Философия гедонизма: как жить в свое удовольствие

Практические аспекты

Каждый человек должен понять, что приносит ему удовольствие и что приносит ему страдание.

Например, вы можете взять последнюю неделю и разобрать её: что принесло вам чувство удовлетворения, а что принесло чувство недовольства? Составьте два списка. И в дальнейшем возьмите себе в привычку отслеживать свою реакцию на происходящее, развивайте осознанность.

После этого подумайте, как вы можете максимизировать удовольствие и минимизировать страдания? Что вам нужно делать чаще, а что реже? Как должен измениться ваш уклад жизни? Возможно, вам стоит попробовать себя в чём-то новом, отказаться от чего-то (или кого-то)?

Также составьте список того, что может вам начать приносить удовольствие в дальнейшем. Не имеет значения, эгоистичный или утилитаристский подход вы выбрали. От чего вы можете испытать наслаждение? Как это устроить?

Думайте наперёд: если вы не будете делать отчёт, вы, конечно, избежите страдания, испытываемого от работы с бумагами, но в дальнейшем вы получите ещё большее страдание, когда вас лишат премии или уволят.

Часто мы встаём перед выбором: сиюминутное страдание и удовольствие в дальнейшем или сиюминутное удовольствие и страдание в дальнейшем. Если совсем избежать страдания не получается, старайтесь выбрать тот вариант, при котором вы испытаете меньшее недовольство.

Если резюмировать сказанное, мы получим три шага для улучшения жизни на основе гедонизма:

  1. Нужно чётко понять, что приносит вам удовольствие, а что – страдание.
  2. Нужно определить для себя, что из того, чем вы ещё не занимаетесь, сможет принести вам удовольствие в дальнейшем.
  3. Нужно составить программу действий по максимизации удовольствия, а главное – минимизации страдания.

Совсем не обязательно делать гедонизм жизненным кредо, но с его помощью можно приукрасить свою жизнь и сделать ее немного лучше. Попробуйте сами, а если ничего не выйдет, всегда можно вернуться к привычной повседневности. Желаем удачи!

Из истории возникновения понятия

Гедонизм и аскетизм появились в Древней Греции, как понятия, взаимоисключающие друг друга.

Многие мыслители того времени изучали и описывали эти теории:

Сторонниками аскезы были Диоген и Пифагор, а гедонизм проповедовали Эпикур и Аристипп. Именно второго считают основоположником этой системы взглядов. Его последователи (киренаики — группа людей из поселения Кирены) считали, что для получения удовольствия нужно игнорировать все социальные рамки, которые могут их сдерживать, они проповедовали главным в человеческой жизни — получение физических наслаждений.
По этому вопросу с ними дискутировал Сократ и его школа. Этот философ призывал различать хорошие и дурные наслаждения и ограничивать тотальное стремление к их удовлетворению.
Эпикур же признавал наивысшим благом душевное наслаждение, которое положительным образом отражается на здоровье человека, вызывая отрешение (его уход) от негатива в жизни. Благодаря его взглядам гедонизм и эвдемонизм обогатились таким понятием как зависимость получения удовольствий от человеческих добродетелей, где трактовка наслаждения тождественна понятию «обретение счастья». Именно процесс его достижения последователи эвдемонизма (Аристотель, Гассенди, Ламетри, Вольтер, Фома Аквинский, Гольбах) считали основным условием получения радости и удовольствия, для них высшие человеческие ценности были критерием для нравственных и эстетических наслаждений. Некоторые тезисы эвдемонизма легли в основу современной позитивной психологии.
В античные века, с подачи философа Гегесия возник радикальный гедонизм. Мыслитель убеждал своих учеников и почитателей о нужности лишения себя жизни в случае непомерных страданий и болей (физических и душевных)

Гегесий считал, что только счастливое существование, полное радости и удовольствий, оправдано и очень важно. Поэтому самоубийство при несчастной жизни он считал необходимым и правильным действием

Из-за таких воззрений мыслитель получил в философии особое прозвище — «учитель смерти».

В средние века господствовали учения с аскетическими догматами и к гедонизму снова обратились только в эпоху Возрождения.

Его теоретические постулаты легли в основу философских трактатов Л. Валла, К. Раймонди.

А в 18-19 веках во многих странах передовые мыслители (Б.Спиноза, Дж.Локк, де Сад, Ф.Хатчесон, Д.Юм, Т.Гоббс, Б.Мандевиль, К.Гельвеции , Дж.Мур) также использовали в своих работах многие тезисы теории наслаждения, формируя новое ее видение — просвещенный гедонизм, который становится фундаментом для развития социальных концепций утилитаризма (построение счастливого, полезного и удовлетворенного общества).

Принципиально новое развитие теория удовольствия получает в психологии. Обосновывая свое учение о психоанализе, З. Фрейд трактует получение телесного наслаждения как основной движущий мотив жизнедеятельности человека.

Представители же эстетического гедонизма (Сидгвик и Бентам) считали, что люди должны стремиться к удовольствиям собственным и всеобщим, а степенью удовлетворения от благ физических и душевных они измеряли качество жизни отдельных индивидов и общества в целом.

Гедонизм — путь в никуда

Рассматривать получение наслаждения как высшую цель жизни — это изначально проигрышная позиция. Потому что достижение счастья путём получения наслаждения невозможно по той простой причине, что вожделение человека просто не имеет конца. Вспомните в своей жизни ситуацию, когда вы сильно желали приобрести какую-либо вещь. Вы считали, что она вам очень нужна и прямо-таки счастья в жизни не будет, если эту вещь не приобрести. А теперь постарайтесь вспомнить, что вы испытали, когда приобрели её. Сначала — кратковременный восторг, а затем… опустошение. Полное душевное опустошение — вот что наступает, когда человек получает долгожданный объект своего вожделения. И если проанализировать то, как человек стремится к своей цели, и то, какие чувства он затем испытывает, то получается, что любое достижение в материальном мире приносит гораздо меньше удовольствия, чем было потрачено на это усилий.

Опыт показывает, что ни одно удовлетворённое желание не позволяет испытывать наслаждение от него дольше недели, максимум двух. Очень яркий пример — это отпуск, который в наше время весьма популярно проводить где-нибудь на дорогостоящем курорте. И это очень показательная ситуация: человек полгода (в лучшем случае) усердно работает, чтобы на недельку-другую поехать в отпуск. Совершенно очевидно, что усилия и количество полученного наслаждения просто неравносильны. И так, на самом деле, во всём.

Ещё Будда Шакьямуни говорил о том, что причина страданий — желания. Нет желаний — нет страданий. Речь, разумеется, не идёт о том, чтобы отказаться вообще от всех желаний, обернуться простынёй, сесть под ближайшим деревом и дышать носом, «созерцая внутренний мир». Во всем следует придерживаться принципа здравомыслия. Будда Шакьямуни говорил о желаниях как о жажде чувственных наслаждений, но вовсе не призывал отказываться от всех желаний. У него и у самого были желания: учиться, постигать истину, практиковать медитацию, достичь Освобождения. Надо сказать, что Будда в своё время тоже прошёл путь крайних аскез и понял, что это немногим лучше, чем погоня за наслаждениями. Поэтому и проповедовал — Срединный Путь.

Таким образом, в повседневной жизни можно наблюдать истинность слов Будды о том, что желания приносят страдания. Получая желаемое, человек испытывает кратковременное наслаждение, а затем понимает, что объект его вожделения несовершенен и нужно искать что-то ещё более совершенное — и снова начинается бег за миражами. Так устроена человеческая психика, что к любому даже самому умопомрачительному уровню наслаждения человек привыкает и начинает снова «задирать планку» и искать то, что сможет впечатлить его ещё больше.

Яркий пример — это люди, которые употребляют наркотики. Толерантность организма — это вполне медицинское понятие, и оно даёт полное понимание о том, что такое «наслаждение» и в чём его ущербность. К примеру, если человек употребляет наркотик, повышается толерантность его организма к этому наркотику, проще говоря, организм к наркотику привыкает и перестаёт выбрасывать тот самый гормон «дофамин», который и даёт нам чувство наслаждения. И чтобы снова спровоцировать выброс дофамина, человеку нужно уже большее количество наркотика. И на этом простом примере можно убедиться, что получая наслаждение, человек быстро к нему привыкает и начинает желать ещё большего наслаждения.

Регулирование жизни согласно гедонизму

Киренаизм выводит одну универсальную цель для всех людей: удовольствие. Более того, все чувства непосредственны и однородны; прошлые и будущие удовольствия не существуют для нас в действительности, и нет никаких различий по виду между настоящими удовольствиями. Сократ говорил о высших удовольствиях интеллекта; киренаики отрицали обоснованность этого различия и утверждали, что телесные удовольствия, будучи более простыми и интенсивными, выше. Сиюминутное удовольствие, желательно физическое, является единственным благом для человека. Однако некоторые действия, приносящие немедленное удовольствие, могут причинить больше, чем эквивалент боли. Мудрый человек должен контролировать удовольствия и не быть порабощенным ими, иначе это приведет к боли, а для этого необходимо суждение, чтобы оценить различные удовольствия жизни. Законы и обычаи следует уважать, поскольку, хотя они не имеют ценности сами по себе, их нарушение приводит к неприятным наказаниям со стороны других людей. Точно так же дружба и справедливость полезны, потому что доставляют удовольствие. Таким образом, киренаики верили в гедонистическую ценность социальных обязательств и альтруистического поведения. Такие гедонисты больше угнетают других людей, потому что непонятно, откуда взялось такое богатство и почему именно они получили все. Поэтому большинство людей угнетает мысль о том, что они не могут достичь такого уровня.

Гедонизм с точки зрения психологии.

Термин гедонизм происходит от греческого hēdonismos (ἡδονισμός, “наслаждение”; от ἡδονή, hēdonē, “удовольствие”), которое связано с протоиндоевропейским ean swéh₂dus через древнегреческое hēdús (ἡδύς, “сладкий”) + суффикс -ismos (-ισμός, “изм”).
То есть все, что делает человек: получает образование, работает, познает мир и так далее, – все это направлено на получение удовольствия в конечном итоге. Те люди, которые не понимают, что единственной достойной целью является удовольствие, по словам Аристиппа, лишь временно пребывают в неведении и действуют по какому-то навязанному шаблону – словом, они подобны слепым, неразумным котятам. С другой стороны, те, кто уже познал истинный смысл жизни, по своей природе умные люди, которые знают, чего хотят.

Правило 2 Угорите по дисциплине

Однажды я перестал пить алкоголь на полгода, когда понял, что больше не получаю от него удовольствие. Он перестал радовать и превратился в новый чай, который пьешь исключительно по инерции. Выпив спустя полгода стакан «Атомной Прачечной» я испытал эйфорию, восторг (и, кажется, эрекцию, но надеюсь до этого все же не дошло).

Потому что удовольствие девальвируется. Чем его больше, тем ловчее оно ускользает от вас, как огроменный сверкающий карп, которого приходится ловить руками. Если поток счастья и комфорта постоянен, он обесценивается, превращается в рутину. Даже самые толстозадые и большегрудые хабиби, прохладные вина и мелодичнейшая музыка могут утомить вашего внутреннего падишаха.

Отсюда парадокс: чтобы получать счастье, нужно уметь себя в нем ограничивать. Необходима дисциплина и контроль. Звучит жутковато, но никто не просит вас записываться в Иностранный легион. Просто удовольствие, этого ловкого засранца, необходимо взять под контроль. Ради того, чтобы его увеличить, нужно перестать его бездумно подкармливать.

Лучший способ получить удовольствие от чего бы то ни было: сначала сделать работу, и сделать ее хорошо, а потом вознаградить себя по-царски. Но не чрезмерно. Умерьте все аппетиты, и уровень счастья увеличится.

Обжорство крадет удовольствие от еды, прокрастинация во вред работе крадет все удовольствие от лени, беспорядочные связи крадут удовольствие от секса. Если бы гедонизм был религией, то в ней был бы единственный злой демон: Вельзевул Несдержанности.

Парадокс дисциплины — самый серьезный во всем гедонизме. Как быть сдержанным, но при этом не напряженным? Как получать истинное удовольствие, если постоянно сдергиваешь себя с дорожки, ведущей к оскотиниванию? Точно знал только Демокрит. Но он умер, причем с улыбкой на устах.

Известные цитаты о гедонизме

Гедония как социальное явление обращает на себя внимание многих людей, в результате чего удалось собрать цитаты о данном феномене:

  • «Порой человек в погоне за удовольствием рискует проскочить мимо него» (С. Киркегор);
  • «Гедонизм является пороком, который не позволяет человеку расти духовно» (В. Скотт);
  • «Многие считают роскошь противоположностью бедности. Но это не так. Роскошь – это антипод вульгарности» (К. Шанель);
  • «Можно считать свободным только того, кто создает материальные блага и ценности, а не того, кто их потребляет» (У. Джеймс);
  • «Идеология потребления – самая безумная идеология» (Р. Хайнлайн).

Немного истории

Основоположником гедонизма является современник Сократа Аристипп, живший в 435—355 гг. до нашей эры. Он считал, что душа человека на протяжении всей своей жизни может пребывать только в двух состояниях – наслаждении (это состояние он описывал как мягкое и нежное) и боли, являющейся грубым движением души.

Согласно его представлению о жизни, любой человек на протяжении своего существования стремится к тому, чтобы испытывать как можно больше удовольствия, при этом стараясь избегать боли. Именно в этом и заключается смысл жизни. Причем удовольствия Аристипом рассматривались как физическое удовлетворение, а значения слова «гедонизм» – это наслаждение, удовлетворение, удовольствие и тому подобные синонимы.

Другим философом, внесшим свою лепту в становление гедонизма, был Эпикур. Он полагал, что показателем удавшейся жизни человека является удовлетворение. Причем оно не является самоцелью. Главное – стараться избегать на протяжении жизни несчастья и страданий.

Примечательно, что человек, согласно этой философской теории, счастлив не тогда, когда он потребляет много благ и получает удовлетворение, а тогда, когда становится внимательным к истинным ценностям, например таким, как дружба. Кстати, Эпикур вывел главный парадокс гедонизма: чтобы получить наибольшее удовлетворение, надо научиться себя ограничивать в маленьких радостях.

Рекомендуем: Что значит: аддикция?

Стоит сказать несколько слов о таком явлении, как радикальный гедонизм. Впервые о нем упомянул древнегреческий философ Гегесий, которого часто называют «учителем смерти». Он утверждал, что главное в жизни – не испытывать боли и страдания, поэтому каждый человек должен задумываться о собственном балансе. Если он станет испытывать больше дискомфорта, чем удовлетворения, то он вполне вправе лишить себя жизни.

Позже принципы гедонизма стали изучать утилитаристы. Например, в 19 веке Генри Сидгвик разделил гедонизм на:

  • Психологический.
  • Этический.

Первый, согласно его мнению, проявляется в стремлении человека к удовлетворению собственных радостей, и именно это мотивирует человека на те или иные поступки. А второй тип гедонизма предполагает, что человек на протяжении жизни постоянно стремится к удовлетворению, причем оно может быть как личным (гедонический эгоизм), так и общим для какой-либо группы людей (утилитаризм).

Алкоголики и наркоманы как жертвы бездумного стремления к наслаждению

Есть один очень известный эксперимент: к центру удовольствия в мозге крысы присоединили электрод, а провод, идущий от него, прикрепили к педали и сделали так, чтобы каждый раз, когда крыса нажимала на педаль, электрический разряд стимулировал центр удовольствия. Через некоторое время крыса отказалась от воды и еды и только жала на педаль, беспрестанно наслаждаясь, утопая в сладостной истоме, но удовольствие постепенно убивало ее. Именно поэтому гедонизм — это система ценностей, нуждающаяся в нравственно-моральном ограничителе.

Может быть, это прозвучит жестоко и цинично, но алкоголики и наркоманы — это такие же «крысы», которые забыли мир ради наслаждения. Алкоголик ради бутылки. Наркоман ради дозы. Уловка зависимостей в том, что они дают быстрое ощущение счастья. А вообще-то в жизни миг счастья следует заслужить. Например, человек трудится-трудится, и когда работа закончена, он испытывает внезапный (может быть, ожидаемый) «укол» счастья. Но через некоторое время снова надо работать. Кто же на это согласится?

Стимуляторы же дают безбрежное ощущение счастья почти без усилий по сравнению с реальным трудом, фактически воплощая основной постулат человеческого существования, на котором настаивает этика гедонизма в своем вульгарном выражении: нужно жить так, чтобы бытие доставляло как можно больше удовольствия. И по возможности наслаждения должны быть максимально интенсивными.

Что такое ГЕДОНИЗМ – значение, определение простыми словами.

В работе Онфрея исследованы философские резонансы и компоненты (и вызовы) науки, живописи, гастрономии, секса и чувственности, биоэтики, вина и письма. Его самый амбициозный проект – шеститомная “Контр-история философии”, три части которой уже опубликованы. Для Онфре: Преданным современным философом и историком гедонизма является француз Мишель Онфре, который написал две книги непосредственно на эту тему: The Invention of Plasma: Fragments of Cireanism и The Power of Existence: The Manifesto of Hedonism. Он определяет гедонизм “как интроспективное отношение к жизни, основанное на получении удовольствия для себя и предоставлении удовольствия другим, без вреда для себя или других”. Философский проект Онфри заключается в определении этического гедонизма, радостного утилитаризма и обобщенной эстетики чувственного материализма, которая исследует, как получить максимальную отдачу от мозга и тела. При этом восстанавливается полезность философии в искусстве, политике, повседневной жизни и принятии решений.”

Примеры гедонизма

Действительно, в современном обществе существует большое количество гедонистов и гедонистов, но большинство из них даже не подозревает об этом. Подумайте, сколько раз вы мотивировали себя работать, говоря, что «после 20 минут работы я позволю себе съесть торт / выпить чашку кофе / посмотреть свой любимый сериал». Многие люди работают ради развлечения. Кто-то полностью разбавляет удовольствие от работы. Примеры гедонизма: пристрастие к азартным играм, злоупотребление наркотиками и алкоголем, сексуальная распущенность, обжорство. Есть положительные примеры гедонизма.

Например, представители философии феминизма, которые любят находиться в кругу единомышленников и отстаивают свои права и права своего окружения. Или пацифисты, которые думают, что жизнь – это больше, чем агрессия и война, и наслаждаются окружающим миром.

Основные принципы гедонизма

Самый важный принцип гедонизма – жить в свое удовольствие и пытаться избавиться от любых возможных страданий. Однако стоит знать, что гедонизм имеет ряд определенных принципов, на которых основано гедонистическое учение:

Не переоценивайте себя, внешние факторы, важность источника удовольствия. Завышенные ожидания и фантазии обязательно приводят к разочарованию

Лучшим исходом было бы ожидать чего-то не в большом масштабе, но в разумных рамках. Следовательно, получение поистине прекрасного события приносит гораздо больше удовлетворения и счастья, чем ожидалось. Не строите свою жизнь вокруг больших событий. Действия, которые требуют времени и требуют изнурительной и кропотливой работы, могут не оправдать вложенных в них усилий. Включите в свою жизнь небольшие радости – будь то чашка кофе, концерт любимой группы или прогулка посреди рабочего дня. Знайте, когда нужно остановиться. Если вы постоянно употребляете блюдо, которое доставляет вам огромное удовольствие, рано или поздно оно перестанет «действовать» на вас. Балуйте себя равномерно. Уровень удовольствия зависит от внешних факторов, таких как окружающая среда, окружающая среда или своевременность. Совместите удовольствие с более чем одним аккомпанементом, чтобы повысить уровень своего удовлетворения.

важно осознавать границу собственных удовольствий и желаний

Современный гедонизм

В наше время философию гедонизма продолжает развивать известный и неоднозначный французский мыслитель Мишель Онфре. Перу этого вызывающего философа принадлежит более сотни книг по широкому кругу тем, среди них гедонизма касаются, например, книги «Изобретение удовольствия: фрагменты киренаики» и «Возможность существования: манифест гедониста». В его версии гедонизм — это получение удовольствия самим и доставление удовольствия другим без причинения вреда себе или кому бы то ни было другому и наблюдение за своими ощущениями от этого с целью коррекции поведения и развития удовольствия.

Гедонизм французского философа предлагает отождествлять высшее благо с собственным удовольствием и удовольствием других. Но перед удовольствием равны все, поэтому никто не должен иметь приоритет и никто не должен быть принесен в жертву ради удовольствия другого человека. Достижение такого равновесия предполагает развитие гедонистического проекта с самых разных точек: в политике, этике, эстетике, эротике, биоэтике, педагогике, историографии и так далее. На современном этапе философия Онфре нацелена на революцию личности и небольших групп единомышленников, живущих в соответствии с его гедонистическими либертарианскими идеалами.

Альтернативную адаптацию гедонизма к современности представляет английский философ-трансгуманист Дэвид Пирс. «Гедонистический императив» как устранение страданий во всей разумной жизни может быть реализован, по его мнению, через трансгуманизм – технологическое улучшение здоровья и когнитивных способностей человека, увеличение продолжительности и улучшение условий жизни.

В своем манифесте «Гедонистический императив» Пирс описывает как новейшие технологии — генная инженерия, нанотехнологии, фармакология, нейрохирургия могут объединиться чтобы устранить все формы неприятного опыта среди людей и животных и заменить страдания формами хорошего самочувствия. Пирс считает, что люди — современные и их потомки — несут ответственность и за жестокое обращение с одомашненными животными и за облегчение страданий животных в дикой природе — что уж говорить про страдания людей.

По мысли Пирса никакие социально-экономические реформы или взрывной экономический рост и технологический прогресс в обычном смысле (то есть без практики трансгуманизма) не могут избавить от страданий. Человек склонен всегда быть где-то около генетически предопределенного статуса его благополучия (или страдания). Иными словами, всякое внешнее воздействие не сможет сделать отдельного индивида счастливее, чем это заранее определено его биологией.

Социальная экономика

Стоицизм XXI века: как сохранить спокойствие в кризис

С другой стороны, современный в массовом сознании — это стремление к комфорту и обретению только лучшего (товаров, услуг) поскольку только самое качественное и новое может обеспечить сильное и приятное ощущение. В этом контексте гедонизм может быть моделью описания современного общества, восходящей к философам середины XX века — Мишелю Фуко, Жану Бодрийяру, Жилю Делезу, Герберту Маркузе, которые посвятили свои работы критике общества потребления. В таком виде, как потребление ради удовольствия, гедонизм не мог существовать в Древней Греции, где был изобретен, в силу ограниченности ресурсов. Да и много позже как руководство к действию принимался лишь эпизодически: скажем, при дворе Людовика XIV и его правнука и преемника на троне — Людовика XV.

Сегодняшнее потребление ради потребления, в котором мерилом счастья выступают сиюминутная радость от обладания и возможность это обладание манифестировать — примитивный гедонизм, у которого, однако есть биологическое объяснение в самой человеческой природе. И маркетологи не оставляют эту часть природы без пристального внимания.

Культурология. Словарь-справочник

Учение, рассматривающее удовольствие (hedone) как высшее благо или принцип морали. Она нашла свое выражение во взглядах Аристиппа (***), Эпикура (хотя его гедонизм сопровождается эвдемонизмом) и, среди последних ученых, во взглядах Мишеля Онфре (***). Гедонизм не обязательно связан с эгоизмом, потому что он может учитывать и удовольствия других людей, и с материализмом, потому что существуют и духовные удовольствия. По сути, это слабость гедонизма. Как теория она приемлема только в том случае, если термин “удовольствие” трактуется настолько широко, что теряет свой четкий смысл. Конечно, мне бы очень хотелось думать, что человек, который умирает под пытками, но не предает своих товарищей, действует из удовольствия (желая избежать еще более жестоких страданий из-за осознания своего предательства, которое привело бы к пыткам его товарищей, или из-за осознания поражения). Но тогда нам пришлось бы рассматривать гедонизм как теорию, которая подходит ко всем случаям жизни и не имеет в качестве добродетели своих отличительных черт. Если все в мире объясняется гедонизмом, зачем выделять гедонизм в отдельную доктрину? Гедонизм (от греч. ἡδονή (hēdonē) – удовольствие) – учение в философии (особенно в этике), согласно которому главной целью жизни является достижение удовольствия, удовлетворение желаний, стремление к развлечениям. В то же время необходимо отгонять зло, боль и страдания. Гуманистическая этика возникла против феодально-церковного аскетизма, провозгласив право на естественные, приобретенные от природы человеческие потребности и склонности. В трактатах “О наслаждении как истинном благе” (“De voluptate as de vero bono”, 1431) Л. Валлы. Валлат и “Введение в науку морали” (“Isagogicon moralis disciplinae”, 1470) Бруни Аретино, направленные против религиозного учения о греховности плоти, возрождают мораль Эпикура, которой придается чувственный характер и выражаются принципы буржуазного индивидуализма (гедонизма). Это слово происходит от греческого hedone – “удовольствие”. Гедонизм охватывает все этические теории, которые считают, что главной моральной целью является счастье, удовольствие. Древние киренаики считали, что точное предсказание приятных или несчастных исходов ведет к мудрости; позже они подчеркивали, что каждый момент жизни должен быть посвящен стремлению к удовольствию. Эпикурейцы несколько изменили эту концепцию, противопоставив мимолетное удовольствие абсолютно счастливой жизни “удовольствие благоразумия” обеспечивает рациональному человеку тонкость, разнообразие, постоянство. Ни “чистый”, ни “модифицированный” гедонизм не предполагают истинных нравственных ориентиров. Согласно “психологическому гедонизму” весь выбор определяется удовольствием/болью (Бентам); желать чего-либо – значит находить удовольствие в этом объекте (Милль). Любой объект должен непременно привлекать (обещать удовольствие), прежде чем его выберут, желание объекта должно предшествовать удовольствию, связанному с его достижением; однако удовольствие выбирают не всегда, поскольку этот критерий не является моральным эталоном.

Синонимы и антонимы

Родственные по значению термины – сибарит, эпикуреец. Слегка отдаленное, но все же близкое понятие – эстет. Рассмотрим каждый синоним в отдельности.

Сибарит – личность, которая живет ради роскоши и баловства. До нас это понятие дошло из древнегреческого города Сибарис, который отличался особенной пышностью, а жители его – разнузданностью. Древние сибариты любили кушать исключительно деликатесы. На их столах преобладали морепродукты (крабы, устрицы, моллюски) и другие дорогие угощения. В нынешнее время, когда говорят «сибарит», имеют ввиду человека, который избалован роскошью.

Эпикуреец – человек, который живет ради достижения удовольствия путем освобождения от страданий и обид. Это понятие тождественно с гедонизмом, однако отличается тем, что не ставит собственной целью поиск источников счастья. Ведь главным источником удовлетворения является духовное спокойствие и атараксия – безмятежность. Эпикуреизм не приносит столько вреда, сколько гедонизм. Ведь эпикурейцы ценят дружбу и моральные блага, в отличие от эгоистичных гедонистов.

Эпикур, философ, выдвинувший одну из концепций гедонизма, придерживался собственного течения – эпикуреизма, откуда и появилось это название.

Так как гедонизм является формой эстетического наслаждения, нельзя не упомянуть об эстетах.

Эстет – ценитель красоты, изящности, элегантности. Другими словами, эстет получает удовольствие от всего, на что ему нравится смотреть. Порою проявляются формы эстетизма, когда удовлетворение приносит вкусная еда или вид красивого тела. К недостаткам таких людей относится то, что эстеты оценивают все по внешнему виду.

Помимо близких по значению синонимов, также выделяются и антонимы понятия «гедонист». К таким словам относится «аскет».

Аскет – индивид, воздерживающийся от получения удовлетворения и ведущий строгий образ жизни. Такой человек ограничивает себя во всех благах, которые заставляют чувствовать удовольствие и радость.

Аскеты склонны перетруждаться на работе, загружать голову проблемами и мало отдыхать. Эти стрессовые факторы вначале становятся причиной депрессии. А после глубокого психического расстройства даже доходят до самоубийства.

Возникновение гедонизма в качестве психологического направления произошло еще на древнегреческих просторах. Принято считать, что основателем этого учения был философ Аристипп. Что же в действительности означает это понятие и кого можно считать гедонистом, рассмотрим далее.

Согласно многочисленным научным источникам, понятие гедонизма трактуется как этическое учение, которое определяет смысл жизни человека, сводящийся к постоянной тяге получать удовлетворение и разнообразные удовольствия практически от всего, что его окружает.

Это учение определяет безудержную радость, сладостное наслаждение, удовольствие как основную цель, побуждение к жизни и своеобразное доказательство моральности. Другими словами, согласно философии гедонизма, наивысшее благо для человека заключается в том, чтобы прожить беззаботную, простую жизнь, наполненную исключительно положительными эмоциями и лишенную всевозможных страдания и горя.

Суть гедонизма заключается в таком поведении человека, которое полностью направлено на получение удовольствия. При этом подразумевается как физическое, так и моральное наслаждение. Однако гораздо чаще гедонист пытается получать максимум удовольствия именно от физических занятий и материальных вещей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий