Духовник по переписке
— Может ли современный человек иметь духовника на расстоянии? Созваниваться, переписываться по Интернету, лично редко встречаясь или не встречаясь вообще?
— Конечно, могут быть такие отношения, и они очень распространены. Я слышал, что такие известные духовники, как протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Димитрий Смирнов имели с неким старцем переписку — брали у него советы письменно и получали ответы письменно.
И, кажется, никто из них ни разу не увидел этого старца. Такое возможно. Нам посчастливилось выбираться в Псково-Печерский монастырь, когда мы хотели, сначала мы приходили к старцам с «простынями» вопросов, потом вопросов становилось все меньше и меньше. А некоторые уже не приезжали, а письменно вопрошали старцев и получали ответы. И руководствовались этими ответами.
— Мы снова говорим о старцах, людях особых дарований, прозорливых, которые могли на расстоянии решать определенные вопросы. А как быть с обычными духовниками?
— Есть вопросы, на которые, я думаю, обычные духовники-священники, не осененные такой благодатью духовнической, старческой, не могут дать ответ. Вопросы сложные, которые требуют не только внимания и углубления в душу человека, но еще какого-то параллельного знания, духовного познания, дающегося только свыше, только Богом.
Но, предположим, я имею духовных детей, которых давным-давно знаю, и это знание помогает мне, не будучи старцем и прозорливым человеком, решать, может быть, и гораздо более сложные проблемы. А если ты, обычный священник, не знаешь всех сложностей, нюансов жизни твоего духовного чада, как ты можешь ответить на его вопросы и затруднения?
— Со временем человек начинает меньше нуждаться в духовнике, меньше задавать вопросов, короче исповедоваться. Нормально ли это?
— Я думаю, это нормально. Конечно же, человек учится. Безусловно, любой предмет, по которому мы получаем знания, он гораздо более обширен, чем, допустим, институтская программа. Но тем не менее в институте дают системные знания об этом предмете, достаточно цельные. Основа в тебе заложена, и, опираясь на нее, ты можешь развиваться и дальше. Если у человека пытливый ум, и он продолжает стремиться к познанию интересующего его предмета, то все же постепенно, постепенно вопросов становится все меньше и меньше. Так же и в духовной жизни! Когда мы в последнее время приезжали к отцу Иоанну (Крестьянкину), я выцеживал из себя, как из комара, 2-3 вопроса. Мне нечего было задавать, не было проблем!
И я понимаю, что почти на все вопросы отец Иоанн ответил нам за достаточно продолжительные наши духовные отношения, которые насчитывают три с половиной десятилетия.
— Как Вы относитесь к смене духовника?
— Вы знаете, когда я был моложе, я очень ревностно относился к этому, и достаточно сильно переживал, когда от меня отходили духовные дети. Но, если они отходили, допустим, к отцу Иоанну (Крестьянкину) или к таким столпам Церкви, радость от этого превозмогала ту боль, которая во мне была. А сейчас я свободно отношусь.
Руководствуясь поговоркой: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Человек свободен! И замыкаться на мне, человеке, который не является святым и знает, может, несовершенно, но цену своей духовной жизни… Я бы не хотел этого, не хотел бы говорить о себе: «Вот я — источник знаний». Ничего подобного. Есть люди гораздо мудрее меня. И если мои духовные чада попадают к таким людям, я сейчас уже этому радуюсь и не испытываю боли.
Неправильные отношения
— Какие отношения с духовником могут быть неправильными? Как понять, что они неверно складываются?
— Допустим, если человек видит в священнике — я говорю о личностном опыте — старца и обращается к нему как к старцу, это ложное отношение. Я не старец. Неверно, когда человек возвышает обычного духовника и ставит его на пьедестал святости. Мы, люди, я человек, грешный человек, и хотел бы избавиться, как и мои духовные дети, от страстей. Иногда это получается, иногда не получается, но все время молюсь Богу, чтобы Он меня освободил от страстей.
Очень неправильно собирать сведения о духовном отце как о чудотворце: вот здесь он проявил прозорливость, а здесь по его молитвам кто-то выздоровел. Чаще всего это в себе заключает достаточно большой элемент фантазии, и человека, духовника, начинают обожествлять. И потом, когда мы вдруг проявляем слабость, наше падение бывает велико в глазах таких людей. И погибает наша память с шумом, как сказано в Евангелии.
