Поговорим о йоге бхакти

Курсы и тренинги

Йогой можно заниматься самостоятельно даже на начальных этапах, но существуют многочисленные курсы и тренинги, где процесс происходит в кругу единомышленников. В основном такие занятия бывают 2 типов:

  • чисто практические, на которых обучают основам медитации, исполнению мантр и нахождению гармонии между духом и телом;
  • теоретико-практические – помимо базовых практик, специалист рассказывает о подготовке организма к медитациям, распространенных ошибках.

В качестве базового курса для начинающих логичнее будет выбирать тот, что предоставляет какую-то теоретическую основу. Такой формат тренинга поможет решить, с чего начинать медитацию, как найти время на практику, узнать правила работы с ощущениями.

Важно помнить, что каждый наставник трактует основные принципы йоги по-своему. Это не значит, что если ваше понимание внутреннего спокойствия отличается от того, которое вам пытаются передать, то от него нужно непременно отказываться. Смысл тренингов заключается в том, чтобы из общего потока разных интерпретаций найти и развить что-то свое

Смысл тренингов заключается в том, чтобы из общего потока разных интерпретаций найти и развить что-то свое.

Основные понятия в йоге бхакти

Йога бхакти представлена одной из четырех разновидностей йоги и направлена на установление тесной взаимосвязи с Богом. К другим разновидностям относится йога Карма, Раджа и Джнана.

Но именно бхакти по праву считается наиболее простым и действенным способом обрести божественную взаимосвязь путем познаний через любовь. В основе практик бхакти лежит культивация этой любви путем преданного служения.

Поэтому большая часть последователей бхакти поклоняются одному из следующих Богов: Шива, Кришна, Вишну или Шакти. На низшем уровне познания йога способна быстро привести к фанатизму, в котором постепенно утрачивается трезвость суждений.

Поэтому нередко один и тот же последователь бхакти может казаться самым любящим и честным членом общины, но при этом может одновременно совершать низкие и подлые поступки.

Но такое развитие возможно лишь на начальном этапе познаний, поскольку на самом высшем уровне бхакти любовь к Всевышнему переполняет человека, и он оказывается не способен причинить какой-либо вред другим людям.

В разные времена йога бхакти привела к появлению большого количества литературных произведений, многих видов музыки и танцев, а также других разновидностей искусства.

Все они значительно обогатили Индию и послужили в качестве своеобразных толчков в развитии страны и общества в целом. Главное преимущество бхакти заключается в уникальной способности открыть человеку самую наиболее естественную дорогу к Богу.

Ступень 8: Бхава – проявление чувств, предшествующих любви к Богу

На этом этапе развития бхакти преданное служение выполняется с искренним и горячим желанием удовлетворить Кришну и делает преданного достойным принять всю милость Господа. Эта милость нисходит в сердце преданного и начинает пробуждать дремлющее семя любви к Бо­гу.

Наконец, покоренный привязанностью Своего преданного Кришна милостиво проливает на него луч Своей внутренней энергии . По милости Кришны он полностью осознёт свои вечные взаимоотношения с Ним и начинает видеть Его образ в своём сердце. От материальных аспектов его сознания остаётся лишь только тень. Его охватывают различные виды экстаза: иногда слёзы льются из глаз, волосы на теле встают дыбом, он непроизвольно смеётся или плачет. Но впрочем, эти признаки могут и не проявляться. Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» описывает подлинные характеристики пре­данного, достигшего уровня бхавы:

  • Он всегда стремится всё своё время занимать в преданном служении Господу. Он не жела­ет быть праздным. Он хочет служить всегда и неуклонно, двадцать четыре часа в сутки;
  • Он всегда сдержан и настойчив;
  • Он всегда отрешён от материального;
  • Он не стремится к материальным почестям;
  • Он всегда уверен, что Кришна прольёт на него Свою милость;
  • Он всегда очень стремится с верой служить Господу;
  • Он очень привязан к повторению Святых Имен Господа;
  • Он всегда стремится описывать трансцендентные качества Господа;
  • Он испытывает блаженство, находясь в местах, где проходили игры Господа, таких как Майапур или Вриндаван.

Уровень бхавы Господь Чайтанья описывает в шестом стихе Шикшаштаки:

Три вида Гуру

Как Истина была подменена конфессиями? Три вида гуру. Вишну, Шива, Брахма – посредники Господа. Что такое проповедь? Ипостаси Кришны. Шримати Радхарани – полная противоположность Кришны. Любовь выше объекта любви. Храм Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе – самое почитаемое место для вайшнава. Почему реальность личностна? Относительность течения времени в разных формах жизни. В чем гений Энштейна? Связаны ли духовность и греховность? В чем заключается милость святых? Каждый квант времени – это другой мир. Теория о квантовости мира. Теория Хью Эверетта о множестве миров. О мистических способностях йогов с точки зрения квантовой теории. «Корпускулярно-волновая теория» материального мира. Что значит довериться? Кто же выбирает, ученик учителя, или учитель ученика? Мир милости – никаких гарантий. Необычные отношения Махапрабху с Адвайтой Ачарьей.

Пятая ступень – Пратьяхара – психическая релаксация

В Пратьяхара вложена философия отвлечения от материального мира и освобождение от чувств, она учит концентрации на собственном сознании, полностью избавившись от раздражителей извне. Вы преодолеваете рубеж, когда человек перестает быть во власти своего тела, осознанно контролируя свой разум, вы словно разрешаете себе свободно мыслить и в то же время, не задумываясь ни о чем – вскоре, мысли исчезают, и ум успокаивается. Ум рождает рабство, привязываясь к желаниям, а чистота ума, избавленного от объектов желаний, предоставляет спасение. Цель состоит в контроле разума над чувствами, соблюдения молчания, тишины и спокойствия. Практика выполняется поэтапно, без изнуряющих разум длительных и многократных повторений.

Соблюдение «голодания» чувств, отказ от разговоров и приема пищи за пару часов до практики, обособление от различных звуков и принятие удобной асаны с закрытыми глазами – таковы условия занятий, писаные в трактатах. При соблюдении вышеперечисленных инструкций, попытайтесь отъединиться от самых сильных чувств. Затем, по очереди повторите отъединение со слабыми чувствами. Овладев внутренними эмоциями и взяв самоконтроль над внешними раздражителями, можете вкушать спокойствие и проникнуться духовным созвучием. Практика пятой ступени развивает личность с духовной стороны и укрепляет силу воли.

Бхакти и ортодоксальные индусы

В Индии существует несколько направлений, в том числе и йоги. Бхакти — это лишь одно из самых распространенных. В нем признается лишь один Всевышний. Он видится людям как вечный чистый разум, единение всего живого и абсолютная любовь ко всему на земле. И люди, которые являются сторонниками данного направления, считают соей целью служить своему Богу, любить, как и он, все живое на земле, а также почитать самого Творца.

В Индии распространены касты, поэтому существует некоторое деление людей. Из-за этого нередко происходит недопонимание между кастами, которое неприемлемо для бхакти-йоги.

Обычно низшие касты принимают бхакти-йогу с открытым сердцем, зная, что их ждет лучшая жизнь. Они проводят дни в вере и делают все, как полагается по законам данного направления. Бхакти оказывает большое значение на сторонников данной веры. В последнее время поклонников этого направления йоги стало еще больше, оно воспевается и практикуется все шире во всем мире.

Восьмая ступень: Самадхи.

Самадхи— это состояние, когда есть только объект, появляющийся без осознания собственной самости. То есть дхарана переходит в дхьяну, а дхьяна переходит в самадхи.

Эти три процесса имеют название «Самьяма». В самадхи пропадает самоотождествление, т.е. пропадает, так называемая, самость практика. Свами Сатьянанда комментирует это следующим образом: «Самьяма начинается с субъектного и объектного осознания, т.е. дуального осознания. Вы осознаёте ваш объект медитации, который, с одной стороны, внутри вас, а с другой — во внешнем мире. Постепенно дверь наружу закрывается, и вы видите только вещь, которая внутри вас. Это дхьяна. Затем вещь, видимая внутри, становится всё яснее и яснее, и одновременно вы теряете осознание собственной личности. Это называется самадхи».

Как видно из статьи, чем выше ступень, тем меньше ясности. Дело в том, что есть вещи действительно неподвластные уму, и теоретизирование по поводу которых не придаёт этой самой ясности. Раскрыть глубину мысли поможет только личная практика.

С одной стороны, существует некая последовательность в аштанга-йоге, но с другой — все восемь ступеней можно и нужно прорабатывать в комплексе, и каждый пункт будет ещё больше раскрываться благодаря другим. Чтобы достичь высших ступеней йоги, практик должен быть целостным, он не должен чего-то желать или не желать, должен быть здоровым, устойчивым, гибким, спокойным, в нём не должно быть колебаний, тело и ум не должны отвлекать.

Существуют практики, меняющие реальность совершенно на других уровнях. Для этого им не нужно идти на площадь и призывать к благим деяниям, они знают, как устроен мир в целом и куда он движется. Конечно, наш уровень развития гораздо ниже, но у каждого из нас есть возможность влиять хотя бы на свой микромир — семья, друзья, знакомые, город, страна, планета, и сделать мы это можем, лишь меняя себя. Ведь нельзя помочь выбраться из болота, пока мы сами барахтаемся в этом болоте.

Благодаря освещённым в этой статье Восьми ступеням йоги человек, стремящийся к познанию себя и мира вокруг, сможет приблизится к истине, или обрести её уже в этом воплощении, с тем, чтобы не прожигать свою жизнь, а прожить её максимально осознанно, во благо всех живых существ.

Есть лишь три вещи, которые мы сможем забрать в следующую жизнь. Это — мудрость, опыт практики и благодарности. Почему бы не начать паковать этот багаж уже сейчас?

Виды йоги

Поговорим о том, какие бывают виды йоги. Не путать с разновидностями йоги, которые появились в последние несколько столетий. Сейчас создано огромное количество авторских стилей, созданных выдающимися учителями современности (Аштанга Виньяса йога, Вини йога, Дживамукти йога, Йога Аейнгара и т. д.).

Здесь же будут рассмотрены именно объёмные подразделы йоги, отличающиеся сутью качеств, уровнем развития личности практика, выбирающего тот или иной вид йоги.

Карма йога

Как уже было упомянуто выше, «карма» – это действие. Следовательно, такой вид йоги подразумевает выполнение определённых действий, а именно физического или иного активного труда без привязки к его результатам.

Способствует развитию альтруизма, уменьшает привязку к собственному «я», развивает осознанность и умение находиться в потоке деятельности. В большинстве Ашрамов современной Индии европейцам сразу предложат именно этот вид йоги: мыть полы в Ашраме или помогать по кухне.

Бхакти-йога

Это йога преданного служения. Развивает такие качества как преданность, служение высшему (Ишвара Пранидхана), умение жертвовать своими желаниями на благо других и любовь к Богу (Абсолюту, высшему разуму). Практика Бхакти-йоги подразумевает чтение священных писаний, повторение имён бога, пение священных гимнов. Думаю, многим из Вас она знакома по принятым обрядам в христианских традициях и традициях других мировых религий.

Джняна йога

Йога, подразумевающая работу с умом и постижение высшего состояния сознания через аналитические практики осознанности, концентрации внимания и размышления на духовные темы. Джняна – знание, это более подходящий вид практики для людей, кому сложно через прямое и открытое сердце служить высшему, она позволяет проходить этот путь через усмирение концептуального ума и открытие его новых граней.

Раджа-йога

Королевская йога. Это работа с омрачениями. В самом общем смысле этот вид йоги можно сопоставить с восьмеричным путём Патанджали. Высшей ступенью Раджа-йоги является соединение с Абсолютом ? достижение состояния самадхи и освобождение.

Основы хатха-йоги

Первые четыре ступени из восьми ступенчатого пути Патанджали – это и есть Хатха-йога. Яма, нияма, асана и пранаяма. В техники Хатха-йоги также входят бандхи, крийи, мудры.

Термин Хатха состит из двух корней:

«ха» – силовой аспект, внешнее, мужское, телесное начало;

«тха» – гибкостный аспект, внутреннее, женское, интуитивное.

Таким образом, Хатха-йога ? это практика, сочетающая силу и гибкость, динамику и статику, активность и внутренний аспект. Хатха-йога наполнена техниками работы с телом, сознанием и дыханием.

Бандхи – это энергетические замки. Крийи – очистительные методики, наиболее популярные и хорошо представленные здесь: книга основы йоги скачать.

Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.

Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов читать.

Глава 16 | Божественные и демонические натуры

Поведав о природе людей, их происхождении, о затруднительном положении, в котором они находятся, и их высшей цели, Кришна кратко описывает основные черты двух видов воплощённых существ:• праведного человека, Дайва Сампад• неправедного человека, Асури Сампад

Кришна дает краткий перечень из 26 божественных качеств, которыми может обладать человек. 

Далее Он перечисляет качества, по которым можно определить богопротивную природу демонической личности. Кришна подводит итог описанию безбожного человека утверждением, что врата в ад имеют три двери: Вожделение (Желание), Гнев и Жадность. Эти качества являются причиной деградации и разложения человека.

Движение бхакти

По своей сути бхакти — это непреклонное служение Богу и полное удовлетворение его потребностей, а также готовность человека идти на жертвы, приносить себя в жертву ради Всевышнего. При этом само движение проповедует и любовь не только к Вселенной, но и ко всему живому в мире в целом. Бог в индийской культуре — обобщенное понятие безупречной силы, единого разума мира, который сам любит все, что живет на земле.

Божественного начала. Существует две группы приверженцев этого направления в йоге. Первая группа йогов склонны почитать божественный абсолют в виде того, что мы имеем на земле, то есть в виде всего, что нас окружает. Эта группа называется Пара Бхакти.

Вторая группа понимает свое предназначение как умение и желание любить Вишну, то есть верховного Бога. Они носят название гауни Бхакти. Данная группа намного менее развита и некоторые философы даже считают, что приверженцы этого направления более фанатичны, чем ара бхакти, поскольку они чтут лишь одно божество, то есть существует разногласие в этом понимании.

Также существуют движения, которые поклоняются Божественному по принципу бхакти-йоги. Это кришна, вишна, шива и шакти. каждый из них имеет определенное значение для индийской культуры в целом.

Здесь существует такое понятие, как атма ниведана. Это самоотречение, то есть способность человека самостоятельно отречься от чего-либо. То есть человек должен быть готов полностью очистить себя и посвятить учению и вере в Бога. При этом он становится единым с вечностью, просветленным и чистым.

Приверженцы бхакти-йоги верят, что Бог не терпит противоречий, но он любит всех, готов хранить людей и все, что есть живое на земле. Люди, которые практикуют данную практику, чувствуют себя под защитой Вселенной, чистого высшего разума.

Определение

Начнем с определения. Бхакти йога в переводе с санскрита означает — «бескорыстное богослужение». Это одна из разновидностей йоги, направленной возрождение взаимосвязи с Богом. В традиционных религиях, любовь к Богу понимается, как беспрекословное подчинение высшему существу, духовному мудрецу — гораздо более мудрому и просветленному, чем любой из людей. В христианстве таким духовным мудрецом выступает Иисус, в Иудаизме — Моисей, в мусульманстве — Мохаммед.

Бхакти — йога, проповедующая совершенно иной подход: Бог это не тот, кого надо страшиться, подчиняться. Бог в индийской культуре — это безупречный разум, понимающий и любящий все живое на Земле. Чтобы познать Бога нужно уметь безусловно любить, выражать признание за собственную жизнь, и возможность обрести связь с божественным разумом через это чувство безусловной любви.

Другие три вида йоги готовят тело к безусловному служению:

  • Карма йога;
  • Джана;
  • Раджа.

Когда бхакти «забито и забыто»

Для бхакти нет места в обществе тотальной конкуренции. Для достижения быстрого успеха в современном обществе, любовь и преданность Высшим силам – вещь как минимум не обязательная. А если чему-то нет применения и повода для развития, оно постепенно отходит на задний план и забывается. В круговороте ежедневных забот подумать о раскрытии внутреннего потока любви, попросту нет времени.

Но ведь это именно поток. И этому потоку необходим выход. Если человек не осознает свое внутреннее бхакти и не дает ему естественного выхода, образовывается серьезная энергетически-ментально-эмоциональная «пробка». Она не дает человеческому существу возможности раскрыть свои потенциалы и попросту быть счастливым.

Когда бхакти забаррикадировано в глубинах сердца, для человека весь мир теряет смысл. Даже если удается обрести желаемые деньги или славу, они все равно не приносят полного удовлетворения и истинного счастья. Пока внутренняя преданность Абсолюту не имеет возможностей для проявления, человек лишь играет в жизнь, но еще не живет по-настоящему.

Основные направления йоги

Раджа-йога

Основой этого направления, называемого также классической йогой, считается медитация, позволяющая прийти к осознанию разницы между иллюзиями и реальностью. Раджа-йога помогает достичь чистоты сознания, контроля над внутренней энергией и стать глубоко осознанным. В раджа-йоге нет асан. Фундамент этого направления – канонический трактат мастера Патанджали, сумевшего соединить в единое целое восьмиступенчатую систему самореализации.

Карма-йога (буддхи-йога)

В основу этого направления положено учение «Бхагавадгиты» – священного индийского текста на санскрите. Карма йога изначально ориентирована на правильный образ жизни и доброжелательное отношение к окружающим. Базовый принцип – избавление от привязанности к достижениям и поступкам. Всю свою деятельность человек обязан посвятить богу.

Джнана-йога

Достижение духовного осознания, получаемого благодаря абстрактно-философским поискам истины. Первоочерёдная цель практики – осознание себя и связи с богом при помощи знаний, приобретаемых из священных текстов и наставлений духовных учителей. Джнана-йога требует сосредоточения, напряжённого размышления и поглощения исследованием.

Бхакти-йога

В некоторых священных текстах индуизма рекомендуется в качестве наиболее лёгкого и результативного вида йоги. Это своеобразный метод восстановления взаимоотношений с богом путём самоотверженного и преданного служения ему. Бхакти-йога способна избавить от материальных страданий любой разновидности и принести в результате трансцендентное блаженство.

Хатха-йога

Силовое направление, основной идеей которого является развитие гибкости тела. Это учение о физической гармонии, приобретаемой с применением физических средств управления организмом. К ним относятся асаны (позы физического тела), пранаямы (дыхательные практики, мудры и бандхи (упражнения, нацеленные на управление внутренней энергией).

Йога помогает культивировать и одухотворять буквально каждую клетку человеческого организма.  Занятия йогой многих смогли убедить в том, что физическое состояние организма человека неразрывно связано с его отношением к жизни. При помощи практик йоги человек воспитывает в себе чувство меры и пропорции.

Йога по Айенгару

Этот метод оптимален для предотвращения душевных и физических болезней, а также для общего укрепления организма. Он был разработан на основе хатха-йоги. Автору этого метода Б. К. С. Айенгару удалось доказать, что посредством концентрации внимания и правильного вытяжения разных частей тела можно успокаивать ум и достигать внутреннего покоя.

Занятия йогой по этому методу обеспечивают видимый терапевтический эффект, достигающийся посредством плавного поступательного воздействия на человеческий организм. Владение йогой по методу Айенгара помогает грамотно ориентироваться в многоликом мире современной йоги.

Чувство бхакти и неведение

Любить родителей – это естественно для каждого ребенка. Только трагические негативные обстоятельства могут привести к тому, что ребенок начинает бояться или даже ненавидеть отца и мать.

Любить Высшие силы и испытывать чувство восхищенной преданности перед окружающей нас реальностью – так же естественно, как и любить своих родителей. То, что у большинства людей их внутреннее бхакти находится в скрытом и спящем состоянии – следствие исключительно неведения относительно истинной сути человеческого существа.

Это неведение очень легко осознать, если хотя бы немного о нем поразмышлять. Ребенок, пришедший в этот мир, смотрит вокруг широко открытыми глазами. Он чист в своем знании или неведении. Он воспринимает всю информацию, которая приходит к нему, как истину в последней инстанции. И в особенности, если эта информация исходит от родителей. И когда ребенок начинает задаваться вопросом (пусть даже неосознанно) «Кто Я?» и «Что я тут делаю?», скорее всего, в него загружается довольно стандартные схемы – ты есть физическое тело, ты есть мужчина или женщина, ты есть член общества…

Не обязательно это приходит к нам как слова и объяснения, но человек имеет склонность повторять привычки поведения и стереотипы мышления окружающих его людей. И не так уж часто встречаются семьи, в которых родители искренне задаются вопросом, о смысле своего появления в этом мире и своей роли в бесконечной космической игре.

В результате очень многие люди слишком заигрываются в игры общества, добиваясь признания, финансового благополучия или успеха в личной жизни, никогда даже не задаваясь вопросами о своей природе и об истинных целях своего существования.

Связь бхакти-йоги и гаудия-вайшнавизма

Богослов и теолог Рупы Госвами проповедовал расширенное понимание любви.

Он разделил «бхаву» на 5 равноправных форм привязанности:

  • шанту – нейтральную;
  • дасью – полное подчинение;
  • сакхью – дружескую любовь;
  • ватсалью – родительскую;
  • мадхурью – состояние влюбленности;

Этот перечень используется до сих пор. Последователь выбирает любую из этих форм, комфортную для его личного мироощущения

На этапе постижения бхакти важно установить гармонию собственных чувств. Любовь к Богу должна соответствовать внутреннему сознанию человека, только таким образом возможно признать полное величие Создателя. Наивысшей и чистейшей привязанностью среди прочих является мадхурья-бхава: высокое чистое чувство, когда Бог заменяет самые важные связи в жизни последователя

Наивысшей и чистейшей привязанностью среди прочих является мадхурья-бхава: высокое чистое чувство, когда Бог заменяет самые важные связи в жизни последователя.

Это главная цель йога-практик. Ее достижение приводит к наивысшему просветлению, однако возможность достичь его индивидуальна для каждого человека. Полное преданное служение встречается редко, постичь его получится только через милость духовного наставника.

Цель

Нужно понять, что цель Раджа-йоги не в контроле своих мыслей, это лишь важный дополнительный инструмент для самореализации. Главная цель – в освобождении от иллюзий, разрушении ограничений внутри ума и слияние с бесконечностью.

Путь Раджа-йоги – интровертный, т. е. перенаправление своего внимания снаружи внутрь в себя для познания своей настоящей природы. Опытные учителя и наставники рассказывают и доказывают о существовании Высшего Сознания (Бога), рассказывают о просветленных людях, которые смогли достичь освобождения и стали бесконечными.

Также Раджа-йога показывает нам на практике, что грубые проявления нашей натуры искривляют и мешают полному обширному восприятия мира. Практикующий может достичь четырёх состояний сознания: глубокий сон, сон со сновидениями, состояние бодрствования и турийю (просветление).

Основным вызовом для человека, начавшего практиковать Раджа-йогу, является приобретение навыка «ни о чем не думать» и преодоление своего негативного мышления, все это стадия борьбы. Только после овладения этим умением, в абсолютном штиле внутри разума, практикующий может осознать свою истинную природу, которая, на самом деле, является любовью.

Бхакти-йога в гаудия-вайшнавизме

В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» средневековый гаудия-вайшнавский (кришнаитский) богослов Рупа Госвами определил пять основных разновидностей бхакти, называемых бхава:

  1. шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом
  2. дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина
  3. сакхья-бхава — общение с Богом как с другом
  4. ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога
  5. мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному

В процессе бхакти-йоги, бхакта культивирует один из пяти видов бхакти, который наиболее близок его умонастроению. В гаудия-вайшнавизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана к Кришне.

В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами даётся описание девяти процессов бхакти-йоги, следуя одному или нескольким из них можно достичь высшего совершенства — чистой любви к Богу:

  1. Шравана («слушание о Боге») — слушание историй из священных писаний, повествующих о Боге и повторение Святых Имён Бога (джапа).
  2. Киртана («прославление Бога») — воспевание Святых Имён Бога или описание Его всепривлекающих черт и деяний.
  3. Смарана («памятование о Боге») — внутренняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.
  4. Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») — выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу.
  5. Арчана («поклонение мурти Бога») — поклонение (пуджа) какой-либо из форм мурти Бога в индуизме.
  6. Вандана («вознесение молитв Богу») — вознесение различного рода молитв Богу.
  7. Дасья («служение Богу») — выполнение какого-либо служения для удовлетворения Бога.
  8. Сакхья («установление дружеских отношений с Богом») — установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.
  9. Атма-ниведана («принесение всего в жертву Богу») — предание всех мыслей и действий Богу.

Разновидности бхакти в кришнаизме

Нельзя относить этот вид практик к самостоятельному религиозному течению. Идея бхакти объединяет множество сект, которые проповедуют собственную веру, выполняют свои обязанности, но уважительно относятся к представителям других конфессий. Она не определяет точный лик единого Бога, главенствующего над всеми. Таким образом, бхакти не разделяет, а сближает.

Традиционно индийские философы разделяют это направление на две большие группы:

  1. Пара-бхакти. Трактует Бога как абсолют, живущего во всем, что он создал, и растворившегося в собственных творениях. У течения меньше последователей из-за духовных ограничений, который распространены в Индии.
  2. Гауни-бхакти. Традиционно чтит одну из ипостасей Верховного Бога. Философы считают, что это ответвление порождает религиозный фанатизм и становится предметом разногласий.

Бхакти – древнее искусство управления энергией, которое присутствует практически во всех индийских религиозных течениях в той или иной степени. Формы и интерпретации его можно встретить в священных текстах, ритуалах поклонения статуям, исполнении мантр и танцев, почитании храмов. Йога не диктует характер любви и привязанности к Всевышнему. Для каждого эти чувства могут быть индивидуальными. Одним ближе жертвенное поклонение, другие достигают гармонии через принятие себя с Богом на равных. Каждый человек самобытен, индивидуален и его путь.

Бхакти – наивысшее наслаждение

Все мы чего-то ищем. Кто-то думает, что ему нужно познать как можно больше женщин и тогда он будет счастлив. Кто-то спит и видит себя на троне с короной на голове и титулом главного императора на бэйджике. Кто-то кладет на алтарь богатства все свое время, здоровье и личную жизнь

Не важно что, но каждый человек, если только в нем хоть немного теплиться энергия жизни, постоянно чувствует потребность в чем-то. Беспрестанный поиск счастья, которое каждый видит по-своему

Учителя йоги рассказывают, что все мы ищем только одного – мы хотим вернуться домой, к своему истинному состоянию высшего счастья. К ситуации, когда наша внутренняя любовь не имеет преград для выхода и льется чистым широким потоком. И найти мы это можем только через бхакти. Деньги, слава и другие атрибуты успеха в обществе – это замечательно, но это только дополнение, а не основная цель жизни. Раскрыть свое бхакти и познать свои отношения с Абсолютной реальностью – тот путь, который подарит наивысшее блаженство во Вселенной.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий