Описание Гуру йоги и ее главные принципы

Как йогу полюбил Голливуд и весь мир

Как ни странно, первую весточку западному миру принесла женщина. (А мы помним, большую часть своей истории йога была доступна лишь мужчинам — прим. авт.) Дочь шведского банкира и русской аристократки Евгения Петерсон покоряла индийскую киноиндустрию под псевдонимом Индра Деви. Когда у неё обнаружили серьёзное заболевание сердца, она отправилась поправлять здоровье в ашрам Гуна. Обучившись у Кришнамачарьи и вдохновившись эффектом, в 1947 году Петерсон отправилась в Голливуд. Так она стала первым «звёздным инструктором».

Однако Индра Деви не спускалась со «звёздного Олимпа», обучая Грету Гарбо и Глорию Свенсон. Так что среди широкой общественности йогу распространил уже другой ученик Кришнамачарьи.

Б. К. С. Айенгар совместил знания, полученные от своего учителя, собственный опыт и достижения медицины, анатомии и физиологии и сформировал собственный стиль йоги. С помощью горячего поклонника йоги американского скрипача Иегуди Менухина Айенгар смог поехать в Европу, где его занятия стали очень популярны, а книга «Прояснение йоги», выпущенная в 1965 году, разошлась по всему миру миллионным тиражом.

Ещё одним звеном этой современной парампары стал Паттабхи Джойс. Созданную им жёсткую, энергозатратную аштанга-виньяса-йогу ждал не меньший успех, чем мягкую терапевтичную йогу Айенгара. После того как первый европейский ученик Джойса написал самоучитель по йоге, упомянув в нём своего преподавателя, в Майсор потянулись сотни европейцев и американцев. В 1975 году Паттабхи Джойс совершил первую поездку по Америке, с которой началась популяризация аштанги по всему миру.

Итак, Запад с восторгом принял индийскую диковину. А вот в Советском Союзе йога воспринималась неоднозначно.

Суть и цели направления

Основал течение и заложил фундамент практических основ Лазири Махасайя. Считается, что он получил знания о правильном открытии чакр от гималайского святого — Бабаджи Махарадж. Как говорят легенды, он познал бессмертие и применял многие техники йоги.

Некоторые из его техник описаны в «Йога-Сутрах» и «Бхагават-гите». Крийя йога — это техника духовного познания, включающая в себя медитации, диету, правильные отношения с окружающим миром, сбалансированное ведение жизни.

Гуру посвящает в технику учеников только в момент посвящения, через торжество инициации. Нет четкого описания упражнений ни в одном древнем источнике, поэтому многие моменты крии покрыты тайной и мистической аурой. Техника приводит в гармонию ум и душу, волю и самодисциплину.

Для крийи требуется тщательная подготовка, поэтому новичкам может быть сложно начинать заниматься этой практикой. Они могут обратиться в один из множества обучающих центров, открытых по всему миру.

Крийя — это «действие», или «работа» в переводе с санскрита. «Йога» означает «интеграция», «объединение».

Крия разрушает условности и освобождает от прошлой кармы, очищает от негатива. Это направление считается одной из разновидностей царской йоги.

Тело во время выполнения упражнений освобождается от зажимов, чакры раскрываются и начинают работать в гармонии.

Ученик должен беспрекословно следовать словам своего гуру, чтобы постичь божественную силу, избавиться от тяжелого бремени дхармы, искупить проступки и высвободить внутреннюю энергию (кундалини), с помощью которой достигается самадхи.

Самадхи в переводе с санскрита означает «внутренняя собранность», состояние достигается во время медитаций, сознание успокаивается, снимаются противоречия между внутренним и внешним мирами.

Вторая ступень: Нияма.

Обет по отношению к себе. Согласно Патанджали, их также пять: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишвара пранидхана.

Шауча— чистота. «От очищения приходит безразличие к телу и непривязанность к другим» (Сутра 40). Такие плоды достигаются соблюдением чистоты на трёх уровнях: тела, речи и ума. Соблюдение принципа способствует оздоровлению организма, окружения и ума, что приводит к минимизации отвлечений во время практики.

Если тело наполнено токсинами, изо рта изливаются водопады бранных, грязных слов, а ум больше похож на свалку мусора – о каком просветлении можно говорить?

Хочешь очистить ум – очисти тело. Внутренние загрязнения сильно влияют на разум.

Сантоша— удовлетворённость. Неудовлетворённому человеку не удастся достичь успехов в медитации, т.к. ум будет постоянно требовать желаемое и уводить йога от практики. Истинное удовлетворение в отсутствии желаний и страстей.

Что хочется голодному человеку, положить в рот пищи или перестать испытывать голод? Что хочется человеку, который мечтает о поездке, сама поездка или чувство удовлетворения и внутреннее спокойствие? А если поездка была не удачной? Что хочется человеку, куски желтого металла(золото) и возможность всеми управлять или может чувство удовлетворения от этого важнее? Что если у вас есть золото и власть, а удовлетворения нет?…

Мы постоянно ищем спокойствие и удовлетворенность ума, души. Ищем везде, кроме того места где они находятся.. Нужно всего лишь развернуть фокус внимания от наружи кнутри.

Сантоши – это состояние ума. Качественно повлиять на это состояние позволит лишь непосредственно работа с умом.

Тапас — аскетизм. «Практикой аскетизма разрушаются загрязнения, и приходит совершенство тела и органов чувств» (сутра 43). Посредством аскез происходит развитие, преодолевая, ошибаясь, разочаровываясь, человек начинает открывать в себе новые резервы на всех уровнях, становится выносливым и устойчивым в практике.

Аскетизм – путь развития. Только преодоление преград и выход из зоны комфорта способствуют духовной эволюции.

Ум подвижен, если не прилагать усилий для движения вперед, он постепенно будет стремиться назад.

Свадхьяя — самопознание, самоосознание, самообразование. Мы воплощаемся в этом мире для развития, для накопления опыта.

“Единственный смысл жизни человека – это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели…”

Невероятно логично сказано! Все что можно взять с собой после смерти – накопленный опыт, развитие души. Остальное придется оставить. Какой смысл тратить время на то, что в итоге придется выбросить?

Ишвара пранидхана— подчинение Богу, смирение. Что бы ни происходило, всё происходит так как и должно. Смирение говорит о том, что человек понимает, что Высшие силы создают для него идеальные условия для развития. Что бы ни происходило: счастья, неудачи — всё устроено для накопления опыта.

Доверься Богу, Вселенной и они поведут тебя самым лучшим путем.

Сопротивляйся, не верь, брыкайся, кричи и это вскоре надоест, устанешь от того что все идет не так и не этак. Реальность не оправдает ожидания, потому что есть фантазии, а есть действительность, которая происходит, не спрашивая никого. Прими происходящее как благо и будешь доволен всегда.

Что это такое?

Правила первых двух ступеней включают фундаментальные знания для правильного развития, этико-нравственные основы. Духовный путь невозможен без предварительного изучения основополагающих понятий и определений, без них не добиться адекватного развития.

Яма – бог царства мертвых. Он является культовым божеством в тибетской, индуистской и буддистской традиции. Во многих культурах слово «яма» имеет определенный смысл, как и в русском языке. Предназначение бога Яма заботиться о душах умерших. Он встречает их в царстве смерти и отводит каждую в предназначенное для нее место. На основе такого представления о божестве считается, что оно является олицетворением справедливости.

«Яма», как ключ предписаний, значит – контроль над действиями. Причем относительно внешнего и внутреннего мира человека. На основе этого формируется представление о том – чтобы не происходило с человеком, это проявится на разных уровнях. Включая внешнее и физическое состояние, энергетические и духовные (ментальные) составляющие.

Яма и Нияма включают предписания для подготовки человека, укрепления воли и контроля над внешними и внутренними проявлениями. Это своеобразные йога-заповеди. Ступени помогают начинающим идти в правильном направлении, избегать ошибок и проблем. Ведь начало занятий любыми практиками сопровождается проявлением отрицательных и положительных качеств, которые становятся более выраженными. Соблюдение принципов помогает в садхане и способствует гармоничной работе чакр – энергетических центров.

Книги Айенгара

Развивая свой стиль йоги, Айенгар написал несколько серьезных книг, которые пользуются большим уважением и стали классическими текстами йоги. Главным произведением считается книга «Прояснение йоги», впервые опубликованная в 1966 году. В книге приводятся сотни поз йоги с описанием и иллюстрациями, а также много техник дыхания. Другие важные книги Айенгара это «Прояснение пранаямы» — труд, посвященный работе с дыханием, и «Йога-сутры Патанджали. Прояснение», интерпретированный перевод древних йога-сутр, из которых Айенгар извлек философскую основу для своего метода йоги. Его последняя книга «Свет жизни» посвящена ментальным и духовным аспектам йоги.

Йога как система саморазвития: послесловие

Из всего вышесказанного следует сделать следующие выводы.

Йога – это очень эффективная система духовного самосовершенствования. Но кроме продвижения по духовному пути, она позволяет менять к лучшему повседневную жизнь. Благодаря ей человек становится более здоровым и осознанным, более энергичным. Как следствие он становится более эффективным в делах, в помощи себе и окружающим. По мере практики уходят страдания и проявляется внутренняя удовлетворённость. Человек гармонично развивается, продвигаясь к духовным вершинам и раскрывая внутренний источник счастья, независящий от внешнего мира.

*** Изображение в начале статьи: кадр youtube, канал Ty Landrum (Into the Sun | Ashtanga Yoga Demo).

С чего начать

Упражнения бхакти-йоги основаны на вхождении человека в состояние глубокой медитации. Практикующий должен чувствовать физический и духовный контакт с Богом. Основная суть в сосредоточении человека на индивидуальных представлениях о том, что или кто является Богом с точки зрения духовного существа. В результате должно возникнуть понимание того, что человек является не тленным телом, которому суждено умереть, а нематериальную душу, вне пределов времени и пространства.

Бхакти не требует знаний упражнений йоги. Практики начинаются с прослушивания и повторения мантр, чтения священных текстов. Начинающим нужно посетить ашрам — центр в котором проводятся йогические практики, найти единомышленников и духовного наставника.

Цель йоги

Согласно йоге, обычный человек находится в неведении относительно своей природы. Это означает, что он отождествляет себя со своим физическим телом. Но на самом деле он не ограничен телом, а является бессмертным сознанием, которое не подвержено страданиям, болезням и смерти. Тело доставляет людям как удовольствия, так и страдания. Для одержимого страстями человека тело является тюрьмой.

Цель йоги – достижение высшего состояния осознания. Избавление от неведения и обретение знания о том, что его сознание – это и есть божественное, бесконечное, вселенское сознание. Благодаря различным практикам, йогин сначала разотождествляется с телом, а затем и с разумом. То есть приходит осознание разницы между ним самим и его телом и разумом. Согласно йоге, тело – это инструмент для самопознания. Тогда достигается состояние высшего блаженства и счастья.

Теперь можно немного упростить. Цель йоги – это достижение свободы от желаний и страстей, ограничений тела и ума, познание самого себя. Состояние, в котором нет страданий и неудовлетворённости. В этом состоянии нет ограничений тела, нет несовершенств этого мира. После достижения этого состояния йогин может продолжать жить в теле и радоваться бытию или может по своему желанию оставить тело и слиться с бесконечным космическим сознанием (при этом это слияние не будет означать исчезновение).

Отшельники, гуру, факиры

Йога как философия появилась не позднее IV века. Этим периодом большинство исследователей датирует создание текста «Йога-сутры» Патанджали. Этот трактат содержит базовые принципы философской школы йоги. Древний текст раскрывает методы работы с умом, способные привести к высшим состояниям сознания. Патанджали не касается физических упражнений. Он упоминает понятие «асана», скорее, в значении положения, подходящего для медитации.

Основы йоговской физкультуры заложил, вероятно, уроженец Восточной Бенгалии Горакшанатх. В XII веке он разработал систему хатха-йоги. Предположительно в XV веке его последователь Свами Сватмарама написал известный трактат «Хатха-йога-прадипика». Этот источник рассказывает об энергетическом «устройстве» человека, описывает 15 асан, несколько пранаям, шаткармы (очистительные практики). Кроме того, он даёт рекомендации по питанию, а также излагает аспекты ямы и ниямы (нормы поведения).  На исходе XVII века появилась «Гхеранда-самхита», описывающая уже 32 позы. Тем не менее, физкультура в то время оставалась лишь вспомогательным аспектом йоги.

Сам формат обучения тоже кардинально отличался от принятого сейчас. Обучение было исключительно индивидуальным, и доступ к нему имели, за редким исключением, только мужчины. Строго блюлась парампара – цепь преемственности от учителя к ученику. Самостоятельное освоение учения было невозможным.

В  XVIII веке репутацию йоге и её последователям изрядно испортили акробаты и факиры. Это чудо-люди демонстрировали лежание на гвоздях, живые захоронения и чудеса гибкости в индийских деревнях под видом йоговских чудес. Конечно, за вознаграждение, и даже, порой, весьма неплохое, если им удавалось удивить какого-нибудь раджу. Некоторые занимались вымогательством и употребляли наркотики. Такие «йоги» не вызывали доверия ни у самих индийцев, ни у британских колонизаторов. Последние даже отнесли йогов в переписи населения к разряду «разного и подозрительного сброда».

В XIX веке с развитием науки и интереса к «йоговским чудесам» был проведён ряд разоблачающих исследований. Это настроило общественность ещё более скептично. И Запад, может быть, никогда и не познакомился бы с индийской гимнастикой… Если бы – неожиданно – не борьба за независимость Индии.

Философия классического учения

В основе философии йоги лежит древнее восточное учение о самосовершенствовании человека в духовной сфере, которое уже более 2000 лет помогает людям постигать мудрость жизни и добиваться поставленных целей.

Йога относится к одной из 6 индийских ортодоксальных философских школ (даршан), согласно которой в мире существует 2 субстанции:

  • Пракрити (материальная);
  • Пуруша (духовная).

Пракрити олицетворяет все материальное, что окружает нас в этом мире. Ее можно осязать, видеть, слышать, фиксировать при помощи различных приборов и пр. Все материальное претерпевает постоянные изменения, оно не статично, не стабильно, переменчиво.

Пуруша же представляет собой духовное начало, дух, который живет вечно. Он никогда не меняется и существует вне пространства и времени. Он неосязаем, но при этом ему присуще сознание. Пуруша одновременно выступает в роли стороннего наблюдателя, который следит за всеми существами и событиями, происходящими в мире.

Материальным в человеке является:

  • тело;
  • эмоции;
  • мысли;
  • память и т. п.

Нематериальное — это его сознание, которое является вечным и неизменным.

Пуруша осознанно направляет Пракрити, т. к. у первого нет ног, а у второго — глаз, но, объединившись вместе, они могут достичь больших целей.

Буддхи — восприятие окружающего мира, которое порождает Пракрити. Благодаря этому возникает Карма, представляющая собой причинно-следственные связи.

Избавиться полностью от страданий невозможно, но можно прийти к осознанному отношению к тому, что происходит. Для этого необходимо выполнять телесные и духовные практики, размышлять, искать философский подход к решению проблем.

Расхождения с другими направлениями

Классическая йога делится на разные направления, между которыми имеются небольшие расхождения (йога шивананда, тантра, гуру-йога, хатха, аштанга-виньяса и пр.).

Несмотря на это, все направления имеют в себе общие принципы:

  1. Не применять насилие к живым существам.
  2. Не обманывать других людей и себя.
  3. Не воровать.
  4. Воздерживаться от излишеств во всех сферах жизни.
  5. Избегать чувственных соблазнов и т. п.

Тем не менее, смысл сообщений, которые несут эти учения, отличается. Некоторые практики пропагандируют вегетарианство, различные дыхательные техники и пр. Разновидность йоги — тантра — призвана пробудить и раскрыть сексуальную энергию, а гуру-йога имеет своей целью объединение разума ученика с разумом его духовного наставника.

Учение Йоги в Индии

Преследуемые цели и задачи

Йога преследует множество задач и целей, основными среди которых являются:

  1. Восстановление физического и душевного здоровья, а также их поддержание.
  2. Развитие тела, улучшение гибкости.
  3. Устранение вредных привычек.
  4. Лечение болезней.
  5. Усиление работоспособности.
  6. Повышение жизненного тонуса.
  7. Достижение расслабленного состояния.
  8. Восстановление сил и энергии.
  9. Приобретение долголетия.
  10. Восстановление гармонии с собой и окружающим миром.
  11. Устранение негативных эмоций и мыслей, развитие позитивного мышления.
  12. Спокойный ум и психологическое равновесие.
  13. Познание себя как способ самосовершенствования.

Практикуя йогу, не следует ориентироваться на результат. В таких занятиях важен сам процесс, желание осуществлять его.

Занятия йогой помогают лучше познать способности своего тела.

Восемь ступеней йоги

В классической йоге существует 8 ступеней:

Яма — первая ступень. От нее берет свое начало путь к просветлению. Основной ее принцип называется Ахимса, или духовная практика.
Нияма — вторая ступень, целью которой является понимание своей души, постижение ее стремлений.
Асана представляет собой обретение умения находиться в спокойном состоянии в сидячем положении. При этом в теле не должно возникать дискомфорта и напряжения. Для этого необходимо систематически выполнять специальную гимнастику (асаны).
Пранаяма («прана» — энергия жизни, «яма» — напряжение). Прана — это вездесущая энергия, которая окружает нас и поступает в организм с пищей, дыханием, через поры кожи и т. п. внутри ею управляют различные физиологические процессы.
Пратьяхара символизирует отвлечение, обращение своего внимания внутрь себя

Для этого необходимо отвлечься от внешних раздражителей, которые вызывают сильные эмоциональные реакции и уводят внимание от импульсов, исходящих из недр души.
Дхарана олицетворяет привязывание мыслей к какому-либо объекту. Для начинающих эта практика будет достаточно сложной, чтобы познать ее самостоятельно

Прежде всего, необходимо найти себе опытного наставника, который поможет расшифровать тексты древности и правильно понять их.
Дхьяна — седьмая ступень, означающая медитацию. Во время нее человек должен быть полностью сосредоточен на одном объекте. Если при осуществлении этого действия происходит блуждание ума, его перепрыгивание с одного объекта на другой, то это возвращение к предыдущей ступени — Дхаране. Различие между ними заключается в том, что при Дхаране практикующий осознает, что его внимание сосредоточено только на 1 объекте, а при Дхьяне он осознает только себя и объект, заполнивший его внимание.
Самадхи — последняя ступень. Переводится с санскрита как целостность, завершенность. Ее характеризуют как слияние духа и разума. Ощущения человека при занятии этой практикой не похожи ни на одни другие, испытываемые до этого. Эта ступень является высшей и ее достижение — главная цель занятий. Достигнув Самадхи, душа обретает вселенский покой и гармонию, при этом стираются границы между его телом, разумом и внешним миром. Исчезают все противоречия в его душе, наступает умиротворение.

Все ступени необходимо проходить последовательно, одну за другой. Нельзя переходить к следующей ступени, не освоив предыдущую. Каждая из них имеет своей целью подготовку к дальнейшему развитию и совершенствованию, а также духовному росту личности.

Йога: краткая историческая справка

В некоторых источниках встречаются определённые даты появления этой системы саморазвития. Но в целом история возникновения йоги покрыта тайной давности лет, и невозможно узнать её точный возраст. Отдельные научные исследования говорят о существовании йоги ещё более пяти тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют находки при раскопках на территории Пакистана, Индии и других мест. Были найдены статуэтки, изображающие людей в различных позах йоги. Археологи находили статуи божеств, часто упоминаемых в йоге. Например, статуи Шивы.

Согласно отдельным – не всегда признаваемым официальной наукой – исследованиям, йога возникла ещё раньше. Она тщательно разрабатывалась долгие годы, не только в Индии, но и в других регионах. Считается, что источники йоги – это откровения древних Ришей, которые в состоянии медитации обретали это знание. Затем они передавали это знание другим людям с целью помочь им обрести гармонию и смысл жизни. В те времена знания передавались устно, от учителя к ученику. Существовала определённая традиция. На бумагу ничего не записывалось.

Позднее, для более широкого распространения йоги, знания стали записывать на бумагу. Тогда возникли Веды, древние индийские писания, содержащие знания обо всех сферах человеческой жизни того далёкого времени. В них содержалась мудрость жизни и смысла бытия. Они включали в себя описание устройства всей вселенной. Давали понимание цели и смысла человеческой жизни.

Позже из вед были выделены определённые разделы. Они изучались и осваивались на практике. Таким образом, постепенно знания Вед были систематизированы в лаконичном виде и адаптированы под определённое место и время. Так возникла система самосовершенствования, отвечающая физическим и духовным запросам людей того времени.

Поэтому, возможно, йога существовала ещё и до ведической культуры, но знания о ней не записывалась и не систематизировалась, поэтому не осталось никаких свидетельств.

Асаны

Начинающим в первую очередь лучше приступить к освоению простых базовых асан.

К таким позам можно отнести:

  • Врикшасану для проработки мышц ног, равновесия и устойчивости;
  • Вирабхадрасану 1 для борьбы с накопленным жиром в области бедер, ягодиц, а также для придания гибкости позвоночнику, плечевому и шейному отделам;
  • Вирабхадрасану2, которая помогает избавиться от судорог и способствует повышению работоспособности всех брюшных органов;
  • Уттхита Триконасану для раскрытия грудной клетки, проработки мышц ног и уменьшения болевых ощущений в области спины и шеи;
  • Уттхита Паршваконасану для укрепления мышц ног, избавления от суставной боли, раскрытия грудной клетки, эффективной борьбы с жировыми накоплениями в области талии и для улучшения работы ЖКТ;
  • Тадасану для равномерного распределения веса тела на обе ступни в качестве профилактики сколиоза;
  • Паршваттанасану для лечения искривлений позвоночника (сутулости), развития его гибкости и коррекции работы всех органов внутри тела;
  • Саламба Сарвангасану для лечения заболеваний щитовидной железы, бронхита, астмы, а также для устранения головных болей и успокоения нервной системы; помогает избавиться от запоров и способствует лечению женских заболеваний;
  • Шавасану для расслабления и восстановления сил.

Справка! В данном направлении йоги используются принципы оздоровительной духовной практики, которая доступна для освоения любым человеком. Даже если есть незначительные проблемы со здоровьем или при слабой физической подготовке, рекомендуется начать изучение йоги с Айенгары.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий