватары (проявления). Изображают божество с кожей синего, голубого или черного цвета, с четырьмя руками. Его главные атрибуты – булава, лотос, морская раковина и огненный диск-чакра. Жену Вишну зовут Лакшми, она олицетворяет благополучие, богатство, процветание и является воплощением грации и красоты.

Аватары Вишну

Поскольку в эпосе Вишну фигурирует не сам, а через свои аватары, отдельно нужно сказать и о них. Аватара (в пер. «нисхождение») – это воплощение божества на земле в материальной форме, в том числе в образе человека. У Вишну всего десять аватар. Из них наиболее известны три:

  1. Седьмая аватара: Рама. Это древнеиндийский царь города Айодхья, его жизнеописание содержится в «Рамаяне». Рама – это пример следования ведическим принципам, несмотря на трудные испытания.
  2. Восьмая аватара: Кришна. Появляется в пуранах, «Махабхарате» и «Бхагавадгите». Культ его почитания известен как кришнаизм и очень распространен в мире.
  3. Девятая аватара: Будда Шакьямуни. Основал буддизм – неортодоксальное течение индуизма, впоследствии – одна из трех мировых религий.

Что до десятой аватары Вишну – Калки, то она, согласно верованиям индуистов, еще не проявилась в этом мире. Калки придет только в конце эпохи Кали-юга (то есть нынешней) и будет означать возрождение мира после уничтожения и начало нового цикла.

Шива

Бог Шива (в пер. «благой», «милостивый») олицетворяет в тримурти разрушение мира. Однако речь идет не о буквальном уничтожении. Согласно индуизму, мир – это иллюзия. Шива лишь разрушит иллюзию и освободит души от ее оков. В некоторых традициях он воплощает одновременно созидательное и разрушительное начало.

Изображают Шиву сидящим в позе лотоса и с кожей белого цвета. На шее, голове, конечностях и талии он носит змей. Число конечностей, кстати, обычное: две руки и две ноги. Волосы Шивы убраны в джату – тип прически со скрученными волосами на макушке. Другие его атрибуты – третий глаз на лбу и трезубец, а также линга, или лингам – жезл, символ производительной силы.

Жену Шивы зовут Парвати. Если сам он олицетворяет статичное мужское начало вселенной, то Парвати символизирует динамичное женское начало. Часто Шиву изображают гермафродитом, где одна половина тела – мужская (собственно Шива), а вторая – женская (Парвати).

Символы-атрибуты Шивы

В соответствии со своими воплощениями, Шива изображается с различными атрибутами, символизирующими силу именно этого образа:

  • Тело Шивы обнажено и покрыто пеплом — это символ источника вселенной, он выходит за рамки земной жизни, своего физического состояния, не испытывая страданий.
  • Спутанные волосы Шивы — единение духовной, физической и ментальной энергии.
  • Ганга, живущая в его волосах — это женщина-жена, из ее рта истекает струя воды, которая падает на землю. Это символ того, что с помощью ее Шива устраняет невежество, грехи и дает покой, чистоту и знание.
  • Луна в волосах Шивы — символ контроля над разумом.
  • Шива изображается трехглазым: один глаз — это солнце, второй глаз — луна, а третий — символ огня.
  • Глаза Шивы полуоткрыты — символ бесконечного течения жизни, которая не имеет, не начала, ни конца — это циклический процесс, и он вечен. Когда он откроет глаза, начнется новый виток земной жизни, когда он закроет их полностью – мир разрушается, чтобы родиться вновь.
  • Обвитые вокруг шеи Шивы змеи символизируют время — это прошлое, настоящее и будущее.
  • Бусы из рудракши (высушенные плоды вечнозеленого дерева) — символ непреклонности Шивы в выполнении закона и порядка вселенной.
  • Правая рука бога, дающая благословление и мудрость, она же уничтожающая зло и невежество.
  • Тришула (трезубец) Шивы — это его энергии (шахти): знание(джняна), действие (крийя) и желание (иччха).
  • Барабан (дамару) — символ формы существования — физическая и духовная.
  • Бык Нанди, сопровождающий Шиву — его неизменное средство передвижения.
  • Шкура тигра — символ скрытой энергии и победы над вожделениями.
  • Шива, сидящий на обожженной земле — символ его контроля над физической смертью.

Аватары великого бога

О рождении Вишну рассказывает множество преданий. Его особенность – смена обличий (аватаров), перерождение и новое появление. Наиболее известные легенды связаны с богами-героями Рамой и Кришной. 

Когда на земле стали властвовать грешники, что стремились утопить мир во лжи и пороках, в мир был послан Вишну, рождённый в облике Кришны. Ребёнок, являвшийся божеством, появился на свет в царской семье. Её глава ненавидел детей сестры, стремился погубить всех их. 

Чтобы Кришна избежал гибели, его отдали в семью пастуха, где мальчик и воспитывался. В единстве с природой Кришна вырос сильным и благородным юношей. Он узнал о своей истории и отомстил дяде, свергнув его с престола. Место правителя занял Уграсен. Знатные династии стали служить царю и исповедовать учения Кришны. 

Интересно, что сам герой предпочёл скромную должность возничего. Очень ярким является эпизод преданий, где кришна воодушевляет воинов перед боем. Его речь становится залогом успеха в бою, тем самым он спасает своих друзей от гибели.

Как ни странно, но гибель Кришны может показаться нелепой. Он пал от стрелы охотника, что принял его в лесной чаще за зверя. Казалось бы, это не слишком почётный финал жизни для героя и аватара бога, но здесь я вижу скрытый смысл. Бог Вишну знает, что всему в мире отведен свой срок, он не вмешивается в космический порядок, не пытается стать выше него. 

По сути, он в своих воплощениях равен людям, хотя неизменно несёт добро и свет. Несмотря на трагическую гибель, учение Кришны помогает найти путь к бессмертию души, познать истину и пребывать в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Шива

Разрушение, с которым ассоциируется Шива, не следует воспринимать буквально. Индуизм рассматривает мир как иллюзию (майя), а Шива стремится к истинному пониманию реальности, что и служит причиной аннигиляции иллюзии.

На печатях, которые датируются еще 3-2 тыс. до н.э., присутствуют прототипические изображения Шивы. В ведах, функции и особенности Шивы принадлежали божеству Рудре. Затем имя и эвфемизм поменялись местами. Из-за долгого периода ассимиляции образа в нем сочетаются различные, иногда противоположные черты (милость и ярость). В рамках течения шиваизма это божество несет в себе одновременно и разрушающее, и созидающее начала.

Отмечается, что аспекты образа Шивы, непосредственно имеющие отношение к его созидающей функции, метафорически воплощаются в одном из его главных символов – линге, соответствующему мужскому началу. Поэтому главным объектом в культе Шивы являются изображения линги в виде каменной колонны, покоящейся на символе женского начала. Эта совокупность символов является главным метафорическим образом сотворения мира.

Внешнему облику Шивы и его культу присущ ряд черт, целью которых является устрашение. С его образом связано огромное количество самых разнообразных существ, с чрезвычайно неестественными и гипертрофированными видом и свойствами. Также иногда можно встретить Шиву в образе «великого аскета»: в соответствии с некоторыми мифами, он был приговорен к вечному аскетизму за отсечение пятой головы Брахмы.

Те или иные ключевые аспекты, характеризующие Шиву с разных сторон, перечисляются в пуранах с помощью 108 имен или эпитетов. Также пураны содержат изложение набора представлений о воплощении космической энергии Шивы, с помощью которой осуществляется регулирование мирового порядка.

Праздники

Одним из самых известных праздников, связанных с именем Шивы, является Махашиварамтри. Это великая ночь божества: праздничные гулянья длятся все ночное время накануне новолуния в последний день лунного цикла зимы. Это происходит в феврале-марте.

Во время Шиваратри читают катхи (сказания о Шиве) и воспевают в его честь гимны. Праздничные мероприятия проходят в течение года несколько раз, но именно этот день считается самым главным, поэтому к слову Шиваратри прибавляется приставка Маха (великий, главный).

После завершения праздника начинает свою работу ярмарка, проходящая около рек и водоемов. Кто смог не уснуть во время гуляний, того ожидает благополучие в материальном плане и райское место на небе.

Медитация в такой день приносит в сто раз больше пользы, чем в любой другой. Это взаимосвязано с удачным расположением Солнца и Луны.

Символ праздничного мероприятия – лингам.

Шива многим известен своим танцевальным образом, поэтому на гуляньях все исполняют его Тандаву. Это особый танец, считающийся символом движения мира. С этого танца рождается все сущее, им же и заканчивается. Пока Шива находится в танце – мир существует. В этом боге воплощается высшая степень блаженства – Ананда.

Джайнизм

Основу этого религиозного направления составляли монахи – джаймы, которые уходили от мира и вели жизнь, полную отречений. Они не имели никакого имущества, не имели права подолгу жить в одном и том же месте, не ели мяса и вообще не могли есть чаще чем 2 раза в сутки в очень ограниченном количестве, тщательно следили за тем, чтобы не причинить вреда ничему живому и т.д. Проповедуя принципы аскезы, джайнисты доходили до крайностей: молчали по нескольку лет, доводили себя до истощения и т.д.

Джайнисты разделились на два направленияодетые светом и одетые в белое, только по этому поводу у них и были разногласия. Поскольку одетые в белое могли прикрывать свое тело и лицо, а особенно рот, чтобы случайно не проглотить какое-либо насекомое, тканью, а одетые светом ходили абсолютно нашими, их одевал свет Солнца.

Поэтому далеко не все могли выдержать столь строгие требования и достичь Мойши – духовного идеала.

В результате столь суровых требований к посвященным, джайнизм никогда не имел много последователей.

Современные вероисповедания Индии

Сейчас в Индии распространено несколько религиозных течений.

Местные люди исповедуют такие учения, как:

  1. Индуизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.
  4. Джайнизм.
  5. Буддизм.
  6. Сикхизм.

Основная религия страны — индуизм, который исповедуют 80% местного населения, на втором месте располагается ислам — 13% жителей Индии — мусульмане. 2% индийцев — христиане, 1,9% — представители сикхизма, 0,8% — буддисты и 0,4% — носители джайнизма.

В Индии лояльно относятся ко всем вероисповеданиям, межрелигиозных распрей практически не возникает. Местные жители уважают друг друга и не навязывают никому своего мнения по тому или ином вопросу. Это относится и к буддизму. Представителям этого религиозного течения предписано не пропагандировать другим свою веру.

В стране можно встретить изображения Будды или его статуи, однако туристы не встретят шествие буддистов на улице. У представителей индуизма немного другой подход, они с большим рвением стремятся выполнять все религиозные ритуалы и иногда устраивают грандиозные, шумные мероприятия. Например, в 2013 году на известном фестивале Маха Кумбха Мела в Аллахабаде присутствовало около 70 млн человек. На этом торжестве совершают омовения в водах Ганга, считается, что данный ритуал позволяет воссоединиться с Брахманом — священным духом.

Нерождённый и смертный бог

Одно из самых необыкновенных качеств Брахмы – отсутствие рождения. У него нет матери или отца, поскольку бог этот появился на свет сам, из лотоса. что плавал на дне первозданного океана. С другой стороны, есть несколько преданий, что указывают на причастность Вишну к появлению Брахмы. 

В пуранических мифах говорится, что Вишну оставил своё семя в воде. Когда настал час, оно стало золотым яйцом, из которого родился Брахма. Несмотря на это, в Индии нет ни одного религиозного направления, где Вишну считался бы отцом Брахмы. И, согласитесь, бог-творец не нуждается в наличии родителей – он создал себя и других сам.

Когда Вселенная была сотворена, Брахма стал создавать людей. Он вдохнул жизнь в одиннадцать особенных божеств, что стали прародителями людей. После этого появились первые мудрецы. Руководствуясь их знаниями, Брахма совершенствовал мир и его законы. Хранителей мудрости изначально было лишь семь, но каждый из них родился из ума Брахмы.

Если большинство божеств бессмертны, то Брахма не является неожиданным исключением. Да, бог этот смертен, хотя и имеет длительный срок своей жизни. Индийцы верят, что срок очередной Вселенной – это жизнь одного из воплощений Брахмы. 

Насчитывает это время 100 мифологических лет, которые в пересчёте на привычное нам время дают 311 040 000 000 000 лет. Когда путь божества подходит к финалу, он умирает вместе с миром, что заключён в нём. Однако после этого Брахма вновь рождается – уже несколько иным, в иной ипостаси Вселенной.

Число богов индийского пантеона

Вслед за главными божествами следуют прочие боги Индии, список которых включает до 330 миллионов различных божественных сущностей. Впрочем, древнейшие слои традиции говорят только о 33 богах, а их значительный численный рост в поздние времена, возможно, обязан неверному истолкованию текста одной из вед, где слово «koti» можно перевести как «10 миллионов» и как «вид».

В любом случае вера в то, что боги Индии насчитывают 330 миллионов представителей, является мейнстримом современной традиции и часто символически интерпретируется как вера в неисчислимость, бесконечную многочисленность божественного рода.

Вишну

Место Вишну в ведийских гимнах довольно несушественное. Его значение несколько вырастает в брахманах, а уже в эпосе и пуранах он становится первостепенной фигурой. Происхождение его не ясно до конца, однако существует предположение, что этимология имени имеет неиндоевропейское происхождение.

Изначально считалось, что Вишну на первых порах являлся божеством солнца. Эта теория возникла на основании мифологемы «о трех шагах». Сейчас такое мнение является спорным. В триаде верховных божеств Вишну имеет роль хранителя Вселенной; большинством вариантов концепции тримурти он ставится на первое место, несмотря на то, что Брахма – создатель мира. В таких случаях Вишну провозглашают основой бытия. Такой подход находит подтверждение в эпосе, где зачастую Вишну или его аватары являются центральными персонажами. Некоторые мифологические сюжеты, трактуют мир как форму существования Вишну. Иногда ему отводят важную роль после конца существования вселенной в процессе возрождения мира.

Мифы об аватарах Вишну в первую очередь излагают мотивы победы божества над злом (для этого и принимаются им различные облики). В любом из своих проявлений Вишну персонифицирует энергию благой организации Вселенной и Космоса.

108 имен Шивы

В тантрах, пуранах и Махабхарате приведены несколько списков из 108 имён (сахасранама) Шивы. Ниже приведены некоторые из имён Шивы с приблизительным переводом.

  • Шива — благой, приносящий счастье;
  • Амарнатх — Владыка бессмертия (есть одноимённое священное место — Амарнатх);
  • Бахурупа — Обладающий Многими Формами;
  • Бхайрава (санскр. भैरव, bhairava) — «ужасный», жестокое проявление Шивы, связанное с уничтожением;
  • Бхоленатх — «покровитель (владыка) простых». Так как слово «бхола» значит и «простой, нелицемерный» и «простой, наивный, простак, дурак», то Бхоленатх часто понимается в значении «Владыка простаков»;
  • Бхутапати, Бхутешвар — Владыка бхутов (нежити);
  • Вамадева — Прекрасный бог;
  • Вирабхадра — Прекрасный герой; яростная форма Шивы;
  • Вишванатх — Господь Вселенной;
  • Гангадхара — Держащий Гангу;
  • Гангаприйа — Любящий Гангу / Любимый Гангой;
  • Гириша — Владыка Гор;
  • Дурвасас — Неодетый, Плохо одетый;
  • Ишана (санскр. ईशान, īśāna) — Властвующий;
  • Кайлаш Васин — Живущий на горе Кайласа;
  • Капалималин — Носящий гирлянду из черепов;
  • Капардин — Носящий Капарду (причёску узлом в форме раковины);
  • Лингараджа — Царь лингама;
  • Махадэва (санскр. महदेव , mahadeva) — Великий Бог;
  • Махешвара (санскр. महेश्वर, maheśvara) — Верховный Властитель;
  • Мритйунджа — Побеждающий смерть;
  • Натараджа (санскр. नटराज, naṭarāja) — Царь танца;
  • Нилагрива или Нилакантха (санскр. नीलग्रीवा, nīlagrīvā) — синешеий (по преданию, проглотил яд, способный отравить все мироздание и задержал в своём горле; по другой версии горло посинело из-за того, что Парвати сжала руками горло Шивы, чтобы тот не проглотил смертельный яд);
  • Пашупати — Владыка Тварей;
  • Рамешвара — Бог Рамы (согласно Рамайане, Рама перед атакой на Ланку совершил поклонение Шиве, прося у него защиты и поддержки, что и принесло ему успех в битве);
  • Стхану — Стойкий, Непоколебимый;
  • Трайамбака — Трёхглазый;
  • Трипурантака, Трипурари — Разрушитель трёх городов;
  • Тришулдхара — Держащий Трезубец;
  • Тьягараджа — Царь аскезы;
  • Хара — Разрушитель;
  • Шанкара (санскр. शङ्कर, śaṇkara) — Приносящий Благо;
  • Шарва — Стрелок;
  • Шриканта — «Прекрасношеий».

Атрибуты

У Шивы много различных атрибутов. Странствуя по Индии, можно заметить совершенно разные статуи одних и тех же богов. Разобраться во всех нюансах помогает знание символики этой страны. Часто в руках Шивы оказываются оружейные атрибуты в виде Аджагавы (особенного лука), Бхиндипалы (дротика), Гады (жезла), Кхадги (меча), Кхатванги (дубины с черепом), Кхетаки (щита) и разных других. Еще одна значимая вещь – трезубец Тришула (символ эволюционирования, гун, трех ликов времени и прочих понятий).

К числу ритуальных атрибутов относят:

  • курительную трубку Чиллум;
  • ракушку Шанкху;
  • мудры (положение рук в специальных позах);
  • кувшин с нектаром бессмертия Каумуди;
  • чашу в форме черепа Капала;
  • небольшой барабан Дамару (символ Вселенной, от которой родилось все вокруг);
  • особые четки Акшамала.

Для Шивы характерны несколько энергий: огненная (Агни), небесной реки (он смог усмирить Гангу) и мощь Шакти.

Образ божества тесно связан с животными: змеей Нагой, слоном и тигром (шкурами этих зверей и слоновьим стрекалом), белым быком (Нандином) и ланью (Кришнамригой).

Шива обладает особыми знаниями, способными приподнять человека над этим миром и приблизить его к Высшему.

Изображение

Этого бога изображают в белом цвете, что означает духовную чистоту. Посредине лба Шивы можно увидеть третий глаз. С помощью него он умеет смотреть через пространство и время – это символ мудрости.

Еще одна тонкость в облике Шивы – три полоски на лбу. Они называются «трипунда» (tripuṇḍraṃ).

Одна из интерпретаций такая: они напоминают людям, что следует искоренить в себе эгоизм (анава), избавиться от кармы (действий с расчетом на результат), иллюзии (майя). Другое толкование полосок – избавление от лишних желаний:

  • на телесном уровне нельзя хотеть увеличить срок жизни, улучшить здоровье и внешность;
  • на духовном уровне нужно избавляться от тщеславия, тяги к успешной жизни и богатству;
  • на уровне ума не следует накапливать лишние знания, заумствовать, испытывать гордыню.

Справка! Имеется в виду чрезмерное направленность ума в этих направлениях. Например, когда люди делают себе операции, чтобы выглядеть лучше. Слишком сфокусированы на богатстве в ущерб другим сферам жизни. Получают знания только ради знаний и т. д.

Три белые полосы в образе Шивы (лингама с трипундрой) еще означали тюрьмы в душе человека, это гуны – Саттва, Раджас и Тамас.

Позднее божество стало изображаться в сидячем или танцующем виде. Одним из основных вариантов четырехруких статуэток стало изображение Шивы с бледной кожей и синей шеей. Его тело согнуто в позе лотоса и расположено на меховой подстилке, плечи покрывает слоновья или тигровая шкура.

Третий глаз на лбу всегда с открытым веком. Одним из атрибутов божества еще была змея, накинутая на плечо, висящая на шее или окольцовывающая запястья и щиколотки. У Шивы обычно в ушах разные сережки: одна в женском исполнении, вторая в мужском.

Другое исполнение статуэтки – Шива в виде танцующего божества. Это Нритья-Мурти. Количество его рук неограниченно каким-то определенным числом. В ладонях он может держать разные атрибуты, как мирные, так и военные. У ног танцующего Шивы всегда лежит сраженный карлик. Он символизирует демона Аласмар-Пуруша (иллюзии).

Считается, что этот бог обитает в горах на вершине Кайлас. Именно там ему удается погрузиться внутрь своего мира.

В Шиве воплощается строгость, отреченность от внешнего мира. Благодаря третьему глазу он постигает глубокие тайны Вселенной. Ладонью, обращенной к зрителю, Шива указывает на путь высвобождения дживы (личной души). Он избавляет от оков, мешающих просветлению.

Царство Индры

Во время царствования Индры над Вселенной люди были счастливы, на земле цари заботились о своих подданных и справедливо правили. Небесное царство Индры отождествлялось с тысячевратным городом Амаравати, богатым золотом и драгоценными камнями, в котором было сто роскошных дворцов. Среди всех выделялась обители Индры, его жены Индрани, богов и святых мудрецов — огромный дворец, украшенный лотосами.

Город окружала превосходная роща Нандана, любимое место богов и небесных мудрецов. Путь к нему лежал через горные вершины, последней из которых была Меру, после которой начиналась звездная дорога. Не все после смерти могли попасть в город Амаравати. В основном — павшие на поле битвы храбрые воины, добрые и боголюбивые люди. Их развлекали танцами небесные куртизанки, аспары, мелодии гандхарвов.

Стражем города было божественное существо, прародитель всех слонов — гигантский слон Айравата, на котором Индра объезжал свои владения. Уповаясь славой и могуществом, Индра постепенно возгордился и начал отходить от беспорочного пути. Это привело к тому, что он оскорбил своего духовного учителя Брихаспати, которого почитали небожители и демоны, нарушив правила ведической иерархии.

Когда Индра сидел на троне в окружении божеств, святых, птиц Патагов и змей Урагов в зал зашел Брихаспати. Видя приход учителя, он не проявил внимания и не высказал ему надлежащего уважения. Учитель молча вышел, понимая, что поведение Индры обусловлено гордостью от власти и богатства. Он не проклял своего ученика. Брихаспати знал будущее.

Осознав содеянное, Индра начал сокрушаться о своей ошибке и укорять себя за гордыню в присутствии всех. Но не смог вымолить прощение, так как учитель невидимым покинул свой дом. Поиски Брихиспати оказались безуспешными.

Демоны, узнав о несчастье Индры, которое сделало его уязвимым, начали войну с полубогами и одерживали победы. Индра был свергнут с трона. За спасением полубоги во главе с Индрой обратились к могущественному Брахме.

«О, лучшие из полубогов, к несчастью, материальное богатство затмило ваш разум, и вы не приняли, как подобает пришедшего к вам на собрание Брихаспати — первого среди брахманов, ибо он постиг Верховный Брахман и в совершенстве владеет своим умом и чувствами. Как же вы дерзнули его оскорбить?» — ответил Брахма и рассказал о том, что в свое время демоны совершили ту же ошибку по отношению к Шукрачарье – ихнему наставнику, но благодаря вымоленному прощению и преданности, стали непобедимы. Только тот не утратит своей силы, кто ревностно будет почитать, и следовать наставлениям учителя.

Следуя совету Брахмы, Индра обратился за помощью к Вишварупе, сыну Твашти, небожители приняли его своим гуру, стали совершать яги. Только после этого одержали победу.

Общие сведения

Индуистский пантеон насчитывает десятки тысяч богов. Различные течения индуизма рассматривают божеств либо личностными проявлениями безличного верховного Брахмана, либо аватарами верховного божества, либо могущественными существами, называемыми дэвы. Обычно индуистские божества изображаются в антропоморфных или полуантропоморфных формах с определенным набором личных атрибутов. Многими индуистами многочисленные божества считаются различными проявлениями единой изначальной реальности, разными образами единого Бога. При таком подходе божества и поклонение им являются способами общения с этим единым Богом.

Замечание 1

В сборнике поэм «Ригведе» описаны 33 божества, которые представляют собой олицетворение природных явления. В более поздних памятниках встречаются упоминания о 330 миллионах божеств. Можно предположить, что таким образом обозначена бесконечность и неограниченность божественного.

Радха

Радху почти всегда изображают рядом с Кришной. Она также известна как Радхика или Радхарани. Считается, что Радха и Кришна неполны друг без друга, а Радха — спутница и друг Кришны, который представляет его собственную божественную силу и Шакти. Радха считается более высокой, чем Рукмини (жена Кришны и воплощение богини Лакшми), а не воплощение самой Лакшми (супруги Вишну). Радха известна своей безмерной преданностью Кришне, которая отражает стремление каждого преданного соединиться с высшим. Благодаря силе своей преданности она смогла достичь статуса богини и стать повелительницей большого числа преданных.

Святой Андрей и Индра

Подобные параллели существуют и в христианстве. С приходом в славянские земли языческие боги стали святыми,а Индра-святым Андреем. Речь не идет только о сходстве имен. Индра-бог грома, и как таковой он относится к Юпитеру римской мифологии. В астрологии (западные созвездия такие же, как в Индии) планета Юпитер правит созвездием Рыб. И Библия говорит нам, что Андрей (и его брат Джу-Петр) были рыбаками.

Иисус обещал сделать их «ловцами человека». Даже Андреевский крест чем-то напоминает форму созвездия Рыб. Таким образом, не углубляясь в астротеологию, сходства действительно очевидны. Нет удовлетворительного исторического объяснения того, как Индра оказался в христианстве. Или Почему день этого святого так популярен у славянских народов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий