Разновидности Бхакти как философского учения
Бхакти не рассматривается в качестве единого цельного философского течения, религии. Она включает в себя множество сект, но все они признают одного Бога —творца и относятся уважительно, или по крайней мере толерантно к другим религиям.
Философы Индии разделяют Бхакти на две большие группы:
- Приверженцы первой из них почитают единого Бога — абсолюта, всего что он создал и в чем растворился. Эта разновидность именуется, как Пара Бхати, но она не слишком распространена в связи с духовными ограничениями, принятыми на территории Индии.
- Вторая группа — гауни Бхати, получившая более широкое распространение и понимание. Оно включает в себя любовь к одной из ипостасей верховного Бога —Вишну. В этой форме, философы видят источник разногласий и общественных конфликтов, так как она легко перерастает из веры в фанатизм.
Базовые понятия йоги: карма, реинкарнация, аскеза и тапас
Чтобы двигаться к следующим ступеням йоги, осваивая основы йоги, нужно усвоить такие важные понятия: карма, реинкарнация, аскеза и тапас.
Это необходимый фундамент для соблюдения Ям и Ниям, а также условия для продвижения по следующим ступеням йоги.
Карма
Карма в переводе с санскрита означает “деяние, причина-следствие, воздаяние”. Это вселенский причинно-следственный закон, в соответствии с которым праведные либо греховные поступки человека определяют его дальнейшую судьбу.
Закон кармы очень ёмко передаёт известная пословица “Что посеешь, то и пожнёшь”. В основу закона кармы положена способность идентифицировать себя с собственными поступками.
Реинкарнация
Это процесс перерождения сознания из одного тела в другое. Реинкарнация даёт нам понять, что это тело и эта жизнь – не единственное, через что мы приобретали опыт, и что впереди нас ждёт ещё множество разнообразных перевоплощений.
Весь имеющийся опыт и мудрость формировались бесчисленное количество предыдущих жизней в разных телах и не только в человеческих.
Следовательно, сейчас мы несём ответственность за будущее, которое нас ждёт и после смерти. Понимание реинкарнации имеет большое значение для изучающих основы йоги людей. Это налагает определённую ответственность на совершаемые действия и привносит в жизнь осознанность.
Аскеза
Осознанный выход из зоны комфорта, требующий приложения усилий через развитие терпения и самодисциплины. Без аскезы нет практики йоги. Именно через адекватные аскезы возможен прогресс в йоге.
Кто из Вас реализовывал проект или выполнял сложное, объёмное задание, требующее новых знаний, умений и навыков, наверняка знаком с аскезой. Это нахождение в контролируемом дискомфорте, выход в который мы сами принимаем как необходимость для достижения результатов.
Тапас
Благодарности, накопленные человеком, преобразованные посредством аскез в универсальную, свободно конвертируемую энергию.
Таким образом, чтобы обладать каким-либо количеством тапаса, нам необходимо взаимодействие с другими людьми, оказание им услуг, приносящих благодарности. Затем, накопленный объём благодарностей сможет работать в универсальном приложении, при условии его трансформации через аскезы. А самый быстрый и эффективный способ аскезы – это занятия йогой!
Почему занимающемуся йогой важно это понимать? Потому что практика йоги даёт много энергии, чтобы её правильно использовать, необходим набор морально-нравственных норм (Яма и Нияма), понимание, что мы не должны здесь и сейчас брать от жизни всё (реинкарнация и ответственность за содеянное, карма)
Система Хатха-йоги содержит учения:
Крийя-йога – свод методов для глубокого очищения физического тела с помощью различных процедур и техник. К ней относятся общеизвестные шат-кармы (шесть очистительных процессов) и другие, мене распространенные средства укрепления организма.
Эта разновидность йоги создает высокую степень внутренней физической чистоты, укрепляет органы и жизненные системы, а поэтому, применяется во многих других, более сложных направлениях йоги. Часть крий используется в учении Аюрведы (знание о жизни). Существует более высокий уровень Крийя-йоги направленный на духовное совершенствование.Кундалини-йога – методы пробуждения скрытого потенциала жизненной силы, именуемой Кундалини-шакти, где через управление энергетическими процессами адепт приходит к конечной цели – обретению Истинного Знания и достижению сверх способностей.Свара-йога (или Прана-йога) – система гармонизации жизненных энергий с помощью упорядоченного дыхания (пранаямы). Это ценный метод накопления внутренней энергии, стабилизация биологических ритмов и достижение большей продолжительности жизни. Через контроль над праной достигается состояние выхода за пределы омрачённого разума – самадхи.Расаяна-йога – древнее учение о применении различных лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения для очищения организма. Способ обретения небывалого долголетия и колоссальной ясности сознания, что позволяет постигнуть природу Реальности. Этот свод учений всегда был крайне секретен, так как содержит сложные рецепты, включающие даже ядовитые (например ртуть) и наркотические вещества. В современном мире, этот тайный способ достижения совершенства, практически утрачен.Система Раджа-йоги (последние четыре ступени Аштанга-йоги) содержит учения:Нада-йога – система практик, которые опираются на работу со звуком, возникающем внутри человека, в результате течения жизненных энергий. Через методы погружения в звук, йогин входит в трансцендентальное состояние, возникающее после растворения всех форм звуков. В этом процессе адепт достигает высших состояний в которых энергия и сознание соединяются.Янтра-йога – система практики с помощью созерцания специальных графических или скульптурных форм в виде мистических диаграмм (янтр) или мандал символических образов, которые передают духовную энергию, вызывая высшие медитативные состояния сознания.Лайя-йога – система медитативных практик, приводящая к освобождению сознания от заблуждений, расстворение активностей кармического ума искусными средствами, достижение состояние покоя и недеяния.Дхьяна-йога – система медитативных практик, которая приводит ум человека к однонаправленности, единству восприятия мира, растворению нестабильных состояний сознания и в итоге – окончательному освобождению от страданий.Самадхи-йога – система медитативных практик высшего уровня, освобождение сознания через обретение различных состоянияй транса, прорыв сквозь омрачения ума к духовной самореализации.
Начало 1-я часть Продолжение 3-я часть
Теория Учения йоги. Начало мудрости | |
Хатха йога – Йога “Солнца и Луны”. Система уравновешивания энергии в теле и сознании человека | |
Раджа йога – Царственная йога. Йога контроля над чувствами и низшим сознанием, путь к Освобождению от заблуждений | |
Джанана йога – Йога трансцендентального Знания. Аналитическая и медитативная система, интеллектуальный путь к Просветлению | |
Карма йога – Йога совершенных действий, освобождающих сознание личности. Бескорыстная деятельность, отказ от эгоизма | |
Бхакти йога – Йога раскрытия божественной Любви к высшему источнику в собственном сердце | |
Кундалини йога – Йога развития жизненной силы (Кундалини). Освобождение сознания с помощью пробуждённой энергии. | |
Учение тантр – преобразование энергии и сознания человека, устранение внутренних проблем. Трансформация омрачений в мудрость | |
Семинары Школы – новые, планируемые, а также прошедшие семинары, программы и фотографии | |
Семинары Лесной Школы Йоги – программы семинаров, особенности проведения, уровни сложности, заявка для участия | |
Список литературы для начинающих – электронные тексты для начального знакомства с йогой |
Бхакти и ортодоксальные индусы
В Индии существует несколько направлений, в том числе и йоги. Бхакти — это лишь одно из самых распространенных. В нем признается лишь один Всевышний. Он видится людям как вечный чистый разум, единение всего живого и абсолютная любовь ко всему на земле. И люди, которые являются сторонниками данного направления, считают соей целью служить своему Богу, любить, как и он, все живое на земле, а также почитать самого Творца.
В Индии распространены касты, поэтому существует некоторое деление людей. Из-за этого нередко происходит недопонимание между кастами, которое неприемлемо для бхакти-йоги.
Обычно низшие касты принимают бхакти-йогу с открытым сердцем, зная, что их ждет лучшая жизнь. Они проводят дни в вере и делают все, как полагается по законам данного направления. Бхакти оказывает большое значение на сторонников данной веры. В последнее время поклонников этого направления йоги стало еще больше, оно воспевается и практикуется все шире во всем мире.
Истинные цели
Понятие «йога» пришло в наш мир из санскрита: в слове «юджин» заложен смысл объединения, связи, общности, союза.
Это означает, что главная цель йоги — связь нашего внутреннего «Я» с высшим, объединение телесного восприятия себя с духовным.
Наше совершенное, мудрое высшее «Я» в культуре других стран называется по-разному, но это не влияет на суть его понимания.
Например, можно услышать, что эту божественную энергию именуют душой, Богом, Атманом, Абсолютом, Внутренним мудрецом, голосом Вселенной или Высшим разумом.
Эпитеты, характерные для данной сущности, в каждой религии разные
Важно одно — с помощью йоги человек начинает идти по своему истинному пути от внешнего к внутреннему, начинает понимать высшие законы бытия. Находит свое предназначение, чтобы приносить пользу окружающему миру
Одна из задач йоги в том, чтобы научиться управлять своим умом и использовать полученные знания по правильному назначению. Когда мысли выходят из-под контроля, человек становится эгоистичной, беспокойной натурой, наполняется всевозможными страхами. Он не может чувствовать себя счастливым, спокойным и гармоничным.
Основные каноны йоги прописаны в древних книгах, сохранившихся до наших дней.
Наиболее авторитетными из них, по нашему мнению, можно назвать следующие:
- Йога сутры Патанджали с комментариями;
- Хатха-йога Прадипика;
- Трёхтомник Бихарской школы йоги;
- Хатха-йога Дипика (Б.К.С. Айенгар).
9 принципов бхакти-йоги
Бхакти-расамрита-синдху, священный индуистский текст, написанный учителем-поэтом-философом Руп Госвами, излагает девять основных принципов Бхакти-йоги.
1. Сварана (слушает)
Сварана включает в себя прослушивание древних писаний, стихов или историй, особенно тех, которые рассказывает Святой (он же Бхакта). Этот принцип не действует в одиночку. Вам придется объединиться с другими преданными.
3. Смарана (воспоминание)
Смарана означает постоянное памятование о Божественном. Где бы вы ни находились, практика Бхакти означает, что божественность находится на переднем плане вашего ума.
4. Падасевана (служение)
Падасевана включает в себя выражение любви к Божественному через служение. Это может включать добровольчество, помощь кому-то нуждающемуся или даже просто воспитание чувства любящей доброты и служения по отношению к тем, кто находится в вашей жизни.
5. Арчана (ритуальное поклонение)
Архана включает в себя поклонение Божественному через внешние образы, богов или иконы, чтобы очистить сердце любовью. В индуизме обычно почитаются такие божества, как Ганеша, Кришна, Шива, Парватия, Дурга и Сурья.
6. Вандана (молитва)
Вандана относится к молитве и простиранию (это означает лежание на земле, вытянувшись). Молясь, Бхакти стремится ограничить поглощенность собой и эгоцентризм, чтобы соединиться с целым.
7. Дасья (без вопросов)
Дасья предполагает служение воле над Божественным, а не вашему собственному эго. Когда вы слушаете Божественное без сомнений, страха или вопросов, это ведет вас к следующему шагу.
8. Сахья (дружба)
Сакхья включает в себя культивирование дружбы по отношению к Божественному. Видите ли вы Божественное в божествах или во всех вещах, это означает быть лучшими друзьями со всем, что существует.
9. Атманиведана (самопожертвование)
Атманиведана означает полное подчинение себя Божественной природе всех вещей.
По теме: Какой вид йоги выбрать? Ведь их так много
Глава 10 | Путь к Богу (йога) через познание славы (вибхути) и великолепия Господа
Это одна из самых образных и поэтических глав БГ. В начале главы Кришна прямым текстом раскрывает секрет пробуждения абсолютной преданности Богу: это получение знания о том, кто такой Кришна, и о том, что все есть Кришна! Тогда бхакти естественным образом просыпается и растет в человеке. Далее Кришна рассказывает про бхакт-преданных: что они делают и через какие этапы получения знания о Кришне они проходят.
После этого Арджуна, который к этому моменту окончательно понял, что перед ним Нараяна, просит Его открыть тайну познания Бога: о какой форме Бога ему помнить и на какую форму медитировать, чтобы по-настоящему достичь Кришны? (Вопрос именно о форме, потому что Арждуна уже усвоил из предыдущих глав, что главный способ один – это однонаправленная концентрация с любовью на Кришне).
Ответ Кришны – 20 шлок с водопадом множества прекрасных божественных форм-образов, и простым правилом в конце: все, что ты видишь, Арджуна, – это напоминание обо Мне, так как к какому бы множеству ни принадлежал субъект или предмет, который ты видишь, знай, что самый лучший представитель этого класса субъектов/предметов, который максимально выражает их суть и качества – это Я, Кришна. И весь этот мир со всем его великолепием Я поддерживаю лишь мельчайшей частичкой Себя.
Бхакти-йога в гаудия-вайшнавизме
В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» средневековый гаудия-вайшнавский (кришнаитский) богослов Рупа Госвами определил пять основных разновидностей бхакти, называемых бхава:
- шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом
- дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина
- сакхья-бхава — общение с Богом как с другом
- ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога
- мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному
В процессе бхакти-йоги, бхакта культивирует один из пяти видов бхакти, который наиболее близок его умонастроению. В гаудия-вайшнавизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана к Кришне.
В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами даётся описание девяти процессов бхакти-йоги, следуя одному или нескольким из них можно достичь высшего совершенства — чистой любви к Богу:
- Шравана («слушание о Боге») — слушание историй из священных писаний, повествующих о Боге и повторение Святых Имён Бога (джапа).
- Киртана («прославление Бога») — воспевание Святых Имён Бога или описание Его всепривлекающих черт и деяний.
- Смарана («памятование о Боге») — внутренняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.
- Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») — выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу.
- Арчана («поклонение мурти Бога») — поклонение (пуджа) какой-либо из форм мурти Бога в индуизме.
- Вандана («вознесение молитв Богу») — вознесение различного рода молитв Богу.
- Дасья («служение Богу») — выполнение какого-либо служения для удовлетворения Бога.
- Сакхья («установление дружеских отношений с Богом») — установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.
- Атма-ниведана («принесение всего в жертву Богу») — предание всех мыслей и действий Богу.
Наиболее известные разновидности бхакти
Согласно многочисленным данным, дошедшим до наших дней из Древней Индии, в йоге бахти выделяли 5 главных разновидностей.
Все вместе они позволяют постепенно познать Бога, а также помогают показать и подарить Ему свою любовь:
- Мадхурья – является выражением абсолютной влюбленности;
- Ватсалья – рассказывает о родительских чувствах матери или отца;
- Сакхья – говорит о правильных духовных отношениях;
- Дасья – свидетельствует о непреклонном повиновении;
- Шанта – занимает нейтральное положение среди остальных направлений.
Абсолютно любой человек имеет право выбрать для себя одну разновидность, которая подходит ему более всего, и развиваться в данном направлении. Но перед непосредственным началом занятий требуется признать силу Всевышнего и его абсолютное величие.
9 ступеней индийской философии служению и преданности Богу
Высшая любовь доступна человеку не сразу. К ней необходимо прийти через преодоление притяжений материального мира и девять ступеней служения. Практика бхакти-йоги основана на девяти ступенях, которые помогут привести служителя к осознанию и любви.
- Первой из них является слушание священных писаний вместе с единомышленниками или в одиночестве.
- Вторая заключается в прославлении и воспевании Бога (мантры).
- На третьей ступени, служителя ожидает памятование о Боге, которое заключается в длительных медитациях. Во время этой практики все мысли человека сосредоточены исключительно на Боге.
- На четвертом этапе предстоит освоить личное служение Богу.
- Пятая ступень подразумевает поклонение и почитание статуи, изображающей одну из форм Бога.
- Следующим шагом является молитва.
- Седьмая ступень – это снова служение, но уже направленное на удовлетворение приказов Бога.
- На восьмом этапе служителю предстоит установить дружескую связь с Богом.
- Заключительный шаг – жертвование всего себя Богу: своих мыслей, чувств, желаний и личных стремлений.
Чтобы достигнуть высшей любви, необязательно проходить все девять ступеней. Человек может выбрать всего одну или несколько, и усердной работой прийти к высшему духовному просветлению.
Основные принципы
Данное движение не подразумевает деление человека по классам и сословиям. Все люди становятся едины перед своей верой в чистоту и силу любви Вселенной. Бхакти доступна для каждого человека и не имеет никаких границ.
Основными принципами движения этого направления йоги являются:
- единство для все людей;
- отсутствие рамок и границ по полу, возрасту, социальному статусу человека;
- служение Богу и полная готовность отдавать себя и преклоняться;
- не требует развития собственной квалификации, все рассчитано лишь на помощь и любовь Всевышнего;
- все практики йоги могу достичь совершенства при помощи бхакти, при этом оно может быть наивысшим.
Считается, что человек, который встал на путь данного направления йоги, обретает душевное равновесие и спокойствие, абсолютную уверенность в своей гармонии с собой и окружающим его миром.
Результаты этой практики показывают, что нет никакой разницы между теми, кто только встал на этот путь, и тем, кто является его сторонником длительное время. Все люди равны между собой и едины в своих намерениях любви и чистоты.
Принципы и методы, которые практикуются в этом направлении, едины для всех людей, независимо от социального положения, возраста и других факторов.
Считается, что Бог сам помогает человеку встать на правильны путь и указывает ему то, каким образом он должен себя вести и ощущать в этом мире. При этом человек должен полностью отдавать себя во служение Вселенной.
Бхакти устраняет все препятствия перед человеком, открывает для него мир без границ и условностей, без невозможностей достичь чего-либо. Устраняются все препятствия, в том числе и материальные. Человек обеспечивается всеми необходимыми для жизни ресурсами и навыками.
Бхакти и кришнаизм
Поклоняющиеся Вишну разделяют бхакти на девять частей. Чувство любви для них постигается через:
- Шравану — чтение текстов, преданий о Боге с постоянным восхвалением и произношением божественных имен.
- Киртану — славление деяний Бога и его имен.
- Смарану — постоянную медитацию, направленную на характеристики Бога, как духовного существа, его имена и совершенные дела.
- Пада- севану — глубокое индивидуальное чувство служения Творцу.
- Арчану — поклонение статуе или изображению Бога.
- Вандану — молитву.
- Дасью — вид служения, через которое Бог сможет удовлетворить свои потребности.
- Сакхью — проявление дружеских чувств к Творцу на глубинном духовном уровне.
- Атма-неведану — полное предание себя духовному Богу.
Открытие чакр через статическую медитацию
Статическая медитация является обязательным этапом на пути к достижению высшей цели йоги. Она заключается в выполнении упражнений, вызывающих психическое состояние, во время которого практикующий йог может полностью сконцентрироваться на определенном потоке мыслей, а также избавиться от всех размышлений, затрудняющих процесс самоуглубления.
Стоит отметить, что слияние «Я» с Абсолютом является конечной целью во всех видах высшей йоги, только достигается она разными способами: в Раджа-йоге – через комплекс упражнений, в Карма-йоге – через деятельность, в Жнани-йоге – через знания, а в Бхакти-йоге – через любовь к Абсолюту. Наиболее распространенными методами достижения высшей цели являются физические техники Раджа-йоги.
Их суть заключается в постепенном освоении всех ступеней йоги: сначала первых четырех (Ямы, Ниямы, Асаны, Пранаямы), затем – пятой (Пратьяхары) и шестой (Дхараны), и только после этого занимающийся может приступать к постижению седьмой ступени йоги – медитации (Дхияне). Объектами последней могут быть чакры, образы божества и даже предметы. Последние три ступени йоги, которые заключаются в отключении разума от чувственного восприятия, сосредоточении и медитации, являются элементами единого и постепенно углубляющегося процесса.
Эксперты магазина «Ведьмино Счастье» рекомендуют:
Маятник чакровый с аметистом Аметистовый маятник
1990 р.
оставить заявку
Интересно, что для опытных йогов данные элементы не имеют четких границ. А вот у начинающих практиков Раджа-йоги сначала наступает Пратьяхара, затем Дхарана и лишь потом развивается Дхияна, результатом постижения которой может стать Самадхи (сверхсознательное состояние, при котором «Я» соединяется с Абсолютом).
Согласно учениям йогов, в нижней чакре – Муладхарачакре (которая располагается в районе копчика) – в сжатом виде концентрируется энергия Кундалини-Шакти (ее еще представляют в виде змеи, свернутой в три с половиной оборота). По мере постижения ступеней йоги Кундалини-Шакти постепенно поднимается от одной чакры к другой и раскрывает их. Когда энергия Кундалини достигает высочайшей чакры – Сахасрары и открывает ее, наступает состояние Самадхи.
О высшей цели
В йоге под названием «бхакти» никто не требует от человека абсолютного отказа от пищи, искреннего раскаяния либо отречения от материальных ценностей. Регулярно выполняя специальные упражнения бхакти, удается установить невероятно тесный контакт с Богом и обрести в себе высшую духовность.
В результате с помощью основополагающих принципов бхакти удается избавиться от невероятной усталости, сбросить лишние килограммы и научиться лучше запоминать разнообразную информацию. В душе наступит удивительная гармония с собой, Всевышним и окружающим миром.
Достижение светлой и чистой любви
Каждый человек достигает познания Бога по-своему, но йога помогает значительно облегчить этот непростой путь.
В бхакти йоге существует несколько основных шагов, способных действенно помочь в постижении истинной любви:
Шварана.
Первый этап познаний включает систематическое прослушивание священных текстов, рассказывающих о Всевышнем. По мере их прослушивания следует постоянно и искренно его восхвалять.
Киртана.
Является непосредственным продолжением первого шага. И заключается в воспевании имени Бога
Также важно внимательно ознакомиться с его основными деяниями, воспевая и их тоже.
Смарана.
Подразумевает систематические медитации, в основе которых лежит имя Всевышнего, его основные деяния и характеристики
Данному шагу следует уделить особое внимание и затратить достаточное количеств времени, дабы научиться медитировать правильно.
Пада-севана.
Пройдя 3 предыдущих шага, человек получает возможность начать прислуживать Богу. Но только через истинное понимание любви и преданности.
Арчана.
Данный этап заключается в поклонении иконе избранного Божества
По возможности нужно делать это регулярно, не пропуска ни одного дня.
Вандана.
Заключается в непрерывных мольбах Богу и преклонении перед ним
Необходимо чаще говорить ему о своей любви и преданности.
Дасья.
Необходимо постепенно переходить к служению единому Божеству. И стараться полностью удовлетворять его основные потребности.
Сакхья.
На предпоследнем шаге открываются глубокие и искренние чувства к Богу. Они носят дружественный характер и подразумевают достижение возвышенного духовного уровня.
Атма-ниведана.
Заключается в абсолютно подчинении Божеству через любовь. И полую готовность пойти на настоящие жертвы ради своего Бога.
Хатха йога
Данное направление йоги происходит от двух важных составляющих – «ха», обозначающее мужское начало, дух и солнце и «тха», что значит начало женское, душа и луна. В древних текстах слово «хатха» встречается под смыслом «упряжка, обуздание» и символизирует союз луны и солнца, гибкости и силы.
В некоторой степени йога хатха является подготовительным этапом перед практикой остальных классических видов йоги. Она закладывает прекрасную базу для продвижения в физическом и духовном смысле
В данном направлении особое внимание уделяется следующим четырем шага или ступеням:
Яма
С этой ступени начинается восхождение ученика на самую вершину возвышенного и светлого существования. Здесь требуется обрести определенный баланс, оздоровить тело и разум через соблюдение нескольких важных правил:
- отказ от насилия (ахимса);
- стремление к правде (сатья);
- отказ от воровства (астея);
- умеренность в стремлении к потребностям (апариграха);
- приверженность целомудрию (брахмачарья).
Необходимо полностью выполнить перечисленные правила, чтоб с внешним миром научиться жить в гармонии. И лишь затем переходить к последующим ступеням.
Нияма
Данная ступень направлена на обретение взаимодействия с собственным внутренним миром путем соблюдения следующих правил:
- чистота в виде внешнем, речи и разуме (шауча);
- стремление к удовлетворенности в малом (сантоша);
- глубокое самопознание (свадхъяя);
- стремление к дисциплине (тапас);
- вера в высшие силы (ишвара-пранидхана).
Дабы освоить данную ступень, потребуется носить чистую одежду на протяжении дня, стараться произносить чистые слова и думать лишь о хорошем и чистом. Нужно быть благодарным за все, что даровано и стремиться к внутреннему наблюдению за собой. Необходимо стремиться к смирению, а не отчаянию.
Асаны
Представлены специальными упражнениями, позволяющими снимать ментальные блоки и запустить важные энергетические процессы. Это своеобразное средство, позволяющее достичь высших вершин в духовном развитии.
Пранаяма
Являются особыми дыхательными техниками, позволяющими контролировать дыхание и накапливать внутреннюю энергию.
Перечисленные ступени являются важными составляющими йоги аштанга, где дополнительно представлены еще 4 ступени. А все вместе они образуют восьмиступенчатый путь к духовному совершенствованию.