Клиповое мышление: бич современного общества

Как бороться с клиповым мышлением

Если вы сейчас читаете эту статью и не понимаете о чем речь, — поздравляю. Вам удалось избежать тлетворного влияния современной культуры. Ну а если узнаете себя… то продолжаем)

Подсесть на иглу «развлекалочек» очень легко. Вы и не заметите, как начнете тупеть. И рука будет сама тянуться к телефону/компьютеру проверить «что новенького». Поверьте, я сам через это прошел.

Как же нам бороться с клиповым мышлением, когда из каждой дырки в интернете лезут яркие заголовки и красочные картинки ?

Т.к. разновидностей зависимостей много, я перечислю способы борьбы с разными видами «лишней» информации, ну а вы выберете актуальные для вас.

Мгновенно «слезть с иглы» не получится. По крайней мере у большинства из нас. Поэтому, одним из основных наших методов будет — уменьшение доз и их частоты.

Новости

«Я слежу за новостями, мне важно знать что происходит в мире! Вдруг случится что-то важное!»

Новости. Пожалуй, самая страшная из информационных зависимостей. Т.к. помимо снижения способности к концентрации, регулярное чтение новостей значительно увеличивает общий уровень тревожности. Что приводит к болезням сердца и куче других болячек.

Действительно ли вам нужно знать новости? Ведь они специально составляются из негативных событий, т.к. они привлекают больше внимания.

Вспомните на вскидку хоть одну новость, которую вы прочитали и которая как-то повлияла на вашу жизнь . Не можете ?  О действительно важных событиях вы и так узнаете, поверьте. О том, что в России кризис знает любой привокзальный бомж без телевизора и интернета. О том, кто текущий президент, ему тоже известно. Возможно, он не все знает про ИГИЛ, но зачем вам эта информация ?

Я веду к тому, что чтение/просмотр новостей — абсолютно бесполезное и даже вредное занятие.  Но как избавиться от этой привычки ? Постепенно.

  1. Если вы смотрите новости по телевизору, переходите на чтение новостей в интернете. Хотя бы время сэкономите.
  2. Не читайте текст новостей полностью. Редакторов новостных сайтов обучают умещать в заголовок весь смысл новости, поэтому читать подробности никакого смысла нет.
  3. Читайте новости один раз в сутки — после 18-19 часов вечера. В это время редакторы сайтов заканчивают свой рабочий день и новых новостей сегодня уже не появится.
  4. Следующим этапом переходите от чтения новостей раз в сутки, на чтение раз в неделю — на многих сайтах есть возможность подписаться на рассылку самых важных новостей раз в неделю.
  5. Ну и затем старайтесь полностью отказаться от новостей. Сэкономите себе пару лет жизни.

Паблики/соцсети, сайты приколов и т.п.

  1. Начинаем отписываться от пабликов в соцсетях. Делаем это постепенно, начните с самых тупых. Затем, по-тихоньку, по одному паблику в неделю, очищайте свою ленту вк/инстраграмма и т.п. Оставьте пару более-менее полезных подписок, это будет выступать вам замещением идиотских шуточек.
  2. Если вы посещаете сайты со «смешинками», выберете на сайте самую интересную категорию/тэг , например «Коты» и добавьте страницу этой категории постов себе в закладки. Теперь заходите на данный сайт сразу на страницу этой категории, минуя главную. Так вы снизите поток информации, которая вам к тому же не особо интересна.
  3. Пробуйте иногда «забыть» зайти на тот или иной сайт.

Общее

Некоторые люди не могут в принципе читать книги. Не потому что они глупые, а просто потому что у них такой тип личности. Это нормально. Но вот если вы ранее без проблем читали книги, а сейчас вам это дается тяжело, то скорее всего здесь дело в клиповом мышлении.

Итак, что еще можно сделать, чтобы снова вернуться к чтению книг и в целом увеличить способности к концентрации и глубокому мышлению ?

  1. Купите принтер (любой, хоть самый дешевый) и распечатывайте длинные статьи. При чтении с бумажного носителя информация воспринимается лучше на 25%, чем с электронного. Да и меньше возможностей отвлечься.
  2. Аналогично — покупайте бумажные книги. Будет больше толку, если вы за месяц прочитаете 1 бумажную книгу, чем скачаете 100 и они будут мертвым грузом лежать на винчестере.
  3. Читайте вне дома. Почему-то вне дома проще сосредоточиться на информации.
  4. Аудиокниги. Попробуйте, серьезно. У многих людей с печатными книгами дело не клеится, а вот аудио-книги идут легко. Да и можно совмещать прослушивание книг с дорогой куда-либо.
  5. Пробуйте читать вначале по 10 минут в день, ни на что не отвлекаясь. Затем по 20, потом по 30.
  6. Отключайте интернет, предварительно скачав материалы для изучения.
  7. Устраивайте себе дни без интернета.

​Как избавиться от клипового мышления

Нужно ли развивать клиповое мышление или лучше от него постараться избавиться? Вопрос неоднозначный. Вроде и польза от него есть и минусы не настолько вредны. Это означает, что искоренить его вряд ли получится. Можно наоборот использовать в своих целях. Например, быстро прокачать свой мозг и сделать его полезным для решения ситуаций, в которых требуется быстрое решение.

Для этого умные люди разработали множество методик.

​Чтение и обучение

Один из самых простых и доступных каждому человеку навыков — чтение книг. Во время чтения человек погружается внутрь текста, анализирует его, чтобы не потерять суть.

В то же время тренируется усидчивость. Конспектирование книг только усиливает эффект от прочтения. Этот способ полезен получением новых знаний. При этом идет как бы нанизывание информации на клиповую.

Писать изложения и сочинения

Благодаря изложениям люди учатся пересказывать чужие мысли и легче запоминают их. Сочинения развивают навык собственного мышления.

Писательская привычка формируется через ежедневное выполнение задания: как бы там ни было, нужно писать хотя бы по одной странице в день

Важно показать свои писательские работы друзьям и родным. Им со стороны виднее, где есть недочеты и ошибки. Если повествование нелогично, есть неточности или сбивчивость в рассуждениях, то это лучше исправить до того, как текст уйдет на просторы интернета к большой аудитории

Если повествование нелогично, есть неточности или сбивчивость в рассуждениях, то это лучше исправить до того, как текст уйдет на просторы интернета к большой аудитории.

В любом случае, даже если нет желания писать методично, то можно просто записывать свои мысли в ежедневник. Это поможет более детально проанализировать пережитую за день информацию.

​Алгоритм АСССА

Есть такая методика Л.А. Ястребовой: анализируй — структурируй — систематизируй — синтезируй — анализируй.

Ее суть заключается в следующем. Если ребенку подарили конструктор, то сначала его нужно открыть и изучить инструкцию (анализирование). После этого детальки раскладываются по определенным категориям (структурирование). Затем ребенок выбирает те детали, которые будет использовать для создания чего-то нового (синтезирование). Заканчивается игра оценкой итоговой работы (анализирование). Когда цель достигнута в полном соответствии с замыслом, значит клиповое мышление получилось победить.

​Метод парадоксов

Профессору Михаилу Казинику удалось разработать метод для развития критического мышления. Он основан на формировании логической цепочки, когда все происходящее необходимо объяснить и найти противоречия. Казиник был против того, чтобы любая информация воспринималась просто на веру.

​Дыхательные практики и медитация

Время от времени нужно приводить свои мысли в порядок. Из перевозбужденного состояния становиться спокойным. Сесть в удобную позу, расслабиться и в течение десяти минут делать дыхательную гимнастику. Для этого нужно выпрямить спину и начать глубоко вдыхать воздух, а затем медленно выдыхать. Во время такой практики наступает приятное расслабление в теле.

Устраивать цифровые каникулы

Полностью избавиться от гаджетов в современном мире практически невозможно

Но важно понимать, что направленность на клиповое мышление процветает не только в интернете, но и в городской рекламе, в журнальных изданиях, виртуальных играх

Рекомендуется устраивать себе отдых от лишней информации. Хотя бы дважды в месяц можно из городской суеты отправиться на природу. Психологи советуют в это время гулять, рисовать, общаться с друзьями и детьми

Важно по возможности исключить в эти дни из своей жизни телефон, компьютер, телевизор. Мозг скажет только: «Спасибо!»

Особенности клипового мышления

Представьте себе, что вместо красивого двухэтажного дома, за строительство которого вы заплатили кучу денег, вам предоставили большой макет из картона. Издали, на вид не отличишь, но это не полноценный дом, в котором можно укрыться от ветра, дождя, мороза, неприятных посетителей; где можно кушать, спать, общаться с друзьями или воспитывать детей… Эта просто большая картонная коробка разрисованная как дом. Можно ли в ней жить? Понятно, что нет. Так и мышление человека состоящее из набросанной в мозг бессвязной информации не может представлять полноценную личность. Ведь правильно  понимать и воспринимать мир оно не может.

Попавший под влияние СМИ и интернета человек становится похожим на макет. Подобно макету такой человек имеет большинство признаков присущих личности человека и имеет внешность человека, но наполнение сознания другое.  Его восприятие происходящего и вас как собеседника и личности происходит искаженно. Вы для него просто обрывочный ролик (приятный или неприятный) в сегодняшней ленте его событий (пусть вы даже близкий родственник или спутник жизни). Ни о вас лично, ни о ваших вкусах, интересах, качествах, предпочтениях такой человек ни за что не будет узнавать. Ведь это слишком нудно и долго… Даже посты в соцсетях размером более четырех абзацев кажутся большинству современных молодых людей непреодолимыми и потому нудными объёмами информации. По этой причине производители информационной продукции приходят к выводу, что  для упрощения восприятия необходимо сокращать объемы текстов. Но, ведь такое сокращение смысловой нагрузки способствует дальнейшей урезке в обработке и восприятии информации. Таким образом порочный круг способствующий  минимализму в мышлении (массовому отупению и деградации) разорвать представляется все более невозможным.

Люди теряют способность мыслить глубоко, понимать чувства (свои и чужие), анализировать информацию, находить взаимосвязи в фактах, выделять важное, делать выводы и прочее

        Что делать, чтобы клиповое мышление не стало основой личности?
  • Старайтесь анализировать  увиденное;
  • Как можно больше общайтесь с содержательными людьми;
  • Читайте книги, помогающие увидеть смысл в жизни, книги о людях и их взаимоотношениях;
  • Тренируйте память;
  • Развивайте  воображение.
  • Попробуйте объяснять письменно смысл тех афоризмов, которые так часто можно увидеть в соцсетях. Это поможет вам научиться формулировать свои мысли.
  • Смотрите комедии, драмы, научно-познавательные фильмы  фильмы с глубоким смыслом.

Минусы клипового мышления

У ребенка формируется соответствующий подход не только к новостям или, например, к литературе, но и к жизни в целом. Ему сложно видеть картину полностью, он вылавливает только фрагменты — как малыш, который узнает все буквы, но не в силах прочитать слово.

Клиповое мышление отучает думать, особенно критически и аналитически мыслить. Отсюда «полтора землекопа» в ответах на школьные задачи и стремление списать с решебника либо сразу загуглить, не включая голову. Нетрудно догадаться, что «клиповомыслящие» дети обычно не блестящие ученики — если только не зазубривают весь материал наизусть. А пользы от зубрежки никакой — получил оценку, и знания сразу выветрились. Да их в таком случае и не было.

Кроме того, неумение мыслить самостоятельно делает человека потенциальной жертвой манипуляций и внушения. Люди с клиповым мышлением чаще ловят вирусы в интернете, кликая на кричащие заголовки вроде «Вы не поверите! С завтрашнего дня в России…», поддаются на уловки мошенников и слепо следуют за толпой. Из таких детей как раз и вырастают те, кто на конкурсах и политических голосованиях выбирает популярных кандидатов, не вникая в их программу, и вступает в унизительные перепалки в интернете, уверенные в своей правоте, но толком не понимающие, за что борются, и скатываясь до перехода на личности.

А еще «клиповомыслящие» дети не способны долго концентрироваться на чем-то одном, даже очень важном для них — они постоянно отвлекаются, и в памяти остаются в лучшем случае обрывки важной информации. И хобби им, пожалуй, найти сложнее: действительно любимое дело требует времени, сил и отдачи, а не «хватания по верхам»

А впоследствии, вероятно, будет сложно и в работе. Впрочем, сейчас немало профессий, в которых клиповое мышление — скорее плюс. Например, модная должность SMM-менеджера — специалиста, занимающегося продвижением в соцсетях.

И — это не так очевидно, но тем не менее — дети с клиповым мышлением более черствы и менее способны к эмпатии. Они просто не успеют проникнуться сочувствием к, например, погорельцам, пока мелькает новостной сюжет о них, — а дальше снова придется переключиться.

Склонность к клиповому мышлению (по мнению некоторых специалистов, сейчас «клиповомыслящих» школьников процентов 80) углубляет вечную проблему отцов и детей. Учившиеся на книгах и привыкшие к другому пути восприятия информации родители — да и педагоги — не находят подход к детям.

Что и как изучали

Работу провели сотрудники Приволжского исследовательского медицинского университета. Участниками стали 102 учащихся 8–10-х классов трёх школ Нижнего Новгорода. Результаты опубликованы в сборнике, подготовленном ко II Всероссийской научно-практической конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании», которую организовали Московский государственный психолого-педагогический университет и Федерация психологов образования России.

В ходе исследования ребят попросили в течение двух минут прочитать с экрана короткую басню, состоящую из 133 слов, а потом ответить на четыре вопроса, связанных с пониманием этого текста. Во время чтения им проводили тест Громбаха — фиксировали количество, частоту и среднюю длительность морганий, фиксаций взгляда и саккад (быстрых движений глаз во время чтения).

Полученные данные учёные сравнили с аналогичными показателями 2014/2015 учебного года.

Кроме того, подростков попросили пройти специальное анкетирование на тему использования интернета.

Клиповое мышление плюсы и минусы

Те, кто, слишком активно пользуется соцсетями  еще больше усугубляют эту «клиповость» своего сознания, поскольку живое общение с людьми (смех, взгляд, сочувствие, улыбка) в таком случае сведено к минимуму. Эмоциональный интеллект не развивается, люди становятся все более чужими и непонятными друг для друга. Это наглядно показывает случай, произошедший в Великобритании в 2010 году. В декабре того года одна женщина покончила с собой. Перед этим она в социальной сети разместила пост с отчаянным криком о помощи – своё предсмертное письмо. Никто не только не попытался ей помочь; люди, в том числе и так называемые «друзья» в этой сети, которых было больше тысячи, вообще никак не откликнулись. На следующий день эта сорока двухлетняя женщина свела счеты с жизнью так и не получив ни от кого «весточки».

Что же происходит с мышлением людей, который злоупотребляют общением в соцсетях? Эти пользователи  видят на экране компьютера информацию ещё более короткую и обрывочную, чем по телевидению, в газетных полосах, онлайн статьях и книгах. Эта информация и более поверхностная: cмc, фото с подписями в ленте, видеоклипы, вырезки из передач и т.п. В ответ на эти сообщения люди также особо не напрягаются: картинка,  фраза,  фотография, смс и так далее. Как при таком общении возможно научиться оцентвать другого человека, понимать  и сопереживать ему? Никак. Поэтому психологи всего мира бьют тревогу: «Клиповое мышление убивает в человеке человечность!» Проводимые недавно опросы подтверждают тревожную тенденцию: несмотря на постоянный рост круга общения, настоящих друзей у людей становится все меньше. Чувство одиночества и неудовлетворенности в этой связи обостряется. Как же в такой ситуации не будет повышаться риск депрессий, суицидов и нервно-психических расстройств?

Конечно, у клипового мышления не только одни лишь сплошные недостатки, есть и некоторые достоинства. Оно, например, повышает способности человека к переключению внимания с одного объекта на другой. Есть и другие плюсы, о которых скажем ниже. Поэтому от клипового мышления нужно не полностью избавляться, как считают некоторые, его необходимо правильно использовать. Проблемы такое мышление создаст своему обладателю только в том случае, если данный индивидуум не развивает другие виды мышления, свои мыслительные способности вообще и качества личности в частности.

Глубина мышления; способность к анализу, синтезу, преобразованию, планированию; воображение; эмоциональный интеллект и другие составляющие присущие мышлению человека, образно можно сравнить с пальцами рук человека. Клиповое мышление, поскольку оно не должно быть основным, можно сравнить с мизинцем левой руки. Оно тоже, в какой-то мере необходимо, поскольку повышает способности к многозадачности человека и быстрому схватыванию информации.

Насколько удобно человеку пользоваться обеими руками и всеми десятью пальцами, настолько правильно и удобно пользоваться всеми перечисленными мыслительными способностями, в том числе и способностью пользоваться краткой, быстро теряющей актуальность, информацией.  Также: насколько неудобно остаться на всю жизнь с одной левой рукой и всего одним пальцем на ней, настолько ограничивает себя человек становясь рабом предлагаемых в интернете и по телевидению короткометражек. Человек сам, таким образом, становится простейшим набором короткометражек, а его жизнь калейдоскопом разрозненных фактов и осколков информации. Интересно, что у такого потребителя информационных услуг развивается привычка к постоянной смене сообщений и жажда новых. Усиливается желание искать «цепляющие» заголовки и видеоролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.

Ситуация с преимущественно активным клиповым мышлением в современном обществе стала угрожающе опасной. Вы и сами, уважаемый читатель, возможно уже заметили, что кино- и видеопродукция ориентирована на то чтобы человек мысля простыми картинками и короткометражками, не очень-то задумывался над смыслом жизни, над смыслом происходящего, а просто потреблял, потреблял еще раз потреблял. Все эти часто сменяющие друг друга сцены из фильмов и передач; пресса с её небольшими текстами, в которых авторы очерчивают только контуры проблем; телевидение с отрывочными блоками новостей не дают молодому человеку стать полноценной личностью

Они всевозможными способами притягивают внимание к себе, отучая думать, дружить, строить общение в беседе, созидать, развиваться, ставить цели и достигать их… Смотрите сами, что происходит с человеком, если он подвержен влиянию СМИ и интернета

Как бороться с клиповым мышлением

Если вы испытываете трудности с концентрацией и глубокими размышлениями, постарайтесь сменить привычный способ восприятия информации. Вот четыре «противоядия» от клипового мышления у современных детей.

Способ 1. Читать художественную литературу и смотреть старые фильмы

Сначала длинные художественные тексты могут даваться с трудом. Но это дело привычки. Уделяйте вдумчивому чтению по 10–15 минут в день, постепенно увеличивая время для борьбы с клиповым мышлением.

То же самое со старыми фильмами. В них действие обычно происходит в одном-двух местах, планы меняются редко, а диалоги между героями долгие и сложные. С непривычки это может показаться нудятиной, но постепенно вы поймёте, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.

Способ 2. Писать изложения и сочинения

Изложения научат запоминать и транслировать чужие мысли, а сочинения — формулировать свои.

Чтобы выработать привычку, поставь перед собой задачу писать минимум по страничке в день. Не стесняйтесь показывать свои работы родителям и друзьям. Они подскажут, если что-то пошло не так (нарушена логика повествования, использованы непонятные формулировки и прочее).  

Если академические тексты не вызывают энтузиазма, ведите дневник, чтобы избавиться от клиповости мышления.

Способ 3. Сомневаться и дискутировать

Не позволяйте себе мыслить однобоко. Это поможет быстрее избавиться от клипового мышления. Всегда анализируйте позицию оппонента и спрашивайте себя: «А что сделал бы я?». Например, учитель поставил двойку. Обидеться проще всего, но попробуйте усомниться в своей правоте и честно сказать, какую оценку себе поставили бы, если бы были педагогом.

<<Блок перелинковки>>

Суперполезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Найдите темы, которые вас действительно беспокоят, попробуйте посмотреть на них с разных точек зрения. Только не путайте дискуссию со спором. Договоритесь подготовить по три аргумента своей позиции, а в конце обязательно прийти к консенсусу.

<<Форма бесплатного курса>>

Способ 4. Устраивай цифровые каникулы

Тотальный отказ от гаджетов вряд ли поможет. Ведь клиповость не только в интернете, она повсюду: на городских билбордах, компьютерных играх, журналах.

Но время от времени отдыхать от информационного шума всё же полезно. Например, два раза в месяц устраивайте себе выходные созидания. Гуляйте, рисуйте, встречайтесь с друзьями — но никакого телефона, компьютера и телевизора! Даже чуть-чуть. Так вы отдохнёте от постоянного потока информации и перезагрузите мозг.

Его минусы

Помимо плюсов, такой тип мышления обладает и рядом минусов. В чем же состоят эти минусы?

Снижает способность к анализу информации. Люди, обладающие клиповым мышлением, часто оказываются неспособны анализировать даже самую важную информацию – выделять главные детали и ключевые моменты, а также принимать решения на основе проведенного анализа. В результате человек учится не осмысливать, а только потреблять информацию.

Снижает способность к концентрации внимания

Особенности клипового мышления делают людей неспособными сосредоточиться на одной теме – они с трудом могут удерживать внимание, перескакивают с одного вопроса на другой, не могут вникнуть в суть.

Снижает эффективность обучения и усвоения знаний. Современные школьники и студенты, которые являются основными обладателями клипового мышления, плохо воспринимают и запоминают учебный материал, не умеют правильно излагать свои мысли, им тяжело писать сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения

Коэффициент усвоения знаний современных детей и подростков падает.

Усиливает подверженность чужому влиянию и манипуляциям. Обладатели клипового мышления часто попадают под чужое влияние. В своих действиях они чаще всего руководствуются эмоциями, а не здравым смыслом, поэтому ими легче манипулировать. Телевизионные рекламы построены таким образом, чтобы человек, покупающий товар, руководствовался сиюминутными эмоциональными порывами. Люди с клиповым мышлением часто совершают ненужные покупки или действия, о которых потом жалеют.

Снижает чувство сопереживания. Люди, ежедневно поглощающие большие объемы информации, среди которой преобладают сцены жестокости и насилия, постепенно утрачивают способность сопереживать чужому горю, становятся равнодушными, теряют чувство ответственности, их перестают трогать трагедии окружающих.

Приводит к упрощению задач и решений. Клиповое мышление приводит к тому, что люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.

Методы борьбы с отрицательными сторонами клипового мышления

Для тех, кто хочет избавиться от клипового мышления, проводятся специальные тренинги, на которых учат концентрировать внимание и анализировать информацию. В некоторых странах прибегают к медикаментозному лечению

Есть также несколько эффективных способов борьбы с издержками клипового мышления:

«Метод парадоксов»

Профессор Михаил Казиник использовал в своей практике «метод парадоксов» для развития аналитических способностей. Суть его в том, что дети с пассивным сознанием верят каждому слову учителя. Когда педагог озвучивает два взаимоисключающих факта, ученики начинают задумываться.

Чтение книг

Для борьбы с последствиями клипового мышления специалисты советуют читать классику. Такие произведения тренируют навыки анализа и позволяют самостоятельно создавать образы. Для выработки усидчивости рекомендуется засекать время, выделенное на чтение. Через каждые полчаса необходимо останавливаться и пересказывать прочитанное, а лучше конспектировать.

Разгрузочный день

День отдыха от информации поможет переключиться на занятия другого рода: рисование, прогулки, живое общение. В остальное время рекомендуется заменить бесконечное переключение каналов просмотром одного полноценного фильма.

Клиповое мышление — это не приговор, а сопутствующее развитию информационных технологий явление, которое можно научиться контролировать. Чтобы не испытывать на себе негативные стороны клипового мышления, следует регулярно тренировать мозг

Тренажеры Викиум эффективно развивают память, внимание, способность концентрироваться и позволяют держать мозг в тонусе

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий