Дхирендра Брахмачарья (1925-1994)
Йогин, наставник Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, создатель Центрального института йоги в Дели, бывший советник по делам йоги у Индиры Ганди.
Автор книги «Йога-сукшма-вьяяма» — посвящена важным практикам хатха-йоги и одна из первых книг по йоге выпущенная в СССР. Книга впервые напечатана в столице Бенгалии — Калькутте, на языке хинди, в 1956 году.
В 1960-х годах, Свами Брахмачари приезжал в СССР в качестве эксперта, когда советские учёные хотели исследовать некоторые техники йоги на предмет их использования в подготовке космонавтов. Особенное внимания в подготовке космонавтов уделялось дыхательным практикам. По словам организаторов эксперимента, практики Брахмачари практической пользы для космонавтов не принесли.
Однако в йогическую группу к космонавтам удалось попасть и проф. философии МГУ В.В. Бродову (до того в т.ч. защитившему докторскую по индийской философии). Ощутив на собственном опыте благотворное влияние занятий йогой на подорванное во время сталинских лагерей и ВОВ здоровье, В.В. Бродов становится деятельным пропагандистом йоги в СССР, публикует ряд книг и статей, становится соавтором и главным консультантом получившего в те годы широкую известность фильма “Индийские йоги — кто они?”
Андрей Сидерский (1960 г.р)
Практиковал йогу – эпизодически под руководством тренера с 1975 года, постоянно самостоятельно – с 1978 года.
С 1980 по 1984 год нелегально использовал элементы йоговских техник в тренерской работе с ныряльщиками.
До 1986 года преподавал йогу подпольно.
С 1987 года по приглашению руководства киевского кооператива «Форма» (ныне – Украинская Национальная Федерация ушу) начал преподавать йогу открыто.
В 1988 году прошел курс факультета повышения квалификации руководящих физкультурных работников и тренеров при Киевском государственном институте физической культуры и спорта (нынешний Национальный Университет физической культуры Украины). Это был первый курс, специально проведенный Государственным Комитетом по делам физкультуры и спорта Украинской ССР для того, чтобы легализовать тренерскую деятельность ряда специалистов по восточным единоборствам и йоге.
С 1989 года полностью перешел на легальную преподавательскую работу в области йоги, йогатерапии.
Автор множества книг и переводов эзотерических книг (в основном Карлоса Кастанеды и Ричарда Баха).
Создатель тренировочной системы “Йога восьми кругов” – вольном переложении “Аштанга Виньяса Йоги”, дополненной эзотерическими историями.
В дальнейшем эта система была дополнена и стала называться “YOGA23”. В систему входит двадцать три набора упражнений различной сложности (5 стадий) и назначением (для групповых тренировок, персональных программ, для инструкторов и специализированные — для подготовки фридайверов, спецназа и даже космонавтов). Асаны дополнены авторскими энергодинамическими и дыхательными техниками непроверенной эффективности.
Значимые люди в становлении йоги
Если выделить самые авторитетные имена в истории йоги начиная с древних времен, то можно составить такой список:
- Кришна (IV век до н. э.) – впервые принес в мир людей знания о просветлении как единстве с Абсолютом.
- Патанджали (II век до н. э.) – первый, кто законспектировал учение йоги на бумаге.
- Сиддха́ртха Гаута́ма (563-483 гг. до н. э.) – основатель буддизма – религии, которая до сих пор является максимально близким учением о самосовершенствовании. Поэтому буддизм и йога часто идут рука об руку.
- Матсьендранатх (XI век н. э.) – святой, Гуру, ставший случайным учеником самого Шивы, который передавал знания йоги своей жене.
- Горакшанатх был учеником Матсьендранатха и написал более 20 (!) важных трактатов по учению йоги и ее разъяснению.
- Рамакришна Парамахамса (1836-1886) индийский гуру, учение которого было направлено на слияние с Богом. В возрасте около 20 лет он постиг это состояние и стал основателем (предположительно) Адвайты – учения о недвойственности.
- Свами Шивананда Сарасвати (1886-1963) написал около трехсот книг по йоге, что кажется немыслимым! Его ученик, Вишнудевананда, стал основателем Бихарской школы йоги – самой значимой в Азии.
- Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989), который стал основателем современной интерпретации йоги и занимался продвижением ее в Европе и Америке.
Особенности и задачи йоги шивананда
Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения.
Основатель Йоги шивананда – Свами Шивананда
Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:
- Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе трупа).
- Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про практику випассана.
- Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
- Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
- Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.
Николай и Елена Рерих
До тридцатых годов огромная страна Советов была практически закрыта для иноземных влияний, в том числе и для йоги. Тем не менее архивные разыскания последних лет позволяют пролить свет на одно из самых загадочных явлений нашего века, так называемую “Агни-йогу” или “Живую этику”, родоначальниками которой явилась семья Рерихов. Хотя упомянутая доктрина не имеет с подлинной йогой ничего общего, она стала очень популярна и сообщества Рерихов росли как на дождях. Они издали цикл из шестнадцати книг.
В отношении Рерихов в общественном мнении нашей страны произошла в определенный момент времени очередная роковая путаница, из-за отсутствия всесторонне полной информации. Мифотворчество этой семьи отделилось от их реальной биографии, скрытой за семью печатями, и стало величайшей “духовной” мистификацией нашего времени.
Оказывается Николай Рерих был сексотом (секретным сотрудником), и кроме того вел свою большую игру, являясь основателем организации “Всемирного Союза Западных Буддистов”, который имел двойное назначение, двойное дно, как и все, что было связано с этой семьей.
Николай Рерих добросовестно, со всей ответственностью выполнял задачу, сформулированную в уставе “Союза”, и одновременно стоял во главе эзотерической агентурной сети, работающей на Советскую Россию. На первую легендарную гималайскую экспедицию Наркомат иностранных дел, а быть может и непосредственно ОГПУ, выдали художнику миллион долларов, в ответ на что в мае 1926 года он составил завещание, согласно которому в случае непредвиденных происшествий со своей семьей все его наследство должно было перейти в собственность Сталина и Чичерина (российский революционер, советский дипломат, нарком иностранных дел РСФСР и СССР.
Короче говоря Рерихи были высокопоставленными и хорошо оплачиваемыми агентами Советов, и при этом много лет вели собственную мистическую игру со всем миром, итогом которой и явились перечисленные книги “духовной” эпопеи, а также бесчисленные письма, основание “Пакта Рериха” и т.д. Семье было необходимо, одновременно скрываясь в долине Кулу, и оставаться на виду у общественности, особенно после отказа вернуться в СССР в оговоренном заранее с ОГПУ 1935 году.
После этого демарша семью вполне могла постигнуть судьба многих известных агентов, уничтоженных Лубянкой непосредственно за рубежом. Не отсюда ли маниакальная тема врагов, красной нитью проходящая сквозь мистические тексты “Агни Йоги” ? Как бы то ни было, но операция “Шамбала” разрабатывалась в НКВД, а семья Рерихов была ее главным исполнителем, мифотворчество же являлось только побочным эффектом психических отклонений и особенностей жены художника, которые пришлись как нельзя более кстати.
Шамбала — место нахождения великих учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби, так и Гималаи. Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской (подробнее о ней читайте в статье “Йога – путь на Запад”) и впоследствии развита Николаем Рерихом.
По утверждению Елены Рерих книги Живой Этики (Агни-Йоги), религиозно-философского учения, претендующего на синтез всех йог и религий, были написаны в результате «бесед» с Махатмой Мориа. Причем послания от Махатмы она получала методом яснослышания. Это сотрудничество продолжалось в 1920—1940 годы. Рериховское движение почитателей Агни-Йоги, возникшее в 1990-е годы, оказало особенное влияние на развитие движения Нью-эйдж в России, религии «нового века» — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. с 1950 годов
История йоги: как это было на самом деле?
До XX века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления. Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими.
Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.
В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в XIII веке, во времена существования натхов, был введён термин «хатха». Практики хатха-йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.
Получается, что ещё задолго до XX века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации. Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог .
Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, медитации и . Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности. И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.
Собственно еще в начале XX века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-х годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации). Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа. Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии. Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии гимнастически-ориентированной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа. Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA. История йоги сделала поворот.
Пранаяма для космонавтов: йога в СССР
Официально индийскую то ли философию, то ли физкультуру на всякий случай не жаловали. Иных пропагандистов даже изгоняли из рядов КПСС и увольняли с работы. Тем не менее, йогой интересовались в высших эшелонах власти и даже пытались применять её методики в космической гонке. Так, в начале 60-х годов для работы с советскими космонавтами пригласили известного йога Дхирендру Брахмачари, который проводил практические и теоретические занятия. В те же годы в СССР приезжала Индра Деви и встречалась с крупнейшими советскими политиками: А.Н. Косыгиным, А.А. Громыко, А.И. Микояном.
Первым популяризатором йоговской физкультуры в стране стал индолог Василий Бродов, попавший в ту самую закрытую группу Дхирендры Брахмачари. Ощутив положительное воздействие упражнений на своё здоровье, Бродов обнародовал целый ряд статей и книг о йоге, выступил в качестве соавтора научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в 1970 году.
Сценарий для фильма написал лингвист, специализирующийся на хинди, Анатолий Зубков, который стал первым в Советском Союзе сертифицированным преподавателем йоги. В 60-е годы он отправился в длительную командировку в Индию учить студентов русскому в местном университете. А спустя четыре года вернулся уже с документом на право преподавания йоги. Зубков проводил не только практические занятия, но и лекции, много публиковался.
В 1963 году Геннадий Стаценко основал в Москве школу йогов. Правда, официально зарегистрировать её удалось лишь спустя 15 лет работы. Как и многих других популяризаторов, Стаценко вдохновила поправка собственного здоровья: йога помогла ему избавиться от почечнокаменной болезни.
В начале 80-х годов в прессе мелькали публикации отдельных энтузиастов, например, в журнале «Наука и жизнь» печатался Виктор Воронин, позже написавший собственную книгу по хатха-йоге.
Некоторым любителям йоги всё же не везло. Инженера-изобретателя Яна Колтунова исключили из партии и уволили с работы в 1983 году за то, что он основал в Подмосковье духовно-оздоровительный клуб «Космос», занятия в котором посещали сотни людей.
Зато после Перестройки дела у популяризаторов йоги пошли куда лучше. Тот же Ян Колтунов возобновил работу клуба и даже принялся основывать филиалы в других городах, проводил слёты, активно публиковался. В конце 80-х были созданы Академия йоги, Ассоциация йоги, прошла первая йоговская конференция, гостем которой стал Б. К. С. Айенгар. Тогда же СССР впервые посетил Йоги Бхаджан – известный адепт кундалини-йоги.
8 ступеней йоги
Наиболее популярной книгой по йогической практике считается «Йога-сутры Патанджали». Она была написана свыше 5 000 лет назад. В ней содержится 196 сутр (короткие строфы, наполненные смыслом).
Книга включает в себя философские размышления на тему самопознания и в этом плане является одним их самых уважаемых источников. Философия и йога объединяются в этом трактате в единую целостную систему.
Но новичкам она не очень подходит, слишком сложна для восприятия. В ней идет описание практик, которые под силу выполнить только опытным мастерам. Там же приводится информация о ступенях йоги, по которым нужно двигаться каждому, кто только еще начинает свои первые шаги в этом направлении.
Многие из них можно использовать в качестве самоучителей.
Следует только придерживаться восьми ступеней йоги:
- Яма;
- Нияма;
- Асана;
- Пранаяма;
- Пратьяхара;
- Дхарана;
- Дхьяна;
- Самадхи.
Первые две ступени (Яма и Нияма) помогают практикующему новичку проработать в себе морально-волевые качества. Они потребуются для формирования осознанной, ответственной личности.
Существует пять Ям, которые учат человека действовать правильно по отношению к окружающему миру:
- ненасилие (Ахимса);
- честность (Сатья);
- запрет на воровство (Астея);
- нестяжательство, ненакопительство (Апариграха);
- видение во всем Божественности (Брахмачарья) .
Ниям также известно пять, они являются заповедями для проработки внутреннего духовного мира человека:
- чистота тела, речи и ума (Шауча);
- самодисциплина и аскетизм (Тапах);
- удовлетворённость, скромность, оптимизм (Сантоша);
- самообразование (Свадхьяя);
- работа на благо общества, альтруизм (Ишвара Пранидхана).
У всех Ям и Ниям в основе лежат истины, заложенные с детства. Они нужны для правильного взаимодействия с внешним миром и собой внутренним.
Асаны учат нас работе с нашим телом. Укрепляют, обновляют, благоприятно воздействуют на психо-физическое состояние, эндокринную систему.
Пранаямы разработаны для того, чтобы научились работать с нашим дыханием. Это тонкий процесс, который сопровождает нас с первого вдоха при рождении. Правильное дыхание наполняет нас энергией, делает ум более острым и помогает взять под контроль эмоции.
Пратьяхара (техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены), Дхарана (это процесс тренировки ума, процесс дисциплинированности ума, в результате которого достигается сосредоточение в одной точке на 90 %) и Дхъяна (созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания») – все эти ступени учат работе с умом.
Самадхи – это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности, объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование самой концепции разделённости.
4.Йога для здоровья ума и тела: 8 примеров положительного влияния на организм
Рассказываем, как регулярная практика йоги может преобразить вашу жизнь через ум и тело. Регулярные занятия могут не только повысить силу и гибкость, но также избавить от стресса и депрессии, улучшить пищеварение, продлить жизнь, и это ещё не всё!
Например, вы знали, что учёные провели параллель между воздействием йоговских упражнений и сексуальной энергией кундалини, которую описывают индийские трактаты? Люди, регулярно практикующие йогу, отмечают значительные улучшения в сексуальной жизни — они получают больше удовольствия от секса и чувствуют более глубокую близость с партнёром. Таких результатов йога достигает разными путями: через улучшение микроциркуляции крови в области половых органов, повышение уровня тестостерона (этот гормон влияет на возбуждение не только мужчин, но и женщин), а также снятие стресса и расслабление.
Польза йоги подтверждена современными научными исследованиями — почитать об этом можно здесь.
Тело, как инструмент для развития сознания
Исходя из всей истории возникновения йоги возникает вопрос: чем тогда занимается большая часть йога-практиков, усиленно потея на ковриках и закручивая тело в немыслимые узлы? Какая связь между слиянием с богом и ногой, заложенной за ухо в стойке на руках? Ответ кроется в знаменитом высказывании Паттабхи Джойса, которое стало лозунгом Аштанга-йоги: «Практикуй, и все придет».
Действительно, те, кто занимается йогой стабильно более восьми лет, отмечают, что занятия перестали носить физкультурный характер, как это выглядит поначалу, и трансформировались в духовную практику (хотя со стороны ничего не изменилось). Это подтверждает то, что к духовной трансформации, соединению с богом и эволюции человека в целом ведут разные дороги, и метод использования тела как инструмента тоже имеет результат, хотя и не такой быстрый.
Василий Васильевич Бродов (1912-1996)
Профессор кафедры философии естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова. Годы работы в Московском университете были в его жизни наиболее плодотворными. Здесь он защитил докторскую диссертацию “Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в новое время (1850-1917 гг.)”.
В издательстве МГУ вышла широко известная у нас и за рубежом монография “Индийская философия нового времени” (1967). В 1962 г. глава индийского правительства Джавахарлал Неру, находясь в нашей стране с дружественным визитом, посетил МГУ. Приветственное слово в честь высокого гостя произнес В.В. Бродов. В ответном слове Неру, отметив глубину знания Бродовым исторических связей между народами Индии и России, пригласил его встретиться в Дели, что для ученого-индолога было весьма почетно.
Ощутив на себе благотворное влияние йоги в группе у Брахмачари, Василий Бродов становится поклонником и пропагандистом йоги. Обнародует целый ряд статей и книг по этому вопросу.
Одно из самых известных начинаний профессора Бродова — его участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего взрыв интереса и к йоге, и к самой Индии.
Основоположник современной йоги
В истории йоги как науки гармонии тела и души в наше время сыграл решающую роль Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888–1989), который был наставником основных выдающихся учителей последнего столетия: Айенгара, Паттабхи Джойса и Дешикачара. 85 % современной йоги базируется на их методиках, которые после стали модифицировать другие последователи.
Кришнамачарья разработал принцип виньяс – плавного входа и выхода в позу, который синхронизируется с дыханием, являющимся основой всей практики йоги. Он считал, что любой человек может обучиться этой науке и успешно это доказывал на своих многочисленных учениках. Еще одной особенностью его учения был метод преподавания – индивидуальный подход к каждому, что впоследствии использовал Джойс, основав майсур-стиль ведения урока йоги. Прожил «отец учения» 101 год, до последнего дня сохраняя ясность ума, бодрость духа и хорошие физические данные тела.
Концентрация и хорошее настроение
Труднее исследовать состояние концентрации ума, о котором часто говорят приверженцы йоги. Почти каждый замечает после занятий бодрящее настроение и позитивную атмосферу. Йога помогает бороться с депрессией — возможно, потому, что она увеличивает приток кислорода в мозг. Его можно использовать для лечения навязчивых и навязчивых состояний.
Вероятно, наиболее изученным из положительных эффектов йоги является ее влияние на сердечно-сосудистую систему. Давно известно, что при выполнении асан снижается артериальное давление и частота сердечных сокращений. На биохимическом уровне ученые показали, что йога действует как антиоксидант: она снижает уровень холестерина и триглицеридов в крови и укрепляет иммунную систему.
Историческая справка
История возникновения йоги — дорога к совершенствованию духа и достижению возвышенного познания. Арийская культура прошлой Индии не является единственным первоисточником йоги. Ее история имеет неразрывную связь с индуизмом, это универсальное учение. Основываясь на древних индийских текстах — Ведах, и археологических находках можно сказать, что система йоги зародилась в древнейшей Индии.
Доклассический период в учении
Основы йогиновской практики берут начало в цивилизации Инда-Сарасвати более 5 тыс. лет назад на севере Индии. Старинные священные Веды упоминали йогу. Это своего рода сборники духовных текстов, которые содержали песни, мантры, ритуальные обряды, используемые брахманами и священнослужителями. Благодаря таким людям, учение постепенно подвергалось усовершенствованию и развитию. Они описывали медитации и взгляды в Упанишадах — огромной книге из более, чем 200 текстов. Самым известным и популярным является принесение жертвы во время ритуала, они научились этому из Вед, тем самым обучаясь принижать свое эго путем самопознания, действия и мудрости.
Классический период
На этапе, который называется доклассическим, йога представляла собой комбинацию самых разнообразных учений, мнений, взглядов, которые иногда находились в противоречии. Классическая же стадия характеризуется Йогой-сутры Патанджали — это первое систематизированное определение йогического учения. Текст был написан во II веке и содержал путь, пройденный Раджа-йогой (классический). Патанджали реорганизовал йогиновскую практику в так называемую «восьмерку», где были пошагово описаны стадии достижения самайи (просветления). Йога-сутры считается основополагающей для современного учения.
Постклассический период
Мастера йогиновской практики, спустя века после Патанджали, основали систематизированный комплекс упражнений, целью которых было улучшение физического состояния и продление жизненного пути йогина. Человеческое тело воспринималось, как инструмент достижения нирваны. Ведическое учение было опровергнуто. Тантра-йога использовала резко противоположные способы очищения тела и разума, развязки узелков физической сущности человека. Таким образом, эта практика духовно-физических связей, которые были сконцентрированы на теле, достигла уже более современного этапа учения — Хатха-йоги. Этот тип в современном мире ошибочно принимается за йогическую практику, но это только ее небольшая часть.