Происхождение и особенности
Автором направления является Свами Сатьянанда Сарасвати. Основой стали древние ведические и тантрические тексты, в том числе «Ригвидхана».
Во все времена йоги искали способ достичь полного расслабления тела на всех уровнях, отойдя от всех внешних влияний. Те, кому удавалось подобное, отмечали, что после практики ум становился чист, максимально спокоен и расслаблен.
Сарасвати долго занимался познанием вопроса. Он выявил, что легче всего обнаружить покой в пограничном состоянии между сном и бодрствованием. Максимальная концентрация ума на отдельных точках тела позволила долго сохраняться «внутри себя», не замечая ничего вокруг.
Окончательно концепция была доработана к середине 20-го века. Многочисленный опыт доказал ее ресурс к раскрытию энергии. При правильном выполнении релаксация настолько глубока, что отключаются зрение, вкусовое восприятие и прочие физические чувства.
Таким образом, мозг получает возможность активировать дегенерированные центры. Практику стали использовать для исследования бессознательного, раскрытия творческого потенциала, снятия психических блоков. Благодаря этому свойству нидра получила широкое признание в психологии и психосоматике.
Нидра в переводе с санскрита означает «сон».
История появления
На сегодняшний день не представляется возможным точно установить время происхождения джняна-йоги, а также сказать, кто стоит у истоков этого направления. Однако судя по упоминаниям в древнеиндийских текстах, практика очень древняя.
Слова о джняна-йоге можно встретить в Бхагавадгите. Это самое раннее упоминание. Точный возраст Бхагавадгиты до сих пор не установлен, но большинство историков сходятся во мнении, что ее тексты написали в начале первого тысячелетия до нашей эры, а собрали воедино – примерно в III веке до нашей эры. Это говорит о том, что рассматриваемую йогическую практику использовали уже тогда.
Особенно популярно учение было у вайшнавов. Это и понятно: основные сведения о нем содержатся в Бхагавадгите, которая является основным священным текстом этого направления индуизма.
Образ жизни
Джняна требует от последователя придерживаться определенного образа жизни. Правила, которым необходимо следовать, делятся на четыре большие группы, каждая из которых имеет собственное санскритское название:
- Дхарма. Дословно – поддержание. Подразумевает соблюдение определенных морально-этических правил: сострадание к живым существам, по возможности – воздержание от мяса, недопущение гнева, зависти и других негативных эмоциональных состояний.
- Кама. Чувственные наслаждения (в том числе от секса). Джняна не запрещает плотскую близость. Но и не ставит ее во главу угла.
- Артха. Благосостояние, процветание. Человек не должен забывать о материальном и не должен находиться в нужде. Но нужно помнить, что накопление должно происходить только в строгом соответствии с Дхармой.
- Мокша. Высшая цель человеческого бытия. Подразумевает полное освобождение от бесконечной череды перерождений и единение с Брахманом.
Ступени йоги
Разделяют 8 ступеней йогической практики:
- Yama.
- Niyama.
- Asana.
- Pranayama.
- Pratyahara.
- Dharana.
- Diana.
- Samadhi.
Все начинается с внутренних нравственных рамок (яма):
- не причинять вред себе и ближнему;
- быть честным;
- воздерживаться от чрезмерных удовольствий;
- быть щедрым;
- не претендовать на чужое.
Сразу эти принципы могут показаться простыми, но, углубляясь в изучение йогической этики, человек понимает, что это не совсем так.
Второй шаг — отказ от жизненных удовольствий и самоограничение. Практикующий должен развивать самодисциплину, искать гармонию. Это делается при помощи изучения духовных текстов.
Важным этапом практики является контроль дыхания. Пранаяма — специальные дыхательные упражнения. Дыхание — это мост между сознанием и подсознанием.
Теперь следует научиться контролировать чувства. Эта ступень называется пратьяхара
Во время медитации человек должен направлять внимание на исследование внутреннего мира, не отвлекаясь на внешние раздражители
Следующая ступень — дхарана. Это долгое сосредоточение ума на одном объекте.
Дьяна — разновидность медитации, когда полностью останавливается психическая деятельность.
Последний этап — состояние единения с высшим сознанием — самадхи.
Общие рекомендации по медитации
Вот несколько рекомендаций, касающихся практики в рамках джняна-йоги:
- Глаза лучше оставить открытыми. Считается, что это способствует более быстрому достижения результата (то есть приближению к состоянию мокша). Логика тут такая: поскольку мир иллюзорен, нужно осознать нереальность окружения, созерцая его. Если же закрыть глаза, скорее всего, сознание создаст еще одну иллюзию. В результате практикующий только отдалиться от состояния мокша.
- При медитации лучше повторять про себя (или шепотом) какую-либо мантру. На первых порах запомнить ее будет сложно. Поэтому для начала стоит взять самую простую – Ом. В индуистской йогической практике считается, что именно такой звук издавала первородная вселенная, до того, как в ней появились различные объекты. Мантру Ом стоит повторять как минимум три – четыре месяца. После этого можно разучить более сложные.
- Контролируйте дыхание. В начале следует сделать два – три глубоких вдоха животом. В идеале они должны быть «йоговскими». Если вы их пока не освоили – просто дышите глубоко. Далее дыхание должно быть ровным, ритмичным.
- Во время медитативной практики не нужно концентрировать сознание на окружающих предметах. Стоит сосредоточиться на произносимой мантре и отогнать любые мысли, которые приходят в голову, поскольку большинство из них порождены различными заблуждениями. Также можно сосредоточить свой ум на Брахмане. Только так можно пробиться сквозь иллюзию майя, увидеть Абсолютную Истину и соединиться с ним.
- Многие включают во время медитативной практики лаундж-музыку. Это ошибка, свойственная для последователей нью-эйдж течений, которые не имеют никакого отношения к традиционной йоге. Ведь музыка – одно из порождений майя. Правильная медитация должна проводиться в абсолютной тишине.
- Всегда обдумывайте свои ощущения во время практики. Ведь главная задача джняны – «открыть глаза» практикующего и сделать образ его мыслей правильным. Это возможно только через личный опыт. А как осмыслить его результаты, если не обдумывать сеансы медитации?
Условия успешного следования джняна-йоге
Для достижения целей джняна-йоги через познание человек должен быть полностью свободен от влияния чувств и страстей, а сделать это проще всего в уединении, вдали от людей и цивилизации. Джняна-йога — это непросто медитация и физические упражнения, это способ существования, в котором нет места ни личным желаниям, ни эгоистичным стремлениям. Для исповедующего это вид йоги мир несущественен, его цель — соединение с Абсолютом и ничто не должно отвлекать от этой цели.
Этот путь труден и тернист, потребует силы не только духа, но и тела. Оно должно быть сильным, могучим и выносливым. К джняне дойдёт тот, кто уже практиковал йогические практики и продвинулся достаточно далеко, чтобы суметь отречься от внешнего мира ради достижения высших целей.
Владение собственным телом должно органично дополняться управлением сознанием, умением глубоко концентрироваться и подолгу медитировать. Это также сложно постичь быстро, поэтому может потребоваться различное время для того, чтобы суметь подойти к такому уровню, который позволит перейти к джняне.
Практикуя джняна-йогу, человек обучается умению отличать реальность от иллюзий, истину от лжи, становится выше суеты и условности каждодневной жизни. Это процесс непрерывного обучения и познания, в результате которого приходит осознание своей сущности и приближение к Абсолюту. Высшей стадий становится понимание того, что в своём стремлении к Абсолюту он сам стал им.
Первым шагом в обретении истин джняна-йоги является достижение уравновешенности, покоя и устремленности, которые проявляются в каждодневной жизни. Человек должен отречься от всех проявлений зла и полностью освободиться от всяческих пороков, эгоизма и гордыни. В процессе «очищения» постигается безличная, неэгоистичная и нетребовательная настоящая любовь. Это подлинное чувство объединяется с мудрым различением, аскетичностью и зрелостью сознания, познания того, что высшая наша цель — это освобождение, по сравнению с которой все остальное просто не имеет значения.
Чтобы для современного человека слова из древних писаний обрели истинный смысл, нужно стать внутренне независимым и свободным, очиститься от будничной жизни и его, что составляет нашу «животную» сущность. Все, что имеет отношение к земному, банальному, отвлекающему от возвышенного, служит препятствием на пути познания Истины. Пока тело, разум и эмоции преобладают и управляют человеком, он не может сосредоточиться на самосознании и продвижении по пути йоги. Только огромная внутренняя работа, направленная на глубокое очищение ума и растождествление себя со своими животными инстинктами может помочь человеку ступить на дорогу самосовершенствования, а впоследствии и самосознания и объединения с Абсолютом.
Некоторые виды травмобезопасных и эффективных асан для начинающих
Травмобезопасными и при этом довольно эффективными асанами, которые могут смело включать в ежедневную практику новички, бесспорно, являются асаны, выполняемые в положении стоя. Они детально описаны и подробно отрабатываются на занятиях по основам йоги Айенгара. При этом рекомендуется учитывать, что тела у людей разные и у каждого асана может получаться в соответствии с физиологическими особенностями.
Это набор поз воина и вариации триконасаны:
- Вирабхадрасана 1;
- Вирабхадрасана 2;
- Вирабхадрасана 3;
- Триконасана;
- Париврита Триконасана.
Также, балансовые асаны, которые тренируют наше внимание, успокаивают ум, делают более уравновешенными и устойчивыми
Врикшасана
Гарудасана
Уттхита хаста падангуштхасана
Буддийская йога (Тибет)
Следующая линия трансформации в йоге – буддизм.
Будда, как утверждает легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников (хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком быстрые успехи, а также Вайшалы и арада Каламы, обучивших его созерцанию), что превзошел их в этом искусстве. Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее, в результате чего возник продукт весьма специфичный.
Способы спасения, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, причем до такой степени, что известные ученые, например, Э Сенар или Ф и Щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу. В буддизм входят принцип Патанджалевских медитаций и созерцаний (описанных как более высших ступеней йоги)
Тибетская йога
Данный вид йоги пришёл к нам – как следует из названия – из Тибета. В тибетской йоге соединились элементы индийской Хатха – йоги и некоторые элементы цигун, что и понятно: Тибет находится между Индией и Китаем, и сказывается взаимное влияние различных школ и направлений. Один из доминирующих моментов – это сосредоточение, концентрация внимания.
Йога туммо
Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) — йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло. Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно — «хлопковое одеяние»), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые одежды, обходятся без тёплой шерстяной одежды.
Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня (каплях и бинду) и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Тех, кто достиг определённых результатов в этом направлении, испытывают несколькими способами: в стужу человек должен высушить теплом своего тела мокрые лоскутки ткани, а во время медитации на снегу — растопить вокруг себя как можно больше снега. Основная цель туммо — это покорение духовных вершин и быстрое достижение просветления,
Совершались неоднократные попытки объяснить эффекты туммо с научной точки зрения. Например, в исследованиях профессора Гарвардского университета Герберта Бенсона в 1981 и 2000 гг. было установлено, что монахи могут повышать температуру пальцев рук и ног более чем на восемь градусов по Цельсию.
В советское время изучал предельные возможности организма человека Алексей Катков. Незадолго до своей трагической гибели он провёл эксперимент на добровольцах, которые смогли практически обнажёнными в течение часа выдерживать температуру −60 °C в разреженном воздухе, соответствующем высоте 7500 м над уровнем моря, обдуваемые воздушным потоком каждые десять минут от двухметрового вентилятора.
Мы охватили основные направления древней йоги. Это – теоретическая основа для того, чтобы лучше понимать, как возникла йога.
Для мужчин и женщин
По словам Паттабхи Джойс, семейный человек должен хранить верность одному партнеру, даже мысль об измене нарушает принцип Брахмачарьи. Также не заниматься сексом в отведенные дни (подробно описано в книге Джойса «Аштанга-йога Ануштхана»). Чрезмерное сексуальное влечение ведёт к духовной, психической и физической дегенерации. Концентрируясь на этом, человек истощает своё тело и разум, что ведёт к потере здоровья и контроля над мыслями. В предписаниях дано указание, что сексуальный акт должен совершаться не чаще, чем 4 раза в месяц.Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Специалист по Аюрведе Дэвид Фроули утверждает, что грубая животная сексуальная энергия внутри человека, которая была сублимирована (перенаправлена) служит основой духовности. Подобное говорил и Свами Шивананда, что сексуальную энергию ни в коем случае нельзя подавлять или игнорировать, т. к. она является естественной и неотъемлемой частью человека. Путём осознанного усилия, она превращается из животной в божественную и способствует раскрытию духовного потенциала.
В своей книге «Йогатерапия», Свами Шивананда пишет, что обеты брахмачарьи не распространяются на женщину, т. к. присуща ей по своей природе. Мужчинам обуздать сексуальную энергию приходится намного труднее и несоблюдение этого принципа сказывается на них гораздо сильнее, чем на женщине.
Теоретические положения джняна-йоги
Если начнем разбираться в тонкостях философской стороны джняна-йоги, станет ясно, что она является частью Веданты. Если быть точнее – ветвью Адвайта-Веданты.
Как и многие другие религиозно-философские учения, главная цель практикующего – узреть истину. Собственно говоря, название направления так и переводится с санскрита: «путь истины».
Что же подразумевает джняна-йога под истиной и почему большинство людей ее не видят? В этом плане практика очень близка к буддизму (за исключением нескольких важных моментов).
Ее последователи считают, что все, что видят вокруг себя люди – это майя, особого рода иллюзия, которая не является реальностью. Если осознать этот факт, то можно увидеть, что скрывается за майей. Считается, что это – Брахман. Существует две точки зрения на то, кем он является:
Второй позиции чаще всего придерживаются вайшнавы, которые считают единым Богом Вишну.
Главная цель джняна-йоги – достижение состояния мокша, которое подразумевает освобождение человека от бесконечного круговорота рождений и смертей.
Для этого необходимо:
При этом джняна исходит из того, что главная причина страданий человека и неправильных решений, которые он принимает – незнание истины. Познать ее можно, узрев реальный мир сквозь пелену майя и слившись с Брахманом. Ведь он и есть Абсолютная Истина.
В чем отличия от буддизма
Внимательные читатели наверняка заметили, что ключевые положения учения джняны совпадают с постулатами, которые поведал ученика Будда. Но не следует считать, что это одинаковые учения. Вот главные отличия:
Для кого подходит?
Такой вариант реабилитации подходит всем желающим, не исключая пожилых людей и тех, у кого слабое здоровье. Это один из немногих способов восстановить функциональность позвоночника, суставов и внутренних органов при начальных стадиях болезней. Допускается посещение йогатерапии беременным женщинам, но только после консультации со своим тренером и врачом. Существует также терапия для детей.
Внимание! Если нет возможности проходить курс йогатерапии в присутствии тренера, то не нужно расстраиваться. Необходимо посоветоваться со своим доктором по поводу комплекса простых упражнений для укрепления организма
Он подберет те позы, которые не принесут вреда организму пациента.
8 ступеней йоги
Наиболее популярной книгой по йогической практике считается «Йога-сутры Патанджали». Она была написана свыше 5 000 лет назад. В ней содержится 196 сутр (короткие строфы, наполненные смыслом).
Книга включает в себя философские размышления на тему самопознания и в этом плане является одним их самых уважаемых источников. Философия и йога объединяются в этом трактате в единую целостную систему.
Но новичкам она не очень подходит, слишком сложна для восприятия. В ней идет описание практик, которые под силу выполнить только опытным мастерам. Там же приводится информация о ступенях йоги, по которым нужно двигаться каждому, кто только еще начинает свои первые шаги в этом направлении.
Многие из них можно использовать в качестве самоучителей.
Следует только придерживаться восьми ступеней йоги:
- Яма;
- Нияма;
- Асана;
- Пранаяма;
- Пратьяхара;
- Дхарана;
- Дхьяна;
- Самадхи.
Первые две ступени (Яма и Нияма) помогают практикующему новичку проработать в себе морально-волевые качества. Они потребуются для формирования осознанной, ответственной личности.
Существует пять Ям, которые учат человека действовать правильно по отношению к окружающему миру:
- ненасилие (Ахимса);
- честность (Сатья);
- запрет на воровство (Астея);
- нестяжательство, ненакопительство (Апариграха);
- видение во всем Божественности (Брахмачарья) .
Ниям также известно пять, они являются заповедями для проработки внутреннего духовного мира человека:
- чистота тела, речи и ума (Шауча);
- самодисциплина и аскетизм (Тапах);
- удовлетворённость, скромность, оптимизм (Сантоша);
- самообразование (Свадхьяя);
- работа на благо общества, альтруизм (Ишвара Пранидхана).
У всех Ям и Ниям в основе лежат истины, заложенные с детства. Они нужны для правильного взаимодействия с внешним миром и собой внутренним.
Асаны учат нас работе с нашим телом. Укрепляют, обновляют, благоприятно воздействуют на психо-физическое состояние, эндокринную систему.
Пранаямы разработаны для того, чтобы научились работать с нашим дыханием. Это тонкий процесс, который сопровождает нас с первого вдоха при рождении. Правильное дыхание наполняет нас энергией, делает ум более острым и помогает взять под контроль эмоции.
Пратьяхара (техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены), Дхарана (это процесс тренировки ума, процесс дисциплинированности ума, в результате которого достигается сосредоточение в одной точке на 90 %) и Дхъяна (созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания») – все эти ступени учат работе с умом.
Самадхи – это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности, объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование самой концепции разделённости.
Лайя-йога и традиционный индуизм
Когда говорится, что Учение Лайя-йоги является тантрической традицией сиддхов, то особо подчеркивается ее отличие от так называемого традиционного ортодоксального индуизма с его кастовой системой, четырьмя укладами жизни (ашрамами), многочисленными богами, ритуальной практикой, праздниками и символикой.
С большой симпатией относясь к традиционному индуизму, тем не менее, мы четко понимаем разницу между традиционным «бытовым» народным индуизмом, присущим «этническим» индусам, и традицией сиддхов.
Разумеется, не будучи этническими индусами, мы, русскоязычные последователи Лайя-йоги, не можем ни принять целиком индуизм, ни полноценно следовать ему в силу того, что мы живем в совершенно иной культурной среде.
Однако с точки зрения авадхутов, сиддхов, адептов йоги и тантризма – этого и не требуется, поскольку учение сиддхов не является, строго говоря, индуизмом, а находится за пределами любых культурно-этнических, социальных, кастовых, родовых и иных ограничений.
Сиддхи-авадхуты не были ограничены ни рамками своей религии, ни культурой, ни окружением своей страны, хотя и не отвергали их. По своей природе они пребывали в глобальном универсально-космическом Сознании, интегрируя в свое видение все духовные пути, культуры и традиции.
Собственно, учение сиддхов тантризма заключалось не в следовании ортодоксальному индуизму, а, наоборот, в освобождении от его рамок, условностей и ограничений. Порой для этого сиддхи совершали даже осознанное нарушение норм традиционно-кастовой морали, ритуальное осквернение, асоциальное поведение и т.д.
Живой дух сиддхов был основан, прежде всего, на практике игры, свободе естественного осознавания вне всяких рамок и предписаний и тайной передаче Учитель-ученик.
Будучи последователями внутреннего «тайного пути» осознавания, сиддхи могли мимикрировать и приспосабливаться под любую религию, дабы не обращать на себя внимание. Днем он представляется последователем шиваизма, ночью он следует пути шакти, посещая собрания, он выглядит как вайшнав
Днем он представляется последователем шиваизма, ночью он следует пути шакти, посещая собрания, он выглядит как вайшнав.
Куларнава-тантра
Этим объясняется та легкость, с которой сиддхи причисляли себя то к буддизму, то к индуизму, то к исламу и даже к христианству (как в случае с Сарахой, Кабиром, Саи Бабой из Ширди, Рамакришной, Ним Кароли Бабой и другими святыми).
Этим же объясняется факт почитания сиддхов одновременно в буддизме, индуизме и других религиях (Будда, Матсиендранатх, Горакшанатх, Чарпатинатх, Боганатар и другие). Для них это было частью божественной игры (лилы), способом скрыть свою истинную запредельную вневременную суть, не зависящую от культурных условностей, от любопытствующих и непосвященных, чей поверхностный интерес не мог бы вместить в себя глубину их сознания.
Продолжая учение сиддхов, следуя духу их учения и линии передачи в иной культурной среде, мы по-прежнему стараемся хранить линию учения, тайные методы йоги и духовную связь с сиддхами.