Описание и значение бога огня в Индии – Агни

Символизм

В этом божестве олицетворяется огненная стихия. В материальный мир он вносит тепло и свет, разгоняет тьму и становится жертвенным огнем (обычно их разводят для соблюдения обрядовых традиций и ягьи, где Агни становится посредником между божествами и человеком). Но тот огонь, который виден нами в обычной жизни, является лишь грубым проявлением божественных сил. На самом деле, Агни олицетворяет собой чистоту и благочестие, символизирует жизнь и преобразует силу, трансформирует грубость в нечто более утонченное.

Бог огня также может быть духовным жаром Тапасом (саскр. तपस्), который служит для разжигания внутреннего огня и уничтожения негативной энергии. Во время ежедневной практики происходит воссияние силы духа и человек начинает видеть новые грани повседневной жизни, это приводит к духовному росту по символической лестнице саморазвития. В космическом жаре (Тапасе) является тем же самым, что и космогонический принцип («Ригведа», X.190.1).


Внешнее проявление Агни выглядит как пламя свечи или языки костра — это видимая форма божества, дающая тепло и свет. Просветление внутри сознания является невидимой, но осязаемой формой Агни, суть которого лежит за пределами материальной действительности.

Благостный аспект божества проявляется в форме заступничества от бед и несчастий. Он способен дать человеку различные блага. Негативный аспект Агни можно увидеть в его сжигающей, уничтожающей энергии, как у Рудры (ведическое божество, персонифицирует гнев, ярость). Но в божестве все-таки больше преобразующей силы, энергии, которая может «воскресить».

Всего известно пять форм стихий:

  • «джала» (ап) – вода;
  • «притхиви» — земля;
  • «вайю» — воздух;
  • «теджас» — огонь;
  • «акаша» — эфир (пространство).

Огонь в колоде «Таро Тота»

Аркан XX («Эон»).

В «Таро Тота» стихии Огня соответствует карта XX аркана, «Эон»; это вариация на тему телемитской Стелы Откровения, по-средством которой было получено учение Нового эона. Алистер Кроули соотносил эту карту с очищающим и освящающим огнем и связывал ее с наступлением новой эпохи в истории человечества. (Стоит напомнить, что в прежних системах Таро на этой карте изображался Страшный Суд.)

Рыцарь Жезлов.

Буква Шин, соответствующая аркану «Эон», — это не просто стихийный Огонь, но первотолчок, начало индивидуализации, та энергия трансформации, которая преобразует человека и побуждает его идти по духовному пути.

Из мастей Таро к Огню относятся Жезлы. 10 числовых карт Жезлов прослеживают всю эволюцию стихии Огня от ее семени, или идеи (Туз Жезлов — «Корень сил Огня»), до ее падения в материю (Десятка Жезлов — «Угнетение»). Как пишет Кроули, «эта карта обозначает Силу, оторванную от своих духовных истоков» .

Из рангов Таро к Огню относятся Рыцари. Таким образом, самая огненная из придворных карт — Рыцарь Жезлов, олицетворяющий огненную часть Огня.

Верховный бог

Бог в ведической религии имеет собирательный образ. В отличие от других религиозных культур, в ведах четко говорится о том, кто такой Бог и какие проявления он имеет.

Первое, самое доступное для понимания проявление — Абсолют. Это совокупность всего сущего. Того, что можно видеть при помощи чувств и того, что не проявлено. На санскрите это божественное выражение называется Брахманом.

Второе проявление — это сверхдуша или сверхсознание. На санскрите называется параматма, что в переводе означает Высшая душа. Согласно писаниям, сверхсознание действует в мире материи и входит в каждый атом. Сердце каждого живого существа пронизывает это божественное сознание. Поэтому существует афоризм о том, что Бог в сердце человека и, чтобы обрести Его, нужно заглянуть внутрь.

Третье проявление Божественного сознания — это Его личностное выражение. Верховный Господь. В этом облике Абсолют наслаждается, являя миру множество удивительных и прекрасных игр. Священные писания говорят, что личностным проявлениям Абсолюта нет числа, подобно волнам на поверхности океана.

Воплощение Солнца на Земле: Агни

В Древней Индии существовала религия, базирующаяся на священных книгах – Ведах, согласно которым человек должен был поклоняться природе во всех ее проявлениях. При этом самым чтимым был бог солнца и света, Сурья, и его земной прообраз – ведический бог огня, Агни. Почетом и уважением пропитано имя этого духа. Юному и могучему защитнику всего народа были посвящены многочисленные гимны, число которых уступает лишь хвалебным песням во славу Индре, богу-громовержцу. Подобная привязанность и любовь объяснялась прежде всего верой людей в то, что Агни денно и нощно стоит на страже их спокойствия, охраняя от коварных повелителей ночи и ратуя за достаток пищи и материальных благ в доме каждого.

Этот бог покровительствовал домашнему очагу, даровал очищение и священный огонь для ритуалов жертвоприношения, которые были призваны задобрить остальных божеств. Он уничтожал все злое и считался самым сострадательным из всего пантеона ведической религии. Агни была отведена важная роль посредника между людьми и богами, между небом и землей, роль благосклонного к простым смертным вестника, готового порой разъяриться и истребить близлежащие леса в очередном эмоциональном порыве.

Божественные инкарнации

В ведической литературе описывают несколько воплощений Верховного повелителя в мире материи. Каждое воплощение Его имело определенные цели и гармонично вписывалось в план божественной игры. Вот некоторые из них:

  1. Нарасимха дева. В облике человека-льва он пришел защитить своего преданного — мальчика Прахлада. Его отец Хираньякашипу был могущественным демоном, который захватил трон царя богов. В ведической культуре того времени было принято поклонятся Богу Вишну, что и делал 5-летний Прахлад. Однако отец не мог смириться с религиозностью сына и предпринял множество попыток его убийства. Господь оберегал мальчика, а в конце избавил мир от грешника Хираньякашипу, разорвав его когтями.
  2. Вьяса дева. Воплощение Господа в облике мудреца. Он явился в начале эпохи Кали и разделил единую веду на 4 части: Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарваведу. Это было сделано для людей нынешней эпохи, не обладающих хорошей памятью и сообразительностью. Также он написал эпос о божественном воплощении Кришны — Махабхарату.
  3. Господь Будда. Он пришел, чтобы разрушить авторитет ведических текстов, предписывающих людям совершать жертвоприношения животных. Тем самым он провозгласил высшей ценностью — ахимсу (непричинение вреда живым существам).
  4. Господь Рамачандра. В облике праведного царя, Господь показал пример того, как нужно выполнять свой долг.
  5. Господь Кришна. Явил прекрасные детские и юношеские игры с жителями Вриндавана, любившими Его больше жизни.
  6. Калки-аватар. Верховный Господь, который явится в конце эпохи Кали на белом коне и уничтожит тех, у кого нет шансов на исправление, тем самым подготовив мир к возрождению нравственности.

Время разрушать и время созидать. Вулкан

Вулкан, бог огня в римской мифологии, полностью соответствовал Гефесту из Эллады, с небольшими отличительными особенностями. Хромота на обе ноги была дарована Вулкану не от природы, а в результате ярости отца, Юпитера, который в бурном всплеске эмоций скинул нерадивого сына с небес. Этот повелитель пламени, как и другие боги огня, был мастером в кузнечном деле и с успехом ковал молнии для своего вспыльчивого родителя, а также доспехи и оружие для остальных богов в недрах вулкана Этна в Сицилии, где ему помогали золотые женщины и циклопы. В отличие от других богов огня, Вулкану приписывались оккультные способности, благодаря которым он мог отсрочить грядущее на ближайший десяток лет. Кроме того, бог огня в римской мифологии вошел в историю благодаря одноименному празднику Вулканалию (23 августа), во время которого он восхвалялся как защитник от возможных пожаров, покровитель ремесленников и ювелиров.

Восходящая и нисходящая энергия Шакти

Особое внимание следует уделить вопросу о прохождении жизненной силы через физическое тело человека. Основная масса энергии, которую использует каждый из нас, движется снизу вверх (восходящий поток). Таким образом, внутри тела используется своя собственная энергия, с помощью которой человек способен улучшить свою реальность путем физической активности (возникает желание что-то сделать, начать разговор и т

д.) Люди взаимодействуют друг с другом, находясь в постоянной коммуникации. При этом события меняются очень быстро

Таким образом, внутри тела используется своя собственная энергия, с помощью которой человек способен улучшить свою реальность путем физической активности (возникает желание что-то сделать, начать разговор и т. д.) Люди взаимодействуют друг с другом, находясь в постоянной коммуникации. При этом события меняются очень быстро.

Бывает такое, что желания очень долго не исполняются. От момента зарождения идеи до начала ее реализации может пройти много времени и потребуются дополнительные усилия

Все дело в том, что многие люди не уделяют должное внимание еще одному энергетическому потоку, который движется в обратном направлении (сверху вниз). Это нисходящий поток и он связан с силой Шакти. В основе движущей силы такого потока лежит энергия принятия

Иногда ее еще называют энергией отдачи. Работает он просто: нужно научиться хотя бы иногда расставаться со своими внутренними диалогами и тревожными мыслями, отдавая (отпуская) их в пространство вне себя

В основе движущей силы такого потока лежит энергия принятия. Иногда ее еще называют энергией отдачи. Работает он просто: нужно научиться хотя бы иногда расставаться со своими внутренними диалогами и тревожными мыслями, отдавая (отпуская) их в пространство вне себя.

Есть и другая теория. Согласно ей, такую силу правильнее называть энергией «принятия», т. к. человек разрешает Богу наполнить его созидательной энергией, которая исполнит заветную мечту.

Для того чтобы получать такую божественную силу, необходимо стать открытым человеком, избавиться от своих внутренних блокировок на уровне сознания, от лишних забот и проблем. Следует научиться ощущать этот нисходящий поток в своем теле и вокруг него.

Не у всех это получается просто и сразу. Но со временем можно улучшить свои навыки посредством ежедневной практики. Нисходящий поток станет более отчетливым.

Для серьезного изучения йоги требуется осознание важности правильного восполнения жизненными силами. В случае игнорирования начинается дисбаланс во внутренней пране, что негативно влияет на всю жизнь в целом. Перед йогической практикой необходимо внимательно изучить информацию о движении энергетических потоков и посоветоваться с инструктором о свойствах асан

Приступать к выполнению упражнений следует только после ознакомления с их воздействием на тонкий план тела

Перед йогической практикой необходимо внимательно изучить информацию о движении энергетических потоков и посоветоваться с инструктором о свойствах асан. Приступать к выполнению упражнений следует только после ознакомления с их воздействием на тонкий план тела.

Агни – покровитель жертвоприношений

Одно из самых известных преданий рассказывает о том, как Агни стал покровителем пламени в ритуалах поднесения жертв богам. В далёкие времена все светлые боги решили дать возможность обращаться к ним. Для этого человек должен был принести жертву с помощью ритуального костра.

Агни такая идея не слишком понравилась. Он опасался, что после обряда огонь договорит, и он погибнет. Желая избежать смерти, Агни спрятался в глубине речных вод. После этого мир погрузился во тьму. Боги долго искали его, и помогла им рыба. Её испугал жар, что исходил от огненного бога.

В гневе Агни проклял всех рыб, что после этого потерли свои голоса. Боги отнеслись к страхам своего соратника с пониманием. Агни был наделён бессмертием, и с той поры стал верным помощником людей, просьбы которых передаёт божествам вместе с дарами.

Впрочем, далеко не всегда Агни предстаёт добрым и светлым богом. Индийцы рассказывают, что одно из воплощений огня находится на огромных глубинах в океане. В определённый момент, когда жизнь этой Вселенной подойдёт к финалу, страшный Агни поднимется из вод и поглотит мир. Но тем самым он даст возможность родиться новой Вселенной и новой жизни.


Скульптура Агни

В преданиях Индии Агни часто сравнивается с силой света, что разгоняет мрак, противиться тьме и злу. Это действительно так – пламя нередко защищает человека, верно служит ему, однако требует уважения к себе. Но самая интересная вариация бога Агни – его единство с каждым человеком. Индийцы и сегодня верят, что частица божественного пламени живёт в любом из нас, что заставляет нас жить, творить и любить.

Египет

Сехмет – огненная львица

Сехмет – могучая львица, египетское божество войны и палящего солнечного огня. Её огненную природу используют «вышестоящие» боги дабы наказать человеческий род, но если она разойдется в своей силе, её потом сложно остановить. Пламя дыхания Сехмет уничтожает все живое. Ассоциируется с засухой, избытком стихии огня, нарушением гармонии и баланса природных стихий.

Уто – солнечное око, огнедышащая змея, сжигающая на пару с Сехмет божьих врагов, просто напросто превращая их в пепел. Владеет колдовской силой огненной стихии.

Махес – сын бога солнца Ра, бог войны с головой льва, его называли «львиный господин» или «алый господин». В храмах на изображениях его располагали с Сехмет и Баст (боги с львиными, кошачьими чертами).

Махес – алый господин

Упес – египетская богиня чистого пламени, которое сжигает все, что несет в себе опасность для человека – болезни, врагов.

Китай и Япония

Хо-син – «звезда огня» китайской мифологии, изображается свирепым трехглазым воином с шестью руками, в каждой из которых держит оружие. Кроме того, у него два лица – то, что впереди имеет огненный, красный цвет, оно пылает огнем, когда Хо-син ведет себя неистово на поле битвы.

Второе его лицо расположено на затылке, это тайное лицо красиво и благодушно, с ним он выступает как добрый дух, способный предотвращать пожары.

Чжу-жун – «огненная змея», китайский бог огня, является помощником Янь-ди бога Солнца. Считался управителем юга, как огненной стороны света.

Се-тяньцзюнь – «небесный правитель Се», бог планеты Марс, обладает магической силой огня. Изображается трехруким и трехголовым.

Кагацути – японский бог огня и кузнечного дела, когда рождался, убил собственную мать, сжег её лоно. За что был разрублен своим отцом на 8 частей, из которых возникли 8 вулканов. А из его крови, которая капала с меча отца, возникло много других богов. С моментом его рождения завершается конец Эры сотворения Мира и начинается смерть всего живого.

В древности японцы молились Кагуцути с целью смилостивить его и получить защиту от пожаров.

Орудие Огня — жезл или меч

Магические орудия Ордена Золотой Зари (жезл Огня – крайний справа).

Со стихией огня можно соотнести два орудия — Жезл, или Скипетр, как атрибут созидающего Бога-Творца и Меч — как царственный символ грозной разрушительной силы.

Жезл соответствует нисходящему огню божества (точнее — божественной энергии). Жезл следует изготовить с использованием элементов, несущих в себе идею огня. В Герметическом ордене Золотой Зари внешний вид Жезла определялся его соотношением со стихией Огня и первой буквой Тетраграмматона:


Аркан IX Таро Тота, соответствующий букве Йод, на котором изображен светильник.

Огонь также тесно связан с Логосом, Божественным словом. Он — не сам Логос (который относится к стихии Воздуха), но то, что скрыто в нем и наделяет его силой. Согласно иудейским преданиям, Господь изрек Десять заповедей в виде огненных слов.

Из других магических орудий и предметов Огонь может символизировать светильник.

Коварство и обман за красивой личиной. Локи

Образ красавца Локи с огненно-рыжими волосами в скандинавской мифологии как нельзя лучше подходил под категорию “боги огня” и был неразрывно связан с негативными, низменными качествами человека. Изначально повелитель пламени был вполне безобидным духом, символом дома и зарождающейся жизни, но постепенно восприятие людей кардинально изменилось. Впоследствии можно даже обнаружить у Локи некоторые черты Люцифера, такие как обман, зло, зависть и неизмеримое желание искушать человека, подвергая проверкам на прочность его ценности и жизненные установки.

Изворотливость и хитрость Локи выражается в его способности менять свое обличье. Именно по этой причине другие божества всегда берут двуличного духа с собой, но каким окажется исход их очередной совместной забавы – решать лишь повелителю огненной стихии. Локи, ко всему прочему, остер на язык и привык говорить то, что думает, в присущих ему язвительных выражениях, за что получает наказание от других бессмертных. Несмотря на то, что в честь Локи не строили храмов, а его имя было окутано пеленой страха, именно он даровал человеку способность чувствовать и двигаться, сыграв важную роль во время создания первых людей.

Индия и Иран

Атар – пылающий, несущий в себе космические силы огня, это духовный, божественный огонь. В Иране он считается божественным существом, имеющим тело, полное огненной энергии. Всегда есть опасность, что духовная энергия данного существа погаснет, она смертна и постоянно подвержена угрозам со стороны сил тьмы и зла. Его задача не погаснуть, пока силы зла не побеждены.

Агни («огонь» – санскрит) — имеет триединую природы, его изображают с тремя головами и тремя языками, считалось, что он также имеет три жизни. Говорят, что он рожден от самого себя, что вкладывает особый смысл в его образ, подчеркивает независимость и первозданной жизненной силы огня.

Асура Агни

Агни — дух-пламя с неистовым и страшным характером, это мужской огонь, изначально представляет собой стихию, которая не знает золотой середины, она или безудержно добрая или бешено злая. Но этом уровне Агни – асур, бог изначальный, и именно он создатель бога войны Сканды, наделивший его глазами и душой. От него же богиня Кали получает свое копьё.

Однако, далее в «Ригведе» огонь Агни представлен как «обладатель всех сил», «бог, которому известны все дороги» и добрая, укрощенная стихия, которая уже символизирует духовный свет, горящий внутри человека, как божественного творения. В этом аспекте известно другое имя бога Агни – Вайшванара, эта та его ипостась что сокрыта внутри каждого человека.

Кали – разрушительный аспект Шивы и темная Шакти, связана с Агни, богом огня и войны. Сама считается божеством и символом разрушения, многорукая богиня.

Богиня Кали в огне

Маруты – сыновья бога грозы Рудры, представляют собой огненных юношей, одновременно прекрасных и ужасных. Во время грозы они вооруженные носятся по небу в колесницах, и наводят страх на людей, гнут деревья, сотрясают крепости. С ними ассоциируются грозовые тучи.

Бог обезьян

Индийский бог Хануман силен, полон доблести, с различными навыками и способностями. У него была только одна мысль — служить Господу Раме с величайшим смирением и преданностью. Как и многие индийские боги, Хануман имеет несколько вариантов происхождения. Один из них предполагает, что бог обезьян является сыном Шивы и Парвати.

Благодаря своей храбрости, настойчивости, силе и преданному служению Хануман считается совершенным символом самоотверженности и верности. Поклонение ему помогает человеку противостоять плохой карме, порожденной эгоистичными действиями. Он дарует верующему силу в его собственных испытаниях во время путешествия по жизни. Хануман также вызывается в борьбе с колдовством. Защитные амулеты с его изображением чрезвычайно популярны среди преданных.

Основные соответствия

  • Древнееврейское название стихии: Аш (אש);
  • Древнееврейское название стороны света: Даром — דרום (юг) или Мицрах — מזרח (восток);
  • Божественное имя: Йод Хе Вав Хе — יהוה (Хокма), Элохим Гибор — אלהים גבור (Гебура), YHVH Цебаот — יהוה צבאות (Нецах);
  • Сефирот Древа Жизни: Хокма, Гебура, Нецах;
  • Керуб: Арие — אריה (др.-евр. «лев»);
  • Архангел: Михаэль — מיכאל;
  • Ангел: Ариэль;
  • Стихийные духи: саламандры;
  • Король саламандр: Джин или Сераф;
  • Магическое орудие: жезл и меч;
  • Благовоние: ладан;
  • Цвет: красный;
  • Знаки зодиака: Овен, Лев, Стрелец.

Стихия Огня занимает важное место в истории человеческой культуры и религии. Из всех четырех стихий Огонь чаще всего используется для олицетворения высших божественных сил

Огонь, как и Бог, бесконечен. От Огня можно зажечь множество светильников, но его количество не убудет. Человеческая цивилизация началась с того, что люди научились использовать огонь. Благодаря «огненному» Солнцу, на нашей планете существует жизнь. Однако Огонь — и наиболее опасная из стихий, несущая смерть и разрушение. Это пожары, войны, орудие казни и кремация усопших. Примечательно, что мифы разных народов приписывают создание огня как небесным, так и хтоническим силам.

Как пишет французский философ и искусствовед Гастон Башляр (1884 — Париж),

Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом (изображение на сосуде)

Огонь — мужская стихия, обновляющая, возбуждающая и преображающая. Ему присущи тепло, сухость, яркость и подвижность. Огонь можно соотнести с двумя сторонами света — с жарким югом или с востоком, где встает Солнце.

Согласно магическим воззрениям, Огонь символизирует активную и деятельную часть человеческой психики. Это стихия страсти, творчества, очищения, соединения с божественным миром, но она же олицетворяет и Божий гнев — будь то испепеляющий огонь Иеговы или молнии Зевса.

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (535–475 гг. до н.э.) считал огонь первоначалом сущего, самым важным из стихийных элементов, который породил три остальные. По мнению Гераклита, наша душа состоит из огня (благородного элемента) и воды (неблагородного элемента). Цель человека — избавиться от того, что делает нашу душу «влажной» (мирских удовольствий), чтобы она стала чистой и божественной. Он учил, что огонь породил мир, а в конце времен космос будет уничтожен мировым пожаром, чтобы возродиться вновь.

Знич (Бог Огня). Картина Сергея Панасенко

С древних времен люди поклонялись огню в форме стихии или в образе Солнца, видя в нем одного из главных богов пантеона или образ единого всемогущего Бога. Например, в религии зороастрийцев огонь считался основой всех творений, а Бог почитался в виде солнечного света, на который молились, и воплощающего этот свет священного огня, который поддерживался неугасимым в центре храмов, называвшихся «дома огня». Согласно учению древних стоиков, огонь — основная стихия мироздания, теплое дыхание (пневма) вселенной и ее душа. Мир погибает в огне и возрождается в огне, и процесс этот бесконечен. Символом огненного обновления в античной традиции была мифическая птица феникс, которая сжигала себя в огне, чтобы возродиться для новой жизни.

Библия многократно описывает явления Господа именно в виде стихии огня. Бог явился Моисею «в пламени огня из среды тернового куста» ; «в огне» Он сошел на гору Синай , где получил заповеди Моисей. Согласно Библии, огненную природу имеют все явления, относящиеся к Божественному миру. Престол Господа — «как пламя огня», колеса — «пылающий огонь» . Его ангельские служители — «пламенеющий огонь» . В каббалистическом трактате «Сефер Йецира» говорится, что «небо создано из огня». Стоит пояснить, что небо здесь понимается как место нахождения божественного Престола и самого Господа. «Бог наш есть огнь поядающий» , — говорится в новозаветном Послании апостола Павла к евреям.

Германцы и Кельты

Сурт – огненный великан, его имя означает «черный, смуглый». Он владеет и правит одним из девяти миров, огненным царством Муспельхейм. Искры их этого мира породили земную жизнь и звезды. Его оружие – огненный, пламенный меч.

Саламандра

Саламандры – одно из мифических легендарных существ, известное средневековым алхимикам. Её описывали как элементаль, дух огня, который люди могут видеть в образе небольшого дракончика, купающегося в огне или огненной ящерки. Однако, было мнение, что саламандры могли как распространять огонь и превращать в пепел все, что угодно, так и гасить огонь — потому что их тело холодное, а не горячее.

ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ

     Акаша в переводе с древнего языка санскрита — означает эфир или пространство. И акаша является пятым элементом, образующим Вселенную. Это самый тонкий и незримый, но в то же время универсальный элемент. Он появился в нашей Вселенной самый первым и включал в себя все другие элементы, проявившиеся позже, в том числе воздух, огонь, воду и землю. Акаша, или эфир, служит своеобразным информационным энергетическим полем, пронизывающим всю Вселенную. Это как сетка или основа, из которой проявляются и на которую нанизываются все остальные элементы Вселенной. Одна из основных функций акаши – сохранять информацию о структуре и составе Вселенной. Это своего рода жёсткий диск – винчестер современного компьютера, содержащий всю информацию и все программы для действия компьютера. Особыми информационными кодами – звуковыми вибрациями – в акаше записаны изначальные Веды, содержащие совершенно полную информацию обо всём, существующем в нашей Вселенной и даже за её пределами. Пользуясь особыми кодовыми ключами – мантрами – можно получать доступ и подключаться к этой Вселенской Глобальной сети (типа современного Интернета, но гораздо более грандиозного масштаба). Многие мудрецы древности имели свободный доступ к этой Вселенской информационной сети. И точно так же, как на компьютере, нажимая определённую клавишу, а здесь произнося определённую звуковую вибрацию – мантру, можно получить определённый результат. Из Вед известно, что мудрецы древности запрашивали и получали из этой Глобальной Вселенской Сети любые комбинации материальных элементов, начиная от изысканных блюд и заканчивая летающими космическими станциями – городами. 

Значение Арати (огненного ритуала, совершаемого перед божеством)

Вопрос: В Индии люди совершают Арати перед гуру, фотографией бога или его идолом. Затем они проводят руками вокруг лампы, а потом касаются руками своих глаз или головы. Зачем они это делают? Меняется ли что-то в огне после Арати?

Садхгуру: Дело не в том, что огонь меняется. Просто если некая форма излучает определённую энергию, и вы хотите прикоснуться к ней, но не знаете как, или у вас нет возможности, то огонь — хорошее средство, чтобы свести вас вместе. Как мы уже говорили, существует много способов использования огня для установления связи. Ни одна свадьба в Индии не обходится без огня, потому что он используется как связь, объединяющая людей.

Без огня невозможно установить никакого союза: ни физического, ни эмоционального, ни духовного. Если некая форма, будь то изображение или божество, излучает определённую энергию, то огонь является хорошим средством, чтобы сделать себя доступным для неё. Вы увидите, что, если люди находятся в храме Линга Бхайрави, они совершают арати с огнём, чтобы установить с ней связь. Дело не в том, что она не может установить связь без огня — она может, но это делается для того, чтобы сделать вас более восприимчивыми к этому. Акаш вокруг огня, горящего возле божества, приобретает качество Божественного. Поэтому, когда вам подносят его, вы не опускаете руку в огонь; вы лишь берете Акаш вокруг него и прикладываете к глазам, или к макушке головы, или к сердцу. Вы пытаетесь взять какую-то частицу Божественного для своей пользы, взять его и сделать частью себя. Весь процесс Арати работает в этом направлении. Всё это может помочь человеку постепенно развить свой собственный огонь.

Крылатый пёс Семаргл

Почему же Огнебог Семаргл объединяет в себе образы пса и орла? Вероятно, изначальный образ этого божества являл собой исполинскую вещую птицу, огненным пламенем сияющую, однако впоследствии к этому образу добавились черты собаки. Семаргл — бог огненной стихии, ведающий все тайны мира, проводник по Пути эволюционного восхождения. Именно образ сопровождающего хранителя и защитника, преданного спутника, скорее всего, и породил образ собаки, верно следующей рядом и охраняющей от всякого недоброжелателя.

Изображения крылатой собаки встречаются на браслетах-наручах среди находок XII–XIII вв., которые предположительно являются защитными оберегами от зла и порчи. В русском прикладном искусстве (XI–XII вв.) есть много изображений птице-собак в окружении растительных орнаментов.

Лакшми

Индийский бог богатства имеет женское начало. Лакшми — супруга и активная энергия Вишну. Она обладает четырьмя руками, которые символизируют правильные цели в жизни человека:

  • Дхарма;
  • Кама;
  • Артха;
  • Мокша.

Лакшми является богиней удачи, богатства, красоты и молодости.

В индийском эпосе «Махабхарата» описывается рождение богини. Однажды демоны и боги взволновали первобытный Молочный океан. Брахма и Вишну попытались успокоить бурные воды. Тогда из океана появилась Лакшми. Она была облачена в белые одежды и излучала красоту и молодость. На изображениях Лакшми обычно стоит или сидит на большом цветке лотоса. В ее руках голубой или розовый цветок и горшок с водой. Две другие руки благословляют верующих и осыпают их золотыми монетами. В храмовых декоративных скульптурах Лакшми изображается вместе со своим супругом Вишну.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий