Когда появилась йога, факты из истории

Суть и цель йоги

Освобождение из круга перерождений (Сансары) через осознание своего единства с абсолютом (Брахманом) – такую цель ставили перед собой йоги древности. Для подготовки тела и ума к переживанию высших состояний в йоговском учении со временем появилась «физкультурная» составляющая, включающая особые позы (асаны) и дыхательные практики (пранаямы). В наши дни под практикой йоги в большинстве случаев подразумевают именно выполнение таких упражнений.

Современная система йоги помогает выстроить здоровое, гармоничное тело, формируя мышечный каркас, положительно воздействуя на внутренние органы и эндокринную систему. Влияет йога и на состояние ума, помогая человеку стать более спокойным, уравновешенным и устойчивым к стрессам.

Но давайте посмотрим, с чего всё начиналось. Как йога проделала путь от философской доктрины до системы особой физической культуры?

Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль

Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики

Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

История йоги кратко

История йоги берет свое начало в Индии. Об этом свидетельствуют древние рукописные источники, которые хорошо сохранились до наших дней. Одна из таких рукописей называется «Ригведа» и датируется 2500 годом до нашей эры. В ней говорится о том, что йога представляет собой свод законов, затрагивающих социальные и нравственные аспекты общественной жизни. В «Ригведе» также приводятся гимны, которые воспевают красоту природы.

Многие ученые полагают, что йога возникла во времена Хараппской цивилизации, существовавшей с третьего по второе тысячелетие до нашей эры. В качестве доказательств этого исследователи приводят древние изображения людей в позах йоги: рисунки были обнаружены на изделиях, найденных при археологических раскопках.

Шло время, и первые йогины складывали различные упражнения в комплексы, пробуя их на практике. Неэффективные упражнения постепенно отсеивались. Результатом такого отбора и стало учение о совершенствовании человеческого организма, то есть йога.

Йога передается от учителя к ученику. Такой способ передачи знаний позволил сохранить учение неизменным на протяжении многих столетий. Учитель всю свою жизнь посвящает усовершенствованию методов йоги и согласно своему опыту обучает последователей, при этом наблюдая за тем, как они развиваются. Передача умений из поколения в поколение — процесс очень долгий и трудоемкий.

Йога в Индии делится на две группы – йоги-философы и йоги-практики

Различие в том, что последние уделяют внимание одному направлению в учении. Они, в свою очередь, подразделяются на профессионалов и любителей

Любители в основном используют йогу для обретения крепкого здоровья. Для подобных людей в Индии существуют специальные институты йоги. Профессионалы занимают руководящие должности в таких институтах. Они обучают йоге, проводят семинары и занятия. Большинство преподавателей являются к тому же врачами. Они имеют все средства современной диагностики, обладают искусством массажа.

Сегодня йога получила большое распространение во многих странах мира. Практически повсеместно открываются институты, лаборатории, клубы и секции, посвященные ей. Особо увлеченные люди, используя самую современную технику, пытаются дать научное объяснение достижениям индийских йогов.

С 1965 года йога является обязательной дисциплиной в армии и полиции Индии. Ее используют для подготовки летчиков и подводников. Некоторые спортсмены и космонавты также практикуют занятия йогой.

Источник

Йога — антистресс

Стресс – перманентное состояние современного человека. Природный механизм, направленный на мобилизацию сил в экстремальных условиях, предназначен для кратковременного действия. Но организм не может долго жить на пределе возможностей. В итоге постоянные стрессы, помимо переутомления, хронической усталости, бессонницы вызывают нарушения в физиологических и нервных процессах. Это запускает патологические изменения в органах и тканях.

Йога помогает предотвратить психосоматические заболевания благодаря снятию стрессовой нагрузки. Сочетание гимнастики и медитации успокаивает и улучшает общее самочувствие, как физическое, так и нервное

Но главное — контроль дыхания, сосредоточение на своем внутреннем «я», стремление к гармонии учит не акцентировать внимание на неприятностях и проблемах и воспринимать их как сиюминутные и преходящие явления

Во время занятия вы концентрируетесь на выполнении асан, правильном дыхании, постепенно уходя в себя и отключаясь от внешнего мира. Овладев техникой шавасаны, можно достичь полной мышечной и умственной релаксации, «перезагрузить» мозг. Биохимические процессы, которые в это время происходят в организме, помогают нейтрализовать негативные последствия:

  • снижается выработка гормонов стресса;
  • успокаивается нервная система;
  • восстанавливается нормальный пульс;
  • нормализуется давление;
  • укрепляется иммунитет.

Приверженцы йоги в принципе меньше подвержены стрессу, умеют ему противостоять и легче адаптируются к стремительно меняющимся условиям.

Появление асан: трудности исследования

Проблема в том, что многие важные для истории йоги тексты еще не переведены, и их разработка и перевод продолжается в течение многих лет. Это происходит потому, что в Индии в древние времена тексты часто писались на высушенных банановых листьях, – материале, который не только легко разрушается во влажном и теплом климате, но и является излюбленным кормом для некоторых насекомых. Чтобы сохранить эти работы для потомков, их нужно было регулярно переписывать. Поскольку оплата хороших писцов была дорогостоящей, переписывались только те тексты, которые в той или иной исторической эпохе казались важными. Таким образом, мы, скорее всего, потеряли много интересных текстов, которые могли бы быть полезны сегодня, чтобы ответить на вопросы относительно теории и практики йоги.

Кроме того, работающие над текстами писцы могли не совсем точно копировать доверенный им материал оригинала. Некоторые из них просто ошибались, другие сознательно (вероятно, добросовестно) могли что-то добавить от себя. Было и так, что не все переписчики глубоко знали санскрит (особенно в тех версиях, где были описаны теоретические обучающие материалы йоги и медитации), поэтому они переписывали доверенные им тексты, отображая буквальное значение, не понимая самого смысла. Если учесть, что один текст мог быть переписан на протяжении истории несколько раз, понимание оригинальных концепций автора на основании одного сохранившегося экземпляра произведения может быть поэтому достаточно сложной задачей.

Все эти факторы приводят к тому, что перевод старых текстов о йоге занимает годы. Нужно найти необходимое количество сохранившихся копий одного и того же произведения, сравнить их между собой, устранить ошибки, пропустить через филологический и исторический фильтр и т. д. Только когда мы получим, таким образом, единый и согласованный текст на санскрите, мы можем взяться за его перевод, что само по себе требует не только глубокого знания языка, но и хорошей ориентации в литературе, появившейся в тот же период. По этим причинам наши знания об истории, философии и практике йоги в древности и в средние века останется неполным.

Еще одним источником наших знаний о практикуемых в древние времена асанах может быть сохранившаяся до наших дней материальная культура – фрагменты керамики, скульптуры и барельефы. В этом случае в какой-то степени исчезает вопрос недостаточности источников. Появляются, однако, и другие проблемы

Каменные или керамические артефакты являются лишь немым свидетелем истории, и, интерпретируя их, необходимо соблюдать осторожность. Очень часто у исследователей может быть соблазн описать артефакты с точки зрения современной культуры, присущего нашей эпохи взгляда на мир

Мы не знаем, например, как долго запечатленный в артефакте йогин оставался в изображенной асане, сколько других асан практиковал, насколько данная асана была популярна в его эпоху. Мы также не знаем, действительно ли персонаж, изображенный в камне, является йогом в нашем понимании или, может быть, он был скорее медитирующим аскетом, буддистом, тантриком, практикующим джайнизм или просто кем-то, кто, например, сидит со скрещенными ногами.

При этом стоит добавить, что в колониальный период йога (за редким исключением) считалась англичанами курьезным делом. Многое в индийской культуре воспринималось колонизаторами как нечтно примитивное, странное, враждебное, не соответствующее британской культуре. Тем более, что некоторые йоги были довольно воинственны и принимали активное участие в борьбе с британцами, как это имело место в конце XVIII века в восстании санньясинов (монахов) против Британской Ост-Индской Компании. В целом много произведений и памятников истории, материальной культуры могли исчезнуть в результате войн и неуважительного отношения англичан к культуре Индии.

К счастью, в связи с растущим интересом к йоге всё больше людей заинтересованы в таких исследованиях. Благодаря этому в последние годы появилось много новых публикаций. Многие индологи и специалисты по санскриту выпускают новые улучшенные переводы исходных текстов про йогу. Поэтому есть шанс, что в ближайшие годы мы узнаем больше о древних практиках.

Классический период (около 200 — 500 л. н.э).

Классическая йога — одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр — афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

История йоги:

История йоги уходит своими корнями в древние времена. По мнению некоторых историков нечто подобное практиковали ещё в доведический период VI-III век до н.э. Традиционно считается, что йога возникла в древней Индии, но есть и альтернативная точка зрения, согласно которой йогу в Индию вмести с другими знаниями принесли арии с севера.

П ​ ервые находки, свидетельствующие о существование йоги, были найдены при раскопках городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд, и датируются 3300-1700 годами до н. э. Там были найдены печати (таблички) и фигурки изображающие людей в йогических позах.

Что касается письменности, то слово «йога» впервые встречается в самых древних священных писаниях в мире – ведах, в первой её части – «ригведа». Дату её составления соотносят примерно с 1700—1100 гг. до н. э. Веды в основном содержат гимны, прославляющие разные аспекты бога. В них вы не встретите строки о здоровом питании и физических упражнениях хатха-йоги. Вместо этого в них упоминается о нравственных и экологических сторонах жизни человеческого общества. В таких писаниях как Брахманы и Упанишады (комментарии к ведам), йога стала приобретать более целостную структуру. В Брахманах упоминаются медитативные техники, связанные с повторением мантр, и раскрывается смысл звука АУМ. В «Тайттирия-упанишаде» и в «Катха-упанишаде» термин йога обретает более техническое значение. В целом в разных Упанишадах повествуется о пране, кундалине, энергетических центрах и каналах в теле человека. В них так же изложены некоторые положения раджа-йоги, которые позднее систематизировал Патанджали.

Первый комплексный труд, полностью посвящённый йоге — это «Йога-сутры», написанные мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. Это систематизированное руководство по классической йоге, которое является самым почитаемым и по сей день. В нём Патанджали не придумал ничего нового, но переработал знания накопленные за несколько тысяч лет до него, создав целостное и лаконичное учение под названием «Раджа-йога». Так как практика делится на 8 частей, её ещё называют 8 ступенчатая йога (Аштанга-йога). Согласно этому учению практик должен вначале научиться соблюдать морально-этические принципы йогов (первые 2 ступени – яма и нияма), далее проработать своё физическое тело (3-я ступень — асана), затем практиковать дыхательные упражнения (4-я ступень — пранояма). В следующих четырёх ступенях (пратьяхара, дхарана, дьхьяна и самадхи) идёт тонкая работа с умом и сознанием, целью которой является достижение сверхсознания. Другой важный труд по йоге — «Бхагавад-гита». Это логически законченная часть более объемного труда, памятника древнеиндийской религиозно-философской мысли — «Махабхараты». Оценка времени его написания очень размыта. По одним данным труд был создан где-то в IX веке до н.э., после чего появился в виде текста в III-IV веке до н.э. По другим данным «Бхагавад-гита» была написана уже после «Йога-сутр Патанджали» (II век до н.э.). Данное произведение является одним из самых почитаемых священных текстов и приравнивается к таким писаниям как Библия и Коран. Бхагавад-Гита повествует о диалоге между Кишной (воплощением бога) и воином Арджуной перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра. В процессе диалога Кришна даёт краткое описание различных видов йоги, из которых выделяют три основных: Бхакти-йога, Карма-йога и Джнана-йога. Следующим важным витком в развитии йоги стал труд «Хатха-йога Прадипика» (Прояснение Хатха-йоги), написанный ориентировочно в XV веке н.э. — Свами Сватмарамой. Здесь очень подробно описываются такие техники как асаны, праноямы, шаткармы, мудры и бандхи, акцент идёт на работе с физическим телом, а не с умом. В первых строках данного трактата подчеркивается, что хатха-йога является подготовительной ступенью для раджа-йоги, которая была изложена в «Йога-сутрах». Ещё спустя два века вышли «Гхеранда самхита», а затем «Шива самхита». Все вместе эти три произведения являются основными трактатами классической хатха-йоги. Европа начала знакомство с йогой только в XIX веке. Впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр. Сразу после этого интерес к йоге начал стабильно расти, в середине XX века достиг бума и не спадает до сих пор. В современном западном мире под йогой многие представляют только её малую часть – хатха-йогу (йогу физического тела). Таким образом, йога воспринимается исключительно как один из видов физической активности по аналогии с фитнесом и гимнастикой. Между тем изначально система йоги была разработана для более высоких целей, таких как управление умом и расширение сознания. Более подробно об этом можно ознакомиться в пункте цели йоги.

Источник

Несколько интересных фактов

Большинство неискушенных людей полагают, что йог — это обязательно вегетарианец, который часто ходит по раскаленным углям, битому стеклу, может спать на гвоздях и часами напролет поет мантры, обернувшись в одеяние оранжевого цвета. Учитывая, что сейчас XXI век – такие средневековые стереотипы выглядят смешно, но они действительно широко распространены среди масс.

О происхождении йоги до сих пор ведется много дискуссий. Некоторых заинтересованных исследователей не устраивает факт «индийского» места зарождения этого учения. Выдвигаются теории о том, что на самом деле йога впервые себя проявила на южной территории Украины (искусство характерников), среди индейцев майя (позже просто спутались национальности: индийцы – индейцы), у японских воинов-ниндзя и т. д.

Учителя йоги утверждают, что добиться разительных изменений можно всего за полгода, при условии 100 % следования их инструкциям. Одно но: это доступно только единицам, так как современный человек не готов отказываться от привычного образа жизни. Отсюда у многих складывается мнение, что йога им «не помогла».

Порой шокирующая гибкость на самом деле не цель, а побочный эффект от избавления внутренних психологических зажимов, которые сковывают тело человека в панцирь. Отсюда следует: хочешь быть гибким – перестань переживать по любому поводу.

Источник

Цель йоги

Согласно йоге, обычный человек находится в неведении относительно своей природы. Это означает, что он отождествляет себя со своим физическим телом. Но на самом деле он не ограничен телом, а является бессмертным сознанием, которое не подвержено страданиям, болезням и смерти. Тело доставляет людям как удовольствия, так и страдания. Для одержимого страстями человека тело является тюрьмой.

Цель йоги – достижение высшего состояния осознания. Избавление от неведения и обретение знания о том, что его сознание – это и есть божественное, бесконечное, вселенское сознание. Благодаря различным практикам, йогин сначала разотождествляется с телом, а затем и с разумом. То есть приходит осознание разницы между ним самим и его телом и разумом. Согласно йоге, тело – это инструмент для самопознания. Тогда достигается состояние высшего блаженства и счастья.

Теперь можно немного упростить. Цель йоги – это достижение свободы от желаний и страстей, ограничений тела и ума, познание самого себя. Состояние, в котором нет страданий и неудовлетворённости. В этом состоянии нет ограничений тела, нет несовершенств этого мира. После достижения этого состояния йогин может продолжать жить в теле и радоваться бытию или может по своему желанию оставить тело и слиться с бесконечным космическим сознанием (при этом это слияние не будет означать исчезновение).

Современные тенденции в мире йоги

К сожалению, в наше время многие практики йоги ограничиваются только развитием тела, стремясь выполнить сложную позу, чтобы доказать себе и миру, что они именитые йогины. Соцсети пестрят различными фото и видеоизображениями, призывами посетить семинар, ретрит или тур в теплых странах.

В большинстве случаев практика превратилась в бизнес и от простой необходимости слияния с богом (как это предполагалось у истоков истории йоги) не осталось и следа. Конечно, есть люди, о которых мало известно широкой публике. Они предпочитают смиренно совершенствовать себя, продвигаясь на духовном уровне и не кричать о своем опыте просветления на весь мир.

Классификация

На что похожа йога? Сегодня очень трудно четко классифицировать ее виды.

Для начала назовем наиболее распространенные:

  1. Бхакти — это преданное служение Богу и любви. Этот вид йоги подходит тем, кто не хочет напрягать себя изнурительными физическими нагрузками. В Индии это самый простой способ заниматься йогой.
  2. Карма — это выполнение своих обязанностей, а не ожидание пользы для блага Творца.
  3. Джняна — это самореализация, в которой человека объединяет совершенная истина. В более широком смысле это «дорога знаний».
  4. Раджа — имеет цель отличить реальность от иллюзии, в результате чего достигается свобода. По-другому эта практика называется королевской. С помощью медитации ум контролируется.

Уровни аштанга

  1. Яма — самоограничения.
  2. Нияма — это абсолютное погружение в духовную практику.
  3. Асана — это объединение ума и тела с помощью упражнений.
  4. Пранаяма — контроль дыхания, также направленный на объединение тела и ума.
  5. Пратьяхара — абстрагирование чувств от объекта их применения.
  6. Дхарана — это глубокий склад ума.
  7. Дхьяна — это медитация.
  8. Самадхи — погружение в глубины собственного сознания и понимание себя как части всего, что существует.

Хатха — это тип йоги, который позиционируется как путь к раджа-йоге. Он представляет собой физическую подготовку тела к медитации. Это синтез физических и умственных воздействий на тело, которые предназначены для уравновешивания тела и духа.

Физическое воздействие состоит из:

  1. Правильное питание или диета.
  2. Дыхание.
  3. Асан.
  4. Бандхи (замки).
  5. Мудрый (особые жесты).

Психическое влияния:

  1. Медитация.
  2. Пранаяма (контроль праны с помощью дыхательных упражнений).

Типы

Современные формы йоги эволюционировали в упражнения, сосредоточенные на силе, гибкости и дыхании для того, чтобы повысить физическое и умственное благополучие. Существует много стилей, каждый из которых не превосходит другой. Выбор типа зависит от Вашего фитнес-уровня.

Класс йоги нужно выбирать, основываясь на Вашем уровне физической подготовки и опыте занятий.

Типы и стили могут включать:

Аштанга-йога: основывается на древних учениях, но популяризирована в 1970-е годы; каждая из шести установленных последовательностей поз быстро связывает любое движение с дыханием. Бикрам-йога: проводится в искусственно нагретых до 38-40 °С комнатах с относительной влажностью 40%; бикрам – это серия из 26 роз и последовательность из двух дыхательных упражнений

Хатха-йога: общий термин для любого типа йоги, который учит физические позы; как правило, это осторожное введение в основные положения. Айенгар-йога: сосредоточена на поисках правильного выравнивания в каждой позе; для этого использует блоки, ремни, стулья и валики

Дживамукти-йога: «освобождение при жизни». Дживамукти возникла в 1984 году, включив духовные техники и практику стиля виньяса

Каждый класс имеет тему, которая изучается при помощи священного писания, пения, медитации, асаны, пранаямы и музыки. Крипалу-йога: учит практикующих узнать, принять и изучить организм. Каждый ученик обнаруживает собственный уровень практики. Занятия обычно начинаются с дыхательных упражнений и осторожных растяжений, с последующей серией индивидуальных позиций и окончательного расслабления. Кундалини-йога: слово «кундалини» на санскрите значит «гибкий, как змея». Это система медитации, направленная на высвобождение энергии кундалини. Занятие обычно начинается с пения и заканчивается им же, а между этим размещаются асана, пранаяма и медитация, предназначенные для достижения определенного результата. Силовая йога: активный и атлетически стиль, адаптированный из традиционной системы аштанга в конце 1980-х годов. Пренатальная йога: положения тщательно адаптированы для будущих мам. Пренатальная йога предназначена для того, чтобы помогать женщинам на всех этапах беременности или чтобы помочь с возвращением в форму после родов. Восстановительная йога: расслабляющий метод; в занятиях используется 4-5 позиций с применением одеял и валиков, чтобы погрузится в глубокое расслабление без приложения каких-либо усилий для поддержания позы. Шивананда: система, основанная на пятиточковой философии, что правильное дыхание, расслабление, питание, физические упражнения и позитивное мышление действуют вместе, чтобы сформировать здоровый образ жизни. Обычно используется 12 основных асан. Виньяса-йога: занятия виньяса известны своими жидкими практиками с интенсивными движениями. Занятия часто сопровождаются хореографией, чтобы плавно переходить из одной позы в другую. Винийога: предназначена для адаптации к каждому человеку, независимо от физических способностей; учителя винийоги хорошо обучены и являются экспертами в анатомии и йога-терапии. Инь: спокойная, медитативная практика, которую также называют даосской йогой. Инь-йога позволяет высвободить напряжение в ключевых суставах: лодыжках, коленях, бедрах, позвоночнике, шее и плечах. Позы инь пассивны, то есть мышцы расслаблены и позволяют силе тяжести делать свою работу.

Тело, как инструмент для развития сознания

Исходя из всей истории возникновения йоги возникает вопрос: чем тогда занимается большая часть йога-практиков, усиленно потея на ковриках и закручивая тело в немыслимые узлы? Какая связь между слиянием с богом и ногой, заложенной за ухо в стойке на руках? Ответ кроется в знаменитом высказывании Паттабхи Джойса, которое стало лозунгом Аштанга-йоги: «Практикуй, и все придет».

Действительно, те, кто занимается йогой стабильно более восьми лет, отмечают, что занятия перестали носить физкультурный характер, как это выглядит поначалу, и трансформировались в духовную практику (хотя со стороны ничего не изменилось). Это подтверждает то, что к духовной трансформации, соединению с богом и эволюции человека в целом ведут разные дороги, и метод использования тела как инструмента тоже имеет результат, хотя и не такой быстрый.

Тело, как инструмент для развития сознания

Исходя из всей истории возникновения йоги возникает вопрос: чем тогда занимается большая часть йога-практиков, усиленно потея на ковриках и закручивая тело в немыслимые узлы? Какая связь между слиянием с богом и ногой, заложенной за ухо в стойке на руках? Ответ кроется в знаменитом высказывании Паттабхи Джойса, которое стало лозунгом Аштанга-йоги: «Практикуй, и все придет».

Действительно, те, кто занимается йогой стабильно более восьми лет, отмечают, что занятия перестали носить физкультурный характер, как это выглядит поначалу, и трансформировались в духовную практику (хотя со стороны ничего не изменилось). Это подтверждает то, что к духовной трансформации, соединению с богом и эволюции человека в целом ведут разные дороги, и метод использования тела как инструмента тоже имеет результат, хотя и не такой быстрый.

Основоположник современной йоги

В истории йоги как науки гармонии тела и души в наше время сыграл решающую роль Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888–1989), который был наставником основных выдающихся учителей последнего столетия: Айенгара, Паттабхи Джойса и Дешикачара. 85 % современной йоги базируется на их методиках, которые после стали модифицировать другие последователи.

Кришнамачарья разработал принцип виньяс – плавного входа и выхода в позу, который синхронизируется с дыханием, являющимся основой всей практики йоги. Он считал, что любой человек может обучиться этой науке и успешно это доказывал на своих многочисленных учениках. Еще одной особенностью его учения был метод преподавания – индивидуальный подход к каждому, что впоследствии использовал Джойс, основав майсур-стиль ведения урока йоги. Прожил «отец учения» 101 год, до последнего дня сохраняя ясность ума, бодрость духа и хорошие физические данные тела.

Историческая справка

История возникновения йоги — дорога к совершенствованию духа и достижению возвышенного познания. Арийская культура прошлой Индии не является единственным первоисточником йоги. Ее история имеет неразрывную связь с индуизмом, это универсальное учение. Основываясь на древних индийских текстах — Ведах, и археологических находках можно сказать, что система йоги зародилась в древнейшей Индии.

Доклассический период в учении

Основы йогиновской практики берут начало в цивилизации Инда-Сарасвати более 5 тыс. лет назад на севере Индии. Старинные священные Веды упоминали йогу. Это своего рода сборники духовных текстов, которые содержали песни, мантры, ритуальные обряды, используемые брахманами и священнослужителями. Благодаря таким людям, учение постепенно подвергалось усовершенствованию и развитию. Они описывали медитации и взгляды в Упанишадах — огромной книге из более, чем 200 текстов. Самым известным и популярным является принесение жертвы во время ритуала, они научились этому из Вед, тем самым обучаясь принижать свое эго путем самопознания, действия и мудрости.

Классический период

На этапе, который называется доклассическим, йога представляла собой комбинацию самых разнообразных учений, мнений, взглядов, которые иногда находились в противоречии. Классическая же стадия характеризуется Йогой-сутры Патанджали — это первое систематизированное определение йогического учения. Текст был написан во II веке и содержал путь, пройденный Раджа-йогой (классический). Патанджали реорганизовал йогиновскую практику в так называемую «восьмерку», где были пошагово описаны стадии достижения самайи (просветления). Йога-сутры считается основополагающей для современного учения.

Постклассический период

Мастера йогиновской практики, спустя века после Патанджали, основали систематизированный комплекс упражнений, целью которых было улучшение физического состояния и продление жизненного пути йогина. Человеческое тело воспринималось, как инструмент достижения нирваны. Ведическое учение было опровергнуто. Тантра-йога использовала резко противоположные способы очищения тела и разума, развязки узелков физической сущности человека. Таким образом, эта практика духовно-физических связей, которые были сконцентрированы на теле, достигла уже более современного этапа учения — Хатха-йоги. Этот тип в современном мире ошибочно принимается за йогическую практику, но это только ее небольшая часть.

Средневековый этап

Формирование йоги в качестве самостоятельного, оформленного философского течения тесно связано с именем индийского мудреца Патанджали (11-1 век до н.э.), которому удалось собрать многие практические и теоретические знания о йоге, передававшиеся устно, в единый трактат. Именно труд Патанджали послужил основой философии йоги, которую многие исследователи считают классической.

Существуют материалы, подтверждающие, что идеями и техниками йоги пользовался Гаутама Будда при создании своего Учения об избавлении от страданий.

Дальнейшая история йоги связана с появлением и развитием различных течений, отделившихся от классического. Среди них:

раджа – основывается на дисциплине сознания, чувств и тела;

бхакти – концентрируется на стремлении к Высшему началу и отказа от всего бренного;

джнани – фокусируется на идеях поиска и познания истины;

карма – направлена на преодоление кармической зависимости.

Наиболее близкий прототип современной йоги в данный период – хатха-йога, основывающаяся на процессе развития и контроля над способностями человеческого тела.

Сама практика начала выходить за пределы Индии, а после и за пределы восточных регионов во многом благодаря её смешению с Буддизмом. Несмотря на то, что ведическая философия, частью которой являлась и йога, во многом расходилась с основами Буддизма, его последователи активно пользовались приемами медитации и аскетизма.

По мере распространения с Востока на Запад йога начинает смешиваться с другими мировыми духовными практиками. Так появляются суфизм и исихазм – своеобразные эквиваленты практики в рамках исламской и христианской религии соответственно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий