Гидрологический режим реки Обь

Населённые пункты

  • Алтайский край:

    Сорокино, Акутиха, Быстрый Исток, Усть-Чарышская Пристань, Володарка, Калманка, Южный, Новоалтайск, г Барнаул, Шелаболиха, Аллак, г Камень-на-Оби, Крутиха.

  • Новосибирская область:

    Чингисы, Кирза, Нижнекаменка, Ордынское, Завьялово, Боровое, Сосновка, Кольцово, Краснообск, г Новосибирск, Пашино, Скала.

  • Томская область:

    Вороново, Уртам, Кожевниково, Мельниково, Красный Яр, Кривошеино, Могочин, г Колпашево, Парабель, Нарым, Каргасок, Усть-Тым, Назино, Александровское, г Стрежевой.

  • Ханты-Мансийский АО.

    г Нижневартовск, г Мегион, г Лангепас, г Сургут, Барсово, г Нефтеюганск, Селиярово, г Ханты-Мансийск, Карымкары, Октябрьский, Приобье, с Шеркалы.

  • Ямало-Ненецкий АО:

    д Хошгорт, г Салехард, г Лабытнанги.

  • л — расположен на левом берегу;
  • п — расположен на правом берегу.

Человеческое использование

Река Обь в Барнауле

Участок реки Обь

Обь обеспечивает ирригацию, питьевую воду, гидроэнергетику и рыболовство (в реке обитает более 50 видов рыб). Вдоль реки Обь расположено несколько гидроэлектростанций, крупнейшая из которых — Новосибирская ГЭС.

Судоходные воды в бассейне Оби достигают общей длины 15 000 км (9300 миль). Значение судоходства в бассейне Оби для транспортировки было особенно велико до завершения строительства Транссибирской магистрали , поскольку, несмотря на общее направление течения Оби и большинства ее притоков с юга на север, ширина Оби бассейн предусматривал (в некоторой степени косвенную) транспортировку и в направлении восток-запад.

До начала 20 века особенно важным западным речным портом была
Тюмень , расположенная на Туре , притоке Тобола

Тюмень, к которой в 1885 году приоткрыли железную дорогу Екатеринбург — Пермь и, таким образом, обеспечила железнодорожное сообщение с реками Кама и Волга в центре России , стала важной железнодорожной станцией на несколько лет, пока железная дорога не простиралась дальше на восток. В восточной части бассейна Оби Томск- на- Томе выполнял роль важной конечной остановки.. В Тюмени появился первый пароход в 1836 году, а пароходы ходили по среднему течению Оби с 1845 года

Первый пароход на Оби, « Основа» Никиты Мясникова , был спущен на воду в 1844 году; Первые запуски были трудными, и только в 1857 году пароходное судоходство начало серьезно развиваться в системе Оби. Пароходы начали ходить на Енисее в 1863 году, на Лене и Амуре — в 1870-х годах. В 1916 г. на Оби было 49 пароходов; 10 на Енисее.

В Тюмени появился первый пароход в 1836 году, а пароходы ходили по среднему течению Оби с 1845 года. Первый пароход на Оби, « Основа» Никиты Мясникова , был спущен на воду в 1844 году; Первые запуски были трудными, и только в 1857 году пароходное судоходство начало серьезно развиваться в системе Оби. Пароходы начали ходить на Енисее в 1863 году, на Лене и Амуре — в 1870-х годах. В 1916 г. на Оби было 49 пароходов; 10 на Енисее.

В попытке еще больше расширить судоходную систему Оби , в конце 19 века была построена система каналов с использованием реки Кет общей протяженностью 900 км (560 миль) для соединения Оби с Енисеем , но вскоре от нее отказались. как неконкурентоспособный с железной дорогой .

После завершения строительства Транссибирская магистраль обеспечила более прямые круглогодичные перевозки в направлении восток-запад

Но речная система Оби по-прежнему оставалась важной для соединения огромных просторов Тюменской области и Томской области с крупными городами на Транссибирском маршруте, такими как Новосибирск или Омск. Во второй половине 20-го века строительство железнодорожных путей к Лабытнанги , Тобольск и нефтегазовые города Сургут и Нижневартовск дало больше железнодорожных станций, но не уменьшило важность водных путей для достижения мест, которые до сих пор не обслуживаются. рельс.

рельс.

Плотина, построенная недалеко от Новосибирска в 1956 году, создала самое большое на тот момент искусственное озеро в Сибири , которое называлось Новосибирское водохранилище . С 1960-х по 1980-е годы советские инженеры и администраторы обдумывали гигантский проект по отводу части вод Оби и Иртыша в Казахстан и советские республики Средней Азии , а также пополнения Аральского моря . Проект никогда не сходил с чертежной доски, заброшен в 1986 году по экономическим и экологическим соображениям.

[править] Гидрологический режим

От вер­ховь­ев к ниж­не­му те­че­нию вод­ный ре­жим О. по­сте­пен­но пе­ре­хо­дит от ал­тай­ско­го ти­па к за­пад­носи­бир­ско­му. Пи­та­ние ре­ки пре­им. сне­го­вое. О. яв­ля­ет­ся треть­ей ре­кой Рос­сии (по­сле Ени­сея и Ле­ны) по го­до­во­му объ­ё­му сто­ка во­ды — 403 км3. При слия­нии Бии и Ка­ту­ни сток со­став­ля­ет 36 км3 (43 % — Бия, 57 % — Ка­тунь). Во­до­нос­ность ре­ки зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет ни­же впа­де­ния р. Томь, дос­тав­ляю­щей в О. 37,8 км3 в год. Сле­дую­щий скач­ко­об­раз­ный рост во­до­нос­но­сти ре­ки про­ис­хо­дит в устье Ир­ты­ша, где сток ре­ки уве­ли­чи­ва­ет­ся на 89,9 км3 в год. Сред­не­мно­го­лет­ний рас­ход во­ды у с. Фо­мин­ское (8 км от слия­ния Бии и Ка­ту­ни) 1150 м3/с, у г. Бар­на­ул 1470 м3/с, у г. Но­во­си­бирск 1620 м3/с, у г. Кол­па­ше­во 4030 м3/с, пе­ред усть­ем Ир­ты­ша 7350 м3/с, у дер. Бе­ло­го­рье 10200 м3/с, в устье (г. Са­ле­хард) 12800 м3/с.

О. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся срав­ни­тель­но не­вы­со­ким и рас­тя­ну­тым ве­сен­не-лет­ним по­ло­водь­ем, по­вы­шен­ным сто­ком лет­не-осен­не­го пе­рио­да и низ­кой зим­ней ме­же­нью. В верх­нем те­че­нии от­ме­ча­ют­ся две вол­ны по­ло­во­дья, пер­вая обу­слов­ле­на тая­ни­ем сне­га на рав­ни­не, вто­рая — ре­зуль­тат тая­ния гор­ных сне­гов и лед­ни­ков. Ве­сен­нее по­ло­во­дье в сред­нем и ниж­нем те­че­нии от­ли­ча­ет­ся рас­тя­ну­то­стью и от­сут­ст­ви­ем рез­ких пи­ков, макс. рас­хо­ды во­ды пре­вы­ша­ют сред­ние го­до­вые не бо­лее чем в 3-4 раза. На­чи­на­ет­ся по­ло­во­дье в сред­нем те­че­нии в на­ча­ле 2-й поло­ви­ны ап­ре­ля, в ниж­нем — в 3-й де­ка­де ап­ре­ля и про­дол­жа­ет­ся с на­слаи­ваю­щи­ми­ся до­ж­де­вы­ми па­вод­ка­ми ино­гда в те­че­ние все­го тё­п­ло­го по­лу­го­дия. Пик по­ло­во­дья обыч­но на­блю­да­ет­ся в на­ча­ле ию­ня в сред­нем те­че­нии, у г. Са­ле­хард — в на­ча­ле ию­ля. Макс. рас­хо­ды во­ды в по­ло­во­дье на­рас­та­ют вниз по те­че­нию с 11200 м3/с у с. Фо­мин­ское до 29800 м3/с у г. Кол­па­ше­во и 42800 м3/с у г. Са­ле­хард, ми­ним. рас­хо­ды на­блю­да­ют­ся в зим­ний пе­ри­од — 125 м3/с, 520 м3/с и 2000 м3/с со­от­вет­ст­вен­но. Наи­боль­шая ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний уров­ня от­ме­ча­ет­ся у дер. Бе­ло­го­рье (ни­же устья Ир­ты­ша) — 12 м.

Мут­ность во­ды су­ще­ст­вен­но из­ме­ня­ет­ся по те­че­нию ре­ки: в вер­ховь­ях она не пре­вы­ша­ет в ср. 150 г/м3, по вы­хо­де из гор воз­рас­та­ет до 350 г/м3. Но­во­си­бир­ское во­до­хра­ни­ли­ще зна­чи­тель­но сни­жа­ет мут­ность: у г. Кол­па­ше­во 120 г/м3, в ни­зовь­ях 40 г/м3. Сток взве­шен­ных на­но­сов уве­ли­чи­ва­ет­ся от Но­во­си­бир­ска до г. Кол­па­ше­во с 4 до 16 млн т в год (вслед­ст­вие раз­мы­ва рус­ла в ниж­нем бье­фе Но­во­си­бир­ской ГЭС) и прак­ти­че­ски не ме­ня­ет­ся до устья. Сред­не­го­до­вой сток вле­ко­мых на­но­сов у с. Фо­мин­ское 650 тыс. т, у Кам­ня-на-Оби 1 млн т, у Кол­па­ше­ва 2,9 млн т. Макс. ам­пли­ту­да при­лив­ных ко­ле­ба­ний уров­ня на вы­хо­де Об­ской гу­бы в мо­ре со­став­ля­ет 1,8 м, по ме­ре про­дви­же­ния вверх по гу­бе она умень­ша­ет­ся до 0,3 м (в рай­оне Ям­саль­ско­го ба­ра). Макс. ам­пли­ту­да на­гон­ной вол­ны воз­рас­та­ет от вы­хо­да в мо­ре к вер­ши­не дель­ты с 0,2-0,3 м до 3,5-4,0 м. Наи­боль­шая даль­ность рас­про­стра­не­ния на­гон­ных волн со­став­ля­ет 117 км от устья про­то­ки Ха­ма­нель­ская Обь.

Питание и режим реки

Питание реки преимущественно снеговое, на Алтае — смешанное: доля снегового питания — 40 %, ледникового 22 %, дождевого 19 % и грунтового 15 %; в таёжной зоне доля снегового питания — 55 %, дождевого — 25 %, грунтового — 20 %. За период весенне-летнего половодья река приносит основную часть годового стока. В верхнем течении половодье — с начала апреля, в среднем — со второй половины апреля, а в нижнем — с конца апреля — начала мая. Подъём уровней начинается ещё при ледоставе; при вскрытии реки в результате заторов — интенсивные кратковременные подъёмы уровней. Из-за этого у некоторых притоков возможно обращение направления течения. В верхнем течении половодье заканчивается в июле, летняя межень неустойчива, в сентябре — октябре дождевой паводок. В среднем и нижнем течении спад половодья с наслаивающимися дождевыми паводками продолжается до ледостава. В среднем река находится подо льдом от 180 до 220 дней в году, в зависимости от того, насколько сурова зима.

Судоходство и тип водного режима

По Реке Обь с 1884 г. начали ходить пароходы. Первая такая машина управлялась Н. Ф. Мясниковым. К 1895 г. существовало уже сто двадцать судов, делающих рейсы по Оби и её притокам. Основная часть паровых машин была в частном владении. Но с 1923 г. перемещение грузов и пассажиров производилась Западно-Сибирским речным пароходством.

Питание голубой артерии в основном осуществляется при помощи снега. За весенний сезон разливов река приносит львиную долю годового стока. В верхнем течении она поднимается в первой части апреля, на среднем во второй половине месяца, а в низовьях с начала мая. Уровень воды поднимается при ледоставе. Происходят усиленные краткосрочные разливы при подъёме льда по причине заторов.

В связи с этим иногда случается уникальное природное явление. Некоторые притоки начинают течь вспять. В верхнем течении Оби половодье прекращается в июле, а в первых месяцах осени приходит дождевой паводок. В остальных участках реки за счёт проливных дождей падение уровня воды продолжается почти до ледостава. В общей сложности поток находится подо льдом в интервале от ста восьмидесяти до двухсот двадцати дней в году. Всё зависит от того, насколько суров будет зимний период.

Великая российская река Обь считается важнейшей составляющей страны в плане экономики. Водная артерия соединяет изобилующий природными ресурсами север с иными регионами России. Без этой своеобразной магистрали переправа необходимых грузов для экономики создавала бы определённые проблемы.

Характеристики

Поговорим об основных характеристиках реки Обь:

Температура воды

Обь проходит через разные климатические зоны:

  • степь,
  • тундру,
  • тайгу,
  • лесостепь,
  • лесотундру.

Поэтому наблюдается ярко выраженная тенденция понижения температуры воды вниз по течению.

Когда в середине лета вблизи г. Барнаула +28℃, в низовьях +23℃. С начала лета по первый месяц осени среднее температурное значение воды +12℃…+17℃, протоки и рукава могут прогреться до комфортных для купания +27,5℃.

Длина, ширина, глубина

Длина Оби 3650 км, однако, точная протяженность не установлена, так как произвести измерения в труднопроходимых участках сложно.

Ширина 60 км, в период половодья расходится до 80 км. Глубина в верхнем течении 2-6 м, на перекатах всего 0,5 м. Самая большая глубина возле Новосибирского водохранилища составляет 25 м.

О длине реки читайте здесь, о глубине — тут, о ширине — здесь.

Сток, уклон и падение

Исток реки находится на высоте 164 м, устье – 0,8 м над уровнем моря. Уклон реки составляет 4,4 см/км, падение — 163,2 м. Ближе к устью уклон всего 1,5 см на 1 км. Это говорит о равнинном характере реки. Для сравнения, уклон Терека 500 см/км.

Об уклоне и падении реки Обь читайте здесь.

Питание реки

Питание реки, в основном, снеговое. Во время весенне-летнего половодья Обь сбрасывает в Северный ледовитый океан самый значительный массив годового стока. Река закрыта льдом примерно 200 дней в году, иногда больше или меньше.

Резкий подъём уровня воды при вскрытии ледостава приводит к изменению течения притоков вспять. Подробности — в этой статье.

Особенности режима

Речной режим характеризуется увеличенным, протяженным во времени летне-осенним стоком, невысоким весенне-летним половодьем и пониженной зимней меженью. Минимальные уровни можно наблюдать в течение февраля и марта. В первые апрельские дни начинается половодье в верхнем течении, ближе к маю доходит до нижнего течения.

Большая часть русла проходит по участкам Западной Сибири, которые характеризуются незначительными колебаниями высот. Поэтому скорость течения небольшая — 2,7-3,0 км/ч., и увеличивается в половодье.

О гидрологическом режиме Оби читайте здесь, о течении — тут.

Хозяйственное использование

Воды верхнего русла активно используются в народном хозяйстве. Большое транспортное значение имеют порты Бийск, Барнаул, Новосибирск. Обь является источником технической и питьевой воды. Новосибирск и Барнаул обязаны существованием этой реке.

В пределах бассейна имеются залежи природных ископаемых. На Алтае это:

  • бурый уголь,
  • полиметаллы,
  • железная руда,
  • драгметаллы,
  • соль.

В этих местах добывают мрамор, гранит и яшму. В Кемеровской области расположен большой горнопромышленный центр Кузбасс. Обь богата рыбой, однако из-за того что в воде большая концентрация опасных веществ от промышленных стоков, размножение рыбы заметно уменьшилось.

О хозяйственном использовании реки Обь человеком расскажет эта публикация.

На Оби действует единственная ГЭС в г. Новосибирске мощностью 1687 млн. кВт/ч в год. Изначально электростанция задумывалась маломощной и экспериментальной, чтобы проверить, можно ли на сибирских реках строить гидросооружения.

Водохранилище

Возведение плотины Новосибирской станции привело к затоплению нескольких поселков и части Бердска. Образованное Обское водохранилище вытянуто на 200 км, ширина от 1,5 км до 25 км. Сейчас на искусственном море отдыхают туристы и местные жители. На берегах построены санатории и турбазы, по водоему курсируют судна.

Переправа и мосты через реку

В 20-е годы прошлого века активно обсуждались вопросы автомобильной переправы через Обь.

В сентябре 1941 года в связи с эвакуацией заводов был построен первый автомобильный понтонный мост в Новосибирске, и только в середине 50-х на смену понтонам пришли железобетонные конструкции.

Сейчас через Обь построено 14 мостов. Конечно, они не могут удовлетворить потребности всех грузоперевозчиков, поэтому в межсезонье и летом через Обь курсируют паромы, а в зимнее время дороги прокладывают прямо по льду, их называют зимниками.

В 1893-97 годах, в связи со строительством Транссиба, в районе села Кривощековское, через Обь построен первый железнодорожный мост. Здесь впоследствии был основан город Новосибирск.

Кстати, река Обь в Новосибирске пересечена 7 мостами. Среди них:

  • 2 железнодорожных (Транссибирской магистрали, Комсомольский).
  • 4 автомобильных (Димитровский, мост через шлюз Новосибирской ГЭС, Коммунальный, Бугринский).
  • 1 метромост.

Кроме этого, через Обь построены еще 7 мостов:

  • 1 железнодорожный и автомобильный совмещенный (Барнаул).
  • 2 железнодорожных (Камень-на-Оби, Сургут).
  • 4 автомобильных: новый (Барнаул), Югорский (Сургут), Шегарский (Томская область), «Северный обход» (Новосибирская область).

Реки мира: Обь. Можно ли её считать самой длинной рекой России?

Река Обь впечатляет нас своими масштабами, уникальностью природы, богатством недр, разнообразием флоры и фауны, грандиозностью сооружений, возведенных здесь человеком.

Владимир Привет! Меня зовут Владимир. Я закончил Российский Государственный Гидрометеорологический Университет. В свободное время веду блог, в котором рассказываю о водных объектах нашей планеты, увлекаюсь охотой, рыбалкой и сплавом по рекам. Присоединяйтесь! Пишите комментарии, задавайте вопросы.

Растения и животные

Флора и фауна реки Обь очень разнообразны. В тайге обитают бурые медведи, которые приходят к речке полакомиться рыбкой.

В лесах встречаются рыси, белки, лоси, бурундуки, зайцы, лисы, косули и горностаи. У воды поселились бобры. Чуть ниже по течению — песцы и соболи.

Из пернатых можно выделить тетерева, глухаря, дятла, куропаток, сов и клёста. Из растений на берегах Оби произрастает сосна, кедр, ель, лиственница, осина, береза, рябина, калина.

Очень много кустарников, ягод и грибов. На болотистых участках растет осока и багульник. Здесь можно обнаружить и лекарственные растения, такие как: душица, зверобой, тысячелистник и другие.

Характеристики режима водной артерии: когда разливается, замерзает, мелеет?

Ниже описаны характеристики режимов реки Обь:

Термический

В результате теплообмена, что происходит между водой и окружающей средой, протекающем неодинаково при ледяном покрове и открытой поверхности, формируется термический режим.

Обь прогревается неравномерно, температура воды в разных частях речной системы неодинакова выше в верховьях. В июле возле Барнаула этот показатель достигает 28°, в низовьях фиксируется на отметке 23.

Средняя температура воды с июня по сентябрь в верхнем течении составляет 17%, в притоках –27, при входе в губу снижается до 12.

Ледовый

Во время осеннего ледохода, что продолжается от 5 до 7 дней, плотность и вязкость воды возрастает, при 0° Обь начинает замерзать, смыкая у кромки забереги.

К началу ноября в Салехарде, к 25 числу – в Новосибирске устанавливается ледостав. Эта фаза естественного ледового режима в верховьях длится 5 месяцев, в нижней части в суровые зимы Обь замерзает на 220 дней, в теплые – минимум на 180.

Максимальная толщина ледяного панциря у Лабытнанги определялась на уровне 159–165 см. Вскрываться, распространяясь вниз, Обь начинает после 15 марта. Ледоход, что длится 7 или 10 суток, в Салехарде завершается в конце мая.

Наносы

Твердые минеральные частицы, которые образуются при размыве почвы, горных пород, низменных берегов реки, переносятся потоком и оседают на дне. Отложения снижают прозрачность Оби. Мутность воды меняется по длине реки и уменьшается к поверхности.

Наносы, среди которых в большем количестве присутствуют мелкие фракции, интенсивно направляются в речную сеть с началом весеннего половодья. Во время пика резко увеличивается количество крупных частиц, что происходит в результате усиления размыва в год до 20 метров и выноса минеральных веществ из балок и оврагов

Накопление твердых отложений в Оби, текущей на север, вниз по течению происходит медленней, чем растет водность реки.

Мутность в среднем за год на участке, где сливаются притоки, образующие русло, составляет 140 г/ куб. м, в районе Новосибирска повышается до 245, у Камня-на Оби – до 350 и падает до 113 у Колпашово.

Плотина уменьшает мутность воды в 3 раза. Сток взвешенных наносов повышается от места объединения Катуни и Бии до Камня-на-Оби, где составляет 18 млн т., в Колпашово–16.

В дельте реки морские течения препятствуют обогащению воды минеральными частицами, и мутность у Лабытнанги снижается до 34 г/ м. куб. Сток донных наносов у поселка Верх-Обский составляет 650 тыс. т и увеличивается в Колпашово до 2,9 млн тонн.

Размеры, скорость, падение

На пути к морю длиной 3650 км водная артерия образует бассейн, охватывающий 11 регионов– областей, автономных округов, республику и вмещающий 160 тысяч притоков и множество озер. Максимальная ширина Оби достигает 60 км, русла – 7.

На верхнем участке река разветвляется на рукава, образует:

Обь течет со скоростью 80 см/ с, которая увеличивается вдвое в половодье. По всей длине реки русло формирует широкую пойму, высота которой в верхней части 5 м, к северу увеличивается до 10.

Ниже Салемала водная артерия, глубина которой доходит до 25 метров, а падение 164, образует огромную дельту. Вместе с самым крупным притоком, который длиннее главной реки на 598 км, система Обь-Иртыш по протяженности выходит в России на первое место.

Водный режим

Питание реки преимущественно снеговое. За период весенне-летнего половодья река проносит основную часть годового стока. В верхнем течении половодье — с начала апреля, в среднем — со второй половины апреля, а в нижнем — с конца апреля — начала мая. Подъём уровней начинается ещё при ледоставе; при вскрытии реки в результате заторов — интенсивные кратковременные подъёмы уровней. Из-за этого у некоторых притоков возможно обращение направления течения. В верхнем течении половодье заканчивается в июле, летняя межень неустойчива, в сентябре — октябре дождевой паводок. В среднем и нижнем течении спад половодья с наслаивающимися дождевыми паводками продолжается до ледостава.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий