Содержание книги – Кришна. Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения) А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Кришна. Верховная Личность Бога (Источник вечного наслаждения) – описание и краткое содержание, автор А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки
paraknig.me
Книга: “Кришна. Верховная Личность Бога, в первых русских изданиях называлась “Источник вечного наслаждения” это краткое изложение десятой Песни “Шримад Бхагаватам”. Около пяти тысяч лет тому назад Кришна низошел из Своего трансцендентного царства на землю, чтобы явить здесь Свои бесконечно привлекательные духовные игры, которые и описаны в этой книге. Истории, приведенные здесь перенесут читателя из мира обыденности в мир Абсолютной Истины и Красоты, где в окружении Своих друзей и подруг вечно наслаждается их трансцендентной любовью Шри Кришна, Верховная Личность Бога. Явление Кришны – это ответ на все умозрительные попытки представить себе Верховную Личность Бога. Люди представляют себе облик Верховного Господа в соответствии с теми гунами природы, под влиянием которых они находятся. В “Брахма-самхите” Господь назван древнейшим. Поэтому некоторые верующие считают, что Бог должен быть очень старым и представляют Его в образе глубокого старца. Но это опровергается в той же “Брахма-самхите”: хотя Бог самый старый из всех живущих, в Своем изначальном облике Он юноша. Точные слова, приведенные в этой связи в “Шримад-Бхагаватам”, – виджнанам аджнана-бхидапамарджанам. Виджнанам – это трансцендентное знание о Верховной Личности Бога. Виджнанам также означает знание, подкрепленное опытом. Трансцендентное знание должно быть получено нисходящим путем, по цепи духовных учителей, так, как Брахма представляет знание о Кришне в “Брахма-самхите”. “Брахма-самхита” – это виджнанам, знание, опирающееся на трансцендентный опыт Брахмы. Обладая этим знанием, Брахма описывает облик и игры Кришны в Его духовной обители. Знание это способно разбить в прах все невежественные домыслы (аджнана-бхидапамарджанам). Люди создают образ Бога в своем воображении. Одни думают, что у Бога вовсе нет тела, а другие наделяют Его вымышленным обликом. Но описание Кришны в “Брахма-самхите” научно и основано на знании, проверенном опытом (виджнанам). В этом не может быть никаких сомнений. Это знание дано Брахмой и принято Господом Чайтаньей. Облик Кришны, Его флейта, цвет Его тела – все это реально. Полубоги говорят, что виджнанам неизменно опровергает все виды знания, полученного путем логических умозаключений. “Поэтому, если бы Ты не явился в Своем изначальном облике, в облике Кришны, – заключают они, – нельзя было бы отличить виджнанам от аджнана-бхида (невежественных философских измышлений).
Аджнана-бхидапамарджанам: с Твоим появлением домыслы невежд будут разбиты и восторжествует истинное знание, опирающееся на опыт великих преданных, подобных Господу Брахме. Обыкновенные люди воображают каждый своего Бога, в зависимости от того, под влиянием каких гун они находятся. Поэтому Бога представляют по-разному, но Твое появление, о Господь, покажет, каков Твой истинный облик”.
Толкование имён
Каждый знает, что такое перевод. Кришна имеет тёмную кожу, и это факт. Разные обычаи в индуизме многообразно объясняют смысл имён этого Бога. К примеру, толкователи «Вишну-сахасранамы» детально разъясняют каждое из тысячи имён Вишну, являющиеся также именами Кришны. В Удйогапарве «Махабхараты» 5. 71. 4 имя «Кришна» делится на два сегмента – «криш» (krs) и «на» (na), где смысл глагольного корня «криш» истолковывается как «бху» («земля», «творение»), а «на» трактуется как «нирврити» («блаженство»).
В гаудия-вайшнавском наследии основатель вышеуказанного общества Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада дал идентичное базовое значение имени рассматриваемого нами божества, как «всепритягивающий». Вышеназванный текст из «Махабхараты» также процитирован в одном из базовых святых сочинений гаудия-вайшнавов – «Чайтанья-чаритамрите».
В своём толковании Бхактиведанта разъяснил смысл «бху» как «привлекательное существо». Отсюда и произошло значение «всепритягивающий». Толкователи «Вишну-сахасранамы» также дают идентичное разъяснение. К примеру, в соответствии с Шанкаром, Кришна – это 57-е имя Вишну, которое обозначает «естество блаженства и знания». В «Брахмасамбандха-мантре» наследий пуштимарга говорится, что имя Кришны может уничтожить все грехи.
Кришна в искусстве
В средневековой Махараштре появилась Хари-катха в которой эпизоды из жизни Кришны излагались через музыку и танцы смешанные с рассказами историй о Кришне. Эта традиция также широко распространилась в Тамилнаде и других штатах Южной Индии.
Другое скульптурное изображение — Калийя-даман — представляет Кришну в виде танцора, пляшущего на побеждённом змее Калийя, который занимался похищением коров. Изваянный Кришна танцует на левой ноге на туловище Калийя, сохраняя равновесие держа левой рукой кончик хвоста чудовища. Правая рука Кришны сложена в положении абхайя-мудра. Танец олицетворяет собой господство над силами зла.
Поясните на примерах как происходит круговорот кислорода в природе химия 8 класс кратко
Как поздравить с рождением ребенка своими словами кратко
Сравните два определения выявите что их объединяет и что разделяет гуманизм кратко 6
План урока великие математики
- Что такое высшее образование кратко
Пророчество
Считается, что, устав от жестокого обращения со стороны клана Иадава, Мать-Земля появилась перед Вишну, чтобы попросить его о помощи вместе с другими богами. Вишну пообещал, что сам родится в клане, чтобы положить конец их бесчинствам.
Когда царь Камса был на свадьбе своей кузины Деваки и Васудевы, мудрец по имени Нарада Муни посетил его и сделал пророчество, в котором утверждал, что сын молодоженов убьет его.
Король решил запереть супругов в камеру и каждый год убивал зачатых ими детей. Так продолжалось до тех пор, пока Деваки была беременна в седьмой раз, когда ребенок был перенесен в лоно Роджини, другой жены Васудевы.
Кришнаиты и Пища
К пище у кришнаитов, или в Обществе Сознания Кришны, тоже особое отношение.
- Во-первых, преданные не едят мяса и продуктов, содержащих убойные животные компоненты ( для добывания молока, сыра, меда убивать никого не нужно).
- Во-вторых, прежде чем сесть к столу, кушанье необходимо «предложить Богу». Обычно это занимает 15 минут. Как раз то время, которое необходимо для уборки кухни после готовки. Так же можно готовить всё наперёд, если время обеда ограничено. Важный момент во время приготовления пищи — повар её не пробует: Бог должен быть первым.
- После того как пища стала освящённой, её можно принимать в пищу.
Кришнаиты и режим дня
«Кто рано встаёт, тому Бог даёт» — «Окрещенный» кришнаит не может позволить себе быть совой. Проснувшись около 4 часов ночи он/она начинает читать молитвы. Причём большее время уходит на чтение самой могущественно молитвы — Маха-мантры. Звучит она следующим образом:
«Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе»
Опытные кришнаиты за утро успевают повторить по меньшей мере 1728 раз этой мантры, или так называемых 16 кругов. Почему так много? Это вы сможете понять из фрагмента семинара Уттама Шлоки прабху под названием «Бхагавад-Гита за два часа». Скачать этот фрагмент можно в конце статьи «Маха-Мантра — особый дар людям этого века»
«День подвергается воздействию качеств (гун) природы», — разъясняет «Жизни» » — Андрей Журавков. День делится на три периода:
- с 2:00 до 10:00 часов утра — это гуна благости — лучшее время для самоосознания и духовных практик.
- с 10:00 до 18:00 часов вечера — гуна страсти — лучшее время для работы.
- с 18:00 до 2:00 ночи — гуна невежества — это время для подготовки ко сну и самого сна.
4 принципа свободы кришнаитов
Кроме того, инициированные кришнаиты, или вайшнавы, должны обязательно следовать четырём принципам свободы. Нарушение этих принципов приводят к тому, что жизнь такого человека наполняется болью, страданием и неудачами. Что же это за четыре принципа свободы:
- Вегетарианство. Более того, кришнаиты стараются не работать местах, которые так или иначе связаны с производством и распространением мясопродуктов. На мясокомбинате кришнаитов вы точно не встретите.
- Не употреблять дурманящие вещества (наркотики, табак, алкоголь, кофеин и др.).
- Не играть в азартные игры, не заниматься незаконными спекуляциями и махинациями.
- Не заниматься «незаконным сексом», то есть сексуальные отношения возможны только между мужем и женой в рамках своей семьи.
Андрей Журавков от таких ограничений не страдает: «Человек начинается с того момента, когда он начинает контролировать свои чувства».
«Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.» Пифагор
Ещё одна интересная фраза по поводу понятия свободы в современном обществе от Альберта Эйнштейна: «Свобода человека в современном мире похожа на свободу человека, разгадывающего кроссворд: теоретически, он может вписать любое слово, но на самом деле он должен вписать только одно, чтобы кроссворд решился». Поэтому все Писания говорят: поскольку мир устроен по законам Бога, значит свобода любого живого существа начинается лишь с момента принятия рамок этих законов…
Свобода — это право делать всё, что разрешают законы. Монтескье
Легко ли стать кришнаитом?
В целом, быть кришнаитом не сложно. Необходимо лишь захотеть стать лучшим, и достичь в этом процессе такого этапа, когда появиться возможность выполнять личное служение Богу в духовном мире. И это, как утверждают сами кришнаиты, достаточно легко: воспевай Имена Бога, танцуй для Него в храме и принимай освящённую пищу, прасад.
Kris.h.Nive по материалам гезеты «Українська Правда»Vedic-Culture.in.ua
Рождение Рамы
Всемилостивый бог Вишну, всегда стремящийся помогать людям в их бедах, сошел на землю приняв форму души человека. Он вселился в зародившееся тело мальчика, старшего сына царя Дашаратхи, рожденного царицей Каушальей, нареченного Рамой. Так появился на земле герой, судьбой которого стала борьба с повелителем зла и мрака, с самым могучим из ракшасов. Но не знал об этой судьбе Рама и рос среди своих братьев как земной царевич, поглощая знания и готовясь к тому, чтобы когда-нибудь стать правителем Кошалы.
Этот отпрыск Солнечного рода был отмечен всеми достоинствами – щедростью и благородством, силой и отвагой, преданностью родителям и любовью ко всем людям. Он зажигал счастье в сердцах каждого на кого он смотрел и к кому обращал свою речь.
Неизвестное прошлое
Индуизм — религия, история которой не знакома человечеству. Сам термин происходит от слова «хинду», что с персидского переводится как «река». То есть другие народы называли всех, кто проживает за водоемом Инд, индусами. Впоследствии англичане такое название стали применять ко всем тем, кто веровал в неизвестных им богов. Так под одним именем объединились десятки религиозных теорий и сотни различных традиций.
Сегодня в Индии существует несколько направлений в вере, которые не имеют одного общего исторического фундамента. Тем не менее ученые считают, что этот народ располагает четырьмя религиозными течениями. Одно из них — вайшнавизм. Это направление проявляется в нескольких формах, самая популярная из которых — почитающая бога Кришну. В настоящее время практически 70% населения Индии исповедуют эту веру.
История происхождения
Кришна – герой религиозных писаний под названиями «Махабхарата», «Харивамша, «Вишну-пурана» и др. В них описываются эпизоды биографии бога и его обличия. В одних произведениях он представлен шаловливым малышом, который ворует масло у отвлекшейся матери, в других Кришна – легендарный воин и пастух, поучающий друга Арджуна. Единственным беспрекословным утверждением в каждой книге становится то, что Кришна является восьмым обличием Вишну, главного бога пантеона Индии.
Вишну
По легенде, годы жизни божественного существа относятся к четвертому тысячелетию до н.э. Бог якобы появился в материальном мире, как воплощение Вишну, переродившись в человеческом теле. Он родился в городе Матхур в венценосной семье Васудевы и Деваки, чтобы индусам были продемонстрированы чудеса божественной силы и дарована религия. Сюжеты, которые описывает биография Кришны, схожи с лейтмотивами священного писания, повествующего о жизни Иисуса.
Кришна назывался разными именами – в соответствии с направлениями религии. Он представлялся Гопалой и Говиндой, становясь участником сюжета о влюбленных пастухе и пастушке. В Ориссе Кришну звали Джаганнатха. Его имя имеет массу звучаний в зависимости от аватара, в котором бог предстает перед людьми.
Синий цвет кожи Кришны
При этом значение имени Кришна толкуется последователями как «темно-синий» или, в альтернативной вариации, «привлекающий». Это имя можно перевести как «темнота».
Немалое внимание уделяется атрибутам, сопровождающим героя. В образе Говинды он изображался как смуглый мужчина с флейтой в руках. Его вторым обликом оказывается фантастическое воплощение с множеством рук и голов
На некоторых картинах у бога синий цвет кожи, а голова и лицо украшены золотыми подвесками и цепочками
Его вторым обликом оказывается фантастическое воплощение с множеством рук и голов. На некоторых картинах у бога синий цвет кожи, а голова и лицо украшены золотыми подвесками и цепочками.
Голубоватый оттенок тела легко объяснить ошибками в расшифровке текстов, ведь имя Кришны переводится как «подобный грозовой туче», то есть просто сильный. Вероятно, с течением времени речевой оборот был визуализирован на изображениях.
Кришна
В соответствии со священными индуистскими текстами, в конце IV тысячелетия до н. э. бог Кришна спустился на землю из духовной вселенной, появившись на свет в городе Матхура. Его миссией было возрождение религиозных взглядов и демонстрация своих нравственных игр. Деяния, жизнь и учение Кришны описаны в таких святых сочинениях индуизма, как пураны («Вишну» и «Бхагавата»), «Махабхарата» и «Харивамаша».
В этих писаниях Кришна представлен в разнообразных образах: игривого и очаровательного Бога-ребёнка, беззаботного и весёлого мальчика, пасущего коров, образцового любимого, главного бога и дивного героя-воина.
Кришна – это прекрасное создание. В индуистском искусстве его описывают как мальчугана-пастуха, который играет на флейте для своей ненаглядной пастушки Радхи и иных гопи. Также бог Кришна здесь представлен как молодой воин-принц, дающий философские наставления своему приятелю – богатырю Арджуне в «Бхагавадгите».
Пури. Последние годы жизни
Покинув Бенарес, Махапрабху вернулся в Пури. С этого времени, то есть с тридцать первого года жизни, и вплоть до своего ухода в возрасте сорока восьми лет Махапрабху безвыездно оставался в Пури. В течение последних восемнадцати лет его жизнь была подвигом постоянной любви и благочестия. Он был окружен многочисленными последователями, которые все без исключения были вайшнавами высочайшего уровня и отличались от обыкновенных людей своей чистотой и ученостью, твердостью в религиозных принципах.
Махапрабху спал очень мало. Он поклонялся в храме, поддерживал связь со своими миссионерами во Вриндаване и беседовал с религиозными людьми. Гауранга мало говорил – он учил своим примером. Он пел, танцевал и то и дело забывался в духовном блаженстве. Каждый, кто приходил к нему, начинал верить, что это Сам Господь, сошедший в мир, чтобы принести благо всему человечеству. По своей природе Махапрабху был в высшей степени благожелателен, само смирение воплотилось в нем. Он никогда не отказывал в поучениях тем, кто просил об этом.
Так наступил 1534 год… Однажды преданные увидели, как он вошел в храм Тота-гопинатха, однако обратно не вышел…
Господь Шри Чайтанья Махапрабху являл свои трансцендентные деяния в течение сорока восьми лет и покинул наш мир в 1534 году в Пури.
Хотя в юности Господь Чайтанья был широко известен как ученый-пандит и его духовное наследие безгранично, он оставил после себя лишь восемь стихов под названием «Шикшаштака». В этих важных стихах-молитвах раскрываются его миссия и заповеди. Все другие обширные произведения о нем были составлены основными последователями Господа – шестью Госвами Вриндавана и их учениками.
Ранние годы жизни Господа описаны одним из его самых близких преданных из современников, Шрилой Мурари Гуптой, а более поздний период жизни освещен его личным секретарем Шри Дамодарой Госвами, который практически не разлучался с Господом в Пури. Эти двое преданных описали почти все события, в которых участвовал Господь. Впоследствии на основании этих кадач (записей) были написаны книги: «Чайтанья-Бхагавата» Вриндавана даса Тхакура (в которой описываются ранние годы жизни Махапрабху) и «Чайтанья-Чаритамрита» Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами (посвященная, в основном, учению Господа).
Господь Чайтанья наказал своим ученикам писать книги по науке о Кришне, и эту задачу его последователи продолжают выполнять до сегодняшнего дня. Именно благодаря системе ученической преемственности, философия, которой учил Господь Чайтанья, на сегодня является весьма обширной, точной и последовательной. Культ философии Шри Чайтаньи Махапрабху признан живой религией наших дней. Со всем достоинством и высшим авторитетом эта миссия в двадцатом столетии продолжена Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Махараджем и его выдающимся учеником, одним из величайших философов и духовных деятелей современности – А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой – ачарьей-основателем Международного общества Сознания Кришны.
Именно благодаря миссии Шрилы Прабхупады, в которой он огромное значение уделял толкованию и переводу на различные языки мира священных писаний и трудов предыдущих духовных учителей, мы можем соприкоснуться с этими драгоценными трудами.
Литература
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад-Бхагаватам. Песнь первая, том первый. Введение. Очерк жизни и учения Господа Чайтаньи, проповедника «Шримад-Бхагаватам». – М.: The Bhaktivedanta Book Trast, 2013. – 608 с.
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Чайтаньи. Пролог Бхактивиноды Тхакура «Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и наставления». 2-е издание, переработанное. – М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2015. – 496 с.
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шри Чайтанья-Чаритамрита. Ади-лила. – М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2003. – 944 с.
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как Она есть. Изд.4-е. – М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2012. – 976 с.
- Чайтанья-упанишад из «Атхарва-веды» (перевод и комментарий Карнамриты даса, пер. на рус. Парама-удара дас, ред. Ямуна д. д.). – М.: Философская Книга, 2014. – 40 с.
- Гауранга-послание Любви. В трёх томах. Составление и перевод: Джагадьони деви даси. 1995-1996 годы.
Жизнеописание
В древнеиндийском эпосе «Махабхарате» присутствует самое раннее упоминание Кришны. В шестой книге («Бхишма-парве») есть наставления Кришны, адресованные его другу-ученику Арджуне на поле битвы Курукшетра.
В «Махабхарате» идет описание позднего периода жизни божества. А раннее и юношеское время упоминается в «Бхагавата-пуране» и «Харивамше». Ученые считают эти предания поздним дополнением «Махабхараты». Жизнь Кришны описывается и в канонических Пуранах.
Рождение
В традиционной индуистской культуре считается, что Кришна (джанмаштами) появился на свет 19 июля 3228 года до н. э. Такое убеждение основано на его описаниях и астрологических подсчетах.
Родилось божество в семье царя в городе Матхуре. Он был восьмым сыном принцессы Деваки и ее супруга Васудевы.
В те времена Матхура считался столичным городом, принадлежащим союзническим кланам Вришни, Андхака, и Бходжа (их единое имя — Ядавы). Такое имя кланы получили в память об эпонимном предке Яду. Васудева и Деваки также являлись представителями этих кланов.
Один из братьев Деваки (Камса) заточил воего отца (Уграсену) в тюрьму, чтобы занять его престол. По преданиям восьмой сын Деваки должен был убить Камсу, поэтому тот заточил супружескую пару в темницу и намеревался уничтожать всех детей Деваки.
Первые малыши действительно погибли от рук Камсы. Но к восьмому ребенку Деваки к Кришне судьба оказалась более благосклонной. Его чудом спасли и вынесли из города Матхуры, отдав на воспитание приемным родителям Яшоде и Нанде из небольшой деревни Гокулы. Еще два младенца Деваки также выжили: седьмой малыш Баларама смог мистическим путем перейти в тело Рохини (первой супруги Васудевы), а последняя девочка Субхадра появилась на свет у Васудевы и Рохини после выживших малышей.
В Матхуре место рождения Кришны является священным и к нему стекаются толпы паломников. У индусов оно носит название Кришны-джанма-бхуми. На этом месте был построен комплекс храмов, посвященных рождению божества.
Детство
Ранние годы Кришны проходили среди детей-пастухов. С ними он гулял по лесам и пас коров. Научился владеть флейтой так хорошо, что на ее звуки сбегались все девушки-пастушки из соседних окраин.
Изначально в Кришне ничего особенного не было. Он рос таким же беззаботным и задиристым малышом, как и остальные. В числе его частых проступков была кража взбитых сливок. Но удивительно то, что от этих краж молока в коровах становилось только больше. Если Кришне кто-то отказывался давать сливки, то их коровы переставали давать молоко вообще. Мальчик был тем еще проказником. Позднее в нем начала развиваться сверхсила, которая позволила ему стать настоящим героем.
Юность
Новость о том, что юноша обладает необычными способностями разлетелась по всему государству и дошла до ушей Камсы. Тот решил через хитрость заманить Кришну в Матхуру и убить его там.
Для осуществления этого плана, царь разослал приглашения на воинские поединки. Кришна с удовольствием согласился и отправился в столицу. Когда началось состязание, Камса приказал лучшим воинам страны напасть на юношу и изрубить его мечами. Но воины с задачей не справились. Тогда Камса повелел выпустить на поле боя взбешенного слона, чтобы тот растоптал юношу. Но все повернулось иначе. Кришна справился не только с воинами и слоном, но и убил Камсу.
После битвы юноша освободил из темницы старого отца и взошел на престол в соседнем городе Двараке. В своих владениях он создал новое королевство Двараку (на берегу современного штата Гуджарат).
Смерть
Когда война закончилась, Кришна поселился в Двараке и жил там на протяжении 36 лет. В один из дней случилось непредвиденное: во время проведения фестиваля в городе начались беспорядки из-за которых практически вся царская семья была истреблена. Эти события привели к тому, что брат Кришны Баларама решился отказаться от земной жизни посредством йоги. Узнав о смерти брата, Кришна ушел в лес для совершения медитации под кроной деревьев. Проходивший мимо охотник подумал, что нога Кришны — это часть оленя и выпустил стрелу. Кришна был убит. Так завершилась его земная жизнь. Смертельная рана Кришны считается проклятием матери Кауравов, которая думала, что тот приложил слишком мало усилий для предотвращения войны.
Так или иначе, Кришна стал известен на весь мир, благодаря своим победам над злыми врагами. Его стали почитать как первого хранителя правды и справедливости. Он и сейчас является одним из самых известных божеств индуизма.
Жизнеописание
Воплощение
Господь Брахма сообщил полубогам: Прежде чем мы подали Господу наше прошение, Он уже знал о бедствиях, происходящих на Земле. Поэтому все вы, полубоги, должны воплотиться, родившись сыновьями и внуками Ядавов, и оставаться на Земле, пока Господь будет находиться на ней, чтобы с помощью Своей энергии — вечного времени — облегчить её бремя. |
Рождение
Традиционно в индуизме, основываясь на деталях, упоминаемых в писаниях и астрологических расчётах, датой рождения Кришны (Кришна-джанмаштами) принято считать 19 июля 3228 года до н. э.
Кришна родился в царской семье в Матхуре, и был восьмым сыном принцессы Деваки, и её мужа Васудевы. В то время Матхура была столицей союзнических кланов Вришни, Андхака, и Бходжа, которые были известны под общим именем Ядавов и носили это имя в честь своего эпонимного предка Яду. Васудева и Деваки принадлежали к этим кланам. Брат Деваки, царь Камса, для того чтобы взойти на престол заключил в тюрьму своего отца, царя Уграсену. Опасаясь за свою жизнь из-за пророчества, в котором Камсе было предсказано, что он погибнет от руки восьмого сына Деваки, он бросил супружескую чету в тюрьму, намереваясь убивать всех новорожденных детей Деваки.
После убийства первых шести малышей, и седьмого мнимого выкидыша, у Деваки родился восьмой ребёнок Кришна. Так как жизни младенца угрожала опасность, его чудесным образом перенесли за пределы Матхуры и отдали на воспитание приёмным родителям Яшоде и Нанде в маленькой деревне Гокула. Двое других младенцев Деваки также выжили, — Баларама (седьмой ребёнок Деваки, который мистическим образом перешёл из чрева Деваки в чрево Рохини, первой жены Васудевы), и Субхадра (дочь Васудевы и Рохини, которая родилась уже после Баларамы и Кришны).
Место рождения Кришны в Матхуре является местом паломничества для индусов и называется Кришна-джанма-бхуми. Там расположен храмовый комплекс, воздвигнутый в честь этого события.
Кришна как принц
Когда Кришна подрос, он возвратился в Матхуру, убил своего демонического дядю Камсу и восстановил на престоле династии Яду отца Камсы Уграсену. Сам Кришна стал главным принцем при дворе. В это же время он подружился с Арджуной и другими принцами Пандавами царства Куру, которые были его двоюродными братьями. Позднее, Кришна переселился с династией Яду и своими подданными в город Двараку (в современном Гуджарате) и женился на Рукмини, дочери царя Бхишмаки из Видарбхи.
Согласно некоторым писаниям, у Кришны было 16 108 жён, из которых восемь были главными — в их число входили Рукмини, Сатьябхама и Джамбавати. Остальные 16 100 девушек, были прежде в плену у демонического царя Наракасуры, пока Кришна не убил его и не освободил их всех. В согласии со строгими обычаями того времени, девушки, побывав в плену, не имели никаких шансов выйти замуж, так как считались падшими, но Кришна несмотря на это, взял их себе в жёны и сделал их принцессами. В вайшнавских традициях индуизма, все жёны Кришны в Двараке считаются воплощениями Лакшми.
Сколько жен?
У царевича была одна главная жена — принцесса Рукмини и еще семь других. Все они считаются образцовыми супругами. Проблема была в том, что Кришну утомляла эта правильность, чистота и точность. Тогда он принимался играть на своей дудочке Раса Лила. Эта магическая ночь случалась один раз в год. В другое время его развлечением был мудрец Нарада. С ним он любил играть в шахматы и дразнить друг друга.
Как последователь династии Яду, Кришна обладал 16108 женами. Эти женщины были спасены им от демона Наракасура, которым они насильно удерживались. Демон являлся завоевателем трех миров: неба, земли, подземного царства. Так им были захвачены в плен 16100 принцесс земных народов.
Убийство Наракасуры повлекло освобождение плененных женщин. Кришна отпустил их всех по домам, но они отказались. Принцессы решили, что люди не примут их из-за того, что они были в заточении у другого мужчины. А идти им было некуда. Тогда Кришна даровал им статус своих жен. Это было необходимо для достойного проживания женщин в обществе. У каждой из них во владении был дворец, а Кришна приходил к ним в таком количестве форм, чтобы побыть с каждой из них положенное время.
Кришна приходился двоюродным братом Пандавам. Он являлся племянником Кунти (сестры Васудевы) и был участником конфликта.
Также Кришна был двоюродным братом одного из самых могучих и доблестных кшатрий Карны, участвовавшего в битве на стороне Кауравов.
Со своей стороны Кришна внес предложение конфликтным сторонам выбрать собственную армию или его самого. Но выдвинул условие: оружие он в руки брать не станет. Кауравы приняли решение воспользоваться армией Кришны. А сам он стал участником сражения на стороне Пандавов. Кришна стал возничим на колеснице принца Арджуны.
За это Кришна был осужден своим старшим братом Баларамой, что тот вмешался в войну. Сам Баларама отказался участвовать в боевых действиях и стал паломником.
Роль Кришны в исходе войны была очень значимой. Именно он подговорил Пандавов уничтожить Кауравов ложью. По совету Кришны, они через обман избавились от брахмана Дроны, который считался непобедимым наставником в военных делах.
А друг Кришны Арджуна послушался и убил непобедимого Карну, который оказался в увязшей в земле колеснице. Поединок нужно было остановить, но Кришна посоветовал убить воина. Еще Кришна подсказал могучему Бхиме во время поединка на палицах убить предводителя Кауравов Дурьодхану, совершив удар ниже пояса.