Бог Вишну и его аватары – описание, изображение и мантры

Мифы и легенды

Вишну и его ездовая птица Гаруда Вишну считается божеством, Всевышним. Его описывают в легендах как Сверхдушу и Верховного Бога. Он мудро трактует прошлое и предвкушает будущее, способен воссоединить и разрушить все мироздание, управляет жизнью во Вселенной и является оплотом жизни и духовности. Вишну Пурана описывает голубой цвет кожи Вишну, напоминая, что это цвет облаков. Неслучайно ездовую птицу Вишну зовут Гаруда. Это имя переводится как «солнце».

Вишну способен одновременно перевоплотиться в нескольких аватаров и этим доказывает свою универсальность. Матсья – это рыба, в которую Вишну превратился во время всемирного потопа. Курма – черепаха, панцирь которой стал основой для горы Манадры. Васаха – вепрь, в облике которого бог убил Хираньякшу-демона и вернул землю из глубин. Нарасинха – человек-лев, загрызший демона, который стал властителем на земле и небе. Вамана – карлик, появившийся перед властителем мира Бали. Парашурама – облик Рамы с топором, в который воплотился Вишну, убивая воинов кшатриев.

Бог Вишну в образе Будды

Самыми известными образами Вишну стали Рама, Кришна и Будда.

Рама – принц и воин, идеальный правитель. Кришна – ребенок, посланный в царскую семью и ставший наставником. Будда – воплощение религиозного учения. Каждый конкретный аватар имеет законченную биографию и историю, которую наизусть знают все индуисты.

Изображение и символы

Образ богини сопровождается изображением цветка лотоса (символ чистоты, просветления, духовного самопознания). Ее глаза обладают красотой лепестков лотоса и она как бы окружена ими. У нее даже название есть такое — лотосная богиня.

Лакшми обычно изображается на лотосном пьедестале с четырьмя руками. За ее спиной купаются один или два слона (символ активности, силы, труда), вода означает плодотворную среду процветания.

Другой образ богини связан с ее мужем Вишну: она сидит у его ног. В некоторых рисунках у Лакшми не четыре, а восемь рук, которые держат:

  • лук;
  • жезл;
  • стрелу;
  • лотос;
  • колесо;
  • раковину;
  • пест из дерева;
  • стрекало.

Справка! Стрека́ло — инструмент дрессировщика и погонщика слонов. Представляет собой короткое, чуть более полуметра копьё с толстой рукояткой и багром.  Жало, острый колющий предмет.

Если на рисунке у богини четыре руки, то в них она обычно сжимает: дхарму (как символ стремления к нравственности); каму (любовь и удовольствие), артху (богатство и материальное благополучие), мокшу (самопознание и освобождение).

Есть еще вариации с такими предметами, как: лотос, жезл, раковина и лимон. Также встречаются рисунки с лимоном, нектаром бессмертия в сосуде, плодом бильва (деревянным яблоком).

В одном из образов богини верхние руки держат два цветка лотоса, а нижние руки просыпают золотые монеты (символ богатства), еще одна рука сложена в милосердной мудре (сострадание, дарение).

Сова — вахана Лакшми (тотемное средство передвижения). Птица выбрана не случайно: она умеет хорошо ориентироваться в темноте, символизирует терпение, наблюдательность, истинные знания в окружающем иллюзорном мире.

Религия Индии – кратко

Религиозное учение индийцев есть система эманации. Латинское слово emanatio означает истечение, в смысле отделения тончайших частиц, или в чисто идеальном, образном значении. По представлению индийцев весь видимый и невидимый мир истекает из божества и снова возвращается к своему источнику. Средоточием их религии служит учение о переселении душ (метемпсихозе). По этому учению, душе человека дано земное тело лишь в наказание, заслуженное ею прежним бытием, которое предшествовало её появлению на свет в этом теле, и целью её стремлений должно быть воссоединение с божественною душой мира. Оттого индиец считает земную жизнь периодом кары и испытания, который можно сократить лишь удалением от греха, молитвою и жертвоприношениями, покаянием и очищением, или аскетическою жизнью, находящею отраду в созерцании божества и предохраняющею человека от заразительных соприкосновений с испорченным миром. Если человек пренебрежет этим самоочищением и, отдаляясь от божества, еще глубже погрузится во зло, то когда душа его снимет «свою изношенную плотскую одежду», она переходит, по приговору поставленных над умершими судей, в другое, не редко низшее тело и снова должна начать свое странствование, между тем как душа мудрого, героя или покаявшегося возносится к светящим звездам и наконец соединяется с духовной первоначальной сущностью, из которой она некогда вышла.

Боги Брахма, Вишну, Шива. Иллюстрированная аудиокнига

Мантры

В числе главных мантр, воспевающих бога Вишну, есть такие:

«Ом намо Нараянайя» (OM Namo Narayanaya) — содержит восемь слогов, помогает в получении всех благ, дарует произносящему свободу и успех (плод деяний), считается высшей из всех мантр, используется для избавления от грехов и получения благословения от высших сил.

(«Нарсимха-пурана»)

Приветствие Вишну: «OM Vishnave Namaha».

Поклонение Васудеве: «Om Namo Bhagavate Vasudevaya»;

«Ом, вечная слава Васудеве, Бхагавану, тому, кто не отличается (ото всего) и кто отличается от всего (мира)!»

(«Вишну-пурана», книга I, гл. XIX, 78)

Вишну-Гаятри мантра:

«OM Narayanaya vidmahe

Vasudevaya dhimahi

Tanno Vishnuh prachodayat».

Мантра Нарасимха-Кавача

Во время произнесения мантр Вишну человек пребывает  в единении и гармонии с самим собой и окружающей действительностью. Он начинает ощущать неразделимость с миром, а себя частью целого.

Все вокруг предстает в божественном свете и воспринимается творением высших сил.

Имена

Вишну называют многими именами, которые имеют отношение либо к его характеристикам и атрибутам, либо к мифическим подвигам бога или его проявлений. В таком религиозном труде, как Махабхарата, имеется раздел, в котором подробно рассказывается обо всех именах божества. Самыми известными и важными из 1000 имен являются:

Хари – коричнево-рыжеватый, однако истолковывается как мессия; Говинда – переводится как пасущий скот; Кешава – благоволосый; Мадхусудана – уничтожитель демонического создания Мадху; Мурари – соперник чудища Муры; Пурушоттама – имеет 2 значения: высший дух и светлейший из людей; Бхутабхавьябхаватпрабху — Творец, властвующий в прошлом, настоящем и будущем.

Вишну в ведических писаниях

Можно найти упоминания о боге Вишну в Веде гимнов «Ригведе» (гимн VII.99). Он, как и Индра, разделяет небо и землю, порождает Солнце (связь с небесным светилом Сурьей просматривается в его имени Сурьянараяна, являющимся источником света и тепла). В гимнах I.154, X.15 описано местопребывание Вишну в высшей обители для всех душ. В гимне I.56 Вишну выступает как помощник Индры в битве против олицетворения зла Вритры.

В «Атхарваведе» он предстаёт как Праджапати. В «Шатапатха-брахмане» Вишну упоминается как поместивший в себя все миры, проникающий все миры и присутствующий в каждом живом существе, являющийся сущностью всего сущего. В упанишадах он представлен как высшая метафизическая реальность, здесь же описываются различные формы почитания и поклонения бога Вишну. В пуранах можно найти разнообразие космогонических представлений о возникновении Вселенной. В «Ваю-пуране» Вишну — «хираньягарбха» — золотое космическое яйцо, породившее все формы существования во Вселенной. В «Бхагавата-пуране» описывается космогония через аватару Вишны — Кришну. Здесь повествуется о том, как изначально зло одержало победу над силами добра (война между асурами и дэвами). Вишну примиряется с асурами, но потом побеждает их, возвращая справедливость, свободу и добро. Здесь прослеживается циклическая тема смены состояний, энергий мироздания. Легенды пуран вдохновили многие пьесы и драматическое искусство, представленное посредством исполнительского мастерства: Сатрия (танец, посвящённый Вишну), танец в честь Кришны — Манипури, танец, использовавшийся при поклонении богу Вишну — Одисси, а также Качипуди, Катхакали, Катхак.

«Вишу-пурана» — центральный элемент космогонии, об этом подробнее поговорим далее.

Космогония «Вишну-пураны»

Согласно «Вишну-пуране», Вишну — источник мироздания, причина творения, сохранения и разрушения мира. Он находится в мире, а мир состоит из Вишну, присутствующем в каждом творении. Он устанавливает циклы существования мироздания, он прародитель предматерии и сознания. Первичная материя представлена водами Причинного океана, но вода здесь как подвижная субстанция, это аллегория, представленная свойствами и качествами этого элемента.

Из предматерии в начале времён развёртывается весь явный мир, и она же «поглотит» в себя всю материю в конечной точке цикла существования Вселенной. Из предматерии появляется принцип творения, представляющий собой сознание, имеющее три качества: благость, страсть и косность. Сознание является источником первоэлементов и органов чувств, с помощью которых постигается весь проявленный мир. Яйцо Брахмы создано из первоэлементов, объединённых в единое целое. Оно постепенно увеличивается в размерах, оно и есть Вишну, преисполненный качеством раджаса и проявленный в образе Брахмы на этапе творения Вселенной. Бхагаван Вишну в благости защищает и охраняет созданный мир в течение кальпы. И в конце времён Джанардана в качестве костности, приняв образ Рудры, разрушает этот мир и поглощает Вселенную.

А затем, очнувшись от сна, с началом нового периода жизни Вселенной, он вновь созидает Вселенную. Так, циклично повторяется творение-существование-разрушение Вселенной в течение кальп.

Примечания

  1. ↑Статья Тримурти//Атеистический словарь/Абдусалимов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др., Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с. (С. 450)
  2. ↑Топоров В. Н.Брахма // Мифы народов мира : энциклопедия в 2-х томах / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — Т. 1 : А — К.. — 672 с.
  3. ↑Серебряный С. Д.Вишну // Мифы народов мира : энциклопедия в 2-х томах / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — Т. 1 : А — К.. — 672 с.
  4. ↑Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание
  5. ↑Гринцер П. А.Шива // Мифы народов мира : энциклопедия в 2-х томах / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1 : К — Я.. — 718 с.
  6. ↑Majumdar, R. C.: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956), volume 4, p. 47.
  7. ↑ 123Мифы народов мира / Под ред. С. А. Токарева. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 2. — С. 525. ISBN 5-85270-072-X (т. 2)
  8. ↑ 123456Шохин В. К.Тримурти / Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  9. ↑Winternitz, Maurice: History of Indian Literature. New Delhi, Oriental Books Reprint Corporation, 1972, volume 1, p. 452, note 1. (Второе, репринтное издание в двух томах. Первое издание было опубликовано в 1927 году Калькуттским университетом)
  10. ↑Winternitz, Maurice, volume 1, p. 573, note 2.
  11. ↑Basham, A. L.: The Wonder That Was India: A Survey of the Culture of the Indian Sub-Continent Before The Coming of the Muslims. New York, Grove Press, Inc., 1954, pp. 310—311.
  12. ↑Восьмая лекция в Дорнахн, 3 ноября 1923 года; см. «GA 230» всех трудов Штейнера
  13. ↑Rudolf Steiner.L’homme, les animaux et les êtres élémentaires: 12 conférences faites à Dornach du 19 octobre au 11 novembre 1923. — Laboissière en Thelle: Triades, 2010. — С. 153. — 242 с. — ISBN 9782852482562.

Аватары великого бога

О рождении Вишну рассказывает множество преданий. Его особенность – смена обличий (аватаров), перерождение и новое появление. Наиболее известные легенды связаны с богами-героями Рамой и Кришной. 

Когда на земле стали властвовать грешники, что стремились утопить мир во лжи и пороках, в мир был послан Вишну, рождённый в облике Кришны. Ребёнок, являвшийся божеством, появился на свет в царской семье. Её глава ненавидел детей сестры, стремился погубить всех их. 

Чтобы Кришна избежал гибели, его отдали в семью пастуха, где мальчик и воспитывался. В единстве с природой Кришна вырос сильным и благородным юношей. Он узнал о своей истории и отомстил дяде, свергнув его с престола. Место правителя занял Уграсен. Знатные династии стали служить царю и исповедовать учения Кришны. 

Интересно, что сам герой предпочёл скромную должность возничего. Очень ярким является эпизод преданий, где кришна воодушевляет воинов перед боем. Его речь становится залогом успеха в бою, тем самым он спасает своих друзей от гибели.

Как ни странно, но гибель Кришны может показаться нелепой. Он пал от стрелы охотника, что принял его в лесной чаще за зверя. Казалось бы, это не слишком почётный финал жизни для героя и аватара бога, но здесь я вижу скрытый смысл. Бог Вишну знает, что всему в мире отведен свой срок, он не вмешивается в космический порядок, не пытается стать выше него. 

По сути, он в своих воплощениях равен людям, хотя неизменно несёт добро и свет. Несмотря на трагическую гибель, учение Кришны помогает найти путь к бессмертию души, познать истину и пребывать в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Вишну и его супруга Лакшми

Богиня Лакшми отождествляется с проявлениями благополучия, творческого процветания, финансового богатства, фортуны, достатка и счастья в традиции индуизма. Она является эталоном красоты, изящества и привлекательности, а еще она – проявление энергетики своего супруга Вишну. Вайшнавы полагают, что молитвы этой богине смогут уберечь их от горя и нужды.

Лакшми сказала мужу, что во всех трех мирах она всегда будет вместе с ним. Если рассматривать земные ипостаси Бога, то она является женой аватары по имени Вамана (называясь Падмой), Рама (называясь Ситой), Кришна (известная по имени Рукмини). Иногда богиню называют еще «Шри» – это обозначает счатье, популярность и процветание, но в ранних учениях Шри называлась отдельно взятая богиня, которая позже была отождествлена с Лакшми.

Изображается богиня обычно стоящей или сидящей в распустившемся лотосе. Кожа у нее слегка золотистая либо белая, Лакшми имеет 4 руки (в двух можно заметить цветы лотоса, остальные же показывают жесты (мудры), которые дарят благословение и счастливую судьбу). Также в большинстве случаев богиня сопровождается двумя слонами, а из их хоботов извергаются потоки воды. Если она изображается вместе со своим супругом, то имеет всего 2 руки, которыми осуществляет массаж стоп супругу, а также может просто сидеть у Вишну на коленях.

Лакшми – одно из главных женских божеств, которому преклонялись в традиции джайнизма. Когда-то эта богиня была олицетворением богатства, процветания в философии буддизма. В сектах, находящихся в Тибете, Юго-Восточной Азии либо Непале ее замещает богиня по имени Васудхара.

В современном мире Шри (одно из имен богини) используется для уважительного обращения или выделения важности определенного имени. Это название также считается логотипом благополучия и часто изображается на различной продукции. Дорогие друзья, так как я все время путешествую, то пишите мне только на WhatsApp

Дорогие друзья, так как я все время путешествую, то пишите мне только на WhatsApp.

По всем вопросам пишите:  +7 (968) 461 91 81 (ТОЛЬКО WHATSAPP)

или свяжитесь по электронной почте: omdatta@mail.ru

Семинары с мастером йоги, сатсанги.

Полезные статьи:

– Крия Йога: что это такое;

– Крия Йога Святослав Дубянский;

– Йога-тур из Москвы в Индию;

– Саи Баба;

-Бог Рама;-Третий глаз Шивы;

-Многорукий Шива;

-Трезубец Бога Шивы;

-Бог Шива и триединство;

– Хатха Йога

Медитация

Медитация – это техника расслабления, которая позволяет достичь состояния полутранса. В таком состоянии человек осознает свои действия, но он отключен от внешних раздражителей. Он свободен от внешнего шума, от других людей, от собственных тревог. Медитация помогает усилить работу мантры. Для медитации и прочтения молитвы необходимо научиться представлять божество — это важная часть практики.

Помогает для медитации изображение Вишну, которое больше всего нравится медитирующему. Можно выбрать изображение, где божество медитирует или находится в невесомом состоянии. Перед медитацией необходимо научиться сосредотачиваться. Для этого необходимо отпустить тревоги и переживания.

Для обращения к Божеству можно придумать свой ритуал: выбрать подходящую асану.

Модели тримурти в ветвях индуизма

Тримурти

, рисунок из индуистского храма в

Андхра-Прадеше

, 1850—1900 гг.

Предтечей «тримурти» является ведийская ассоциация трёх богов Агни, Ваю (или Индра) и Сурья, как различных форм одного солнечного, светлого божества (смотри Тривикрама). Следующей ступенью является система трёх великих богов Брахмы, Шивы и Вишну, из которых каждый в своё время и на своём месте прославляется, как верховное божество.

Идея тройственности в единстве, однако, ещё чужда этой системе; каждый член её является отдельным самостоятельным мифологическим лицом. Дальнейшим шагом к образованию троицы тримурти являются частичные попытки отождествления каждого из трёх божеств друг с другом, встречающиеся уже в индийском эпосе, в позднейших его составных частях.

огонь, молния и солнце. Ещё яснее высказывается идея тримурти в одном месте эпической поэмы Гариванша, служащей как бы дополнением к «Махабхарате» и несомненно значительно позднейшей: «Он, который есть Вишну, есть также и Шива, и он, который есть Шива, есть также и Брахма: одно существо, но три бога — Шива, Вишну, Брахма».

В достаточно поздних индуистских текстах не исключается косвенное влияние на концепцию триединства буддизма, (ветвь махаяны) с его учением о трёх телах Будды (трикайя). В индуистском тексте «Майтри-упанишада» Брахма, Рудра (Шива) и Вишну представлены как три «образа владычества» Брахмана — абсолютного начала всего сущего.

АвстрийскийвостоковедМорис Винтерниц (Moriz Winternitz, 1863—1937 гг.) отмечает, что имеется очень мало упоминаний о тримурти в индийской литературе

Соединению Вишну, Шивы, и Брахмы воедино придаётся важное значение лишь в «Курма-пуране», где Брахману поклоняются как Тримурти

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Как отмечает В. К. Шохин, в современную эпоху представить Тримурти неким аналогом христианского учения о Троице пытаются неоиндуисты, однако, по мнению Шохина, с точки зрения индологии указанные сравнения при научном подходе выявляют лишь фундаментальные отличия этих двух концепций.

Святилище в центре

Бангкока

, построенное в 1989 году, в центре статуя

Тримурти

В двух важнейших ветвях индуизма — шиваизме и вишнуизме, — представления о тримурти как о «нейтральности Абсолюта» в трёх равных божествах не получили признания. Шива или Вишну является, соответственно, по представлениям их последователей, единственным верховным божеством. При этом и те и другие учитывают философское учение санкхьи о трёх гунах, однако акцент в их интерпретациях различен.

Шиваизм

Модель тримурти была развита в шиваизме, при этом главнейшим божеством считается Шива. Согласно «Линга-пуране» (I.18.12) «вечный Шива» (Садашива) и есть Абсолют, а Брахма (созидатель мира), Вишну (хранитель мира) и Шива (Бхава; разрушитель мира) — соответствуют трём его эманациям.

Вишнуизм

Эти писания ведут к «освобождению». Раджас, «гуна деяний», проходит через произведения, посвященные Брахме («Брахма-пурана», «Брахманда-пурана», «Брахмавайварта-пурана», «Маркандея-пурана», «Бхавишья-пурана», «Вамана-пурана»). Эти писания могут обеспечить только небо. Тамас, «гуна недеяния», охватывает шиваитские творения («Агни-пурана», «Матсья-пурана», «Курма-пурана», «Линга-пурана», «Вайю-пурана», «Сканда-пурана»).

Тримурти изображается как три бога, стоящие рядом (памятники Эллоры) или как три бога со сросшимися телами (шиваистские храмы Южной Индии). С идеей христианской Троицы индийская тримурти очевидно ни по существу, ни по происхождению не имеет ничего общего.

За изображения Тримурти европейскими учёными раньше ошибочно принималось трёхликое божество Шива-Махешвара (чьи скульптуры имеются, например, на острове Элефанта, недалеко от Бомбея). Образ Шивы в данных изображениях отражал свои собственные формы. Неверное представление о трёхликом Тримурти, в частности, вошло в некоторые авторитетные русские издания, такие как «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» и «Большую советскую энциклопедию».

В иконографии позднего шиваизма модель о главенстве бога Шивы получила своё графическое отображение: в шиваитских изображениях над тремя скульптурными ликами богов тримурти возносится четвёртая голова «вечного Шивы». К числу наиболее известных скульптур такого рода относится изображение VIII века из шиваитского храма Кайласантхи из южноиндийского культового комплекса Эллора.

Символом тримурти является мистическое санскритское слово Ом, в котором (в силу происхождения санскритского «о» из сочетания «а» «у»): «а» изображает Брахму, «у» — Вишну, «м» — Шиву.

Вишну – бог-защитник и множество его образов

Воплощений Вишну великое множество, а порой он может одновременно принимать облик нескольких аватаров. Бог превращается как в людей, так и животных. Например, один из его обликом – рыба Матсья, которой Вишну стал во время потопа. 

Также бог принимал внешний вид черепахи Курмы, что своим панцирем создала гору Манадру. Нередко Вишну приходится принимать обличье аватара для борьбы с демонами и их соратниками. После того, как тёмный злой Нарасинха стал властвовать в небесном и земном мирах, сея смерть и жестокость, Вишну превратился в получеловека-полульва, что уничтожил демона.

Сегодня в Индии существует много самых разных храмов Вишну – от огромных и величественных городских сооружений до скромных домиков в сельской местности. Во многих жилищах имеются изображения верховного бога и его воплощений. Вишну считается защитником и помощником человечества, он несёт добро и благополучие людям, что поклоняются ему. 

Одна из самых знаменитых индийских мантр – “Харе Кришна”, которую знают даже те, кто далёк от мировоззрения вишнуизма. Индийцы считают, что эта молитвенная песня очищает карму, привлекает счастье и удачу в жизнь человека, отпугивает бедствия и зло.

Вишну и его помощник, бог птиц Гаруда

В чём же секрет такого почитания Вишну? Индийцы называют его могущественным богом, который дарит благополучие, исполняет желания, помогает человеку бороться с трудностями. На мой взгляд, это – только часть трактовки образа божества. Не стоит забывать, что Вишну во все времена стремился находиться среди людей. Он – бог, что хочет не подавлять, а становиться равным человеку. Вероятно, именно в этом его секрет.

Вишну в культуре

Статуя бога Вишну Приверженцы индуизма и вишнуизма создают храмы и украшают их статуями, изображающими кумиров. Ашрамы легко найти даже в небольших поселениях. Это обычные дома, украшенные фото и картинами с изображениями гуру и Вишну. Здесь проводят занятия духовными практиками и устраивают жертвоприношения, изучают философию и ищут себя. Такие места находятся под охраной Кришны, поэтому их название переводится как «защита». В них можно искать свою сущность и гармонию с внутренним «я». Обычно ашрамы украшают статуи, посвященные женам Вишну: Радхе и Лакшми.

Даже те, кто не причастен к вишнуизму, знают самую знаменитую мантру «Харе Кришна», воспевающую божество. Написанная на санскрите, она состоит всего из 16 слов, и все они представляют собой имена бога. Созданная в 16 веке, эта мантра прославляет Вишну в облике героев и считается популярной благодаря распространению кришнаитами. Они верят, что регулярные песнопения очищают, делают карму светлой.

Бог Ганеша

Бхагавад-Гита – священное писание, читаемое приверженцами вишнуизма. В нем описаны черты индийской философии. Интересующиеся ею люди узнают популярные многовековые традиции, присущие религиозным верованиям Востока. Вишну часто путают с Ганешей, сыном Шивы. Бог в образе слона тоже располагает несколькими руками и изображается с телом человека с синей кожей.

Кто такой Хануман

Хануман – индуистский бог, имеющий облик обезьяны. Это животное почитается верующими наряду с коровой. Культ божества распространился далеко за пределами Индии. Храмы Ханумана относятся к самым посещаемым. Чтобы угодить богу, люди кормят диких обезьян, обитающих вблизи святынь. Днями поклонения Хануману являются вторник и суббота, когда верующие делают подношения. Апрель (Чайтра) считается месяцем, когда божество появилось на свет. В это время проводятся шумные праздники.

Обезьяна ассоциируется с хаотичностью, невозможностью сосредоточиться и человеческой глупостью. Однако Хануман олицетворяет победу над всеми этими качествами. Бог осознанно стремился к обретению знаний и мудрости.

Значение имени

Версии значения имени:

  1. Слово «хану» может переводиться как «челюсть», а «мант» – «видимый». Имя указывает на особое строение лица божества.
  2. Сочетание «хан маана» означает «свергнутая гордость». Бог победил этот порок внутри себя.
  3. «Хан» имеет значение «сразить», «ман» – «думать». Владеющее большой силой божество разумно относится к применению своих способностей.

Изображение индийского бога обезьян

Хануман имеет человеческое тело и лицо обезьяны. Он часто изображается с хвостом и открытой грудью, внутри которой находятся священные лики. Бог может быть представлен в одиночестве или в момент взаимодействия с другими персонажами индуистского эпоса. Оружие в руках указывает на борьбу не только с врагами, но и с препятствиями, мешающими духовному росту.

Бог Хануман имеет лицо обезьяны и хвост.

Хануман может быть изображен с несколькими головами, каждая из которых что-то символизирует:

  • лошадиная – мудрость и знания;
  • орлиная – защита и устранение преград;
  • кабанья – изобилие и процветание;
  • львиная – смелость.

Духовная сущность

В случае выражения Духа через форму, начинает проявляться индивидуум. Любой Джиива действует в материальном мире не только человеческими руками, но и теми 4 руками, входящими в «тонкий» набор. Эти 4 фактора, работающие изнутри физической оболочки, называются ничем иным, как «тонким телом». В соответствии с Ведантой, они известны в качестве «внутренней амуниции», представляющей Разум, Интеллект, Сознание и Эго. Данные аспекты выражаются в наружной форме Вишну, у которого, как известно, 4 руки.

Возможности

Обителью Высшей души считается духовный мир Вайкунтха, где находятся Вишну и его аватары. Его божественная игра – это сохранение и ликвидация миров. Основными функциями Вишну являются – разрушение любого проявления зла и стабилизация дхармы. Для наказания плохих людей и защиты хороших Милостивый время от времени спускается на землю и принимает облик своих инкарнаций. Значимость бога определяется его космологическими предназначениями, главное из которых – заграждение-измерение мира 3 шагами, за счет чего Вселенная наполняется жизнью, структурируется и получает грани. Своими шагами Саморожденный разделяет мироздание на землю, промежуточную зону и небо, обеспечивая тем самым богов жизненным пространством.

Известные воплощения

Для спасения людей от разнообразных угроз (посещение демонических сущностей или злонамеренные действия человека) и сохранения общественного и нравственного порядка Вишну часто принимает человеческий облик.

Принято считать, что аватаров было 10, но в действительности они неисчерпаемы. Воплощение имеет место быть в любое время и где бы то ни было. Как только нарушается мировое равновесие, на сцене появляется один из представителей Тримурти.

Согласно убеждению культа Вишну-Нараяны-Кришны, у Верховного Бога имеются такие формы проявления: Пара, Вьюга, Вибхава и Арка. В то же время известно о малых воплощениях Вишну.

Итак, общепринятыми инкарнациями божества считаются:
Матсья (показался на земле в форме рыбы);
Курма (черепаха);
Вараха (вепрь);
Нрисимха (получеловек-полулев);
Вамана (брахман-карлик);
Парашурама (воин);
Рама (царь Рамачандра);
Кришна (верховная и изначальная форма Бога);
Будда (великий Будда);
Калки (господь Вселенной).
В индуистской мифологии содержится большое количество рассказов о воплощениях Вишну. Самые известные его малые проявления таковы:
Даттатрейя (изображается с 4 руками и 3 головами);
Дханвантари (царь Каши);
Хаягрива (божество с головой лошади);
Капила (бородатый мудрец с 4 руками);
Мохини (волшебница);
Вьяса (космическое существо);
Яджна (отождествлен с жертвоприношением).

Бог Рама (Раама)

Бога Рама, которого еще называют Рамачандра, является легендарным царем Айодхьи. Он правил в древней Индии, и сегодня почитается в качестве седьмого воплощения бога Вишну, то есть его аватара. Считается, что он сошел в мир около 20 000 лет назад.

Седьмой аватар Рама – это хранитель бракосочетания, который призван хранить верность и достоинство в вечной связи мужа и жены. Индуисты уверены в реальном существовании Рама в воплощении царя.

Он правил на территории нынешней Индии. Последователи вайшнавизма, который преобладает среди индуистов, почитают культ Рама наряду с главным Богом.

“Рамаяна” содержит подробное описание подвигов Рама. Этот древнеиндийский эпос является ценностью культуры и популярен среди последователей Вишну.

Рама – это наследник императора Дашаратхи, который правил в столице Айодхьи. Раму традиционно именуют на санскрите “Марьяда Пурушотта”, что значит “совершеннейший и высочайший из мужчин”. Он взял в супруги Ситу, которую почитают в качестве аватара Лакшми. Она является олицетворением чистоты и идеала верной жены.

Пройдя тяжелые испытания, которые возникали на пути, Рама остался верен устоям дхармы. Он добровольно отказался от притязаний на трон, чтобы доказать законность правления отца. Он сохранял честь царя и вынужден был уйти в изгнание, которое продлилось 14 лет. Сита поддержала решение мужа и отправилась с ним, так как была не способна жить вдалеке от супруга. Вскоре Ситу похищает демон Равана, правивший на острове Ланка.

Рама проверяется на силу духа. Поддается испытанию его добродетель во время поисков жены, которые продлились долгие годы. Когда он узнал, где Равана заточил его супругу, начинается огромная битва с многочисленной армией демона-правителя. В битве участвовали волшебные существа, наделенные уникальными способностями, применялось оружие со сверхъестественной силой.

Однако любовь и верность оказались сильнее и помогли выстоять в неравной борьбе против демона. Равана был повержен, а Сита освобождена из плена. После труднейшего жизненного испытания, которое Рама прошел с честью и достоинством, оставшись верным принципам дхармы, он взошел на престол в столице Айодхья. Он стал древнеиндийским правителем, который вскоре именовался императором мира, и правил на протяжении 11 тысяч лет. Это время эпохи процветания, мира и названо “Рама-раджья”.

Как Рама встретил Ситу

Первое приключение Рамы произошло, когда мудрец Вишвамитра попросил его о помощи в борьбе с демоном или ракшасой. Рама и Лакшмана, оставив свой дом детства в столице Айодхии северного королевства Кошала, последовали за Вишвамитрой к нему домой и там убили Тараку, ужасную женщину-демона. В благодарность Рама получил божественное оружие, и отправился в новые приключения, которые закончились в Митхиле. Там Джанака, царь Видехи, принял нашего героя, там Рама и встретил прекрасную дочь царя Ситу (также называемую Джанаки или Майтхили). Король пообещал выдать замуж принцессу за того, кому удастся согнуть огромный лук, который когда-то был оружием великого бога Шивы. Рама со своей божественной силой сделал больше, он не просто согнул лук, но сломал его пополам и, таким образом, Сита стала его первой и самой почитаемой женой.

Как выглядит бог Вишну и что он символизирует

Вишну часто изображается с синей кожей и четырьмя руками. В его руках находятся четыре предмета, которые символизируют следующее:

  • Раковина (санкха): распространяет звук «Ом» – первозданный звук творения.
  • Чакра, или диск: символизирует цикл времени.
  • Цветок лотоса: пример прекрасного существования и освобождения.
  • Булава: представляет умственную и физическую силу, а также указывает на наказание за недисциплинированность.

Вишну часто изображают как лежащего на Шешанаге – спиральная многоголовая змея, плавающая в космических водах, которые представляют Вселенную. Поза Вишну символизирует спокойствие и терпение перед лицом страха и беспокойства, представленного ядовитой змеей. Суть в том, что человек не должен позволять страху одолевать его и нарушать внутренний покой.

Супругой Вишну является Лакшми – богиня богатства и красоты.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий