Основы интегральной йоги

Что делать, если нельзя заниматься йогой

Наличие функциональных заболеваний не позволяют изучать йогу, так как занятие еще сильнее могут усугубить течение заболевания. К противопоказаниям относятся:

  • артериальная гипертензия с вегетативными кризами;
  • заболевания органов ЖКТ в острой форме;
  • менструация;
  • беременность на поздних сроках;
  • травмы опорно-двигательного аппарата;
  • простудные заболевания с высокой температурой, интоксикацией;
  • злокачественные опухоли на последней стадии;
  • психические расстройства;
  • воспалительные процессы, сопровождающиеся стойким болевым синдромом;
  • новообразования в области позвоночника;
  • плотный прием пищи перед занятием.

Что делать если нельзя заниматься йогой

Люди, практикующие любой вид йоги, знают, что обязательно выполнение различных техник и асан, которые направлены на улучшение физического здоровья. Не все люди могут заниматься йогой, поскольку имеют в анамнезе какие-либо заболевания, не позволяющие выполнять упражнения в силу физических причин.

Важно начинать практику через некоторое время после еды. Желательно выждать хотя бы два часа

Лучшим временем для выполнения асан являются утренние часы, когда организм бодр и полон сил.

Если произошел сбой в физическом теле, наступило заболевание или обострилось уже имеющееся, следует выждать некоторое время, пока обострение не спадет. Нельзя практиковать и в период менструации женщинам, чтобы не навредить своему здоровью.

Лучше всего выбирать для асан те места, в которых ничто не будет отвлекать от занятий. Хорошим местом станет парк или лес, открытое пространство на свежем воздухе. Но можно проводить занятия и в домашних условиях, главное — настрой и желание.

Духовная практика или целая религия

Данное учение представляет собой не только философские термины и определенное мировоззрение, это целый комплексный подход к восприятию мира и понимание окружающей действительности. Можно сказать, что Ауробиндо сделал интегральную йогу единой для каждого человека, будь то европеец или индус

Абсолютно не важно при этом, кем является человек, кто он по своему социальному статусу

Шри Ауробиндо сделал так, что его направление разрослось по всему миру и нашло множество приверженцев. Это произошло за чет того, что само учение является не только духовной практикой, оно является закономерностью событий и действий человека, которые выливаются в систему познания мира.

Практика Интегральной Йоги

  • Что необходимо для Интегральной Йоги (Практика Интегральной Йоги. Глава 1)
  • Девятеричная Ежедневная Садхана (Практика Интегральной Йоги. Глава 2)
  • О Стремлении (Практика Интегральной Йоги. Глава 3)
  • Садхана Отказа Низшим Импульсам (Практика Интегральной Йоги. Глава 4)
  • Отречение в Интегральной Йоге (Практика Интегральной Йоги. Глава 5)
  • Об Открытости и Восприимчивости (Практика Интегральной Йоги. Глава 6)
  • О Самоотдаче Божественному (Практика Интегральной Йоги. Глава 7)
  • Как Обращаться к Божественной Матери (Практика Интегральной Йоги. Глава 8)

Раздел «Практика Интегральной Йоги Шри Ауробиндо и Матери» включает перевод книги Д. К. Мукерджи «The Practice of the Integral Yoga», дополненной цитатами Шри Ауробиндо и Матери, а так же Беседы Матери с учениками на Игровой Площадке и письма Шри Ауробиндо к Дилипу К.Рою.

В этой книге рассматриваются необходимые качества и основные трудности в человеческом сознании на пути Интегральной Йоги. Каждый человек, который приходит к Шри Ауробиндо и Матери, повинуется голосу своей души, которая хотя бы однажды в его жизни живым и ярким опытом врывается в его внешнее сознание и зовёт его к себе. Но, несмотря на несколько духовных опытов, состояние обычного внешнего сознания в садхаке остаётся без изменения, и садхак ещё в течение многих лет продолжает жить в неведении, то есть, в кромешной тьме незнания, что нужно делать и как отличить в себе истину от лжи.

Поэтому, на протяжении всей книги, Мать и Шри Ауробиндо всё время настаивают, что основным отношением садхака в йоге должна быть пассивность, которая включает:

Спокойное наблюдение за тем, что происходит внутри него, обычно это неразличимая смесь всевозможных мыслей, чувств и импульсов, с тем, чтобы постепенно научиться различать отдельные движения в своём сознании;

Призыв к Силе Матери Шакти, расслабленное и спокойное ожидание её прихода, открытие себя для неё;

Когда поток Силы приходит вниз, спокойное сотрудничество с Силой, расслабление тех частей тела, через которые она проходит, с тем чтобы открыть для неё все части сознания в себе и дать ей работать, не вмешиваясь и не настаивая на собственной деятельности.

Шри Ауробиндо писал об этом в письме к Дилипу:

Интегральная Йога – это новая дисциплина, целью которой является полное изменение существующей человеческой природы. Все традиционные Йоги, что были до сих пор, оставляли внешнего человека без изменения, так как их целью был контакт с Духовной Реальностью за пределами этого мира.

Поэтому, вся активность прошлых йог, которые различными методами добивались тишины в разуме и контакта с Духом, сводятся в  Интегральной Йоге к концентрации, созерцанию и пранаяме, для того, чтобы успокоить внешнюю природу и открыть себя для истинной силы, которая одна может совершать Йогу в нас  –  Силе Матери Шакти.

Только Супраментальная Сила Матери, Шакти может с высоты своего Божественного Сознания знать, что нужно оставить в сознании садхака, а от чего нужно избавиться.

Если сам садхак начнёт избавляться от того, что ему кажется «недостатками», это приведёт к постоянной внутренней борьбе и состоянию раздора и конфликта внутри и снаружи. Этим вы не только не достигнете гармонии, но многократно увеличите хаос и неразбериху в себе самом. Йога в таком сознании невозможна.

Учитесь принимать свою внешнюю природу без ментальной критики, раздражения, и недовольства собой. Критика и недовольство порождают огромное лицемерие, когда вы прячете от себя всё то, что кажется вам недостойным и живёте в постоянной иллюзии, что то, что вы делаете – правильно и хорошо. Но это не меняет вас и вашу природу.

Такая жизнь в постоянной лжи самому себе закрывает путь знанию, которое приходит с совершенной искренностью. Именно поэтому, основным условием йоги является искренность. Эта ложь, по словам Матери, отделяет вас стеной от вашей души.

Искренность – это знание, знание самых тёмных и неприятных своих сторон, с тем, чтобы увидеть и понять ясно, как мало вы знаете о самом себе, своей собственной природе, и как беспомощны вы перед всей этой тьмой и нечистотой!

Тогда вы обращаетесь к Матери, к её силе Шакти, и просите её спасти вас от самого себя, очистить вас от всего, что мешает вам увидеть свет души вашей, свет Истины и Любви. Только это может сделать вас счастливым.

Интегральная Йога – это целенаправленный и эффективный поиск истинных гармонии и счастья в вашей жизни.

Вот что говорила об этом Мать:

Мы желаем вам, чтобы книга «Практика Интегральной Йоги Шри Ауробиндо и Матери» помогла вам организовать свою деятельность на пути самопознания и установления гармонии во внутренней и внешней жизни.

Автор и последователи

Интегральная йога была разработана, полностью изучена и представлена миру выдающимся индийским философом и духовным гуру Шри Ауробиндо, первое имя которого – Ауробиндо Гхош. Очень быстро стало появляться много адептов его учения и вскоре он открыл для них ашрам. В 1943 году на базе ашрама открылась также школа, позже ставшая Международным центром образования.

Его ученицей, союзницей и последовательницей стала Мирра Альфасса, которой он дал духовное имя – Мать. После ухода учителя она продолжила переданное ей попечительство над ашрамом. В 1968 году она основала на юге Индии международный город Ауровиль, в самом центре которого был возведен знаменитый храм Матримандир. Его внутренний зал полностью воспроизводит повторяющиеся видения Матери во время медитаций.

На протяжении девятнадцати лет с Матерью тесное духовное общение поддерживал ее ученик – Сатпрем. До того, как она дала ему это имя, его звали Бернар Анженже. У Сатпрема было глубокое понимание идей Шри Ауробиндо и Матери, он сильно продвинулся в этом направлении и написал множество книг, помогающих современному неофиту понять суть этих идей.

Биографическая справка

Шри Ауробиндо – выдающийся мыслитель, общественный и политический деятель, поэт-провидец, йогин – родился в Калькутте 15 августа 1872 г. в семье доктора Гхоша, происходившего из знатного рода воинов-кшатриев. С семилетнего возраста обучался в Англии – сначала в школе Св. Павла в Лондоне, а затем в Королевском колледже в Кембридже, специализируясь в изучении классической и современной западной литературы. С ранних лет он проявил выдающиеся способности в латыни и греческом, а также в стихосложении.

В 1893 г. в возрасте 21 года Шри Ауробиндо возвращается в Индию. В течение последующих 13 лет он занимает различные посты в администрации города Бароды, преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 г. переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. Кроме того, в эти годы он включается в активную политическую борьбу за независимость Индии. Издававшийся им журнал «Банде Матарам» стал могучим голосом освободительного движения, впервые выдвинув идеал полной независимости страны, а также сформулировав конкретные методы его достижения. Одновременно он продолжает свое поэтическое творчество, а также погружается в изучение культурного и духовного наследия Индии, овладевает санскритом и другими ее языками и начинает постигать ее древние священные писания. Осознав подлинное могущество и ценность духовных открытий, давших жизнь всей ее богатейшей многовековой культуре, он в 1904 г. решает ступить на путь йоги, стремясь использовать духовную силу для освобождения своей родины.

В 1908 г. Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации покушения на одного из чиновников британского колониального правительства и оказался в тюрьме по обвинению, грозившему ему смертной казнью, однако по окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан и освобожден.

Этот год стал для него «университетом йоги»: он достиг фундаментальных духовных реализаций и осознал, что его цель не ограничивается освобождением Индии от иноземного господства, но состоит в революционном преобразовании всей природы мироздания, в победе над неведением, ложью, страданием и смертью.

В 1910 г., повинуясь внутреннему голосу, он оставляет «внешнюю» революционную работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге Индии, чтобы продолжить интенсивные занятия йогой. На собственном опыте реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле «жизни божественной». Достижению этой цели он и посвятил себя, разработав для этого свою Интегральную Йогу.

С 1914 по 1921 г. он издает ежемесячное философское обозрение «Арья», где публикует свои главные труды, в которых подробно рассматривает основные сферы человеческого бытия в свете высшего Знания, обретенного в результате практики йоги, раскрывает истинный смысл древних писаний – Вед, Упанишад, Бхагавадгиты, значение и роль индийской культуры, исследует проблемы развития общества, эволюцию поэзии и поэтического творчества.

Шри Ауробиндо оставил физическое тело 5 декабря 1950 г. Его литературное наследие насчитывает 35 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма «Савитри», которую он создавал в течение последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

В центре уникального мировоззрения Шри Ауробиндо – утверждение о том, что мировая эволюция есть постепенное самопроявление, самообнаружение Божества, скрыто пребывающего в Природе в результате предшествующей инволюции. Поэтапно восходя от камня к растению, от растения к животному и от животного к человеку, эволюция не останавливается на человеке, но, реализуя свою внутреннюю истину, тайную Божественность, устремляется дальше, к созданию более совершенного, «божественного» вида, который будет превосходить человека в гораздо большей мере, чем тот превосходит животное. Человек – лишь переходное ментальное существо, чье призвание – достичь более высокого, «супраментального», уровня сознания, Сознания-Истины, и низвести его в мир, преобразив все свое существо и всю жизнь в непосредственное выражение Истины.

Всю свою жизнь Шри Ауробиндо посвятил утверждению в нашем мире этого супраментального сознания, реализация которого должна привести к созданию на земле мира истины, гармонии и справедливости, предвещенного пророками всех времен и народов.

Шри Ауробиндо, Пондичери, 1950 г.

Виньяса-флоу йога, что это такое и для чего.

Если вы любитель динамического типа йоги, виньяса-флоу йога — вам действительно понравится. Такой тип занятий особенно интересен тем, кто устал от статической йоги. Данный стиль динамической хатха-йоги набирает сегодня большую популярность. Во время выполнения асан, все движения плавно перетекают одно в другое, при этом синхронизируясь с дыханием. В этой статье мы подробно рассмотрим данный стиль йогических практик, а также рассмотрим чем он отличается от других направлений.

Виньяса-флоу: что это такое?

Данный вид виньяса флоу йоги был известен еще в древности. Сегодняшнее направление это интерпретация древней хатха йоги, с упором на плавность всех движений. Названия любых разновидностей йогических практик имеют значение.

Что такое флоу? В переводе это поток или движение. А виньяса — выполняемое в синхронизации с движением дыхание.

Данная практика очень схожа с. Различием является отсутствие четко закреплённой последовательности асан. Главная задача — сохранение непрерывного потока движения, а также. Асаны в это время выполняются произвольно.

Важный момент йоги флоу — чередование расслабления и напряжения. Это происходит благодаря изменению ритма асан, соответственно, ритм дыхания становится более медленным. Во время перехода к выполнению следующей асаны, следует динамическая связка — виньяса. Данная связка состоит из таких элементов:

  1. чатуранга дандасана;
  2. адха мукха шванасана;
  3. урдхва мукха шванасана.

Такая динамическая последовательность используется для перехода из одной асаны в другую, как например, в комплексе.

Большинство любителей йоги находят стиль виньяса флоу очень практичным. Занятия отлично вписываются в распорядок дня, помогают поддерживать физическое и духовное тело в нужной форме.

Особенности проведения виньяса-флоу йоги

Все виньясы выполняются для того, чтобы очистить организм от ненужных шлаков. Динамическое выполнение практики позволяет усилить потоотделение и кровообращение, из организма постепенно таким образом выходят токсины. Для того чтобы достичь такого эффекта, необходимо придерживаться определённых правил во время выполнения практики.

  • Начинать тягучую йогу надо с небольшой разминки, которая разогреет ваше тело;
  • Во время выполнения последующих асан, внимательно следите за дыханием.
  • Каждое движение выполняется на вдох или выдох, произвольное дыхание недопустимо;
  • В начале занятий не следует выполнять все максимально быстро. В начале освоения асан все движения выполняются неспешно. Со временем скорость необходимо увеличивать и следить за качеством выполнения каждого движения. Главное преимущество данного направления — для занятия необходимо приобрести только коврик.

Виньяса флоу йога для похудения

Одно из преимуществ флоу йоги — присутствие силовой нагрузки. Это со временем помогает сформировать стройную фигуру, скорректировать все недостатки

Чтобы достичь большего эффекта, уделите большое внимание асанам, которые перерабатывают ваши проблемные зоны. Постепенно увеличивая нагрузку, вы достигнете необходимого результата. На просторах интернета вы сможете найти большой комплекс асан, которые можно включить в свою практику

На просторах интернета вы сможете найти большой комплекс асан, которые можно включить в свою практику

Важно при этом помнить, что йогическая практика — это прежде всего тренировка духовного тела. Во время занятий необходимо сконцентрироваться на очищении своего разума, только такой настрой поможет достичь желаемых результатов

Кому подходит данное направление

Такой тип йогических практик доступен всем. К занятиям спокойно могут приступать новички, а также те, кто не первый год занимается йогой. Различие занятий будет состоять в сложности используемых асан. Перед началом занятий лучше посоветоваться с опытным инструктором, в дальнейшем можно работать используя рекомендации. Также сегодня можно найти множество онлайн курсов, с помощью которых вы сможете постичь древнейший стиль флоу йоги.

Позы йоги и медитация для достижения Божественного

Интегральная йога основывается на известных асанах, заимствованных из других направлений. Вы можете практиковать любые позы йоги. Но суть этой практики в медитации. А медитация заключается в том, чтобы объединить в себе человеческое начало и всевышнюю причину своего существования. Несколько раз в день «отключайтесь» от внешнего мира, полностью погружаясь в себя.

Интегральная йога гласит: главное — не сопротивляться и войти в контакт с Божественным

Заострите свое внимание на другой реальности и живите этим.. Подойдут любые позы йоги. Примите удобное положение и представьте, что внутри вас находится пространство, которое не поддается учету времени, у него нет чувств, эмоций

Сконцентрируйте мысленный взгляд в эту область, сосредоточьтесь на ней. Это будет ваше освобождение

Примите удобное положение и представьте, что внутри вас находится пространство, которое не поддается учету времени, у него нет чувств, эмоций. Сконцентрируйте мысленный взгляд в эту область, сосредоточьтесь на ней. Это будет ваше освобождение.

Подойдут любые позы йоги. Примите удобное положение и представьте, что внутри вас находится пространство, которое не поддается учету времени, у него нет чувств, эмоций. Сконцентрируйте мысленный взгляд в эту область, сосредоточьтесь на ней. Это будет ваше освобождение.

Почувствуйте, как глубоко вы смотрите. Для этого сделайте усилие, остановите все ваши мысли. В сознании отделите себя от человеческого, посмотрите со стороны, изучите. Теперь остановить мысли гораздо легче. Повторяйте: «У меня нет мыслей». Эту медитацию можно практиковать на протяжении нескольких дней. Тогда получится быстрее убить все ненужные мысли.

Теперь, когда ваше сознание стало чистым и ясным, на волю вырвется что-то большее. Это будет как прорыв в сознании. У некоторых это чрезмерный покой, который уже ничем не разрушишь. Иногда это яркий свет, указывающий внутреннюю дорогу. Практика помогает найти новый путь к своей природе, стать скалой, солнцем, полной противоположностью тому, кем были ранее.

Благодаря регулярным занятиям происходит полная трансформация человека на каждом из его уровней. Интегральная йога помогает снять ограниченность, которая выступает как барьер на пути к вселенскому покою. Тело человека становится вместилищем божественного, оно является инструментарием Бога.

Садхана

Это понятие означает одну из техник, входящих в состав интегральной йоги. Садхана переводится как «духовное правило». Она является определенным алгоритмом действий, которых человек должен придерживаться во время практик и занятий йогой. Благодаря Садхана человек открывает для себя огромный мир божественного, Вселенную и Космическое начало.

Садхана несет в себе несколько компонентов:

  • развитие и улучшение качеств своей души;
  • возможность остановить круговорот циклов жизни или иначе сансары;
  • установление взаимосвязи человека и Бога;
  • произведение и обязательное осуществление специальных комплексов и традиций для почитания Всевышнего.

Во многом считается, что Садхана является в некотором роде независимой техникой. Для человека, который является сторонником интегральной йоги, обязательно ежедневно выполнять различные ритуалы, читать мантры, изучать специфические термины и писания, повторять ритуалы и даже совершать подношения Божественному.

В стране Шри Ауробиндо принято даже наносить себе ранения и увечия, чтобы получить более тесную связь человека и Бога. Это делается даже во время определенных праздников, негативных событий, например, похорон. Таким образом люди проявляют свои грехи, очищаются от них.

Что это такое?

Несколько веков назад индийский йог Лахири Махасайя собрал и задокументировал древние практики и знания. Ценной информацией с ним поделился гималайский гуру – Бабаджи Махарадж. Согласно легендам, он смог познать бессмертие и владел многими техниками йоги, некоторые из них описаны в «Йога-Сутрах» и «Бхагават-Гите». Опыт древних техник вошел в основу Крия йоги.

Справка! Это практика духовного становления, а также учение, помогающее в осмыслении Бытия, определении приоритетных направлений жизни, обретении гармонии и состояния комфорта.

Благодаря практическим занятиям, человек освобождается от угнетающих его размышлений и совершенных поступков. Он как бы обновляется вместе с клетками своего организма, у которых во время выполнения особых дыхательных упражнений усиливается кислородное насыщение и избавление от углекислого газа.

Данное направление йоги включает асаны, повышающие вибрации движения, медитативные техники и пранаямы.

Крия йога очищает разум от лишней информации, ненужных переживаний. Она помогает развивать тело на духовном и физическом уровне. Такая йога признана одним из самых мягких направлений, поэтому доступна людям с любой подготовкой.

Философия интегральной йоги

Интегральная йога подразумевает не только выполнение специальных асан и упражнений для физического тела человека, она также представляет собой систему ценностей, верований и философских писаний и знаний.

Основной целью данного направления является приобщение человека к оздоровительным техникам, очищающим и улучшающим состояние души и тела. Философия йоги шаткарма заключается и в следующем:

  • единение физического и духовного тела;
  • освобождение от лишних тревог и нужд;
  • избавление мыслей человека и очищение их с помощью отказа от материальной действительности;
  • раскрытие собственного я;
  • гармонизация себя;
  • вера в успех каждого человека, его ценность как личности.

В данном направлении крайне важно осознавать, что материальный мир — ни что иное, как земные блага, которые не имеют для человека никакого значения. Все, что важное — это душа и разум. Физическое тело не нуждается во многом

Все, что мы можем получить и уже имеем — имеет ценность только здесь и сейчас. Для нашей души это не несет никакой пользы

Физическое тело не нуждается во многом. Все, что мы можем получить и уже имеем — имеет ценность только здесь и сейчас. Для нашей души это не несет никакой пользы.

Оздоровление организма происходит только благодаря избавлению от мыслей о материальных благах, об удовлетворении своих низменных потребностей.

С помощью такого подхода возможно избавление от многих болезней, грязных помыслов, душевных скитаний, а также общее развитие человека как гармоничной единой личности.

Философия интегральной йоги

У каждого человека разный уровень сознания, они по-разному воспринимают окружающий мир, информацию, по-разному рассуждают об одних и тех же событиях и явлениях, по-разному чувствуют и думают. Каждый человек идет тем путем, по которому ему комфортнее и легче

Есть много разных видов древней йоги, каждый из них заостряет внимание на том или ином аспекте ума, сознания и человеческого тела, при помощи которых достигается поставленная цель

Ауробиндо совершенно по-новому подошел к преобразованию сознания человека в божественное. Он рассмотрел всю йогу, как единую целостную систему, и впервые применил новый термин – интегральная йога. Система помогает человеку по-другому посмотреть, перестроить и изменить сознание, добиться божественной жизни в существующем мире.

Он утверждал, если занимаясь интегральной йогой, правильно настраивать свое сознание, материальная энергия превращается в духовную, происходит трансформация сознания и человеческого тела, они превращаются в божественные. Человек преображается и начинает смотреть на мир другими глазами, в окружающем его мире он начинает видеть божественное явление, как воплощение Бога Кришны.

Все серьезные, духовные традиции имеют тенденцию к развитию, и к восхождению души, чтобы привести к единению с Божеством. Это хорошо и правильно, но Ауробиндо идет дальше и считает, что само вознесение до уровня Божества не может быть целью. Должно наступить нисхождение Божества в мир людей. Практикующие целиком поддаются божественному действию, а перемены наступят сами.

Он не идет йогическими путями классической йоги, критикует их, прежде всего за то, что они ищут нирвану, или переделывание мира. В йоге Ауробиндо не достаточно вхождения в йогический транс или самадхи, здесь мало каких-то чудесных способностей и сверхвозможностей — требуется полная трансформация сознания и тела, чтобы постичь все божественные знания, дух и силу.

Йога Ауробиндо объясняет, как происходит постепенное преобразование мира, и какое предназначение человека и его место в этом процессе. Шри Ауробиндо убежден, что есть Сверхразум, который объединяет материальный и духовный мир в единую целостную систему. Все что есть в нашем мире, это крохотные частицы Сверхразума.

«Цель — постепенный союз с Божественным или рост его откровения во всех областях человеческой жизни»… «Дорасти до истинной силы духа, и без прямого воздействия этой силы, стать реальным каналом, через который можно выразить себя, как жизнь человека в Боге, и Божественную жизнь духа в человеке».

Человеческая жизнь, должна выйти за пределы материального мира и неосведомленности, достичь Сверхментального существования. Человек может достичь божественной жизни в материальном мире с интегральной йогой. Ауробиндо считает, что духовный мир – это одна из составляющих материального, он находится в нем и от духовного мира человека отделяет только его материальное сознание.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий