Ледовая обстановка и карта замерзания Ладожского озера

Описание

Ладожское озеро — самое большое в Европе, объем его водной массы составляет 908 кв. км, а по своей глубине оно занимает восьмое место в России.

Глубина водоема увеличивается с юга на север: от 20–70 метров в южной части до 70–230 метров в северной части. Наибольшая глубина наблюдается к северу от Валаама и составляет 233 метра.

Сильный штормовой ветер наблюдается в октябре, в это время его скорость составляет 20 м/сек, а максимальное значение достигает 34 м/сек.

Еще с древности был известен суровый и коварный нрав Ладоги — в штормовую погоду волны достигали шести метров высоты. Петр Первый как-то сказал, что кто не ходил по Ладоге, не может считаться настоящим моряком.

Бризы на побережье бывают в безветренные солнечные дни и ясные ночи, а на озере — с 9 утра до 20 часов вечера. Весной, в конце лета и осенью часто бывают туманы.

Вода в Ладоге пресная и чистая, загрязнена лишь в местах стока промышленных предприятий. Берега разнообразны, на севере они высокие, скалистые и обрывистые и всегда служили местом добычи строительного и декоративного материала.

На берегах находится несколько охраняемых территорий, среди которых — Нижнесвирский заповедник, расположенный в месте впадения реки Свирь в Ладогу. Здесь обитает 256 видов водоплавающих и других птиц, 538 видов растений и 44 вида млекопитающих. Среди ценных пород рыб — озёрный лосось, сиги и ряпушка, рипус и судак, иногда встречаются озерная форель, палия и сырть.

На восточном побережье Ладожского озера расположен Олонецкий заказник, фауна которого включает уникальные, находящиеся под охраной растения. Также под охраной находятся ладожская нерпа, орлан-белохвост и скопа. Олонецкий заказник является уникальным местом отдыха мигрирующих птиц.

По Ладожскому озеру во время Ленинградской блокады проходила Дорога жизни

С сентября 1941 по март 1943 года Ленинград был отрезан от Большой земли блокадой. Единственная ниточка, транспортная магистраль, связывающая город со страной, проходила по Ладожскому озеру. Ее называли Дорогой жизни. Во время навигации это был водный путь, зимой, когда озеро вставало, машины ехали по льду. Почти три года по этому опаснейшему пути из Ленинграда вывозили людей, детей, а в город шли продукты, медикаменты, предметы первой необходимости. Всего за время блокады по Дороге жизни перевезли больше 1 300 000 человек и более 1 600 000 тонн грузов. У маяка Осиновец (в поселке Ладожское озеро) создан музей «Дорога жизни».

1943Дорога победы1944

После захвата Шлиссельбурга руководство группы армий «Север» считало, что Ленинград продержится не больше двух месяцев. Прошло почти 500 дней — город не собирался сдаваться. Наоборот, он увеличивал поставки, разрабатывал новые проекты и пытался прорвать блокаду.

Разработка плана по прорыву блокады Ленинграда началась ещё осенью 1942 года. Общий замысел операции, получившей кодовое название «Искра», сводился к тому, чтобы встречными ударами Ленинградского и Волховского фронтов разгромить группировку немецко-фашистских войск на Шлиссельбургско-Синявинском выступе. В 9:30 12 января 1943 года залпы орудий на обоих фронтах возвестили начало наступления.

К вечеру 13 января расстояние между наступавшими навстречу друг другу группировками фронтов сократилось до 5–6 км. Следующие четыре дня бои носили особенно ожесточённый характер, поскольку противник подтянул свежие силы. Утром 18 января советские войска объединились и в тот же день освободили Шлиссельбург. Оцепление было прорвано, враг был отброшен от берега озера на расстояние не более 10 км. Тем не менее прямое сухопутное сообщение со страной было восстановлено.

Менее чем за три недели по пробитому советскими войсками коридору была проложена железная дорога. 6 февраля был открыт железнодорожный участок от Волховстроя до Шлиссельбурга, а 7 февраля в Ленинград уже прибыл первый поезд с Большой земли.

С этого момента начал активно развиваться новый транспортный коридор: Дорога Победы (Поляны — Шлиссельбург — Мельничный Ручей — Ржевка — Ленинград Финляндский). Железная дорога и связанные с ней мосты подвергались ожесточённым атакам: немцы понимали, что пропускная способность ж/д гораздо выше, чем у ледовой трассы. Но, несмотря на обстрелы, восстановительные бригады достаточно быстро отстраивали разрушенную инфраструктуру. Движение не останавливалось ни на день.

Это повлияло на всю систему навигации в целом. Стабильное наращивание железнодорожных перевозок стало одной из причин, по которой Дорога жизни постепенно начала уходить на второй план. По ней по-прежнему продолжали перевозить грузы и эвакуированных жителей города, но уже с гораздо меньшей интенсивностью.

30 марта 1943 года стало последним днём работы ладожской зимней фронтовой трассы. Общий пробег автомобилей за всё время её существования составил 38 млн км.

Инфографика

Сражения за ключевые транспортные узлы продолжались вплоть до 1944 года. Немецкие войска не желали «отпускать» Ленинград и регулярно обстреливали все линии коммуникаций, стремясь вновь загнать город в состояние изоляции.

Но планам ГА «Север» было не суждено осуществиться. Зимой 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов нанесли немцам сокрушительное поражение, отбросив войска противника более чем на 220 км от осаждённого Ленинграда.

27 января в 8 часов вечера в Ленинграде впервые за годы войны прогремел праздничный салют. 24 залпа оповещали жителей о полном освобождении города.

дня
продлилась блокада Ленинграда

Острова на Ладожском озере

На Ладожском озере насчитывается 660 островов, самые большие из которых: остров Рикалансаари площадью 53,3 кв. км, Мантинсаари — 39,4 кв. км, Валаам — 27,8 кв. км. Среди самых известных островов можно отметить:

  • Валаамский архипелаг — это группа примерно из 50 островов площадью 36 га, самый главный из которых — остров Валаам, его площадь составляет 27,8 га. На Валаамских островах расположен Спасо-Преображенский мужской монастырь, а также 7 скитов — Никольский, Скит Всех Святых и Смоленский, Гефсиманский и Воскресенский, Предтеченский и Скит Александра Свирского
  • Остров Коневец находится в западной части водоема, здесь расположен Коневский Рождество-Богородичный монастырь. Название Коневец произошло от имени огромного валуна, названного Конь-камнем, на котором до конца XIV века приносились жертвы языческим богам
  • Крепость-остров Орешек (Шлиссельбург, Петрокрепость) находится у истока реки Невы. Остров стал местом ожесточенных сражений между Россией и Швецией и несколько раз переходил из рук в руки. Крепость на острове контролировала вход в Неву, поэтому Петр I переименовал ее в Шлиссельбург, то есть «ключ-город».

Ладожское озеро судоходно, входит в состав Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала. Самое интенсивное движение судов выполняется в южной части водоема — от реки Невы до реки Свири. Во время штормов движение пассажирских теплоходов запрещается.

Во время Великой Отечественной войны с 12 сентября 1941 по январь 1944 года по Ладожскому озеру проходила Дорога жизни — единственная транспортная магистраль, связывающая Ленинград со страной.

Тысячи туристов приезжают на Ладожское озеро, чтобы насладиться его красотой — увидеть кристальные воды и надышаться чистейшим воздухом, почувствовать аромат хвойных лесов и северных трав.

Ладожское озеро замерзает зимой или нет

Ледовый режим Ладожского озера сложен: ледяной покров в различных частях озера устанавливается в разное время; при этом развитие льдообразования происходит по окружностям от берегов к центру озера. В прибрежной части озера лед появляется в виде заберегов, припая или донного льда, всплывающего на поверхность озера. Он также выносится в большом количестве реками, впадающими в Ладожское озеро.

Обычно лед появляется в конце первой – начале второй декады ноября, прежде всего в мелководной южной части озера, а затем в более глубоководной северной его части. В открытой части озера лед образуется, как правило, с 12 по 26 ноября.

Ледостав наступает в первую очередь в южной части озера (в начале декабря); при этом, как правило, сначала замерзают восточная часть Свирской губы и южные части бухты Петрокрепость и Волховской губы. Затем замерзание распространяется к центру озера, и к 15–20 февраля (а в суровые зимы к концу января – началу февраля) озеро полностью покрывается неподвижным льдом.

В мягкие зимы сплошной ледяной покров на Ладожском озере не образуется; в такие зимы кромка неподвижного льда обычно не распространяется далее участков, ограниченных изобатой 20 м. За кромкой неподвижного льда простирается полоса дрейфующего льда; в центральной части озера всю зиму сохраняется чистая вода.

Наиболее толстый ледяной покров образуется в прибрежной зоне, в заливах и губах. В центральной части озера лед, как правило, более тонкий и мало заснеженный; для него характерны сухие трещины. Наибольшей толщины лед достигает в марте.

В течение зимы лед подвергается довольно сильному торошению, в результате чего образуются гряды торосов, отделенные друг от друга полосами ровного льда.

Вскрытие Ладожского озера происходит обычно в конце марта в последовательности, обратной замерзанию.

Примерно в середине апреля начинается разрушение неподвижного льда. Во второй половине апреля ледяной покров разрушается во всехчастях озера; большая часть льда тает на месте, а меньшая часть (около 20 %) выносится в реку Нева. Часть льда выбрасывается на берег и здесь иногда сохраняется до первой половины июля.

Очищение озера ото льда происходит раньше всего (в конце апреля) в узкой прибрежной зоне. Окончательно озеро освобождается ото льда в середине мая.

Источник

Проблемы Ладожского озера

Существуют экологические проблемы, которые усугубляются. Помимо сокращения популяции рыб, о чем мы писали выше, становится все больше загрязненные участков, так как на берегах Ладоги работают порядка шестисот промышленных предприятий, которые сбрасывают в озеро промышленные стоки. Лишь незначительное число из них оборудованы современными системами очистки, которые, впрочем, не гарантируют непопадание в водоем вредных веществ.

На острове Хейнясенмаа после Великой отечественной войны проводили испытания радиоактивных веществ, исследовали и воздействие радиации на животных. Хранилищем для части радиоактивных отходов было судно «Кит», которое было затоплено в 1959 году рядом с островом. В 90-х годах его подняли и затопили около Новой Земли, а на острове сделали зачистку грунта, впрочем, его не заливали бетоном, а просто засыпали в могильник. До сих пор на острове стоят таблички с надписью «Радиация», а гражданским судам запрещено приближаться к Хейнясенмаа.

Аналогичные испытания проводили и на острове Коневец (западная часть Ладожского озера), также там проводили испытания химического оружия. Испытательный полигон функционирует и сегодня.

Еще в 70-х годах Ладожское озеро считалось чистейшим водоемом, ему был присвоен первый класс качества воды, сегодня она понижена до третьего. Наибольшую опасность представляют радиоактивные отходы. В 2015 году правительство России заключило контракт, согласно которому, территорию площадью почти 30 тысяч квадратных метров должны реабилитировать. Именно на ней выявили радиоактивное загрязнение.

В целом же, Ладожское озеро в силу своих размеров еще не потеряно, однако меры необходимо принимать уже сейчас. В частности ограничить выбор вредных веществ. Определенные работы в этом направлении ведутся, но их пока недостаточно.

Новоладожский канал

Взамен обмелевшему Староладожскому каналу, ближе к Ладожскому озеру в 1866–1883 годах был прорыт Новоладожский канал, соединяющий реки Свирь и Неву.

В настоящее время габариты судов, следующих по новому Волго-Балтийскому водному пути, значительно превосходят габариты каналов. Поэтому Староладожский и Новоладожский каналы не могут использоваться для судоходства. Большинство судов имеет класс река-море, поэтому легко преодолевает путь по озеру даже в штормовую погоду. Суда, не имеющие такого класса, обычно пережидают непогоду в устье Свири или в истоке Невы.

В настоящее время Новоладожский и Староладожский каналы используются  для прохода маломерных судов с небольшой осадкой, а также отстоя больших судов в зимнее время.

Фотографии

Ладожское озеро

Теплоходы «Кабаргинъ» и «Господин Великий Новгород» у Валаама

Чайки

Берег Ладожского озера около Приозерска

Песчаный пляж на Ладожском озере

Метеор от Приозерска до Валаама

Ладожское озеро у Приозерска

Землечерпалка на Ладожском канале

Наводнение на Ладожском канале

Старая Ладога, вид со стороны реки Волхов

На палубе теплохода

Староладожский канал, вид с реки Волхов

Теплоход в тумане

Четырехпалубный теплоход идет на Валаам

Небольшой шторм

Ладога волнуется

Штиль

Ладожское озеро, закат

Чайка на фоне неба

Вид на Ладожское озеро из каюты туристического теплохода

Пляж на озере Ладога

Песчаный пляж на озере Ладога

Рыбаки на Ладожском озере

Пляж на Ладожском озере

Теплоход «Ом» ходит от Приозерска до Валаама

Озеро Ладога

Маяк у входа в устье реки Вуокса

Закат на Ладоге

Ладога вечером

Вечером

Теплоход на Ладоге

На Ладожском озере не видно берегов

Берега

Каменистый берег острова Коневец

Красный закат на Ладоге

Вид на Ладожское озеро

Вид на Ладожское озеро с острова Валаам

Вид с высокого берега острова Валаам

Ладожское озеро вблизи Сортавалы

Залив Ладожского озера

Остров Валаам

Яхты на Ладожском озере

Ладожский канал с вертолета

Старая Ладога. Фото 1880–1890 годов

Крепость Копорье в начале 20 века

Крепость Ивангород в 17 в. Гравюра

Крепость Ивангород

Крепость Ивангород, изображение Гоэтериса

Воскресенская церковь на берегу реки Важинки

Никольская церковь 17 в. в деревне Согиницы

Бурлаки на Ладожском канале, 1900 гг.

Ладожский канал, конная тяга

Ладожский канал

Строительство шлюза в Подпорожье

Деревянное зодчество

Маяк

Закат

Берега Ладожского озера

Сортавала. Вид с залива Ляппяярви

Северный берег Ладожского озера

Метеор «Преподобный Серафим» ходит по маршруту Сортавала — Валаам

Часовня на берегу Ладоги

Скалы Ладоги

Горизонт, теплоход и луна

Вечер на Ладоге

Теплоход выходит в Ладожское озеро

Круиз теплохода в Ладожском озере

Крепость Орешек и Ладожское озеро

Крепость Орешек поздним вечером

Курс на Валаам

Кошкинский фарватер Ладожского озера

Теплоход «ОМ» на Ладожском озере

Ладожское озеро у Валаама

Ладога

Гладь Ладоги

Теплоход «Инженер Нарин» на Ладоге

Горизонт

Чайка

Чайки над Ладожским озером

Чайки близ острова Валаам

Чайки в небе

Кормление чаек с рук

Берег острова Валаам

Чайки следуют за теплоходом

Солнечный день на Ладоге

Чайки на Ладоге

Туристы кормят чаек

Туристы кормят чаек с рук

Чайка над Ладогой

Красный закат на озере

Солнце садится на Ладожском озере

Теплоход, озеро, закат

Маяки у входа в Новоладожский канал из реки Волхов

Теплоход в тумане на Ладоге

Надвигается шторм

Трёхпалубный теплоход на Ладожском озере

Заход солнца на Ладоге

Грузовой теплоход на Ладоге

Ладога. Тишина

Дождь

Ливень

Ладога нахмурилась

Волнение

Ладога спокойна

«Комета 9» на Валааме

Карелия. Ладожское озеро

Ладожское озеро, рассвет

Ладожское озеро, белые ночи

Валаам, чайка на гнезде

В бухте острова Валаам

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий