Последовательность в прохождении стадий йоги Патанджали
Первые четыре ступени подготовительные. Последующие четыре ступени – это медитация в разных стадиях, от начальной до самой глубокой.
Практик должен последовательно переходить с одного уровня на другой. Допускается, что какие-то ступени будут практиковаться параллельно. Например, человек может начать изучать яму, нияму и параллельно он может выполнять асаны. Но всё же лучше переходить последовательно. Иначе, практика может быть не только неэффективна, но и принести вред.
*** Изображение на миниатюре: кадр Youtube (2 Secrets To Spiritual Growth | Patanjali Yoga Sutras Part 11 – Swami Mukundanada).
Самадхи пада
Первая часть учения осуществляет ввод читателя в мир йоги. Для людей, который избрали для себя путь йогического просветления, эта глава поможет убедиться в верности своих помыслов, получить вдохновение для дальнейшего пути. Для тех, кто только начал интересоваться высокими познаниями, эта глава выступит маяком в царстве невежества, который поможет осознать свою суть.
Самадхи – высшее состояние бытия, в котором духовный и материальный мир сливаются воедино, в котором нет границ между предметами и явлениями. К такому положению вещей стремится каждый йог, поскольку это путь является ступенью к познанию Создателя.
Долгий путь в восемь ступеней
Аштанга-йога или классический вариант йоги представляет собой уникальное сочетание телесной и духовной практики, которыми должен овладеть каждый человек, испытывающий искреннее желание постичь пределы своих возможностей. И стать неотъемлемой частью Божественной сущности по окончании долгого напряженного пути.
Постоянные занятия Аштанга йогой будут постепенно разжигать внутри пламя познания, который разбудит проницательность, осветит внутренний мир и согреет душу. Система ступеней выстроена особым образом, и каждая новая ступень подводит к постепенному усвоению всей практики и в конечном итоге позволяет достичь состояния просветления.
Йога по Патанджали
Автор произведения дал своей практике название «Йога». Другие специалисты по йогическим путям именуют ее Патанджали йогой и отождествляют с раджа йогой. Последний термин переводится с санскрита как «царский йогический путь». В этот путь включены:
- Кундалини, или лайя йога;
- Крийя йога;
- Мантра йога;
- Дхьяна йога;
- Йога Патанджали.
Все вместе они объединены для изучения и совершенствования разума. Если другие практики сосредотачиваются на внешнем мире и его исследовании и восприятии, то раджа позволяет человеку освободить свои внутренние силы и получить знания, спрятанные в нем самом. Эту науку можно назвать ментальной дисциплиной, стремящейся к приведению ума к однонаправленности.
Автор методики говорит, что главное – это уничтожить ментальные колебания, с которыми неизбежно сталкивается в течение жизни каждый. Поскольку йогическое учение предполагает существование сознания на сознательном, подсознательном и бессознательном уровнях, то можно говорить о том, что йога учит управлять сознанием на каждом из них.
Поскольку этот вид йоги разделен на восемь ступеней, его часто именуют «Аштанга йогой», или йогой восьми стадий. Каждая ступень требует тщательного изучения.
Метафизические аспекты йоги
Йога намного старше, чем текст Патанджали, но более ранние правила никогда не были написаны (или текст не сохранился). Не было ни одного текста, который мог бы послужить учебником для практикующих. Только Патанджали подготовил сутры, и это значительно облегчило поиск духовной свободы.
Йога сутры – классическая работа индийской философии. Написанная в глубокой древности, она до сих пор поражает. Это руководство ко всем состоянием нашего сознания, подробно описывающее, как работает ум во время занятий йоги, медитации или других духовных практик.
Благодаря способности распознавать различие интеллекта, сознания, эго и пуруша, йоги достигают всезнания, вездесущности и всемогущества. Сутры с необычной убедительностью вникают в познание человеческого тела и разума. Включают размышления о том, как мы учимся, как думаем, как и откуда возникают страдания и как мы можем положить этому конец. Четкие комментарии Айенгара являются отличным дополнением к сутрам, подчеркивая их обоснованность и усиливая их значение.
Практикующие освобождаются от мук боли и страдания, живут в радости. Практика помогает ленивому телу стать активным и эффективным, изменяет ум, делая его устойчивым. Помогает гармонизировать тело и ум с душой, чтобы все три состояли в единстве».
Ступень четвертая
В классической йоге четвертая ступень называется «Пранаямам» – расширение энергии жизни. Она предполагает постижение особых дыхательных техник, которые позволяют контролировать дыхание и помогают накапливать внутреннюю энергию. И это по-своему уникально, ведь жизнь каждого человека строиться на вдыхании и выдыхании воздуха.
Без него просто невозможно выжить. Поэтому постижение четвертого этапа по праву является ключевым
Очень важно грамотно изучить данный этап и постараться обнаружить тонкую связь между умом, эмоциями и дыханием. Благодаря этим знаниям, удастся не только омолодить организм, но и значительно продлить свою жизнь
Практика
Самостоятельное изучение Патанджали йоги довольно сложное, так как требует высокого уровня знания и умения самодисциплинироваться. Поэтому все чаще, последователи ищут для себя наставника, который поможет в саморазвитии. Все школы сегодня исходят из того, что при изучении сутр Патанджали, ученик и его наставник неразрывно связаны, между ними образуется тонкая материя знания, как между родителями и ребенком.
На первых занятиях, наставник предлагает пройти курс очищающих асан, которые помогут избавиться от накопленного негативного жизненного опыта, обрести веру в себя и свои силы. Уже после нескольких недель занятий практикующие ощущают небывалую легкость не только в теле, но и в своем разуме. Они отмечают новую для себя способность принимать решения, не реагировать на окружающие раздражители.
Занятия включают в себя изучение сутр и комментариев к ним, ведение бесед о смысле законов, которые изложены Патанджали. Кроме того во время практики выполняются различные асаны и мудры, сложность которых изначально зависит от уровня подготовки ученика. Обычно в один день выполняются асаны определенной группы, постепенно увеличивая их сложность.
Во время выполнения асан и мудр важно следить за взаимодействием сознания и телесной оболочки
Вторая ступень: Нияма.
Обет по отношению к себе. Согласно Патанджали, их также пять: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишвара пранидхана.
Шауча— чистота. «От очищения приходит безразличие к телу и непривязанность к другим» (Сутра 40). Такие плоды достигаются соблюдением чистоты на трёх уровнях: тела, речи и ума. Соблюдение принципа способствует оздоровлению организма, окружения и ума, что приводит к минимизации отвлечений во время практики.
Если тело наполнено токсинами, изо рта изливаются водопады бранных, грязных слов, а ум больше похож на свалку мусора – о каком просветлении можно говорить?
Хочешь очистить ум – очисти тело. Внутренние загрязнения сильно влияют на разум.
Сантоша— удовлетворённость. Неудовлетворённому человеку не удастся достичь успехов в медитации, т.к. ум будет постоянно требовать желаемое и уводить йога от практики. Истинное удовлетворение в отсутствии желаний и страстей.
Что хочется голодному человеку, положить в рот пищи или перестать испытывать голод? Что хочется человеку, который мечтает о поездке, сама поездка или чувство удовлетворения и внутреннее спокойствие? А если поездка была не удачной? Что хочется человеку, куски желтого металла(золото) и возможность всеми управлять или может чувство удовлетворения от этого важнее? Что если у вас есть золото и власть, а удовлетворения нет?…
Мы постоянно ищем спокойствие и удовлетворенность ума, души. Ищем везде, кроме того места где они находятся.. Нужно всего лишь развернуть фокус внимания от наружи кнутри.
Сантоши – это состояние ума. Качественно повлиять на это состояние позволит лишь непосредственно работа с умом.
Тапас — аскетизм. «Практикой аскетизма разрушаются загрязнения, и приходит совершенство тела и органов чувств» (сутра 43). Посредством аскез происходит развитие, преодолевая, ошибаясь, разочаровываясь, человек начинает открывать в себе новые резервы на всех уровнях, становится выносливым и устойчивым в практике.
Аскетизм – путь развития. Только преодоление преград и выход из зоны комфорта способствуют духовной эволюции.
Ум подвижен, если не прилагать усилий для движения вперед, он постепенно будет стремиться назад.
Свадхьяя — самопознание, самоосознание, самообразование. Мы воплощаемся в этом мире для развития, для накопления опыта.
“Единственный смысл жизни человека – это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели…”
Невероятно логично сказано! Все что можно взять с собой после смерти – накопленный опыт, развитие души. Остальное придется оставить. Какой смысл тратить время на то, что в итоге придется выбросить?
Ишвара пранидхана— подчинение Богу, смирение. Что бы ни происходило, всё происходит так как и должно. Смирение говорит о том, что человек понимает, что Высшие силы создают для него идеальные условия для развития. Что бы ни происходило: счастья, неудачи — всё устроено для накопления опыта.
Доверься Богу, Вселенной и они поведут тебя самым лучшим путем.
Сопротивляйся, не верь, брыкайся, кричи и это вскоре надоест, устанешь от того что все идет не так и не этак. Реальность не оправдает ожидания, потому что есть фантазии, а есть действительность, которая происходит, не спрашивая никого. Прими происходящее как благо и будешь доволен всегда.
Яма и нияма — 10 заповедей настоящих йогов
Яма и нияма — это 10 своего рода «заповедей», которым должен следовать каждый, кто стремится к саморазвитию. Яму и нияму можно также назвать принципами регулирования энергии в нашей жизни.
«Яма» буквально переводится как «смерть» — это то, чего делать не рекомендуется. Есть 5 принципов ямы:
— ахимса или ненасилие, в том числе по отношению к себе;
— сатья или правдивость — не утаивать правду, но лишь в той мере, в какой она не нарушает первый принцип;
— астейя или невороство — и это сложнее, чем кажется, например, когда мы опаздываем, мы крадем чужое время;
— апариграха или нестяжательство — не брать больше, чем тебе нужно;
— брахмачарья или контроль чувств — вкуса, осязания, полового влечения, это не полное воздержание, как думают некоторые, а именно контроль и осознанный подход.
«Нияма» — это «возрождение», принципы, которых следует придерживаться в жизни:
— шауча или чистота, как внешняя, так и внутренняя;
— тапас или аскеза или осознанное приложение усилий ради достижения цели;
— сантоша или удовлетворенность тем, что у нас есть;
— свадхьяя или самосовершенствование — выделение времени и сил на свое обучение и развитие;
— ишвара пранидхана или духовная иерархия — когда все свои действия мы посвящаем высшей цели.
Подробнее, на примерах, узнать о принципах ямы и ниямы можно здесь.
Яма и нияма — это дебет и кредит энергии. Используя эти принципы, мы можем оптимально жить, не теряя энергию зря, а приобретая ее и направляя в нужно русло.
А вот куда направлять энергию — для этого существуют уже следующие ступени.
8 ступеней
Классическая йога Патанджали – это 8 ступеней.Нравственные принципы
- Яма
Яма включает в себя пять основных принципов, которые помогают контролировать деятельность человека на протяжении жизни:
- отсутствие насилия (ахимса);
- правда во благо (сатья);
- признание Божественных сил во всем сущем (брахмачарья);
- не стяжательство (апариграха);
- честность во всем (астея).
В тексте «Хатха-йога-прадипика», датированном XV веком нашей эры, содержится информация о дополнительных принципах:
- всепрощение и добросердечность (кшама);
- мужественность и стойкость духа (дхрити);
- сочувствие в действии: помощь или утешение (дайя);
- усмирение своего эго (аарьяв);
- ограниченное питание в определенные дни (мтахара).
- Нияма
Соблюдение правильного образа жизни.
Патанджали в «Йога-сутре» определил пять главных требований к ученику.
- чистота тела, ума, слов (шауча);
- удовлетворение от настоящего момента независимо от окружающей действительности (сантоша);
- дисциплинированность, умение преодолевать сложности (тапас);
- смообразование на основе духовных и светских книг, а также восхваление Всевышнего через произнесение его священных имен (джапа);
- признание Всевышнего и его силы, находящейся за пределами человеческого понимания (ишвара-пранидхана).
В некоторых учениях содержатся дополнительные правила:
- абсолютная вера (астикья);
- чистосердечное пожертвование, благотворительность (дана);
- регулярное обучение высшим духовным знаниям (сиддханта-шравана);
- духовный рост (мати);
- контролирование своей стыдливости (лайджа).
Внимание! У начинающих часто возникает вопрос: нужно ли строго придерживаться правил ямы или ниямы
Важно понимать, что без соблюдения этих основ нельзя достичь высоких результатов в духовном и физическом развитии
- Асана
На этой ступени обучающийся йоге начинает освоение специальных упражнений.
- Пранаяма
Уделяется особое внимание соблюдению дыхательных циклов для лучшего понимания аштанга-йоги
- Пратьяхара
Познание своего духовного начала и взаимодействия с окружающей действительностью.
- Дхарана
Концентрация внимания и сохранение его на должном уровне для слияния с Всевышним.
- Дхяна
Дарует ощущения единства со Вселенной через медитацию.
- Самадхи
Просветленное состояние, чувство благости, единения с высшими силами. Достижение самадхи является главной целью учения йоги, оно необходимо для погружения в состояние нирваны.
В результате правильно выполненных медитативных и практических занятий человек обретает мир, выходящий за рамки осознания умом. Наступает состояние блаженства и единства со всем сущим.
Это и есть все ступени, которые объединены в название Аштанга-йога.
Есть также такое направление Аштанга-виньяса йога, которая предлагает комплексы и серии последовательностей асан.
Ступень третья
После постижения второй ступени йоги Патанджали, следует перейти к следующей ступени– «Асанам». Многие считают, что это один из наиболее противоречивых этапов обучения, поскольку он включает физические упражнения, которые зачастую причисляют к примитивным занятиям физкультурой.
Но опытные йоги считают, что физические упражнения играют важную роль во внутреннем развитии человека, поскольку позволяют запустить массу энергетических процессов внутри организма и помогают избавиться от ментальных блоков. И здесь необходимо понимать: каждая йогическая поза – не конечная цель в духовном развитии.
Это лишь одно из средств в его достижении. Именно поэтому постижение практики разнообразных асан является лишь 1/8 в долгом процессе обучения. И умение грамотно их выполнять еще не служит показателем того, что данный человек истинный йог. Без постижения основных принципов он йог только на 1/8, не более.
Важно не просто изучить и выполнить асаны, а найти удобное и устойчивое положение, используя собственное тело в качестве инструмента для последующей медитации и духовного развития. Необходимо натренировать своей ум и добиться сосредоточенной осознанности в выполнении различных упражнений