— Обязательно ли семье иметь общего духовника, и что делать, если у невесты один, а у жениха другой, как им поступать?
— Я придерживаюсь такого взгляда, хотя никогда не настаиваю на нем, что правильней иметь одного духовника. Представим такую картину: в Москве сейчас множество замечательных духовников; они замечательные еще и тем, что имеют опыт общения со старцами, которые передали им какой-то свой опыт — и его не почерпнешь ни в каких книжках!
Но тем не менее в силу разности характеров, личностных подходов они смотрят иногда по-разному на ту или иную проблему и на средства исцеления от той или иной душевной болезни. И это может оказаться камнем преткновения! Предположим, ваш духовник говорит одно в связи с определенной проблемой семейной жизни, а духовник вашего мужа говорит мужу другое в связи с этой же проблемой. И вы оказываетесь перед выбором: что же делать? И теряетесь, потому что вы любите своего духовника и почитаете его за «последнюю инстанцию», а супруг верит своему духовнику. И вот уже конфликт.
— Что же делать?
— Я бы таким семьям посоветовал следующее. Если не получается выбора, то жене нужно прислушиваться к своему мужу. Потому что она — за-мужем.
— Как найти своего гуру?
______
Живой учитель играет огромную роль в жизни человека. Он является носителем информации, которой нет в книгах. Он оживляет в людях слова и фразы, истины и знания, которые прописаны и давно известны.
Учитель — духовный и душевный наставник моего развития. Он является не просто попутчиком на моей дороге. Учитель — это проводник в мои закоулки сознания. Он спускается в колодец в моего подсознания, высветляет стороны бессознательного, составляет карту моего ресурса. Он становится хранителем знаний, моей копилкой, моим маяком в штормовые дни.
Признаки вашего учителя зависит от того, какую дальнейшую жизнь вы желаете для себя: например, вы не хотите обременять себя семьёй, тогда вам нужен учитель, у которого нет семьи и отношений. Будьте осторожны: если вы выбираете учителя без семьи, а у вас она есть, то велика вероятность, что и вы останетесь без семьи. Хотите вы того или нет осознанно, но учитель — это ваша икона. Вы будете стремиться к тому, чтобы быть похожим на него. Тоже касается счастья, у несчастного, грустного учителя, вы научитесь несчастью, у грубого — грубости.
Учитель должен вдохновлять: его действия, результаты работы с другими людьми, его преданность и постоянство себе, его наполненность и светящиеся глубиной глаза. Часто бывает, что учитель и ученик чем-то даже внешне похожи. Это значит, что ваши энергии имеют общие составляющие.
Ваш учитель всегда заботится о вашем состоянии. Он более милостив к вам, чем другие. Он оказывает помощь, даже если вы не знаете об этом. Но с другой стороны, он может создать условия испытания вашей преданности, постоянства и ресурса. И если учитель видит, что обучение может повредить вам, он обязательно остановит процесс.
Задача учителя — укрепить вашу веру в себя, в свои возможности. Он рассеивает ваши сомнения, освещая качества вашей личности, которые помогут в этом. Но и качества, которые тормозят развитие он не прячет. Он говорит и действует, когда у вас есть к этому готовность. Учитель способен проявить ваши лучшие качества, постоянство и вдохновлять вас на новые открытия.
Ещё один важный признак учителя — вы чувствуете с ним родство, сердечность, вам хочется делиться с этим человеком, вы можете открыть ему свою душу. А разлука с ним навевает щемящее чувство.
Отсюда виден ещё один момент того, что это ваш гуру. Вам хочется ему помогать!
1) Знающих, умников, философов, мудрецов много, а учитель — один. Прочувствуйте людей, которых вы метите в кандидаты. Исходят ли их слова и действия из сердца. Или они являются показателем ума?
2) Насколько прост учитель? Есть ли возможность общаться с ним в любое время? Учитель должен быть прост и доступен. Ведь никто не сможет кинуть вам спасательный круг, когда вы кричите в пустоту. Учитель всегда отвечает на вопросы ученика.
3) Является ли этот человек для вас примером? Учитель всегда подаёт пример, а не время от времени делает то, о чём говорит. Он с радостью делится богатством своего духовного и материального опыта.
4) Осознаёт ли учитель свою слабость? Совершенных людей не бывает, и настоящий учитель, зная свои слабые стороны, стремится к их залечиванию, а не прятанью и выпячиванию. Только победа над слабостями даёт истинные возможности и силы, которые светятся глазах, ощущаются жестах и голосе, читаются на лице.
5) Находясь с учителем рядом, у вас налаживается жизнь. Вы понимаете, что можете повернуть механизмы, сдерживающие вас.
Учитель — это воздух, он подгоняет вас в спину, закручивая и унося пыль и грязь. Учитель — это огонь. Он освещает ваш путь, ваши тёмные стороны, засветляя вас внутри. Учитель — это вода, которая смывает ошибки, допускаемые во время обучения. Учитель — это структура информации, обладающего вкусом. Вкус — это ключ к преодолению застоя в жизни. Если есть вкус, то обучение будет радостным и простым, как и сама жизнь. Иначе любая практика в напряжении превращается в обычный ритуал, не имеющий смысла.
______
В чем важность Гуру в человеческой форме?
Каждый из нас обращается за советом к учителям, врачам, юристам и т.д
Если гид необходим даже в этих сравнительно простых областях, то представьте себе важность Гуру, который освобождает человека от непрерывного цикла рождения и смерти
6.1 Важность Гуру – с точки зрения воспитания ученика
Существуют различные виды Гуру. Гуру Принцип учит нас через ситуации, книги, в человеческой форме, и т. д
В следующей таблице приведено сравнение этих различных видов и показывает важность Гуру в человеческой форме
Важность Гуру в проявленой или человеческой форме
Гуру в форме | Отсутствие Гуру | ||||
---|---|---|---|---|---|
Человека | Книги | Статуи/ картины | Другое / ситуации в жизни | ||
Определение учений в соответствии со способностями ученика | Возможно | Невозможно | Невозможно | Невозможно | – |
Разъяснение сомнения | Возможно, как только сомнение возникает | Возможно в небольшой степени после прочтения многих книг | Невозможно | Невозможно | – |
Время, необходимое для развития веры | Очень короткое | Длиннее | Еще длиннее | Очень долго, практически невозможно | – |
Поощрение обучения и проверка | Возможно | Невозможно | Невозможно | Невозможно | – |
Количество учеников, которые покидают практику на полпути | Маленькое | Большее | Гораздо большее | Больше всего | Больше всего |
Время, необходимое для духовного роста | Короче | Длиннее | Очень долго | Самое длинное | Самое длинное |
Тип личности ученика, который наиболее соответствует форме Гуру | Человек, который имеет большую потребность в руководстве | Человек с независимым отношением | Человек, который нуждается в поддержке | Человек с независимым отношением | Человек с более независимым отношением |
6.2 Важность Гуру – с психологической точки зрения
Есть много психологических преимуществ для ученика, если у него духовный гид в человеческой форме.
- В отличие от Бога и божеств, которые не показывают их существование и потенциал, Гуру показывает свою челоческую форму. Таким образом, ученик имеет ощутимого гида, который ведет его по духовному пути.
- Гуру в человеческой форме всеведущ так же, как непроявленной Гуру и способен воспринимать все о своем ученике. Через Его доступ к Универсальному Уму и Интеллекту Он знает, ученик искренний или нет, и где он делает ошибки. В результате, ученик становится более осведомленным об этой способности Гуру, и часто воздерживается от плохих поступков.
- Гуру не позволяет ученику развить комплекс неполноценности из-за того, что он ниже, чем Гуру. Он искореняет комплекс неполноценности в заслуживающем ученике и вознаграждает его всепроникающим характером Гуру.
6.3 Важность Гуру – с точки зрения Духовной науки
Следующая таблица показывает важность Гуру в человеческой форме для духовного роста искателя / ученика. Важность Гуру в проявленой или человеческой форме
Важность Гуру в проявленой или человеческой форме
Гуру в форме | Отсутствие Гуру | ||||
---|---|---|---|---|---|
Человека | Книги | Статуи/ картины | Другое / ситуации в жизни | ||
Руководство с заботой о снижении предназначенных и умышленных действий и преодоление препятствий в духовной практике | Возможно | Невозможно | Невозможно | Невозможно | – |
Преимущества пребывания с Гуру, из-за божественного сознания в нем | Возможно | Невозможно | Маленькое | Невозможно | – |
Преимущества благодати Гуру | Возможно | Невозможно | Маленькое | Невозможно | – |
Необходимый духовний уровень для получения благополучия | 55%1 | 40% | 60%2 | 30% | – |
Усилия, которые ученик / искатель должен сделать % | 60%3 | 70% | 70% | 70% | 100% |
Качества, которые требуются от ученика | Служение и жертва | Понимание подтекста4 | Руководство изнутри | В зависимости от типа | Высокое эго5 |
Процент ежегодного духовного прогресса | 2-3% | 0.25% | 0.27% | 0.25% | 0.001%6 |
Примечания (связанные с красными цифрами в таблице приведенной выше):
- Примерно 55% духовного уровня, ученик развивает достаточную духовную зрелость, чтобы получить выгоду из присутствия Гуру в человеческой форме. Это похоже на стипендию в духовности. На этом уровне духовной зрелости, ученик готов принять руководство Гуру и идти к Богу.
- Относительно более трудно получить духовную пользу от статуй. Тонкие, нематериальные частоты, которые статуя или изображение Гуру излучают в атмосферу, могут быть полезными для человека за пределами духовного уровня 60%, с активированным шестым чувством.
- Когда человек слушает Гуру в человеческой форме, усилие необходимое для духовного прогресса является наименьшим, так как это направляется наиболее эффективно. Во всех остальных случаях, возможность совершения ошибок гораздо выше.
- Не так то легко понять переносный смысл Священных Писаний. Очень часто Священное Писание и книги толкуются неправильно.
- Здесь эго относится к вере в себя. Если вера в себя не высока, то человек не может духовно расти, не принимая руководства от кого-то.
- Без духовного гида, высокая вероятность застоя или даже регресса в духовном росте.
Приложения
Список используемой литературы
- Арно Дежарден , L’Ami spirituel , изд. Круглого стола, 1996 г.
- Александр Астье, Духовные мастера индуизма , издания Eyrolles
- Гуру Гита (Сканда Пурана) Вьяса
- (en) Джоэл Краме и Диана Альстад, Документы гуру: маски авторитарной власти , Frog Books, 1993, ( ISBN 978-1883319007 )
- (ru) Карен Печилис, Милостивый гуру: индуистские женщины-гуру в Индии и США , Oxford University Press, 2004 ( ISBN 978-0195145380 )
- (ru) Цем Тулку Ринпоче, Джейми Кху и Джастин Рипли Кечара, Гуру по найму, Просвещение для продажи , СМИ и публикации; 2009, ( ISBN 978-9834339982 )
- (en) Джеффри Д. Фальк, « Раздеваясь над гуру» , Million Monkeys Press, 2009, ( ISBN 978-0973620313 )
- (en) Томас А. Форстхофель, Синтия Энн Хьюмс, гуру в Америке , Государственный университет Нью-Йорка, 2005 ( ISBN 978-0791465745 )
- (ru) Д-р Майкл Роберт, Без гуру: как я вернул свою жизнь через тридцать лет , опубликовано доктором Майклом Робертом BookSurge Publishing, 2009 г. ( ISBN 978-1439245040 )
- (en) Эндрю Коэн, Рудит Эмир, Дэвид Годман и Аруна Нараян Калле, Гуру: Путеводный свет , Chinmaya Publications, 2009 ( ISBN 978-1608270002 )
- (ru) Лиз Маккин Божественное предприятие: гуру и индуистское националистическое движение , Университет Чикаго, 1996 г.
- Рене Генон , Человек и его будущее согласно Vêdânta , Editions Bossard,1925 г.
- (en) Кэтрин Корнилл, Гуру в индийском католицизме: двусмысленность или возможность инкультурации, Wm. B. Eerdmans Publishing, 1992.
Время на проверку
— Отец Владимир, с чего человеку, только что пришедшему в Церковь, начать поиск духовника?
— Прежде всего, об этом нужно молиться. Преподобный Симеон Новый Богослов советует молиться много, чтобы Господь послал духовника. Еще один совет: не спешить. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил следующее: когда молодой человек и девушка познакомились и имеют симпатию друг к другу, то до решения вопроса о браке должно пройти три года. Безусловно, между ними должны быть дружеские отношения, целомудренные, и уже к концу третьего года молодые люди должны определиться: могу ли я с этим человеком жить или нет? Вот духовничество — это тоже в каком-то смысле брак, только духовный. И поэтому не сразу нужно проситься в духовные чада к тому священнику, который тебе пришелся по вкусу и отвечает сегодня внутренним твоим запросам. Завтра это может оказаться не так!
Нужно очень внимательно присмотреться к нему, увидеть положительные стороны — а мы, священники, будучи человеками, являем и пристрастные, отрицательные свои стороны. Нужно наблюдать за тем, как священник руководит своими духовными детьми, навязывает ли тотально свою волю, настаивает ли на ней или оставляет человеку свободу. Даже Господь не ограничивает нашу свободу, Он стучится в дверь сердца, именно стучится, но не приказывает: «Откройте Мне дверь!»
— Можно с лёту довериться и духовно неопытному человеку, «младостарцу»…
— Да. Младостарцы — это молодые, неопытные священники, которые считают себя людьми, знающими волю Божию, всё понимающими, всё видящими. А на самом деле это не так. Да, безусловно, бывают исключительные случаи: преподобный Александр Свирский уже в 18 лет считался старцем, преподобный Амвросий Оптинский в 38 лет стал старцем. А в обычной нашей жизни люди приходят зрелыми к этой харизме, к тому послушанию, которое Господь может возложить на человека непосредственно или через духовного отца. Но если мы не видим чего, а утверждаем, что видим, и настаиваем на этом, то горе нам, священникам, духовникам!..
Поэтому, повторюсь, спешка ни к чему.
Я уже 36 лет служу в сане священника, и много людей прошло через меня и остановилось у меня как у духовника. Но раньше я преждевременно устанавливал отношения: человек просит об этом, «влюбился» как в священника с первого взгляда и думает, что все будет благополучно. Были и такие случаи, когда люди уходили от меня, наверное, разочаровываясь, наверное, потому, что я не смог достаточно глубоко ответить на их вопросы. А может быть, отвечал так, что вопрошающим было неинтересно слушать. Разные бывают причины отхода верующих мирян от своих духовников. И для того чтобы этого не было, я постепенно, с опытом, стал устанавливать какой-то период, так скажем, «воздержания» до заключения отношений. Я говорю: «Понаблюдайте за мной. Я вам не откажу ни в коем случае, буду сейчас на правах “исполняющего обязанности” духовного отца. Но не буду таковым до тех пор, пока вы не посмотрите на меня достаточно продолжительное время».
— При этом Вы исповедуете этих людей?
— Да, конечно, исповедую, беседую, отвечаю на все те вопросы, которые они ставят передо мной.
— Чем отличается духовное чадо от человека, который просто приходит на исповедь?
— А чем отличаются свои дети от чужих детей? Наверное, тем же. Твои дети тебя слушаются, по крайней мере, обязаны слушаться до какого-то возраста. Да и потом, может быть, послушание сохраняется, если это полезно будет. А чужие дети тебя не слушаются. Они к тебе могут обращаться за каким-нибудь советом, за конфеткой, условно говоря, за объяснением чего-то. Вот и исповедующийся человек, не являющийся духовным чадом, находится примерно на таком уровне отношений со священником.
Биография
Ранние годы
Васант Кумар Шивашанкар Падукон родился 9 июля 1925 года в Бангалоре. Его отец, Шивашанкер Рао Падукон, работал в банке, а мать, Васанти Падукон, была сначала домохозяйкой, а затем преподавала в школе, давала частные уроки, писала рассказы и переводила романы с бенгальского языка на каннада. У него было три младших брата Атмарам, Девидас и Виджай и сестра Лалита. После того, как в детстве он попал в аварию, ему дали другое, более счастливое, имя — Гуру Датт.
Первоначальное образование Гуру Датт получил в Калькутте, а в 1941—1944 годах учился в индийском культурном центр Удая Шанкара, где получил базовое образование в области хореографии. Позже, в 1944 году, он непродолжительное время работал телефонным оператором.
Карьера
В 1944 году Гуру Датт начал работать хореографом на студии Prabhat Films. Здесь он подружился с актёрами Девом Анандом и Рехманом, с которыми познакомился во время работы над фильмом Hum Ek Hain (1946). Позже эта дружба помогла ему в его карьере в Болливуде. В 1947 году Датт переехал в Бомбей, где работал с ведущими режиссёрами того времени: Амия Чакраборти в фильме Girls’ School (1949) и Гьян Мухерджи в Sangram (1946).
Перелом в карьере Гуру Датта наступил, когда Дев Ананд предложил ему снять фильм на недавно образованной киностудии Navketan Films. Режиссёрским дебютом Датта стал криминальный триллер «Высокие ставки», с Девом Анандом в главной роли.
Дальше последовали фильмы Jaal (1952), «Сокол» (1953), а также криминальный триллер «Туда-сюда» (1954), который имел большой успех у зрителей. Затем Гуру Датт снял романтическую комедию Mr. & Mrs. ’55 (1955) и ещё один криминальный триллер C.I.D., в котором дебютировала Вахида Рехман. Последующие фильмы, «Жажда» (1957) и «Бумажные цветы» (1959), считаются его лучшими работами.
Смерть
10 октября 1964 года Гуру Датт был найден мёртвым в своей постели на съемной квартире в Бомбее. Причиной смерти стало смешение большого количества алкоголя и снотворного. До сих пор остаётся не выясненным, была ли это просто случайная передозировка, или самоубийство, которое было бы его третьей попыткой покончить с собой.
Личная жизнь
Во время записи песен к фильму «Высокие ставки» Гуру Датт познакомился с певицей Гитой Рой, а 26 мая 1953 года они поженились. У них родились трое детей: Тарун, Арун и Нина. Однако их брак не был счастливым, и к концу жизни Датт жил отдельно от жены. Гита Датт умерла в 1972 году в возрасте 41 года из-за болезни печени, вызванной злоупотреблением алкоголем.
У Гуру Датта были также романтические отношения с актрисой Вахидой Рехман.
Что значит?
В слове «гуру» заложен глубокий смысл. Но оно может расшифровываться и интерпретироваться по-разному. Например, Тантрарнава раскладывает это слово на следующие слоги: «га» – успешный (сиддхи), «у» – приносит благо (Шамбху – имя бога Шивы); «ра» устранение греха. Значит гуру называли того, кто может разрушить силу греха. Это наивысшее существо такое же, как Шива.
Не следует считать учителя синонимом слова «гуру». Дело в том, что предназначение у этого человека немного другое: рассеивать тьму невежества («гу» – тьма, «ру» – свечение). Западная терминология не совсем верно интерпретирует данное слово.
Еще одно важное значение – «весомый». Так называют того, кто обладает великим мастерством. Им может быть наставник в разных сферах жизни и искусства: музыка, танцы, скульптура, рисунок и т
п. Особое место наставник занимает в религиозной сфере. Чтобы было понятно, следует напомнить о существовании таких слов как: «кулагуру» (наставник семейного круга), «винагуру» (обучает игре на одноименном струнном инструменте), «садгуру» (духовник)
Им может быть наставник в разных сферах жизни и искусства: музыка, танцы, скульптура, рисунок и т. п. Особое место наставник занимает в религиозной сфере. Чтобы было понятно, следует напомнить о существовании таких слов как: «кулагуру» (наставник семейного круга), «винагуру» (обучает игре на одноименном струнном инструменте), «садгуру» (духовник).
Справка! В философии йоги говорится, что единственным гуру является Брахма, Высшее сознание, Абсолют. Истинный гуру является Воплощением трансцендентного Блаженства. Все остальное – это его проявления. Ученик относится к своему учителю, как к проявлению высшего сознания.
Взаимоотношения наставника и ученика в индуизме
В Индии выделяют три типа гуру:
- духовный наставник для высших каст индусов. Выполняет традиционные ритуалы и не имеет отношение к храму (то есть не священник);
- просветленный мастер, который проводит освящение. Этот тип существует в движении бхакти и в тантре и требует беспрекословного послушания;
- аватар — гуру, который считает себя достойным, чтобы быть воплощением Бога.
Нравственное усыновление ученика гуру в Индии сопровождается ритуалом. На этой церемонии будущий ученик наносит царапину на голову, надевает праздничную одежду и тщательно украшает себя цветами. Он становится рядом со своим учителем. Они стоят, скрестив руки, гуру поворачивает лицо на восток, а ученик на запад. Учитель, прошептав соответствующие слова, призывает молодого человека подняться правой ногой на камне, чтобы быть стойким и смелым.
Духовный учитель кладет на него священный шнур, состоящий из трех кос, сплетенных из девяти хлопчатобумажных нитей, каждой касаясь его левого и правого ребра. Посвященному придется носить его всю свою жизнь. Затем гуру дает ему пояс, чтобы символически придать силу и храбрость.
Затем начинается диалог между учителем и учеником, в ходе которого будут определены их будущие отношения. Гуру берет руки ученика, и один из его помощников наполняет их водой. Учитель бросает три раза скрещенные руки молодого человека с водой, берет его правую руку между своими ладонями, и говорит пожелания. В конце церемонии ученик выслушивает его обязанности в ближайшие месяцы. Через год происходит вторая часть церемонии, после которой повторяются ежегодные ритуалы. Когда гуру умирает, он говорит своим ученикам: «Я научил вас всему, что знал, теперь мне пора идти».
Традиционно число учеников ограничено в пользу прямой доверительной связи «учитель —ученик».
В современном мире люди очень редко добиваются истинных гармоничных отношений с духовниками. Связь между ними остается поверхностной или исчезает со временем. На это влияют такие факторы:
- общественное мнение;
- давление близких;
- гордость самого христианина;
- консервативные принципы.
Некоторые священники сознательно отказываются быть наставниками в силу некомпетентности или опасения впустую потратить силы.
Что значит служение духовному учителю?
Это более сокровенный аспект. Служение — это означает, что я на уровне тела и своего ума принимаю авторитет этой личности.
Один из высочайших аспектов служения — когда я принимаю миссию духовного учителя и помогаю ему. Это одно из самых высших проявлений связи с духовным учителем — помогать в его миссии.
В то же время личные близкие отношения с учителем — крайне сложны. Во время личного физического служения — если появляется редкая возможность заниматься им — надо полностью забыть о себе, избавиться от своего эгоизма и жить только потребностями наставника.
Чтобы лучше это понять, давайте разберемся…
Взаимоотношения между наставником и учеником в христианстве
После знакомства и первого общения ученика с наставником при обоюдном согласии дальнейшего общения у них возникают взаимоотношения.
Первая стадия
Сначала человек просто приходит к духовнику для исповеди и отпущения грехов, просит совет. Он молится, читает духовную литературу, и ему достаточно этих книг. Какое-то время человеку хватает тех знаний, которые у него есть, по которым он строит свою жизнь. Но постепенно он начинает нуждаться в более близкой нравственной связи с наставником.
Вторая стадия
На этом этапе священник становится наставником для своего чада. Человек привыкает к учителю и доверяет ему. Он выслушивает рекомендации наставника, но относится к ним избирательно, выполняет только то, что ему нравится и близко по духу. Советы священника воспринимаются как человеческие домыслы, поэтому вначале отношение к ним поверхностное. Вскоре чадо понимает, что это были не просто советы, а Божья воля. И он может быть наказан за их невыполнение. С годами человек начинает доверять своему духовнику, прислушивается к его словам, и тот становится его наставителем.
Со временем христианин удостоверяется в правильности наставлений. Он понимает, что при неуклонном исполнении советов ему будет хорошо, а при нарушении — плохо. После того как ученик убедится в необходимости соблюдать все правила, священник становится его духовным отцом.
Это можно объяснить на примере родителей и детей. В семье над ребенком властны родители: могут похвалить и наказать. При непослушании мать или отец наказывают чадо, но после смирения и послушания ребенок вновь возвращается к родителям и осознает, что они поступили мудро. Такие же взаимоотношения развиваются между христианином и священником.
Третья стадия
На этом этапе священник становится нравственным отцом для своего подопечного. Между ними возникают тесные доверительные отношения, при которых нравоучитель не настаивает на действии, а лишь дает верное направление.
Современные учителя
Бхаджан был очень интересным юношей. Он объехал практически всю территорию Индии и получил знания у Великих йогинов. Позже он и сам стал наставником у разных людей, в том числе и у знаменитостей.
Паттабхи Джойс
История жизни Паттабхи Джойс доказывает, что йогическая практика действительно способна изменить человека. Мало кто из йогов мог бы похвастаться изнурительными тренировками с детского возраста. Джойс не только усердно занимался, но и посвятил свою жизнь изучению религиозных учений. Когда ему было двенадцать лет, он побывал на выступлении своего будущего наставника в Майсоре. В те времена этот город по праву считали местом паломничества для желающих обучиться йоге жителей европейских стран.
Шри Шри Рави Шанкар. Индийского гуру в первую очередь знают как основателя «Общечеловеческих ценностей». Эта международная ассоциация помогает людям достичь единства телом, умом и духом через определенные асаны, пранаямы и медитативные практики. В понимании мастера занятия йогой должны выполняться только в спокойном состоянии сердца и ума.
Шри Шри Анандамурти
Шри Шри Анандамурти – индийский философ, Махагуру (великий учитель) и основатель направления Ананда Марга йоги. Им написано более 250 книг в разных сферах и 5018 произведений, они известны как они известны «Песни нового рассвета». Его теория «Праут» (PROUT) о прогрессивном использовании – это своеобразная альтернатива социалистическому и капиталистическому строю.
Айенгар. Следует упомянуть и об основателе одноименной йоги Айенгара. Этот великий мастер никогда не считал возраст и состояние здоровья человека помехой для занятий йогой. Главное в упражнениях – достижение внутреннего спокойствия и гармонии внутри себя.
Отрывок из книги
Сейчас Словом “гуру” настолько злоупотребляют, что порой становится обидно. Это самое благородное, самое прекрасное слово. После того как вас родила мать и воспитали родители, приходит гуру и помогает вам осуществить цель вашей жизни. Даже если я очень плохой человек, а кто-то называет меня “гуру”, я должен стать лучше ради человека, ожидающего этого от меня.
В Индии это слово произносят с почтением; оно всегда ассоциируется со святостью и высшей мудростью. Это слово священно. Существует огромная разница между обычным и духовным учителем. Для гуру все его ученики, независимо от возраста (пусть им даже восемьдесят лет), все равно что дети. Он обучает их, не ожидая ничего взамен. Я спрашивал у своего учителя: “Почему гуру все это делает?” “У него нет иных желаний, – отвечал он, – кроме как учить тех, кто к этому готов. Чем ему еще заниматься, кроме этого?”
Взаимоотношения между гуру и его учеником настолько чисты, что я даже не знаю, с какими еще взаимоотношениями их можно сравнить. Все, что есть у гуру, даже его тело, ум и душа, принадлежит ученику. Наставляя вас, гуру не делает вам одолжения, он выполняет свою работу. Для него невозможно жить, не выполняя своего долга. Таких людей называют “гуру”. Они указывают путь человечеству. Подобно солнцу, дарующему жизнь, сияя в небесной выси, гуру дарует свою духовную любовь, оставаясь незатронутым при этом. Гуру – это не просто физическое существо. Гуру – это традиция, поток знания. Этот поток проходит по многим каналам. Христос также говорил об этом, когда исцелял людей и его назвали Господом. “Благодарите Отца Небесного, сказал он, – Я лишь орудие в его руках”.
Истинные гуру не могут жить без бескорыстия, так как бескорыстная любовь составляет саму основу их просветленного существа. Они излучают жизнь и свет, обитая в никому не известных уголках этого мира. Мир не знает их, и они не хотят признания”.
Из книги Шри Свами Рамы “Жизнь среди гималайских йогов”.