Каста – навсегда ли это
Индейцы
Место человека в индийском обществе определялось с момента его рождения. Так было на протяжении тысячелетий. Дети брахманов воспитываются в традициях чистоты и постоянного духовного совершенствования. Неудивительно, что юноши и девушки и в будущем будут соблюдать правила, по которым живут их родители. То же самое и в других кастах.
Между тем в шастрах нет ни одного утверждения о том, что нельзя менять ситуацию. Нигде нет и следа того, что вайшье никогда не станет брахманом. Напротив, в «Шримад-Бхагаватам» есть случай, когда сын слуги слушал рассказы брахманов и развил склонность к религиозной деятельности. Уходя из дома, он выбрал отшельника и был причислен к лику святых.
Таким образом, согласно индийской философии, ребенок не появляется в мире как чистый лист бумаги. Напротив, он сохранил некоторые навыки и вкусы из своей предыдущей жизни. Предопределение касается не только внешних данных и семейного благополучия, но и способности отказаться от земных благ в пользу духовного совершенствования. Поэтому жаловаться на судьбу бесполезно, ведь каждый своей прошлой жизнью и поступками получает по заслугам.
Образование – только способ раскрыть природные таланты
Европейское видение профессии гласит: научить работать в определенной сфере можно каждого. Варнашрама-дхарма требует, чтобы индийцы заняли положение, для которого они обладают естественными качествами. Получение степени государственного служащего доступно многим, но не у всех для успешной работы есть желание защищать слабых и руководствоваться принципами чести и справедливости (такими как кшатрии).
Часто задаваемые вопросы Что происходит с индийской молодежью в 25 лет?
Приходит время принять решение: жениться и окончательно выбрать профессию или отказаться от мирской жизни и посвятить себя религиозному служению.
При выборе будущего места в жизни и профессии молодые люди опираются на свои наклонности и принадлежность к какой-то касте
Некоторые пути перед ними закрыты из-за их происхождения, но среди других важно выбрать правильный и не ошибиться
Путь духовного совершенствования – четыре ступени ашрамы
Четыре уровня духовного самосовершенствования индийских мужчин называются:
- брахмачари
- грихастха
- ванапрастха
- саньяса.
Считается, что молодые люди до 25 лет обязаны соблюдать целибат и находятся на первой стадии — брахмачари. Они изучают прикладные науки и духовные практики с детства в каждой семье. Кшатрий и брахман отдают пятилетних детей в гурукулы, школы-интернаты. 25 лет — важная веха, когда они принимают осознанное решение: создать семью или стать монахом.
Грихастха — это путь мужчин, выбравших семейную жизнь. Они женятся, заводят детей и работают в разрешенных кастами сферах. Ванапрастха наступает после 50 лет, когда мужчины оставляют свои семьи и совершенствуются в отречении от мирских дел. На тот момент у их детей уже есть семьи. Жена имеет право следовать за мужем в святые места и вести там аскетический образ жизни вместе с ним, но при строгом запрете половой близости.
Саньяса — это окончательный отказ от мирской жизни, после которого человек считается мертвым для всего общества и родственников. Если жена до этого оставалась с мужем, теперь она должна вернуться в приют. Мужчина ведет жизнь отшельника или проповедника, живет только на пожертвования и ничего не имеет, кроме самого необходимого.
Дальнейшее деление на касты в Индии
Позже, по прошествии достаточно большого времени. Первые касты, начали делиться на более мелкие, с ещё более жёстким закреплением за определённой группой людей, каких-то привилегий и прав. Большую роль в этом делении играла религия, В индуизме считается, что после смерти, душа может перевоплотиться в человека более высокой касты Индии, если строго будет соблюдать все правила этого деления при жизни. Если не будет, то переродится в низшую касту. Покинуть предел касты, было невозможно, даже если человек обладал какими-то превосходными качествами, подняться он при жизни не мог.
По прошествии времени, эта система построения общества, только укреплялась. Не покорение народа моголами, принёсшими с собой мусульманскую религию, ни позднейшие покорение британцами, не смогло поколебать самих основ этой системы. Сама природа кастовости выглядит достаточно логично. Если семья занимается земледелием, то и дети будут заниматься тем же. Только индийцы упразднили саму возможность принятия решения в данном вопросе, все решает только рождение. Где родился тем и будишь заниматься. К основным четырем, добавилась ещё одна, неприкасаемые. Это самая низкая каста, Считается ,что общение с членами этой касты может осквернить любого, особенно членов высших каст. Поэтому они никогда, на прямую, не общались с представителями неприкасаемых.
Современное кастовое деление
В современной Индии насчитывается огромное количество каст. Свое деление есть у священников, воинов, торговцев и даже неприкасаемых. Разобраться во всех этих хитросплетениях достаточно сложно. Да с появлением возможности выезда из страны молодёжь все чаше начинает задумываться о целесообразности этого порядка вещей. Но в провинции в глубине страны к этим законам относятся очень ревностно. Да и на государственном уровне, эту традицию поддерживает правительство страны. Есть Конституционная таблица каст. Так что, это не средневековая дикость и пережиток прошлого, а абсолютно реальное, государственное устройство. Каждый штат имеет сое деление на касты. Как бы приезжие к этому не относились, весь этот громоздкий механизм работает. Прекрасно справляясь со своим предназначением.
Следует заметить, поскольку современная Индия является демократическим государством, все права свободы связанные с получением Кастовых сертификатов, очень строго соблюдаются, для поддержания низших каст предусмотрены различные способы поддержки государством. Вплоть до квотирования для них специальных мест в парламенте. В настоящее время, все народы, проживающие на территории Индии, признают кастовое деление и следуют этой традиции, Даже испанские и британские священники, оставшиеся на территории государства после ухода колонизаторов, создали свою кастовую систему Индии и придерживаются её. Это подчёркивает то, что при правильном, грамотном подходе, может работать любая система управления государством, как бы консервативна и ортодоксально она не выглядела в глазах приезжих. В современной Индии стало возможной смена каст. Достаточно одной или нескольким семьям сменить род деятельности и все, готова новая каста. В современной реальности особенно в больших промышленных городах к подобным переменам относятся вполне лояльно.
Перед поездкой в Индию стоит обязательно ознакомится с культурными особенностями страны, подробнее: Культура Индии.
Неприкасаемые
Это совершенно отдельная категория людей. Считается самой низшей, попадают туда люди, чья душа очень сильно согрешила в предыдущем воплощении. Но даже у этой последней ступени социальной лестницы Индии есть свое деление. На самом её верху, стоят работающие люди или те, кто имеет какое-то ремесло. Например, парикмахеры или уборщики мусора. Низ этой лестницы занимают мелкие воришки промышляющие кражей мелкого домашнего скота. Самым загадочным в этой иерархии является группка хиджру в нее входят представители любых секс меньшинств. Поразительно то, что представители этих, казалось бы, отбросов общества приглашают на свадьбы и рождения детей. Они часто чувствуют в многочисленных церковных церемониях. Но самым худшим в Индии считается быть человеком без касты, Пусть даже самого низшего ранга. Таких людей называют здесь парией. Это люди, родившиеся от других париев или в результате меж кастовых браков и не признанных не одной из каст. Совсем недавно можно было стать, парией просто прикоснувшись к одному из них.
Индийские касты, видео:
Мохенджо-Даро и Хараппа
История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник 2 в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.
Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа.
По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.
Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа – два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.
Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.
Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме – юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты – жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу – круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.
Раскопки Мохенджо-Даро в Индии
Основные особенности кастовой системы в Индии
Сегментарное деление общества
Общество делится на различные небольшие социальные группы, называемые кастами. Каждая из этих каст представляет собой хорошо развитую социальную группу, состав которой определяется с учетом рождения.
Иерархия
Согласно Луи Дюмону, касты учат нас фундаментальному социальному принципу иерархии. На вершине этой иерархии находится каста браминов, а внизу – неприкасаемые. Между ними находятся промежуточные касты, относительные положения которых не всегда ясны.
Эндогамия
Эндогамия является главной характеристикой касты, то есть члены касты или подкасты должны вступать в брак в пределах своей касты или подкасты. Нарушение правила эндогамии означало бы остракизм и потерю касты. Тем не менее, гипергамия (практика вступления в брак женщин с кем-то, кто богаче или более высокой касты или социального статуса) и гипогамия (брак с человеком с более низким социальным статусом) также были распространены.
Принцип “готра экзогамия” (gotra exogamy) также поддерживается в каждой касте. Каждая каста подразделяется на разные мелкие единицы на основе готры. Члены одной готры, как полагают, являются наследниками общего предка, следовательно, запрещение брака в одной и той же готре.
Наследственный статус и род занятий
Мегастен, греческий путешественник в Индию в 300 г. до н.э., упоминает наследственную родословную как одну из двух особенностей кастовой системы (другой является эндогамия).
Ограничение на еду и напитки
Обычно каста не принимает приготовленную пищу от любой другой касты, которая стоит ниже, чем она сама в социальном масштабе, из-за понятия загрязнения.
Были также различные табу, связанные с едой. Табу кулинарии, которая определяет людей, которые могут готовить еду. Запрет на питание, который может устанавливать ритуал. Табу, касающееся человека, с которым можно есть пищу. Наконец, табу, связанное с материалом сосуда (из глины, меди или латуни), который можно использовать для питья или приготовления пищи. Например: в северной Индии брамин принимал пищу пакки (приготовленную в топленом масле) только из некоторых каст ниже своей. Тем не менее, ни один человек не примет пищу качча (приготовленную в воде), приготовленную низшей кастой. Пища, приготовленная брамином, приемлема для всех. Говядина не допускалась никакими кастами, кроме хариджанов.
Особое имя
У каждой касты есть свое имя, которое мы можем идентифицировать. Иногда занятие также связано с определенной кастой.
Концепция Чистоты и Загрязнения
Высшие касты утверждали, что обладают ритуальной, духовной и расовой чистотой, которую они поддерживают, удерживая низшие касты от понятия загрязнения. Идея загрязнения означает, что прикосновение человека из низшей касты загрязнит или осквернит человека из более высокой касты. Даже его тень считается достаточной, чтобы загрязнять человека более высокой касты.
Джати Панчаят
Статус каждой касты тщательно защищен не только кастовыми законами, но и конвенциями. Они открыто исполняются сообществом через руководящий орган или совет под названием Jati Panchayat. Эти панчаяты в разных регионах и кастах названы особым образом, например, Кулдрия в Мадхья-Прадеше и Джохила в Южном Раджастхане.
Брахманы в Древней Индии
Каста брахманов – это самая высшая и, как следствие, самая влиятельная каста. Изначально ее составляли жрецы, которых в Древней Индии называли
- «Пурохита»;
- «Домашние жрецы» царя.
Затем эти названия были заменены единым – брахманы. Люди считали, что именно их молитвы или ритуалы, а также совершаемые жрецами, жертвоприношения имеют сакральную силу. Поэтому к этой категории населений индусы относились с особым уважением и почитанием. Иногда жрецы могли быть настолько влиятельными, что их авторитет был гораздо выше, чем авторитет правителей.
Выгода всего племени требовала, чтобы их священные песнопения, способы для совершения обрядов и ритуалов, учения сохранялись и передавались из поколения в поколение. Самым верным средством для осуществления этого было то, чтобы наиболее уважаемые и влиятельные жрецы племени постепенно передавали свой опыт и знания сыновьям, а также ученикам. К слову, у жрецов всегда были ученики, которые изучали Законы и Веды. Эти ученики восхищались ораторским искусством преподавателей, стремились походить на них. Но особенность брахманов была в том, что каждый имел свой стиль изложения, а некоторые могли также писать что-то от себя. Так возникали целые брахманские племена и роды. Составляя школы, корпорации и иерархии, брахманы сохраняли молитвы и гимны, священные знания. Сохранение преимущественно происходило благодаря устному преданию, песням.
Изначально предполагалось, что у каждого арийского племени были свой брахманский род. Например, у Кошалов был род Васиштхи, а у Ангов – род Гаутамы. Но постепенно племена, отношения между которыми были мирными, приняли решение объединиться в одно государство. Их жреческие фамилии также вступали во взаимодействие, в товарищество между собой. Они заимствовали друг у друга песни и молитвы, гимны. Произошла полная ассимиляции родов и племен, они обменивались опытом и знаниями, и эти процессы были вполне естественными. Вероучения и священные песни различных брахманских школ стали не индивидуальным, а общим достоянием всего товарищества. Товарищество включало в себя сразу несколько различных родов, которые были объединены одной идеей.
Все песни и учения, которые изначально существовали исключительно в устном виде, затем были переведены на материальные носители, их записывали, а брахманы собирали свитки, чтобы передать следующим поколениям учеников. Таким образом и появились индийские Веды. Они стали «знаниями», сборником всех священных песен и призываний божеств, именуемым Ригведой. Затем вышли еще два сборника священных песен, жертвенных формул и молитв, правила ритуалов и жертвоприношений. Им дали названия «Самаведа» и «Яджурведа».
Общие сведения
В истории определение «каста» изначально относилось к американским колониям, разделявшимся на группы. Но сегодня практически у всех людей касты вызывают ассоциацию сословного деления жителей Индии.
Историки изучают особенности варно-кастового деления древнеиндийского общества, так как это явление не теряет своей силы уже несколько тысячелетий. Первое, что говорят ученые: еще с давних времен в Индии общество состояло из варн и каст, и эти определения не являются синонимами.
Основных варн — четыре, каст — тысячи. Все варны разделены на большое количество каст, которые также называются «джати». Последняя перепись, проводившаяся в 1931 г., насчитала в стране более 3000 каст. Ученые говорят, что ежегодно их число увеличивается, но не могут точно указать цифру.
Определение «варна» своими корнями уходит в древний санскрит, в переводе это значит «цвет» или «качество» — с учетом определенного цвета одежды, характерного для людей отдельной варны. Варна — обширное понятие, определяющее статус в обществе, а каста является подгруппой варны, указывающая на принадлежность к роду деятельности по праву наследования и религиозной секте.
Можно привести простой пример на основе самого богатого слоя населения. Люди, которые вырастают в этих семьях, не становятся в дальнейшем одинаковые по интересам и роду деятельности, но занимают примерно один статус в финансовом плане.
Они могут быть представителями творческой элиты, успешными предпринимателями, путешественниками или меценатами — это и есть касты.
Индийцы делятся на четыре класса варн:
- брахманы — наивысший слой, куда относятся духовные наставники и жрецы;
- кшатрии — воины, принимавшие участие в битвах, охраняя страну;
- вайшья — ростовщики, фермеры;
- шудры — низший слой, куда входят прислужники и наемные рабочие.
Возникновение варн
Варна представляет собой сословие индийского общества, которое было сформировано под влиянием индуизма. Согласно древним представлениям о жизни, четыре варны были созданы из тела божественного начала – Брахмы. Представители каждой варны рождены для выполнения своей миссии и должны прожить жизнь в соответствии с их предназначением.
Рис. 1. Брахма.
Часто путают два понятия: варна и каста. Различие их заключается в том, что варны – это общественные сословия, а касты в Древней Индии – это социальные группы. Это значит, что индийское общество разделено на варны, которые, в свою очередь, состоят из разных каст.
Принадлежность той или иной варне передавалось при рождении по наследству, ее нельзя было каким-то образом изменить, подарить или купить. Под большим запретом находились браки между представителями разных варн, и любое нарушение в этом вопросе строжайше наказывалось. Так, если влюбленные все же решались на смешанный брак, то их объявляли грешниками, а их дети автоматически становились изгоями в обществе.
Эволюция варновой системы
Ряд ученых-лингвистов уже XX века, такие, например, как Жорж Дюмезиль и Эмиль Бенвенист, полагали, что еще протоиндоарийская общность, до того как она разделилась на индийскую и иранскую ветви, заключала трехступенчатое общественное разделение. В тексте Ясны, одной из составляющих зороастрийской священной книги Авесты, язык которой родственен санскриту, также говорится о трехступенчатой иерархии, где во главе стоят атраваны (в сегодняшней индийской традиции аторнаны) — священники, ратэштары — воины, вастрия-фшуянты — пастухи-скотоводы и земледельцы. В другом отрывке Ясны (19.17) к ним добавляется четвертый социальный класс — хуитиш (ремесленники). Таким образом, система социальных страт становится идентичной той, что мы наблюдали в Ригведе. Мы не можем, однако, точно сказать, насколько реальную роль это разделение играло во II тысячелетии до нашей эры. Некоторые ученые предполагают, что это социальное профессиональное деление было в большой степени условным и люди могли свободно переходить из одной части общества в другую. Человек становился представителем того или иного социального класса, после того как выбирал свою профессию. К тому же гимн о сверхчеловеке Пуруше является относительно более поздним включением в Ригведу.
В брахманическую эпоху происходит, как предполагается, более жесткое закрепление социального положения различных слоев населения. В позднейших текстах, например в Ману-смрити (Законах Ману), созданных приблизительно на рубеже нашей эры, социальная иерархия предстает менее гибкой. Аналогичное Пуруша-сукте аллегорическое описание социальных классов как частей тела мы находим в еще одном зороастрийском тексте — созданном на среднеперсидском языке в X веке «Денкарде».
Если перенестись в эпоху становления и расцвета Великих Моголов, то есть в XVI — начало XVIII века, социальная структура этого государства представляется более мобильной. Во главе империи стоял император, которого окружает армия и ближайшие подвижники, его двор, или дарбар. Столица постоянно менялась, император вместе со своим дарбаром переезжал с места на место, ко двору стекались разные люди: афганцы, пуштуны, тамилы, узбеки, раджпуты, кто угодно. Они получали то или иное место в социальной иерархии в зависимости от собственных военных заслуг, а не только по причине своего происхождения.
Бедность и COVID
Зарегистрированные касты, племена и OBC в большом числе проживают в сельской местности, которая беднее городской. По последним данным Всемирного банка, уровень крайней нищеты в Индии в 2019 году сократился на 12,3 п.п. по сравнению с 2011 годом — с 22,5% до 10,2%. Причем сокращение бедности в сельской местности шло быстрее, чем в городской. Затем пришла пандемия и возник «хаос». Пандемия COVID-19 сильно ударила по экономике Индии и процесс экономического развития и снижения бедности. Средний класс сократился на 32 млн человек, а число бедных выросло на 75 млн человек.
«Уровень бедности в стране стабильно падает с начала 2000-х годов благодаря государственной политике. Урбанизация в Индии идет очень быстро. Из-за того, что необходимо обслуживать растущее городское население, большое число людей из сельской местности переселяются в мегаполисы и устраиваются там на поденную работу или открывают свой мелкий бизнес. Стремительный рост индийского ВВП в значительной степени происходит за счет разрастания сферы услуг», — поясняет руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Института международных отношений и мировой экономики РАН Алексей Куприянов.
Но, по словам Куприянова, во время пандемии начался «великий исход» сельских жителей из городов. Из-за локдаунов в Мумбаи, Ченнаи, Нью-Дели огромное число населения, десятки миллионов человек, стали возвращаться обратно, чтобы заниматься земледелием и хоть как-то прокормить свои семьи.
Эксперт отмечает, что бедность и кастовая принадлежность зачастую связаны опосредованно: многое зависит от внешних условий, например, неурожая для земледельцев. «Многие представители низших каст занимаются поденной низкооплачиваемой работой, и по ним глобальные изменения, разумеется, бьют сильнее всего. С другой стороны, индийские власти пытаются исправить ситуацию при помощи «позитивной» дискриминации: есть список зарегистрированных каст и племен, члены которых могут рассчитывать на определенные квоты. Далеко не все бедняки принадлежат к низшим кастам, за чертой бедности могут оказаться представители и более высоких каст», — говорит Куприянов.
Экономика образования
П — позитивная дискриминация: разнообразие для галочки
По оценке ООН, в ближайшие два года Индия будет показывать самый большой рост экономики среди развивающихся стран на уровне более 6% в год. По словам Куприянова, бурное развитие связано с восстановлением после пандемии: после падения ВВП на 8% в 2020 году, экономика выросла на 12% в 2021-м. Но пока непонятно, будет ли сохраняться эта тенденция.
Касты в древней Индии
Впервые понятие «варна» упоминается в Ригведе. Ригведа – Веда гимнов – одна из четырех частей самого древнего и священного текста индуизма. Гимны написанные, ведическом санскрите, датируются приблизительно 1700 г. до н. э.
Гимн Пуруша-Сукта рассказывает о жертвоприношении первочеловека. Боги бросили Пурушу на жертвенный костер и расчленили. Каждая отделенная часть его тела стала олицетворением части социально-экономической культуры древнего общества. Рот превратился в варну брахманов – жрецов, руки стали кшатриями – воинами, из бедер вышли вайшьи – земледельцы, ремесленники. Ноги стали шудрами, слугами. Слово «шудра» пришло не из санскрита. Некоторые исследователи считают, что так называлось одно из коренных племен, завоеванных ариями в долине Инда (во II тысячелетии до н. э.).
Пуруша-Сукта не упоминает о неприкасаемых. Они стоят вне варновой принадлежности, в самом низу иерархической лестницы.
На санскрите слово «варна» обозначает цвет. Долгое время ученые придерживались мнения, то священные тексты имеют в виду цвет кожи.
Сейчас считается, что варна взаимосвязана с цветом одежды. Брахманы носили белые облачения, которые призваны были символизировать недосягаемость, чистоту. Цвет кшатриев – самый энергичный, красный. Цвет земли – желтый, это цвет варны вайшьей. Грязные ступни дали черный цвет шудрам.
Каждая варна на протяжении истории имела свои специфические черты.
- Брахманы – высшее сословие. Поскольку были сотворены из уст Пуруши (Брахмы), то цель их земной жизни – изучать древние священные тексты, познавать сакральные тайны, держать ответ перед высшими силами, учить людей. До изобретения письменности тексты передавались устно. Мальчики из варны брахманов рано начинали свой религиозный путь, они покидали родную семью и поселялись в доме Учителя. Долгие годы нужны были для постижения божественной мудрости. Главная обязанность – знать заклинания и уметь правильно проводить жертвенные ритуалы. Самое страшное преступление по меркам индуизма – лишить жизни брахмана.
- Второе по значимости сословие – кшатрии. К этой варне принадлежали династии правителей и воинов. Из рук божества они были созданы, следовательно, власть на земле принадлежит им. С детства обучались владению разными видами оружия. Должны были мастерски управлять колесницей, держаться на коне.
- Вайшьи – весьма уважаемые в обществе люди. Исторически варна состояла из ремесленников, торговцев, земледельцев (первоначально поселенцев). Фактически кормили все остальные варны, имели почет и достаток.
- Шудры – самый социально ущемленный слой общества. Занимались обслуживанием высших каст.
Обряд «упаяна», проводимый над членами трех высших сословий, позволял им родиться уже как членам своей варны. Мальчик получал из рук жреца «священный шнур упавиты», который теперь был обязан носить постоянно. Упавита накладывалась на левое плечо и продевалась под правой подмышкой. В процессе ритуала они рождались духовно, становились «дважды рожденными».