Философия йогического учения

Суть и цель йоги

Освобождение из круга перерождений (Сансары) через осознание своего единства с абсолютом (Брахманом) – такую цель ставили перед собой йоги древности. Для подготовки тела и ума к переживанию высших состояний в йоговском учении со временем появилась «физкультурная» составляющая, включающая особые позы (асаны) и дыхательные практики (пранаямы). В наши дни под практикой йоги в большинстве случаев подразумевают именно выполнение таких упражнений.

Современная система йоги помогает выстроить здоровое, гармоничное тело, формируя мышечный каркас, положительно воздействуя на внутренние органы и эндокринную систему. Влияет йога и на состояние ума, помогая человеку стать более спокойным, уравновешенным и устойчивым к стрессам.

Но давайте посмотрим, с чего всё начиналось. Как йога проделала путь от философской доктрины до системы особой физической культуры?

Отшельники, гуру, факиры

Йога как философия появилась не позднее IV века. Этим периодом большинство исследователей датирует создание текста «Йога-сутры» Патанджали. Этот трактат содержит базовые принципы философской школы йоги. Древний текст раскрывает методы работы с умом, способные привести к высшим состояниям сознания. Патанджали не касается физических упражнений. Он упоминает понятие «асана», скорее, в значении положения, подходящего для медитации.

Основы йоговской физкультуры заложил, вероятно, уроженец Восточной Бенгалии Горакшанатх. В XII веке он разработал систему хатха-йоги. Предположительно в XV веке его последователь Свами Сватмарама написал известный трактат «Хатха-йога-прадипика». Этот источник рассказывает об энергетическом «устройстве» человека, описывает 15 асан, несколько пранаям, шаткармы (очистительные практики). Кроме того, он даёт рекомендации по питанию, а также излагает аспекты ямы и ниямы (нормы поведения).  На исходе XVII века появилась «Гхеранда-самхита», описывающая уже 32 позы. Тем не менее, физкультура в то время оставалась лишь вспомогательным аспектом йоги.

Сам формат обучения тоже кардинально отличался от принятого сейчас. Обучение было исключительно индивидуальным, и доступ к нему имели, за редким исключением, только мужчины. Строго блюлась парампара – цепь преемственности от учителя к ученику. Самостоятельное освоение учения было невозможным.

В  XVIII веке репутацию йоге и её последователям изрядно испортили акробаты и факиры. Это чудо-люди демонстрировали лежание на гвоздях, живые захоронения и чудеса гибкости в индийских деревнях под видом йоговских чудес. Конечно, за вознаграждение, и даже, порой, весьма неплохое, если им удавалось удивить какого-нибудь раджу. Некоторые занимались вымогательством и употребляли наркотики. Такие «йоги» не вызывали доверия ни у самих индийцев, ни у британских колонизаторов. Последние даже отнесли йогов в переписи населения к разряду «разного и подозрительного сброда».

В XIX веке с развитием науки и интереса к «йоговским чудесам» был проведён ряд разоблачающих исследований. Это настроило общественность ещё более скептично. И Запад, может быть, никогда и не познакомился бы с индийской гимнастикой… Если бы – неожиданно – не борьба за независимость Индии.

Пранаяма для космонавтов: йога в СССР

Официально индийскую то ли философию, то ли физкультуру на всякий случай не жаловали. Иных пропагандистов даже изгоняли из рядов КПСС и увольняли с работы. Тем не менее, йогой интересовались в высших эшелонах власти и даже пытались применять её методики в космической гонке. Так, в начале 60-х годов для работы с советскими космонавтами пригласили известного йога Дхирендру Брахмачари, который проводил практические и теоретические занятия. В те же годы в СССР приезжала Индра Деви и встречалась с крупнейшими советскими политиками: А.Н. Косыгиным, А.А. Громыко, А.И. Микояном.

Первым популяризатором йоговской физкультуры в стране стал индолог Василий Бродов, попавший в ту самую закрытую группу Дхирендры Брахмачари. Ощутив положительное воздействие упражнений на своё здоровье, Бродов обнародовал целый ряд статей и книг о йоге, выступил в качестве соавтора научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в 1970 году.

Сценарий для фильма написал лингвист, специализирующийся на хинди, Анатолий Зубков, который стал первым в Советском Союзе сертифицированным преподавателем йоги. В 60-е годы он отправился в длительную командировку в Индию учить студентов русскому в местном университете. А спустя четыре года вернулся уже с документом на право преподавания йоги. Зубков проводил не только практические занятия, но и лекции, много публиковался.

В 1963 году Геннадий Стаценко основал в Москве школу йогов. Правда, официально зарегистрировать её удалось лишь спустя 15 лет работы. Как и многих других популяризаторов, Стаценко вдохновила поправка собственного здоровья: йога помогла ему избавиться от почечнокаменной болезни.

В начале 80-х годов в прессе мелькали публикации отдельных энтузиастов, например, в журнале «Наука и жизнь» печатался Виктор Воронин, позже написавший собственную книгу по хатха-йоге.

Некоторым любителям йоги всё же не везло. Инженера-изобретателя Яна Колтунова исключили из партии и уволили с работы в 1983 году за то, что он основал в Подмосковье духовно-оздоровительный клуб «Космос», занятия в котором посещали сотни людей.

Зато после Перестройки дела у популяризаторов йоги пошли куда лучше. Тот же Ян Колтунов возобновил работу клуба и даже принялся основывать филиалы в других городах, проводил слёты, активно публиковался. В конце 80-х были созданы Академия йоги, Ассоциация йоги, прошла первая йоговская конференция, гостем которой стал Б. К. С. Айенгар. Тогда же СССР впервые посетил Йоги Бхаджан – известный адепт кундалини-йоги.

Базовый комплекс йоги: Сурья Намаскар

В переводе с санскрита Сурья Намаскар означает «Приветствие Солнцу», это комплекс упражнений для разминки всех групп мышц, состоящий из 12 асан. Рекомендуется выполнять его в утреннее время для активации солнечной энергии и приведения организма в тонус, в процессе можно пропевать специальные мантры при выполнение каждой асаны для вхождения в медитативное состояние.

Начинать необходимо с детальной проработки каждой асаны и далее объединить их в комплекс, добавив правильное дыхание, принцип простой — прогибаясь назад, делаем вдох, а при наклонах вперед делаем выдох.

Польза данного комплекса неоспорима: улучшается работа пищеварительной и дыхательной систем, кровообращение, тренируются мышщы и восстанавливается менструальный цикл у женщин. Противопоказаниями могут служить повышенное давление, грыжа позвоночника, второй и третий триместр беременности.

Существует несколько вариаций Сурьи Намаскар, на рисунке ниже представлен классический вариант данного комплекса.

Дыхание и техника выполнения Сурь намаскар

Подробно рассмотрим и изучим технику выполнения каждой асаны комплекса.

Тадасана:

  1. Встаём ровно, соединяем большие пальцы ног.
  2. Подтягиваем коленные чашечки, напрягаем бёдра и ягодицы.
  3. Копчик направляем на себя, подтягиваем нижнюю часть живота.
  4. Раскрываем грудную клетку, макушкой тянемся вверх.
  5. Делаем выдох, складываем ладони перед грудью в намаскар-мудру.

Хаста уттанасана:

  1. На вдохе поднимаем обе руки над головой.
  2. В конце движения делаем небольшой прогиб в грудном отделе, не «переламываемся» в пояснице.
  3. Лобковой костью движемся чуть вперёд, сжимаем ягодицы.
  4. Раскрываем грудную клетку, смотрим на большие пальцы рук.

Уттанасана:

  1. На выдохе делаем наклон вперёд, кладём ладони на пол.
  2. Если не получается, стараемся дотянуться кончиками пальцев до пола.
  3. Держим ноги прямыми, стараемся положить живот на бёдра. Если спина значительно скругляется, колени допустимо слегка согнуть.
  4. Копчик тянем вверх, вытягиваем позвоночник.

Ашва санчаланасана:

  1. На вдохе правой ногой делаем широкий выпад назад, колено кладём на пол.
  2. При этом сгибаем левую ногу (угол между голенью и полом должен составить 90 градусов).
  3. Делаем небольшой прогиб в спине, вытягиваем позвоночник.
  4. Тянемся макушкой по диагонали вперёд и вверх, смотрим перед собой.

Адхо мукха шванасана:

  1. На выдохе левую ногу переносим назад к правой.
  2. Поднимаем таз как можно выше, голову опускаем между рук.
  3. Выпрямляем ноги и тянем копчик вверх, стараемся наметить лёгкий прогиб в пояснице.
  4. Отталкиваемся руками от пола, стараемся опустить пятки на пол.

Аштанга намаскар:

  1. Сгибаем ноги, касаемся коленями пола.
  2. Сгибаем руки, опускаем грудь на пол.
  3. Таз и локти смотрят вверх, руки прижаты к корпусу.
  4. Подбородок стоит на полу, взгляд направлен вперёд.

Урдхва мукха шванасана:

  1. На вдохе опускаем бёдра на пол.
  2. Выпрямляем руки, прогибаемся, выводя грудь вперёд.
  3. Голову отводим чуть назад, смотрим по диагонали вперёд и вверх.

Далее в обратном порядке повторяем уже описанные позы: Адхо мукха шванасана, Ашва санчаланасана (теперь впереди должна оказаться правая, а не левая нога), Уттанасана, Хаста уттанасана, Тадасана.

Повторите комплекс ещё раз, теперь отшагивая в Ашва санчаланасану сперва левой ногой, а во второй раз правой. Два таких повторения цепочки — это один цикл. Количество кругов Сурьи Намаскар зависит от уровня подготовки ученика, рекомендуется начинать с трёх циклов и постепенно увеличивать их число, продвинутые йоги делают 108 кругов — это число считается сакральным в традиции йоги.

Философия классического учения

В основе философии йоги лежит древнее восточное учение о самосовершенствовании человека в духовной сфере, которое уже более 2000 лет помогает людям постигать мудрость жизни и добиваться поставленных целей.

Йога относится к одной из 6 индийских ортодоксальных философских школ (даршан), согласно которой в мире существует 2 субстанции:

  • Пракрити (материальная);
  • Пуруша (духовная).

Пракрити олицетворяет все материальное, что окружает нас в этом мире. Ее можно осязать, видеть, слышать, фиксировать при помощи различных приборов и пр. Все материальное претерпевает постоянные изменения, оно не статично, не стабильно, переменчиво.

Пуруша же представляет собой духовное начало, дух, который живет вечно. Он никогда не меняется и существует вне пространства и времени. Он неосязаем, но при этом ему присуще сознание. Пуруша одновременно выступает в роли стороннего наблюдателя, который следит за всеми существами и событиями, происходящими в мире.

Материальным в человеке является:

  • тело;
  • эмоции;
  • мысли;
  • память и т. п.

Нематериальное — это его сознание, которое является вечным и неизменным.

Пуруша осознанно направляет Пракрити, т. к. у первого нет ног, а у второго — глаз, но, объединившись вместе, они могут достичь больших целей.

Буддхи — восприятие окружающего мира, которое порождает Пракрити. Благодаря этому возникает Карма, представляющая собой причинно-следственные связи.

Избавиться полностью от страданий невозможно, но можно прийти к осознанному отношению к тому, что происходит. Для этого необходимо выполнять телесные и духовные практики, размышлять, искать философский подход к решению проблем.

Расхождения с другими направлениями

Классическая йога делится на разные направления, между которыми имеются небольшие расхождения (йога шивананда, тантра, гуру-йога, хатха, аштанга-виньяса и пр.).

Несмотря на это, все направления имеют в себе общие принципы:

  1. Не применять насилие к живым существам.
  2. Не обманывать других людей и себя.
  3. Не воровать.
  4. Воздерживаться от излишеств во всех сферах жизни.
  5. Избегать чувственных соблазнов и т. п.

Тем не менее, смысл сообщений, которые несут эти учения, отличается. Некоторые практики пропагандируют вегетарианство, различные дыхательные техники и пр. Разновидность йоги — тантра — призвана пробудить и раскрыть сексуальную энергию, а гуру-йога имеет своей целью объединение разума ученика с разумом его духовного наставника.

Учение Йоги в Индии

Преследуемые цели и задачи

Йога преследует множество задач и целей, основными среди которых являются:

  1. Восстановление физического и душевного здоровья, а также их поддержание.
  2. Развитие тела, улучшение гибкости.
  3. Устранение вредных привычек.
  4. Лечение болезней.
  5. Усиление работоспособности.
  6. Повышение жизненного тонуса.
  7. Достижение расслабленного состояния.
  8. Восстановление сил и энергии.
  9. Приобретение долголетия.
  10. Восстановление гармонии с собой и окружающим миром.
  11. Устранение негативных эмоций и мыслей, развитие позитивного мышления.
  12. Спокойный ум и психологическое равновесие.
  13. Познание себя как способ самосовершенствования.

Практикуя йогу, не следует ориентироваться на результат. В таких занятиях важен сам процесс, желание осуществлять его.

Занятия йогой помогают лучше познать способности своего тела.

Йога как постепенная трансформация

Йога — это процесс, ряд действий, трансформация, движение к цели

Здоровье и абсолютная гармония не появляются быстро – это результат комплексной работы над собой и внутренней трансформации. Каждому новичку, желающему освоить йогу, следует быть готовым к самоизменениям. Когда мы боимся перемен, они и не наступают. Самое главное – воля, самодисциплина, регулярные занятия и огромное желание достичь заданой цели.

На данный момент, согласно статистике, йогу практикуют более 20 миллионов человек на всем земном шаре. Что же делает ее столь популярной и актуальной?

  1. Йога – ключ к оздоровлению всего тела. Она способна оживить тело, наполнить его силой и энергией;
  2. Йога положительно воздействует на физический, эмоциональный и духовный уровни, соединяя душу и тело в единое целое. Ум становится ясным и светлым, а мысли – четкими и понятными;
  3. Практикующие йогу избавляются от множества болезней комплексно, вопреки тому как делает это западная медицина, вылечивая симптомы раздельно и прибегая к дорогостоящим препаратам;
  4. Йога учит вовлекаться в поток повседневных событий, оставаясь при этом внутренне безучастным и свободным от мешающей суеты;
  5. Регулярная практика прививает хорошие привычки, желание жить честно и праведно, выполнять свои обязанности и долги без мысли о потенциальном возмездии, а также контролировать собственные мысли и чувства;
  6. Йога позволяет соединится со своей внутренней природой, обрести глубокие знания Вселенной, понять законы окружающего мира и познать самого себя.

Следует помнить, что йога не является сама по себе конечной целью. Йога – это процесс, ряд действий, трансформация, движение к цели. Основная идея всей философии заключается не в результате ради результата, а в переживания трансцендентной реальности. Для настоящего йогина не имеет значение, что он делает: моет посуду или гуляет на свежем воздухе – он будет счастлив всегда. Потому что внутреннее счастье не зависит от событий иллюзорного мира. Он свободен, он наблюдает, он прост в жизни и поэтому счастлив.

Основные трактаты. С чего начать изучать йогу ?

Йога-сутры Патанджали считается базовым текстом индийской школы йоги и состоит из четырёх глав — о созерцании, практике, свойствах и степени и полном освобождении. Начинающим рекомендуется читать данный трактат с пояснениеми, поскольку без них сутры сложны для восприятия. В первой главе даётся классическое определение йоги — это остановка колебаний сознания, ведь в первую очередь йога — это дисциплина ума. Существует пять видов движения сознания — верное знание, заблуждение, иллюзии, сон и память. Для успокоения движений сознания нужна постоянная практика и отрешённость, йога учит свободе от желаний и страстей и воспитывает в ученике непривязанность к материальным благам и удовольствиям. Во второй главе говорится о пяти видах страдания — это невежество, гордыня эго, привязанность, избегание боли и страх смерти. И далее подробно описываются ступени на пути к самадхи. Патанджали выделяет три уровня: первый — это самодисциплина, включающая в себя яму, нияму, асану и пранаяму, второй — это самообучение, объединяющее пратьяхару и дхарану, и третий — познание бога путём практики дхьяны и достижения самадхи.

Третья глава рассказывает о свойствах и силе, которую может получить ученик во время практики, в том числе сверхспособностях. Их существует восемь — уменьшаться до размеров атома или увеличиваться, становиться лёгким или тяжёлым, способность быть где угодно или исполнять желания, быть могущественным над всеми и контролировать природные силы. Но Патанджали предостерегает не поддаваться искушению и не использовать такие способности в корыстных целях. И последняя глава рассказывает, как можно освободиться от ограничений, обрести истинное знание и подготовиться к переживанию абсолютного счастья и блаженства. Для достижения конечной цели йоги есть пять способов — получить при рождении, посредством употребления зелий, через чтение специальных мантр, путем практики аскетизма и через глубокую медитацию. Используя первые три способа, можно стать жертвой гордыни в то время как последние два дают возможность достичь абсолютной свободы.

Видео: Йога-сутры Патанджали.

Ещё одна известная книга — это «Хатха-йога прадипика», написанная в XV веке Свами Сватмарамой. Её особенность состоит в том, что автор сделал упор на более практическое применение, чем «Йога-сутры». В этой книге тоже четыре главы. Первая из них рассказывает о различных асанах, благодаря которым укрепляется физическое тело и просыпается энергия кундалини, а также затрагивает тему йогического питания. Пища должна быть приятной и сладкой и заполнять желудок на три четверти, а еда рассматривается как подношение высшему бытию. Вторая глава подробно описывает техники шаткармы и пранаямы. Шаткарма — в переводе с санскрита «шесть действий», а именно нэти, дхоути, басти, капалабхати, тратака и наули. Также описываются пранаямы, такие как сурьябхеда, уджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини. Более подробно про них можно почитать в данном трактате.

Третья глава рассказывает о мудрах и бандхах. Наиболее подробно описывается сила маха-мудры и польза кхечари-мудры и три типа бандх — уддияна, мула и джаландхара-бандха. Также доступно объяснено, что такое энергия кундалини и энергетические каналы. Основных каналов также три — ида, пингала и сушумна. И последняя глава повествует, как достичь состояния самадхи, насколько важна практика шамбхави и кхечари-мудры, о необходимости практики раджа-йоги и о внутреннем звуке, который возникает в процессе практики и способствует состоянию безмолвия.

Гордость нации

Именно ряд активистов устроил переворот в йоге и её тотальный «ребрендинг», в корне изменив негативное и скептическое отношение к практике и её адептам.

Чтобы выдворить из страны британцев, индийской элите нужно было поднять народный дух. Необходимо было искоренить из национального самосознания мысль о превосходстве Запада. С этой целью началась большая кампания по модернизации индуизма. И йога заняла в ней одно из ключевых мест.

Первый значимый вклад в реабилитацию йоги сделал общественный и политический активист Джаганнатх Гун. В 20-е годы он открыл ашрам неподалёку от Бомбея. Там он развернул масштабное экспериментальное исследование йоги. За полвека работы Гуну удалось создать йоге новый облик. Она стала синонимом оздоровительной практики, подкреплённой научными данными и лишённой мистицизма. В центре Гуна не только проводили исследования, но и обучали йоге. Кстати, и тут он совершил переворот, начав принимать на обучение женщин.

Примерно в то же время реабилитация йоги шла в одном из самых прогрессивных индийских княжеств – Майсоре.  Его правители играли важную роль в национальном движении. В 1933 году для обучения принцев, которые и прежде практиковали йогу, пригласили нового преподавателя – Тирумалая Кришнамачарью. Он впоследствии разработал свой стиль йоги. По сути, именно его методика положила начало всей современной йоге. Из неё вышли такие базовые современные направления, как аштанга-виньяса, йога Айенгара и некоторые другие.

Кришнамачарья активно популяризировал йогу в Индии, однако превратили её в космополитичную дисциплину уже его талантливые ученики.

Йога в России сегодня

За последние 20 лет в нашей стране появились сотни йога-школ. Индийская физкультура сейчас соседствует с круговыми тренировками и стретчингом едва ли не в каждом фитнес-клубе. А множество видеоуроков позволяет самостоятельно заниматься дома.

Для тех, кто хочет более основательного погружения в практику, существуют отдельные йога-студии. Одни специализируются на конкретных направлениях (например, кундалини-йоге и бикрам-йоге). Другие объединяют сразу несколько (популярны в России классическая хатха-йога, йога Айенгара, аштанга-виньяса йога). Такое изобилие позволяет каждому выбрать направление, максимально подходящее его целям и степени подготовки.

Будущее не предскажешь, но можно сказать наверняка, что система духовного и физического совершенствования, включённая ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия, стремящаяся ориентироваться на современные достижения науки и медицины, приносящая столько пользы людям по всему земному шару, ещё долгие годы будет оставаться востребованной и популярной.

 Влада Исакова, инструктор йоги

Иллюстрации: Анастасия Леман

Пара слов о теории освобождения

Карма влияет на дальнейшее развитие событий в жизни человека, определяя его судьбу. Она состоит из прошлого опыта, совершенных поступков и действий, которые повлекли за собой те или иные последствия.

В теле человека находится 7 точек, которые называются чакрами. Воздействуя на них, можно улучшить свое физическое и душевное состояние, избавиться от болезней, обрести покой. При целенаправленном воздействии на каждую из этих точек высвобождается энергия чакры, выходит негатив, а организм обновляется.

Основное понятие данной теории заключаются в том, чтобы освободить Пуруши от Пракрити, сковывающего его свободу.

7 чакр человека и их значение.

Восемь ступеней йоги

В классической йоге существует 8 ступеней:

Яма — первая ступень. От нее берет свое начало путь к просветлению. Основной ее принцип называется Ахимса, или духовная практика.
Нияма — вторая ступень, целью которой является понимание своей души, постижение ее стремлений.
Асана представляет собой обретение умения находиться в спокойном состоянии в сидячем положении. При этом в теле не должно возникать дискомфорта и напряжения. Для этого необходимо систематически выполнять специальную гимнастику (асаны).
Пранаяма («прана» — энергия жизни, «яма» — напряжение). Прана — это вездесущая энергия, которая окружает нас и поступает в организм с пищей, дыханием, через поры кожи и т. п. внутри ею управляют различные физиологические процессы.
Пратьяхара символизирует отвлечение, обращение своего внимания внутрь себя

Для этого необходимо отвлечься от внешних раздражителей, которые вызывают сильные эмоциональные реакции и уводят внимание от импульсов, исходящих из недр души.
Дхарана олицетворяет привязывание мыслей к какому-либо объекту. Для начинающих эта практика будет достаточно сложной, чтобы познать ее самостоятельно

Прежде всего, необходимо найти себе опытного наставника, который поможет расшифровать тексты древности и правильно понять их.
Дхьяна — седьмая ступень, означающая медитацию. Во время нее человек должен быть полностью сосредоточен на одном объекте. Если при осуществлении этого действия происходит блуждание ума, его перепрыгивание с одного объекта на другой, то это возвращение к предыдущей ступени — Дхаране. Различие между ними заключается в том, что при Дхаране практикующий осознает, что его внимание сосредоточено только на 1 объекте, а при Дхьяне он осознает только себя и объект, заполнивший его внимание.
Самадхи — последняя ступень. Переводится с санскрита как целостность, завершенность. Ее характеризуют как слияние духа и разума. Ощущения человека при занятии этой практикой не похожи ни на одни другие, испытываемые до этого. Эта ступень является высшей и ее достижение — главная цель занятий. Достигнув Самадхи, душа обретает вселенский покой и гармонию, при этом стираются границы между его телом, разумом и внешним миром. Исчезают все противоречия в его душе, наступает умиротворение.

Все ступени необходимо проходить последовательно, одну за другой. Нельзя переходить к следующей ступени, не освоив предыдущую. Каждая из них имеет своей целью подготовку к дальнейшему развитию и совершенствованию, а также духовному росту личности.

Как йогу полюбил Голливуд и весь мир

Как ни странно, первую весточку западному миру принесла женщина. (А мы помним, большую часть своей истории йога была доступна лишь мужчинам — прим. авт.) Дочь шведского банкира и русской аристократки Евгения Петерсон покоряла индийскую киноиндустрию под псевдонимом Индра Деви. Когда у неё обнаружили серьёзное заболевание сердца, она отправилась поправлять здоровье в ашрам Гуна. Обучившись у Кришнамачарьи и вдохновившись эффектом, в 1947 году Петерсон отправилась в Голливуд. Так она стала первым «звёздным инструктором».

Однако Индра Деви не спускалась со «звёздного Олимпа», обучая Грету Гарбо и Глорию Свенсон. Так что среди широкой общественности йогу распространил уже другой ученик Кришнамачарьи.

Б. К. С. Айенгар совместил знания, полученные от своего учителя, собственный опыт и достижения медицины, анатомии и физиологии и сформировал собственный стиль йоги. С помощью горячего поклонника йоги американского скрипача Иегуди Менухина Айенгар смог поехать в Европу, где его занятия стали очень популярны, а книга «Прояснение йоги», выпущенная в 1965 году, разошлась по всему миру миллионным тиражом.

Ещё одним звеном этой современной парампары стал Паттабхи Джойс. Созданную им жёсткую, энергозатратную аштанга-виньяса-йогу ждал не меньший успех, чем мягкую терапевтичную йогу Айенгара. После того как первый европейский ученик Джойса написал самоучитель по йоге, упомянув в нём своего преподавателя, в Майсор потянулись сотни европейцев и американцев. В 1975 году Паттабхи Джойс совершил первую поездку по Америке, с которой началась популяризация аштанги по всему миру.

Итак, Запад с восторгом принял индийскую диковину. А вот в Советском Союзе йога воспринималась неоднозначно.

Современный период

В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей. Это началось в Парламенте религий в 1893 году в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил участников лекциями по йоге и универсальностью мировых религий. В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу

Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг. Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С. Айенгара, Т.К.В. Дешикачара и Паттабхи Джойса. Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру

В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу. Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг. Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С. Айенгара, Т.К.В. Дешикачара и Паттабхи Джойса. Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру.

Импорт йоги на Запад все еще продолжался до тех пор, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1947 году. С тех пор многие более западные и индийские учителя стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и набрав миллионы последователей. Хатха-йога теперь имеет много разных школ или стилей, все они подчеркивают множество различных аспектов практики.

Йога – это практика ума и тела, которая имеет исторические корни в древней индийской философии. Различные стили сочетают физические позы, дыхательные техники и медитацию или релаксацию.

За пяти тысячелетнюю историю, она переживает ренессанс в современной культуре, заменив набедренную повязку на купальник и пару леггинсов.

Йога стала популярной в качестве физических упражнений, основанных на асанах (физических позах) для способствования телесному и психическому контролю и благополучию.

  • Слово «йога» походит от санскритского корня «yuj», который значит «связывать или соединять вместе».
  • Проведенное в 2008 году маркетологическое исследование показало что около 16 миллионов людей в США её практикуют.
  • Наиболее часто в западной культуре практикуют хатха-йогу. «Ha» значит «солнце» и «tha» – «луна».
  • Существует много стилей. Вид практикуемой должен зависеть от индивидуального уровня физической подготовки.
  • Многие практикующие йогу люди получают травмы, среди которых самыми частыми являются растяжения шеи, плеч, спины, ног и коленей.
  • Американская Академия ортопедов считает, что польза занятий преобладает над потенциальными физическими рисками.
  • Она имеет восемь уровней или ступеней: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.
  • Система имеет много потенциальных выгод для здоровья, включая ослабление боли в пояснице, помощь в контролировании стрессом, повышение баланса и гибкости.
  • Есть определенные доказательства того, что беременные женщины, занимающиеся йогой, менее склонны к развитию проблем на поздних сроках и родах.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий