Проблемы золотого правила нравственности, или При чём тут карма?
Сегодня, наверное, трудно найти человека, который не слышал бы о карме. Мало кто имеет представление о том, что это такое, но в интересном контексте значение слышал каждый. Некоторые люди считают это судьбой, другие — наказанием и т.д. Суть кармы в том, что это судьба, которую мы выбираем для себя, и наказание, которое мы заслуживаем
Важно понять, что не существует злого Бога, который так часто наказывает нас, потому что ему больше нечего делать
Закон кармы — это не религиозная доктрина, а функциональный принцип, суть которого можно выразить словами «что посеешь, то и пожнешь». Проще говоря, это не «невозможность» сделать неправильно, а незначительное неудобство. Исаак Ньютон четко отразил принцип кармы в своем «Третьем законе». На каждое действие всегда найдется противоположное действие. Таким образом, Золотое правило управляет нашей моралью через понимание того, что то, что мы делаем, возвращается к нам. Именно поэтому нам говорят, что мы не должны делать другим того, чего не хотим получить сами. В конце концов, все, что мы делаем, возвращается к нам. Поэтому Золотое правило этики — это предупреждение для нас.
Моральные нормы
Нормы морали — это правила поведения, в основе которых лежат общечеловеческие ценности. Они не отражены в официальных документах, но играют огромную роль в нашей жизни. Каждый человек, сталкиваясь с ситуацией выбора, оценивает варианты поведения в соответствии с представлениями, сложившимися в социуме.
Нормы нравственности выполняют множество функций. Кратко рассмотрим основные из них.
- Они регулируют поведение каждого члена социума.
- Они оказывают влияние на формирование внутреннего мира человека, его системы ценностей и убеждений, на определение способов действия.
- Нормы морали выполняют роль ориентира для тех, кто желает развиваться.
- Они обеспечивают стабильность, цельность общества, так как поведение людей, которые «впитали» в себя нравственные нормы, легко предугадать.
Рис. 1. Нравственный выбор.
В основе моральных убеждений лежат особые ценности.
К таким ценностям относятся:
- добро (всё то, что положительно сказывается на развитии общества и личности);
- гуманизм (система взглядов, в основе которой лежит отношение к человеку как к высшей ценности);
- долг (внутреннее ощущение человека, осознание им своих обязанностей);
- совесть (чувство ответственности, которое определяет, как следует поступить в той или иной ситуации);
- честность (справедливое отношение к окружающим, стремление придерживаться правды);
уважение (признание достоинств другого человека, его уникальности).
Распространение золотого правила на мир природы
Принцип взаимности Золотого Правила Нравственности распространяется и на мир природы, например:
«Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ» (Джайнизм. Акарангасутра 4.25—26)
«Тот, кто собирается взять заостренную палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно» (Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия))
«Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, черные и желтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут черные и желтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали.» (Л. Н. Толстой. Путь жизни)
О латинской поговорке «quod tibi non vis fieri etc.» см. https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Quod_tibi_fieri_non_vis,_alteri_ne_feceris
Напиши сочинение на тему золотое правило нравственности
Несомненно порядочность, доброта и стремление к порядку — качества настоящей личности. Такой человек всегда умеет грамотно отстоять своё мнение, не задевая логику и суждения оппонента. С ним приятно общаться и разговаривать, критика его объективна, а похвала не имеет ничего общего с лестью.
Общество всегда будет нуждаться в таких людях. Но такому человеку следует опасаться прежде всего коварства и лукавства, которое не раз встретится ему на пути. И не удивительно, ведь на первый взгляд добросовестные люди часто выглядят податливыми и бесхарактерными для мошенников или манипуляторов
Важно уметь сказать «нет», когда вы чувствуете, что наступают на горло ваших желаний и возможностей
Вы можете помочь донести тяжёлые сумки вашей соседке до квартиры, но не позволяйте вами пользоваться в следующий раз, когда она попросит донести два батона хлеба. Нравственность это и приличие, и хорошие манеры, и доброта, и всё то, что так сильно ценится в современном обществе и чего так часто ему не хватает.
Таких людей всегда уважают, даже оказавшись в луже из брани и ругательств неприличных людей, они всё равно с достоинством отряхивают «пиджак» своей чести, при этом не капнув на противника. Человек нравственный всегда внушает доверие, с ним легко и приятно общаться, ему можно поручить любое дело. Он держит своё слово до последнего вздоха, но обещания из него не так просто вытянуть, ведь он обещает лишь то, что действительно может выполнить. Кроме того, такой человек никогда не станет строить из себя героя, способного поднять на плечах небосвод и заставить вращаться Землю в обратную сторону. Скромность и безвозмездность — отличительные качества таких людей.
Сначала думай, потом делай и говори
Как часто мы импульсивно реагируем на чьи-то слова и действия? Говорим что-то обидное, резкое. Потом приходит осознание сказанного, мы начинаем просить прощения. Иногда бывает уже поздно. Знакомая ситуация?
Фото Caique Silva on Unsplash
Важно учиться скрывать свои мысли. Ведь иногда они приносят вред близким
Как же держать язык за зубами?
- Избегать компании, где любят посплетничать. Помни, одно твое присутствие может расцениваться как участие.
- Перепроверять информацию. Если тебя уверяют, что какой-то человек хочет тебе зла, пообщайся с ним, перед тем как сделать глупость. Может он вообще не в курсе твоего существования.
- Не поддавайся эмоциям. Перед тем, как что-то сказать – сделай вдох, выдох.
Важно учиться скрывать свои мысли. Ведь иногда они приносят вред близким
Как же держать язык за зубами?
- Избегать компании, где любят посплетничать. Помни, одно твое присутствие может расцениваться как участие.
- Перепроверять информацию. Если тебя уверяют, что какой-то человек хочет тебе зла, пообщайся с ним, перед тем как сделать глупость. Может он вообще не в курсе твоего существования.
- Не поддавайся эмоциям. Перед тем, как что-то сказать – сделай вдох, выдох.
Если человек часто провоцирует на грубость, может просто перестать с ним общаться? Или игнорировать? Это эффективный способ против агрессоров. Таких людей необходимо исключать из жизни, ведь они приносят негатив.
Чем больше негатива в жизни, тем нам сложнее сдерживаться. Внутри нас постоянно «кипит». И в какой-то момент обязательно взорвется со всеми вытекающими последствиями. Здесь уже сложно будет совладать с эмоциями, такие чувства не обуздать.
Мораль и нравственность
Правила нравственного поведения
Таким образом, чтобы поведение было нравственным, общий свод правил можно выразить так:
- Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте о том, какими будут последствия, как он повлияет на других людей, не причинит ли он им вред. Обдумывайте свои действия заранее.
- Взаимодействуя с другим лицом, думайте не только о своих интересах, но и об интересах сотоварища, коллеги, попутчика. Всегда кто-то совершает первый шаг и уступает первым. Хороший пример зачастую находит отклик, а при его отсутствии станет понятно, с кем ведется дело.
Обращайте внимание на проблемы окружающих, сочувствуйте им в тяжелое время, особенно одиноким людям и тем, кому не от кого ждать помощи.
Оказывайте посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Даже небольшое участие со стороны других людей способно придать сил тому, кто оказался в трудной ситуации.
Старайтесь поступать, руководствуясь взвешенными решениями, обоснованными не чьими-то интересами
Смотрите на вещи абстрагировано (с нейтральной стороны), а также следите за тем, как поступают другие люди. Чтобы зло могло восторжествовать, достаточно бездействия хороших людей.
Относитесь с уважением к тем, кто был до вас и к их делам, если они были достойными. Старайтесь наследовать им. Тот, кто тянется к высокой планке, может и не выиграть олимпиады, но все же будет ее участником.
Формирование чувства ответственности должно происходить в раннем детстве. Безнравственное поведение неприемлемо для людей. Совесть – это регулятор поведения многих индивидуумов. В человеческом понимании духовность и нравственность должны быть в каждой личности. Основа этикета имеет критерии, которые определяют допустимые действия. Основные эталоны и образцы нравственного поведения должны быть в каждом человеке.
О том, что представляет собой нравственность и ее предназначение, смотрите в следующем видео.
ГлавнаяСаморазвитиеВ чем состоит золотое правило нравственности?
VII. Противоречие с другими принципами
Еще одна заметная критика золотого правила заключается в том, что в определенных ситуациях его применение может привести к нежелательным результатам, когда оно противоречит другим руководящим принципам, включая как моральные, так и другие типы принципов, например, социальные или правовые.
Например, если кто-то осужден за преступление и приговорен к тюремному заключению, золотое правило предполагает, что мы должны отпустить его, потому что сами не хотим оказаться в тюрьме. Это остается в силе, даже если мы используем платиновое правило, поскольку заключенный, вероятно, также предпочтет избежать тюрьмы.
Однако эту проблему с золотым правилом можно решить в общем виде, рассматривая этот принцип как один из нескольких принципов, которыми мы руководствуемся в своем поведении как отдельных лиц, так и общества.
В частности, в описанном выше примере золотого правила было бы недостаточно, чтобы предотвратить попадание этого человека в тюрьму, потому что большинство людей и обществ предпочитают ставить другие законы и этические принципы выше золотого правила, при этом все еще принимая во внимание золотое правило
Это означает, что они стремятся реализовать золотое правило, когда это возможно, пока оно не противоречит реализации более важной концепции
Истоки и возникновение идеи
Есть утверждения, выраженные настолько просто и эстетически безупречно, что в силу своей очевидности не требуют доказательств. К таким относится и основополагающий этический принцип, провозглашаемый в том или ином виде всеми мировыми религиями и философскими учениями.
Золотое правило нравственности гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».
Исторические предпосылки
Появление такой концепции межличностных отношений можно датировать (очень осторожно) второй половиной II тысячелетия до н. э., а конкретнее — периодом, известным как катастрофа бронзового века.. Совпав с распадом родоплеменного строя, он проявился в следующих событиях:
Совпав с распадом родоплеменного строя, он проявился в следующих событиях:
- нашествие «народов моря»;
- гибель микенских царств, державы хеттов, государства Амурру;
- утрата Египтом влияния в Сирии и Ханаане;
- угасание культурных и цивилизационных традиций;
- регресс в экономике сельского хозяйства и ремёсел;
- исчезновение лувийской и микенской линейной письменности;
- разрушение (или оставление) великих городов типа Микен, Угарита, Хаттусы, Трои и Газы.
Всему этому сопутствовали природные катаклизмы, засуха и голод.
Вопреки ужасу окружающей действительности, вырабатывались более гуманистические моральные устои и этические принципы. Человечество, оказавшись на пути к новой эпохе (возможно, не в первый, и уж точно не в последний раз), мобилизовало весь свой интеллектуальный потенциал в стремлении выжить.
Крушение талиона
С этого же времени запускается растянувшийся почти на тысячу лет процесс ломки старого мифологического мировоззрения и замены его рационально-философским, в результате которого сформировался современный психотип человека. Оно позволило по-новому взглянуть на окружающую жизнь, на существующие нормы, традиции и законы, оценить их и при необходимости отвергнуть или привести в соответствии с существующими идеалами.
Первой жертвой на пути таких перемен стал основной этический принцип древнего общества — закон талиона. Понятие равного воздаяния за нанесённый вред, выраженное наиболее ярко в постулате «око за око, зуб за зуб», а на практике — в обычае кровной мести, за десятки тысяч лет существования настолько прочно вросло в сознание, что представлялось единственно возможной реализацией принципа справедливости. Интересы отдельной личности, мотивация, случайность или умышленность причинения ущерба не имели значения.
Талион устанавливал рамки межродовых отношений, демонстрировал племенную спайку и полную отчуждённость от представителей «чужих» кланов. Реликтово он до сих пор проявляется в современном обществе (например, в системе чеченских тейпов или в организации мафиозных семей).
Но развал родоплеменного строя приводил к отказу индивидуума от оплаты общих долгов, а новые экономические отношения заставляли искать эквивалентные способы возмещения убытков. К тому же этот обычай определял и нравственные ориентиры.
Один и тот же поступок мог оцениваться прямо противоположно с этой точки зрения, смотря по результату и последствиям, которые он приносил для родового сообщества. Если ты убил соседа, угнал его коров, изнасиловал жену — это нравственно, потому что ты доказал силу и жизнеспособность своего рода и увеличил его благосостояние. Если же ты проделал то же самое с представителем намного более сильного племени — это безнравственно, так как существование и безопасность своего ты поставил под угрозу.
Новые взаимосвязи
При таких условиях ценность жизни отдельного (вне группы) человека приближалась к нулю. Обычай де-юре фиксировал только семью, род, клан, племя. Но в результате масштабных и катастрофических перемен все традиционные связи были нарушены. Стало более резким разделение по имущественному признаку. Так же, как индивид бежал от выполнения обязательств по общественным долгам, так и родовые объединения отказывались нести коллективную ответственность за грехи собственных малозначимых представителей.
Талион, рассчитанный на взаимодействия в рамках «свой-чужой», терял свою эффективность и в обществе, в котором межродовые отношения начинали доминировать над внутриродовыми. Возник запрос на установление новых правил поведения, уже не на племенном, а на межличностном уровне. Человек начинает восприниматься как индивидуальность. Регулировка всех видов связей между людьми стала настоятельной потребностью времени.
типа личности
1. Оптимисты. Они точно знают, как мыслить позитивно даже в самой сложной ситуации.
Нет, знание не зашифровано в их генетическом коде – это результат титанической работы над собой.
С оптимистами приятно находиться рядом: от них исходит мягкое тепло, а не волны негатива, которые грозятся смести все живое с земли. Стоит ли говорить, что эта группа самая малочисленная?
2. Уравнители. Они пытаются найти позитив, сравнивая себя с другими.
«Да, сегодня у меня отвратительный день: каблук сломала, на работу опоздала, в автобусе ноги оттоптали. Зато у Светки все еще хуже – муж алкоголик. А сколько в мире больных людей?».
На фоне общего негатива проблема кажется пустяковой, но разрушительные эмоции никуда не деваются!
Они продолжают подтачивать организм изнутри, и такими самоутешительными сентенциями их не одолеть.
3. Искатели. Вот только ищут они не решение проблемы, а виновника своих бед. «Работа отвратительная, копеечная, шеф – изверг, коллеги – сволочи. А все почему? Потому что связей нет. Все тепленькие места уже давно разобраны».
Зачем поднимать свою пятую точку со стула и хотя бы попытаться найти альтернативу? Заканчивать курсы, повышать квалификацию, ходить на собеседования…
4. Понимающие. Эта категория осознает, что в жизни нужно что-то менять, но обстоятельства всегда сильнее.
Каждый день они обещают себе, что «с завтрашнего дня все будет по-новому», но проходят года и ничего не меняется.
Их схема мышления примерно такова: «Ой, конечно, нужно больше позитива. И нервные клетки жалко, и пожить подольше хочется. Но у меня столько проблем и времени ни минутки свободной».
Что такое мораль, и зачем она нужна
Мораль — это бессознательно сформированные представления о добре и зле, правила поведения и жизненные ценности, которые позволяют занимать определенные позиции в обществе. Общество, в котором вы живете, определяет свои правила, но вы сами решаете, каким правилам следовать.
Ваши представления о том, что разрешено, а что нет, будут иметь влияние в будущем. Если у ребенка не развит моральный компас, то во взрослой жизни он будет отклоняться от того, что определил для себя в качестве приоритетов, и слепо полагаться на мнение других.
Проще говоря, он живет с головой «кого-то другого».
Человек, для которого мораль — не пустое слово, характеризуется такими качествами: это человек, который не является моральным человеком, но человек, который является моральным человеком.
Поскольку нравственность — это явление социальной и духовной жизни, она приносит пользу всем членам общества. Его основная функция — формирование личных убеждений в соответствии с приемлемыми стандартами и последующая социализация. Неспособность сделать это означает одиночество. Общество помогает только тем людям, которые соответствуют установленному моральному порядку вещей.
Золотые правила этики
Сочинение на тему Золотое правило этики
Золотое правило этики существует, наверное, так давно, как и само человечество. Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы другие поступали с нами, и не делали никому того, чего не желаем самим себе.
Это правило в разные времена и эпохи упоминалось в различных религиозных учениях — и в христианстве, и в исламе, и в буддизме, и в других религиях. Христианский закон любви к ближнему основывается именно на этом правиле.
Обычно золотое правило этики воспринимают исключительно, как пожелание делать добро – и не больше. Сделаешь кому-то что полезное – отлично, молодец. Не сделаешь – тоже ничего. Поступишь с кем-то плохо – ну, что уж, так получилось. И мы редко задумываемся над тем, что у всех этих действий есть свои последствия.
Мы обижаемся или злимся, когда с нами плохо поступают – если нас обманывают, за нашей спиной говорят о нас всякие гадости, у нас что-либо украли или несправедливо обвиняют. Нам очень неприятно, когда к нас относятся пренебрежительно, нас критикуют или унижают. Но всё это лишь последствия того, что раньше мы нарушали «золотое правило».
Например, если я нарушаю правила дорожного движения и перехожу дорогу на красный свет или в неположенном месте, я рискую попасть под автомобиль. Если я не подготовлюсь к контрольной работе, то, скорее всего, получу плохую отметку. То же самое происходит, и когда я поступаю вопреки «золотому правилу».
Только, в отличие от правил дорожного движения, нарушая которые, у меня всё-таки остаётся шанс благополучно добраться до противоположной стороны улицы, и от школьных проверок знаний, когда у меня может получиться справиться с заданием даже без предварительной подготовки, «золотое правило» действует безоговорочно и всегда имеет свои позитивные или негативные последствия.
Если мы делаем добро – оно к нам возвращается, и если мы делаем зло – оно к нам тоже возвращается.
Из этого правила нет исключений, что подтверждается многочисленными пословицами и поговорками, возникшими у разных народов. «Не рой другому яму – сам в неё попадешь», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» говорит народная мудрость. И если мы сеем плохое отношение к окружающим нас людям, они впоследствии будут относиться к нам так же.
Конечно, сложно всегда и во всех ситуациях оставаться «белым и пушистым». Иногда мы поступаем не очень хорошо, совсем этого не желая. Иногда мы делаем людям больно совсем не специально, а просто не подумав, что можем причинить боль. Иногда кажется, что это просто невозможно – всегда и во всех ситуациях следовать «золотому правилу».
Но, я думаю, этому стоит учиться. И это не так уж сложно. Нужно только почаще себя спрашивать: «А хотелось ли бы мне, чтобы так поступили со мной?»
Хочется ли мне, чтобы меня подвели, обманули, чтобы не ответили на мою просьбу или отказали мне в помощи? Готов ли я понять и не обижаться на то, что кто-то со мной поступит точно так же? И стараться всегда действовать, только честно ответив себе самому на этот вопрос.
В качестве заключения
Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.
Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.
Авраамические религии[править | править код]
В иудаизмеправить | править код
В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. ).
Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.
Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Гиллель (Вавилонский) были двумя ведущими раввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Гиллелю, Гиллель обратил его в иудаизм, изрекши своё золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения; теперь иди и учись».
В христианствеправить | править код
В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.
- В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. ), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. ), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. )
- В Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. ).
- В Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. ).
Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.
- В Послании к Римлянам апостола Павла: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. ).
- В Послании к Галатам апостола Павла: «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. ).
- В Послании Иакова: «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Иак. ).
- В Деяниях Апостолов: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. ).
Блаженный Августин писал о золотом правиле в «Исповеди» в 1-й книге (гл. 18) в негативной трактовке: «И, конечно, знание грамматики живёт не глубже в сердце, чем запечатленное в нём сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь».
Папа Григорий Девятый в 1233 году в письме к французскому епископу указывал: «Est autem Judæis a Christianis exhibenda benignitas quam Christianis in Paganismo existentibus cupimus exhiberi» («Христианам следует относиться к иудеям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим в языческих землях»).
В исламеправить | править код
В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. Согласно исламской традиции, пророк так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
Сочинение на тему золотое правило нравственности
Инфо
Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими.
Внимание
Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот
Сочинение про Байкал (на русском языке) Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером.
Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека.
Примеры золотого правила морали из жизни
Сегодня примеры золотого правила этики существуют в основном в законодательстве штатов. Принципы Уилла больше не применяются, но строгость современных наказаний за правонарушения зависит от их серьезности. Сегодня основные правила этики необходимо рассматривать в свете процесса глобализации. Сейчас, когда так много различных культур и традиций находятся так близко друг к другу, принятие неизбежных разногласий возможно только через способность войти в положение своего ближнего.
Слышали ли вы, что белый шум — это панацея от бессонницы и спасение молодой мамы? Узнайте, правдивы ли слухи и является ли белый шум абсолютно безопасным для вашего здоровья.
Представьте, что руководитель ругает сотрудника, который плохо работает, и вы сможете понять, какой может быть мотивация. Однако этот вид поощрения работает только в том случае, если оно дается по какой-то причине и не часто. Лучший стимул — это повышение зарплаты или добрый любящий разговор.
Эмоции понятны всем, но единого определения этого понятия пока дать не удалось. Психологи и антропологи изучают механизмы возникновения, их функции и разновидности, чтобы лучше понять человеческую природу.
Можно понять, о чем идет спор, вспомнив популярную фразу «Платон мне друг, но истина важнее». Аристотель считал, что, противопоставляя себя партнеру, человек познает сущность. В спорах и войнах побеждают люди, владеющие определенными приемами.
Истоки и возникновение идеи
Есть утверждения, выраженные настолько просто и эстетически безупречно, что в силу своей очевидности не требуют доказательств. К таким относится и основополагающий этический принцип, провозглашаемый в том или ином виде всеми мировыми религиями и философскими учениями.
Золотое правило нравственности гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».
Исторические предпосылки
Появление такой концепции межличностных отношений можно датировать (очень осторожно) второй половиной II тысячелетия до н. э., а конкретнее — периодом, известным как катастрофа бронзового века
Совпав с распадом родоплеменного строя, он проявился в следующих событиях:
- нашествие «народов моря»;
- гибель микенских царств, державы хеттов, государства Амурру;
- утрата Египтом влияния в Сирии и Ханаане;
- угасание культурных и цивилизационных традиций;
- регресс в экономике сельского хозяйства и ремёсел;
- исчезновение лувийской и микенской линейной письменности;
- разрушение (или оставление) великих городов типа Микен, Угарита, Хаттусы, Трои и Газы.
Всему этому сопутствовали природные катаклизмы, засуха и голод.
Вопреки ужасу окружающей действительности, вырабатывались более гуманистические моральные устои и этические принципы. Человечество, оказавшись на пути к новой эпохе (возможно, не в первый, и уж точно не в последний раз), мобилизовало весь свой интеллектуальный потенциал в стремлении выжить.
Крушение талиона
С этого же времени запускается растянувшийся почти на тысячу лет процесс ломки старого мифологического мировоззрения и замены его рационально-философским, в результате которого сформировался современный психотип человека. Оно позволило по-новому взглянуть на окружающую жизнь, на существующие нормы, традиции и законы, оценить их и при необходимости отвергнуть или привести в соответствии с существующими идеалами.
Первой жертвой на пути таких перемен стал основной этический принцип древнего общества — закон талиона. Понятие равного воздаяния за нанесённый вред, выраженное наиболее ярко в постулате «око за око, зуб за зуб», а на практике — в обычае кровной мести, за десятки тысяч лет существования настолько прочно вросло в сознание, что представлялось единственно возможной реализацией принципа справедливости. Интересы отдельной личности, мотивация, случайность или умышленность причинения ущерба не имели значения.
Талион устанавливал рамки межродовых отношений, демонстрировал племенную спайку и полную отчуждённость от представителей «чужих» кланов. Реликтово он до сих пор проявляется в современном обществе (например, в системе чеченских тейпов или в организации мафиозных семей).
Но развал родоплеменного строя приводил к отказу индивидуума от оплаты общих долгов, а новые экономические отношения заставляли искать эквивалентные способы возмещения убытков. К тому же этот обычай определял и нравственные ориентиры.
Один и тот же поступок мог оцениваться прямо противоположно с этой точки зрения, смотря по результату и последствиям, которые он приносил для родового сообщества. Если ты убил соседа, угнал его коров, изнасиловал жену — это нравственно, потому что ты доказал силу и жизнеспособность своего рода и увеличил его благосостояние. Если же ты проделал то же самое с представителем намного более сильного племени — это безнравственно, так как существование и безопасность своего ты поставил под угрозу.
Новые взаимосвязи
При таких условиях ценность жизни отдельного (вне группы) человека приближалась к нулю. Обычай де-юре фиксировал только семью, род, клан, племя. Но в результате масштабных и катастрофических перемен все традиционные связи были нарушены. Стало более резким разделение по имущественному признаку. Так же, как индивид бежал от выполнения обязательств по общественным долгам, так и родовые объединения отказывались нести коллективную ответственность за грехи собственных малозначимых представителей.
Талион, рассчитанный на взаимодействия в рамках «свой-чужой», терял свою эффективность и в обществе, в котором межродовые отношения начинали доминировать над внутриродовыми. Возник запрос на установление новых правил поведения, уже не на племенном, а на межличностном уровне. Человек начинает восприниматься как индивидуальность. Регулировка всех видов связей между людьми стала настоятельной потребностью времени.
Чем золотое правило морали покорило разные культуры
Принципы нравственности начали формироваться вместе с обществом. Когда к людям пришло понимание, как нужно себя вести, чтобы избежать конфликтов и сделать совместную жизнь максимально комфортной и удобной для всех.
Именно тогда они пришли к выводу, что залог всеобщего счастья — внимательное отношение к потребностям других, и если с тобой поступили плохо, тебе больно и грустно, значит так же больно и грустно будет другому человеку, если ты поступишь так с ним.
При рассмотрении истоков золотого правила морали вызывают удивление три вещи:
поразительно, насколько древние мудрецы оказались единодушны в вопросах морали, принципы были озвучены практически одинаково;
Image by John Hain from Pixabay
- формулировки универсальны и до сих пор не потеряли актуальность, хотя вряд ли кто-либо заботился о том, как они будут восприняты потомками;
- зарождение правил произошло примерно в одно и то же время в разных культурах, отношения между которыми на данном этапе были маловероятны.
Аристотель утверждал, что в природе существует абсолютная справедливость и абсолютная несправедливость, и они являются общими для всего человечества и негласно признаны всеми народами мира.
Это правило лежит в основе мироздания, в отличие от законов, которые каждое общество устанавливает для себя. Отголоски золотого принципа морали прослеживаются во многих древнегреческих произведениях, таких как «Одиссея» Гомера и «История» Геродота, а также в учениях Сократа, Геосида и Платона.
Махабхарата — детище древнеиндийского эпоса, настоящий возраст которого неизвестен, и одна из самых крупных книг в мире, о золотом правиле морали высказывается чётко и ясно: действия, которые нежелательны по отношению к себе, не должны выполняться по отношению к другим.
Согласно преданиям, Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика о том, есть ли универсальное правило, которым можно руководствоваться на протяжении всей жизни, сказал: «Взаимность. Не делай другим того, чего не хочешь для себя».
Фото Tech Nick on Unsplash
Христианские учения наполнены призывом не причинять вред ближнему, что позволит прожить долгую и счастливую жизнь. Широко известны слова Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете. Прощайте, и будете прощены».
Золотое правило морали донёс до мусульман пророк Мухаммед, который говорил, что «ничья вера не будет крепкой, пока он не полюбит для своего ближнего то, что он любит для себя». Проще говоря, позволь другому жить так, как хотел бы ты сам, и будет тебе счастье.
Японская пословица гласит: «Ущипнёшь себя — узнаешь, как бывает больно другим». В азиатской культуре многое подчиняется этому правилу. Японцы не приветствуют угрозы, избегают прямых столкновений и традиционно стремятся установить взаимопонимание.
Золотое правило нравственности в пословицах и поговорках
Почему наши мудрые предки уделяли такое особое значение привлекательности женщин, женскому умению привлечь и удержать любимого? Почему женщине так уж необходимо быть чаровницей?
Почему наши мудрые предки уделяли такое особое значение привлекательности женщин, женскому умению привлечь и удержать любимого? Почему женщине так уж необходимо быть чаровницей? Все из-за женского кокетства, легкомыслия, из-за «врожденного» желания нравиться, — скажете вы. Конечно, и поэтому тоже. Но давайте заглянем в глубину веков, может там найдется ответ. Язык — главный носитель духа народа, его традиций и истории, поэтому путем выяснения его глубинных смыслов историки, ученые докапываются до истины
Давайте и мы обратим внимание на самое женское по сути
Философия «Приобретать познания ещё недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост» (И. Гете). «Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли» (Демокрит). «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего наведения» (Р. Милликен). «Познать – это значит вполне понять всю природу» (Ф. Ницше).
m.babyblog.ru