Патанджили Йога сутры

Часть 4. Абсолютная свобода. Кайвалья Пада.

Способы получения опыта.

Барьеры были построены с помощью процесса наполнения:Обратный процесс путем удаления завесы:Открыть врата своего Я:Значение Кайвальи:Санкхья, пуруша и пракрити.

Средства достижения опыта

Пять способов утончить завесу:Рождение (джанман):Травы (аусадхи):Мантра:Тренировка чувств (тапас):Концентрация (самадхи):Сиддхи раскрываются:Отследите свой путь назад для просветления.Наполнение приходит с рождения:Нас учат, что только действие приносит обучение:Обучение тому, как отучаться.Открытие шлюзовых ворот:Медитация похожа на открытие шлюзов:

Продвинутое использование ума

Ум проистекает из Я-ориентированности:Индивидуальность и возникающее отождествление.Один разум является корнем множества:Развивайте ум в медитации:

Действия и карма

Три вида действий:Раскрашенные действия оставляют глубокие впечатления:Для продвинутых йогинов действия не окрашены:Для остальных:Изучение новой привычки.Разрыв циклаВпечатления соответствуют действиям.Белые:Черные:Смешанные:

Подсознательные впечатления

Воспоминания и предрасположенность выравниваются:Ощущение что вы уже делали это раньше:После отпуска:После изменения в вашей нынешней жизни:После воплощения:Нет начала предрасположенности к процессу:Самореализация не является результатом регрессионного анализа:Взаимодействуют четыре части:Причина:Затем цикл нарушается:Затем наступает Самореализация:Прошлое и будущее находятся здесь и сейчас:Организация вашего фотоальбома.

Объекты и 3 гуны

Все фотографии сделаны чернилами.Все ментальные впечатления созданы гунами:Три гуны.Саттва:Раджас:Тамас:Равновесие между гунами:Гуны находятся на всех уровнях, включая самые тонкие:Тот же стержневой процесс распознавания:Как гуны убывают:Характеристики выглядят как единое целое:Чернила выглядят как одно изображение:Видеть сквозь тончайшую завесу:

Буддхи и освобождение

Как отражение в зеркале:Инструмент должен быть оставлен в стороне.Как электричество и компьютер:Вопросы исчезают в понимании:

Устранение кармы порождает бесконечность.

Интеграция прямого опыта:Опыт бесконечного.Затем приходит знание:Затем поддерживайте очищение.Карма удаляется:Радость видеть так мало, чтобы знать:

Гуны после освобождения

Отбрасывание причины боли:Конец переходов:Время, кадры и фильмы.Опыт в конце последовательности:Разбейте шаблон последовательности, чтобы превзойти время.Когда гуны втягиваются, приходит освобождение:Просветленный йогин:

Метафизические аспекты йоги

Йога намного старше, чем текст Патанджали, но более ранние правила никогда не были написаны (или текст не сохранился). Не было ни одного текста, который мог бы послужить учебником для практикующих. Только Патанджали подготовил сутры, и это значительно облегчило поиск духовной свободы.

Йога сутры – классическая работа индийской философии. Написанная в глубокой древности, она до сих пор поражает. Это руководство ко всем состоянием нашего сознания, подробно описывающее, как работает ум во время занятий йоги, медитации или других духовных практик.

Благодаря способности распознавать различие интеллекта, сознания, эго и пуруша, йоги достигают всезнания, вездесущности и всемогущества. Сутры с необычной убедительностью вникают в познание человеческого тела и разума. Включают размышления о том, как мы учимся, как думаем, как и откуда возникают страдания и как мы можем положить этому конец. Четкие комментарии Айенгара являются отличным дополнением к сутрам, подчеркивая их обоснованность и усиливая их значение.

Практикующие освобождаются от мук боли и страдания, живут в радости. Практика помогает ленивому телу стать активным и эффективным, изменяет ум, делая его устойчивым. Помогает гармонизировать тело и ум с душой, чтобы все три состояли в единстве».

Йога по Патанджали

Автор произведения дал своей практике название «Йога». Другие специалисты по йогическим путям именуют ее Патанджали йогой и отождествляют с раджа йогой. Последний термин переводится с санскрита как «царский йогический путь». В этот путь включены:

  1. Кундалини, или лайя йога;
  2. Крийя йога;
  3. Мантра йога;
  4. Дхьяна йога;
  5. Йога Патанджали.

Все вместе они объединены для изучения и совершенствования разума. Если другие практики сосредотачиваются на внешнем мире и его исследовании и восприятии, то раджа позволяет человеку освободить свои внутренние силы и получить знания, спрятанные в нем самом. Эту науку можно назвать ментальной дисциплиной, стремящейся к приведению ума к однонаправленности.

Автор методики говорит, что главное – это уничтожить ментальные колебания, с которыми неизбежно сталкивается в течение жизни каждый. Поскольку йогическое учение предполагает существование сознания на сознательном, подсознательном и бессознательном уровнях, то можно говорить о том, что йога учит управлять сознанием на каждом из них.

Поскольку этот вид йоги разделен на восемь ступеней, его часто именуют «Аштанга йогой», или йогой восьми стадий. Каждая ступень требует тщательного изучения.

Сила в единстве

Важно учесть, что для полной остановки колебаний ума необходимо тренировать как витарку, так и вичару. То есть использование только одной техники не обеспечит вам нужного результата

Если человек умеет контролировать свое тело, но не умеет контролировать ум, то он не может контролировать себя. Рождение мыслей, колебание настроения, появление эмоций – все будет выводить его из равновесия.

Равно как человек, умеющий контролировать свой ум, но не умеющий контролировать тело, не сможет добиться полной остановки колебаний психики. Умение приспособить свое тело к определенному положению и побороть дискомфорт – это практика ослабления напряжения за счет правильного отношения и работы разума. И человек обретает телесное равновесие когда получает контроль над внешними раздражителями.

Структура текста[4]

Состоит из четырёх разделов (глав) и 196 сутр.

  • Глава 1. О сосредоточении (самадхи-пада), 51 сутра
    • Определение йоги (1), трех гун и пуруши (2-5),
    • источники познания (праманы), сон и память (6-11),
    • сознательное сосредоточение (12-17),
    • бессознательное сосредоточение (18-23),
    • Ишвара, то есть бог-творец (24-29),
    • девять препятствий сосредоточению (30-32),
    • семь способов очищения сознания (33-40),
    • объекты и ступени сосредоточения (самапатти) (41-49), санскары (50-51)
  • Глава 2. О способах осуществления (садхана-пада), 55 сутр
    • Йога действия (1-2), пять базовых аффектов и их устранение (3-11),
    • проявление кармы и её связь с добродетелью и пороком (12-14),
    • страдание, его причина и освобождение от него (15-24), высшее избавление (хана) (25-28),
    • вспомогательные средства йоги, названы её 8 средств (29-34),
    • йогические совершенные способности (35-45),
    • йогические позы (асаны) (46-48), регуляция дыхания (пранаяма) (49-51), концентрация манаса-разума (52-53) и подчинение органов чувств (54-55).
  • Глава 3. О совершенных способностях (вибхути-пада), 56 сутр
    • Три внутренних способа йоги: дхарана, дхьяна и самадхи (1-7); санъяма (8-15),
    • Санъяма на различных объектах и достижение различных сверхспособностей (16-34),
    • различение содержания сознания и пуруши (35-37),
    • продолжение характеристики сверхспособностей (в частности, всеведения, телесного совершенства и бесстрастности), их достижения (38-55)
  • Глава 4. Об абсолютном освобождении (кайвалья-пада), 34 сутры
    • Классификация сверхспособностей (1-6),
    • карма и её следы (7-11),
    • проблема прекращения бессознательных впечатлений (12-28),
    • достижение состояния «облака дхармы» (29-32) и абсолютного освобождения (33-34).

Асаны и пранаямы

В теории, этот раздел Йога Сутры включает в себя позиции, применяемые Хатха йогой, но сам Патанджали описывает лишь сидячие позы. Он рассматривает их как путь к равновесию между нервными импульсами, которые отвечают за такие чувства, как удовольствие, боль, восприятие холодного и горячего и т.д. Они также поддерживают тонус тела. Утро – идеальное время для их выполнения.

Пранаяма помогает концентрировать внутренние силы вместе. Правильные методики дыхания учат контролировать ум и делать его однонаправленным.

Последние четыре ступени Йога Сутры помогают научиться усмирять склонности разума, приходить к осознанной жизни и исследованию способностей собственного ума. Человек становится способным отсекать чувственный опыт, сосредотачивать ум и исключать из него всякую двойственность. Пройти все восемь ступеней может только продвинутый йогин, уже разрешивший свои внутренние конфликты и проблемы. Новички должны перед этим пройти основательную подготовку.

Для начинающих подходят бхакти йога или хатха йога, а также многие медитативные техники. При их выполнении, сознание вовлечено больше, чем при попытках полного сосредоточения. Когда они будут усвоены достаточно, должен прийти гуру, способный обучать йоге и контролю за всеми четырьмя аспектами личности человека:

  • эмоциональными;
  • деятельными;
  • интуитивными;
  • волевыми.

Патанджали отметил в писании, что не все люди в равной мере наделены четырьмя аспектами. У некоторых, преобладает эмоциональный аспект, у других – волевой и т.д. В соответствии с этим, они должны подбирать для себя подходящую разновидность йоги.

Эмоциональным людям подойдет бхакти йога, людям с развитой интуицией – джняна йога, волевым – Патанджали йога или раджа, активным – карма йога. Любая из техник приведет к успеху и в раджа йоге, когда удастся стереть ограничивающие функции разума.

Человечество давно обеспокоено проблемой отсутствия счастья. Патанджали предлагает решить ее, устранив эгоизм, страхи, неприязненное отношение, привязанности и напряженное состояние разума, одновременно превращая не ведающего человека в осознанного. Йога Сутры помогут в этом. Оригинальный рассказ поможет легко понять суть писания.

Личный и социальный кодекс

Йога Сутры подробно останавливаются на описании личного и социального кодекса человека. По мнению Патанджали, необходимо посвящать время самоизучению, аскетизму, контролю за сексуальной сферой. Он также учит тому, что нужно следить за отдачей своего сознания воле Вселенной, за настроем на ненасилие в отношении мира и себя, правдивостью, чистоплотностью, отсутствием собственнических мыслей и за тем, чтобы постоянно пребывать в состоянии удовлетворенности.

Если следовать правилам, возникнет гармония с окружающим обществом и собой. В результате, разум толкает человека на совершение внешних действий, а последние приводят к развитию разума

Важно, чтобы действия, проявленные во внешнем мире, не были хаотичными и дисгармоничными – иначе внешним беспорядком будет спровоцирован внутренний. Йога Сутры помогают привести ум в состояние покоя. Патанджали предлагает бороться с неведением, развивая разум, постигая его природу и выходя за его пределы

Тогда человек перестает отождествлять сознание с мыслями и телесной оболочкой. Неведение – причина эгоизма, когда видящий отождествляет себя с инструментом видения, что ведет к чрезмерной индивидуальности. Такие личности навязывают личную волю окружающим, пытаясь получить личную выгоду. Собственное удовлетворение ставится на первое место. Так эгоизм приводит к влечениям, перетекающим в чувство отвращения и страх перед смертью. В таких условиях счастье невозможно

Патанджали предлагает бороться с неведением, развивая разум, постигая его природу и выходя за его пределы. Тогда человек перестает отождествлять сознание с мыслями и телесной оболочкой. Неведение – причина эгоизма, когда видящий отождествляет себя с инструментом видения, что ведет к чрезмерной индивидуальности. Такие личности навязывают личную волю окружающим, пытаясь получить личную выгоду. Собственное удовлетворение ставится на первое место. Так эгоизм приводит к влечениям, перетекающим в чувство отвращения и страх перед смертью. В таких условиях счастье невозможно.

Мифы о самадхи

Существуют люди, сознательно мистифицирующие состояние самадхи. Они преподносят его как недостижимое и непонятное нормальному человеку состояние. При этом практик обязан превратиться в пень с глазами, не двигается годами, летать на досуге, путешествовать где-то в астрале или в каких-то параллельных мирах. Подобные бредни сочиняют люди по двум причинам.

Первый — так называемые «гуру «хотят продавать услуги под брендом йоги. Чем непонятнее цель — тем проще удерживать людей на крючке. Невозможно достичь «то, не знаю что» — нечто неописуемое, доступное пониманию лишь самого гуру.

Второй — искренние практики. Они верят, что мистические недостижимые состояния и есть цель. Такие люди начинают практиковать, ожидая результатов в виде сверхспособностей (сиддх).

Не получая результатов упорных тренировок, йогины начинают затягивать гайки, еще больше издеваться над телом шаткармами (чистками) и упражнениями. На этой стадии данные персонажи становятся агрессивными. Они прикладывают огромные усилия и думают, что конечная цель не может быть простой. Некоторые из них не могут справиться с агрессивностью (но даже им понятно, что так не должно быть), поэтому вступают в агрессивную полемику с окружением, навязывая свои взгляды.

Особо харизматичные фанатики создают секты, если находят последователей. В обратном случае — иногда даже сходят с ума или совершают суицид.

Хочу то — не знаю что

Те, кто выбирают такой путь, вероятно, изначально склонны к психическим отклонениям. Ни один вменяемый человек не может хотеть неопределяемых вещей. Какой должен быть критерий достижения цели? Ведь тогда человек стремится к достижению образа, который он себе представил, к несуществующим понятиям, а не к самадхи. А Патанджали “Йога-сутры” и не обещают осуществления фантазий, а лишь указывают на те шаги, которые придется осуществить. 

Когда цель понятна — то и двигаться к ней просто потому, что понятны приоритеты. Если Ваш путь сопровождается улучшением настроения, длительностью пребывания в состоянии внутреннего покоя, доброжелательностью, уменьшением агрессивных реакций — вы на правильном пути.

Если вы замечаете:

  • Окружают вас лишь люди, желающие сбить с правильного пути, пытающиеся подорвать веру в правильность идеи
  • Пребываете в состоянии обороны и постоянного стресса

Эти критерии показатель неверно выбранного направления. Нужно его тщательно переосмыслить.

Вопросы датирования

Эксперты спорят по поводу даты написания писания. Некоторые считают, что составлял его не сам Патанджали, а Брахма, но доказательств этому нет. Неизвестна и точное время жизни Патанджали: разные источники указывают на 4 век н.э., 50 год н.э., 400 год до н.э. и т.д. Большинство критиков сошлись во мнении, что Йога Сутры были написаны за 400-500 лет до прихода Иисуса Христа.

Чтобы определить эту дату, был проведен анализ других писаний. Метод нельзя назвать точным, потому что доподлинно установить, какой из авторов оказал влияние на других, невозможно. И есть вероятность того, что тексты увидели свет через много лет после формирования философских идей и практик.

Во многом, на видение Патанджали оказала влияние санкхья, которую сформулировал риши Капила. Она зародилась раньше, чем буддизм и даже была изучена Буддой до того, как он нашел просветление. Упоминаемая санкхья говорит о том, что нет смысла искать подтверждения существования Бога, потому что это не влияет на людей, которые должны учиться духовным практикам на Земле.

Отличие Йоги Патанджали – в том, что в ней появляется концепция Божественного. Затем все системы начали оказывать влияние друг на друга, они развивались параллельно. Некоторые основополагающие практики йоги и буддизма – схожи. Патанджали не отсылает в своих текстах к другим источникам, что заставляет считать, что его система сформировалась раньше прочих.

12 переводов, собранных построчно

Йога-сутры — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги.

Йога-сутры — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги. Они были систематизированы и написаны Патанджали, поэтому иногда они называются «йога-сутры Патанджали». Стоит отметить, что эти знания не были придуманы или изобретены автором, он всего лишь облёк их в форму, доступную для понимания практика в эпоху Кали-юги.Можно по-разному переводить слова «йога» и «сутры», но чаще всего слово «йога» переводиться как «связь» или как «контроль», «сутра» как «нить». То есть йога-сутры — это знания о связи с Абсолютом, нанизанные на нить повествования, или как знания о контроле ума, что больше соответствует смыслу самого произведения. Сутры намекают в свою очередь на то, что эти знания представляют собой единую цепочку, как бусы, проявляющиеся в образе бус только нанизанные на нить, в то время как без неё — всего лишь набор бусин.

Книга в основном ориентирована на продвинутых практиков йоги, помогая им сохранять достигнутый высокий уровень энергии и ума. Но не менее полезной она будет и для тех, кто только делает первые шаги в этом направлении. Это обусловлено структурой текста, мудро раскрывающего суть йоги — вначале засеваются в практика семена нравственности и дхармы; затем описываются системы, направленные на помощь в очищении от омрачений; в третьей главе раскрывается потенциал и даются глубинные наставления для обретших сиддхи (сверхспособностей, являющихся и одним из искушений на пути); завершается книга вызревшим плодом йоги — повествованием об освобождении.

В данном тексте представлены 12 различных переводов на русский язык йога – сутр Патанджали , выполненных с санскрита или с английского языков , и оригинальное написание сутр , а также приведена транскрипция для чтения . В текст внесены исправления орфографических и пунктуационных ошибок , в остальном же строфы остались авторские . Каждый из переводов имеет свой отпечаток субъективизма переводчика и комментатора , поэтому , собрав все доступные переводы , вам предлагается возможность сформировать собственное видение сути и смысла йога – сутр Патанджали , отметив для себя острые углы различных переводов и их особенности.

  1. Бейли (пер. с английского)

  2. Вивеканадна новый перевод (пер. с английского)

  3. Вивекананда старый перевод (пер. с английского)

  4. Гандханадха (пер. с английского)

  5. Десикачара (и по совместительству Кришнамачарьи) (пер. с английского)

  6. Загуменнов (пер. с санскрита)

  7. Островская и Рудой (пер. с санскрита)

  8. Ригина (пер. с английского)

  9. Свенсон (пер. с английского)

  10. Фальков (пер. с санскрита)

  11. Свами Сатьянанда Сарасвати (пер. с английского Нирмала Драсты)

  12. Айенгара Б. К. С. – (пер. с английского)

Часть 2. Практика (Садхана Пада).

Минимизация преукрашивания грубой сферы.

Защита вашего ложного отождествления:Две склонности:Страсть к продолжению:Страх к прекращению:Никто не освобождается от ответственности:Понимание необходимости неокрашивания:Желание сохранить вещи такими, какие они есть:Страх перемен:Страх естественен:

Асана

Предлагаемые позы:ПадмасанаВирасанаБхадрасанаСвастикаДандасануПарианкаСопасраяKraunchanisadanaSamasamsthanaSthirasukhaИспользуйте любую позу, которая приносит устойчивость и легкость:

Пранаяма

Приостановка означает переход:Замедление дыхания.Регулирование по месту, времени и количеству.МестоВремяЧислоЦели медленные и тонкие:Осанка является обязательным условием:Разнообразие взглядов на пранаяму.

Пратьяхара

Прекращение сцепления, а не подавление.Следуя за пчелиной маткой:Нежелание уводить чувственные ощущения.Привязанность к ощущениям:

Литература

  • Patanjali. 1989. (Feuerstein, G. trans). The Yoga-Sutra of Patañjali: A New Translation and Commentary. Inner Traditions.
  • Iyengar, B.K.S. (1993, 2002). Light on the Yoga Sūtras of Patañjali. Hammersmith, London, UK: Thorsons. ISBN 978-0-00-714516-4
  • Master E.K., The Yoga of Patanjali Kulapathi Book Trust ISBN 81-85943-05-2
  • Classic Yoga («Yoga Sutras» by Patanjali, «Vyasa Bhashya»). Translation from Sanskrit, foreword, comments and system reconstruction by E.P. Ostrovskaya and V.I. Rudoj.
  • Patanjali’s Yoga Sutras. Translation from Sanskrit, foreword and comments by B. Zagumennov.
  • Patanjali’s Yoga Aphorisms. Swami Vivekananda. «Yoga Sutras» rendered by Swami Vivekananda, translated from English by Ya. Popov. In the book: S. Vivekananda. Raja Yoga – Patanjali’s Yoga Aphorisms. Sosnitsia, 1906
  • Patanjali’s Yoga Sutras with comments by Sri Krishnamacharya. T.K.V. Desikachar. Series: The Anthology of Yoga. Publishing houses: Ex Libris, Janus Books, 2002.
  • The Textbook of Yoga Psychology. A New Translation and Interpretation of Patanjali’s Yoga Sutras. Rammurti Mishra. Translated by D. Burba and M. Osinovsky under the editorship of V. Vinnitskiy. Kiev, “Sofia”, Moscow, “Helios” PH, 2002.
  • Patanjali’s Yoga Sutras. Comments. The lectures given by Swami Satyananda Saraswati, Bihar School of Yoga, Munger, Bihar, India. Minsk, VEDANTEMALA, 2006.

Краткое изложение Йога-сутры Патанджали с точки зрения практики

Если совсем просто смоделировать устройство столь сложной системы как человек, то можно выделить в нем два основных момента, две силы. Первая сила – это совокупность его многочисленных желаний, имеющих в основе и в остатке желание жить (абхинивеша), и вторая сила – это инерция консервативной стороны человеческой системы, в первую очередь тела. Эта пара сил именуется в йоге Патанджали «двандва» – двойственность. И вся динамика обычной человеческой жизни, все ее события укладывается в схему колебаний от преобладания то одной силы, то другой. Преобладает активность – и человек творит, затевает дела, продвигает свои проекты и участвует в чужих. Потом его отбрасывает в пассивность, то есть в «тень» активности, обратную сторону его личности, и происходит то, что обычно не видно со стороны.

Третьей силой должен быть некий «нормализатор» первой и второй силы, подстраивающий их динамику и ритм оптимальным образом – с точки зрения экономии сил и ресурса. Но третьего от природы не дано, и эту третью силу (саттву) вырабатывает йога. Если йоге нет места в жизни человека, динамикой двандвы полностью управляет внешний ритм общества, семьи, а также стандартная (заложенная генетически) программа взросления и старения.

Обычно к йоге обращаются люди, утомленные болтанкой двух сил, их разбалансировкой. И первое, что предписывают Сутры – это культивирование «читта вритти ниродхи», то есть прекращение колебаний ума. На практике эта «ниродха» (непорождение) выглядит как временное прекращение всякой спешки и суеты (ментальное расслабление) плюс обычное расслабление тела (физическое расслабление). Устойчивое состояние покоя именуется в йоге высоким словом «самадхи». По мере практики обоих расслаблений (своего маленького самадхи) испытываются своеобразные сбросы накопленных физических и психических напряжений. Таким образом человек практически знакомится со своим подсознанием, содержанием психики и особенностями тела. Человек «упирается» в самого себя, в свое устройство. Поэтому следующим этапом, после самадхи, идет «садхана» (Вторая глава Сутр), то есть проработка тела и психики, заключающаяся в их изучении (свадхьяйя) и закалке (тапас). Закалка дается практикой асан и пранаямы плюс посильные нагрузки, необходимость которых человек ощущает в процессе самопознания, свадхьяйи.

В условиях современного социума этим дело обычно и ограничивается. Человек, практикующий йогу, выходит на некое «плато», когда он с помощью наработанной третьей силы, саттвы, компенсирует всяческие «вредности», притекающие извне в виде стрессов и неприятностей. И тем самым живет дольше и более счастливо, чем без йоги. Но бывает так, что возникает регулярный избыток саттвы, выражающийся в том, что третья сила начинает «переливаться через край», возникает ее избыток, выражающийся в появлении паранормальных, необычных способностей (сиддхи). Повторю, это бывает редко и специально стремиться к этому не стоит.

Сиддхи (во множестве описанные в Третьей Главе Сутр) создают одновременно огромные возможности и огромные искушения, это проверка на зрелость, возникающая вполне естественно как важный пункт йогической эволюции. Либо ты управляешь сиддхами, либо они тобой. У прошедшего эту проверку, не заигравшемуся в сиддхи, возникает свобода, высокий уровень управления своей судьбой. Эта свобода именуется в Сутрах «силой сознания» (читишакти).

Отталкиваясь от изложенного практического понимания, можно погружаться в подробности и тонкости, изложенные далее в Литературном переводе и Комментариях.

Подарок от Патанджали

То есть Патанджали подарил нам бесценный дар – информацию о том, как улучшить качество своей жизни. При этом эффективность данных методик доказана современными исследованиями.

Ричард Дэвидсон и Антуан Лунц взяли 2 группы участников: тех кто никогда не использовал практику концентрации и тех, кто практикует ее от трех месяцев. При этом под концентрацией они понимали «медитацию концентрации внимания», где необходимо «сосредоточиться на ритме собственных вдохов и выдохов» и «медитацию осознанности», то есть медитацию свободного восприятия.

МРТ показало, что у второй группы объем ткани в некоторых областях префронтальной коры мозга и в островковой доле был больше, чем у участников первой группы

Перечисленные зоны мозга отвечают за обработку информации, внимание и внутренние ощущения. Другое исследование показало, что участники второй группы способны лучше переживать стрессовые ситуации, в том числе публичные выступления. Также у второй группы проследили уменьшение миндалевидного тела, отвечающего за хранение негативных эмоций: страха и тревоги

Также у второй группы проследили уменьшение миндалевидного тела, отвечающего за хранение негативных эмоций: страха и тревоги.

Часть 3. Накопление опыта (Вибхути Пада).

Внутреннее выглядит как внешнее

Кожа рассматривается как граница:Граница систематически смещается внутрь:Тело, дыхание и чувства являются внешними:Медитация и самадхи становятся внешними:

Свидетельствование о тонких перемещениях-переходах (внимания)

Что такое объект?:Переход – это объект.Мысли имеют переход:Наблюдаются три тонких перехода:Ниродха:Самадхи:Экагра:Мастерство перехода приносит мастерство над мыслью:Убрать из головы слушателей:Мастерство над перемещенем-переходом (внимания):Существует сближения, схождения с переходами:Наблюдение за переходами-смещениями внимания говорит о прошлом и будущем:Представьте себе кастрюлю с кипящей водой:Отпускание тонких способностей:

Отречение, которое приносит освобождение

Отклонение небесных приглашений:Большой опыт приносит большую привязанность:http://swamij.com/prakriti-purusha-sankhya.htm

Высшая проницательность через самьяму

Это также приносит абсолютное освобождение:Самьяма о моментах и ​​очередности:Это относится ко всем типам объектов:Трансцендентное знание и освобождение.Моменты и очередность:За пределами моментов и очередности:Это относится ко всем типам объектов:http://www.realyoga.ru/library/Книги%20 … риала.docxДобавлено спустя 31 минуту:

Исследование сутр Патанджали

Айенгар смог, используя множество практических ссылок, объяснить текст Патанджали. Глубина его практики и понимания видна в строгой точности, с которой он подходит к телу в йогической позиции. Однако, его практика намного глубже

В своих уникальных исследованиях Патанджали, растяжения и симметрии Айенгар обнаруживает не только терапевтическую необходимость сохранения структурной целостности тела, но тонкое не менее важное влияние асан на поток энергии и сознание

Айенгар показал, что любое разделение на материю и дух, тело и душу, физическое и духовное — ложно.

Подчеркивая структурную целостность тела, он открыл врата духовности миллионам людей, для которых тонкость ума оставалась неизвестной территорией. С разъяснениями сутр Айенгаром эти двери широко открыты для всех. Особенно это верно для адептов, чья академическая подготовка не самая лучшая — например, их неправильная практическая интерпретация сутр, асан и пранаямы. Гений Айенгара — необычайный дар ясности, интуиции и поддержки тех, кто искренне практикует.

Непревзойденный опыт Айенгара, как индийского учителя для людей Запада, в сочетании с его опытом брахмана и учителя и правильной линией пересказа, придает переводу сутр аутентичность и авторитет, которых не хватает в других публикациях йога сутр Патанджали. Он предлагает понятную и прагматичную, полную интуитивного понимания интерпретацию истинного гуру йоги.

Айенгар

Практика без глубоких и панорамных знаний внутренних карт Йога сутр похожа на дрейф через сложный и опасный океан. Но чтобы использовать эту карту без помех, необходим компас в форме глубокого и полного авторитетного опыта Айенгара. Каждый адепт должен руководствоваться этой классической и чрезвычайно ценной работой.

Йога сутры в переводе Б.К.С. Айенгара – это новый перевод классического текста с древнего санскрита, богатый практикой, а не только философскими комментариями. Автор указывает, как благодаря правильной, сознательной практике самосовершенствоваться, преодолеть различные препятствия на пути развития для достижения своей цели.

Вритти

Когда читта находится в своей естественной форме, то функции психики прекращаются и реакция на внешние раздражения отсутствует. Такое состояние описывается как «читта вритти ниродха», что является наиболее точным определением термина «йога». Чтобы достичь такого состояния, необходимо освободиться от вритти – колебаний ума.

Вритти – это волны мысли в читте, волнения и переживания. Это то, что не дает читте принять свое естественное состояние. Другими словами вритти – это иллюзия, заставляющая нас думать: «те переживания, мысли и эмоции, которые я испытываю — это и есть Я».

Вритти – это шаблоны, которые обуславливают наше поведение: привычные реакции на происходящие события и доведенные до автоматизма образцы поведения. Даже те мысли, которые возникают у нас, вызваны вритти

Получается, что контроль и управление вритти – это важное умение, необходимое к освоению не только йогу, желающему достичь просветления, но и рядовому человеку, который хочет сделать свою жизнь счастливой

Чтобы понять, как избавиться от вритти, сначала нужно узнать, какие иллюзии существуют и как они на нас влияют.

Общие сведения

Мудрец Патанджали написал писание, которое состоит из 196 строф. Если переводить словосочетание «Йога Сутры» с санскрита, то получится «Строфы о технике йоги». Само слово «сутра» имеет другое значение – «нить». Все повествование в писании является непрерывной нитью, на которой все идеи соединены, как соединяются бусины на ожерелье. Все вместе эти идеи формируют особое философское мышление. Каждая из них – яркий короткий афоризм. Из-за этого, писание иногда называют «Йогой даршаной», что буквально можно перевести как «Философия видения посредством йоги».

Йогины и исследователи философии пришли к выводу о том, что это произведение наиболее точно и в научном виде передает смысл йоги. Все оно состоит из четырех глав:

  1. Самадхи пада. В нее входит 51 сутра, которые раскрывают читателям суть йоги, цель этой восточной практики, рассказывают о сампраджняте и асампраджняте самадхи, сабидже и нирбидже самадхи. Также здесь раскрывается смысл практики и бесстрастия, ментальных видоизменений, различных средств, с помощью которых человек обретает опыт. Здесь же описаны признаки чистого сознания, или Ишвары, а также препятствий к самосовершенствованию. Разобраны методы, с помощью которых можно гармонизировать разум.
  2. Садхана пада. Эта глава больше предыдущей на четыре строфы. В ней обсуждаются основные жизненные напряженности и методы их устранения, раскрывается понятие знаемого и знающего, рассказывается про жизнь без осознания и пути прихода к осознанию. Прочитав эту главу, человек усвоит, как прийти к интуитивным знаниям, управлять негативными намерениями и пранами, отводить чувства. В Садхана паде говорится про восьмеричную систему йоги, социальном и личном кодексах человека, асанах.
  3. Вибхути пада. Третья глава включает в себя 56 сутр, в которых описаны медитационные практики и методы сосредоточения внимания. Из нее можно узнать про сверхсознание, психических силах человека и природе внешнего проявления.
  4. Кайвалья пада. Все 34 строфы этой главы посвящены единственности. Они затрагивают вопросы выбора средств для получения психических сил, разбирают причины человеческой индивидуальности, особенности космического разума, теорию восприятия и использования разума как бессознательного инструмента. Патанджали рассказывает про то, что все вещи едины, а также раскрывает секрет пути к кайвалье и ее особенности.

В таком построении писания, есть логика – каждая сутра готовит читателя к усвоению следующей. Сами строфы кратки и лаконичны, каждое слово вмещает в себя максимальный объем информации. Сутры можно сравнить с поэзией, которая точна с научной точки зрения.

Витарка

Грубая концентрация – это удержание внимания на материальном объекте, на том, что мы воспринимаем через органы чувств. Это концентрация на том, что имеет форму, цвет, объем, вес и другие качественные признаки

В контексте йоги – это практика асан, позволяющая нам направить внимание на ощущения в теле

Практикуя асаны, мы принимаем привычное или непривычное положение и следим за всеми возникающими в теле ощущениями. В этот момент происходит соединение концентрации, медитации и созерцания (самьяма), что является эффективным инструментом познания мира для йога. Фиксация разума (самьяма) на объекте грубой природы учит нас контролировать свою материальную составляющую.

Этапы прохождения йогического пути

Существует восемь элементов йоги, ведущих к просветлению, описанных мудрецом Патанджали в классическом тексте Йога-сутры. Это:

  • яма (запреты);
  • нияма (заповеди);
  • асаны (позы тела);
  • пранаяма (контроль дыхания);
  • пратьяхара (чувства);
  • дхарана (концентрация ума);
  • дхьяна (медитация);
  • самадхи (состояние сверхсознания).

Мы знаем из физики законы ньютоновской динамики – если одно тело воздействует на другое с определенной силой и энергией, то другое тело воздействует на первое с той же силой и энергией, но сила меняет направление. Признавая правоту этого закона, должны признать, что каждая мысль, задуманная в нашем уме, каждое слово, сказанное нами, и каждое из наших действий вернется к нам. Это принцип кармического возмездия или причинно-следственных связей.

Иногда эффекты наших действий проявляются очень быстро, но чаще они возвращаются к нам после столь длительного времени, что нам трудно найти связь между причиной и следствием. И отсутствие восприятия этих зависимостей часто является причиной нашего незнания этого закона. Йога Патанджали предоставляет возможность перестать жить слепо, стать более внимательными в жизни, игнорируя незнание, а соблюдение божественного закона появляется спонтанно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий