Как будут бороться с должниками
Взыскание долга по неоплате коммунальных платежей — обязанность УК. Расчетные центры же взыскивают задолженность с УК путем направления исковых заявлений в судебные органы. После принятия законопроекта взысканием задолженности с населения будут заниматься расчетные центры либо непосредственно поставщики ресурсов. Для управляющих контор это будет являться огромным плюсом, т.к. снимет обязательство оплачивать долги неплательщиков из средств компании.
Меры по пресечению неуплат:
- Увеличение сумм штрафов для неплательщиков.
- Введение упрощенной процедуры взыскания долга через суд.
- Пожизненное вето на создание УК и ТСЖ для руководителей уже обанкротившихся компаний, наделенных данными функциями.
- Введение обязательной банковской гарантии со стороны УК, ТСЖ, расчетного центра или любого другого государственного учреждения в отношении поставщика ресурсов.
Введение указанных мер позволит снизить рост постоянно увеличивающегося долга по ЖКХ. Так, огромные долги за газ снижают газификацию в стране, т.к. новые неплательщики лишь увеличивают задолженность. Только после снижения убыточности системы ЖКХ можно будет планировать налаживание работы энергосистем и говорить о том, что в данной сфере происходят существенные изменения.
Достоинства и недостатки приборов учета
Несомненно, приобретение счетчиков, к чему пытается привести россиян Правительство, вводя дополнительные коэффициенты, имеет смысл и экономическую целесообразность в рамках одного домовладения. К основным достоинствам относятся:
- Снижение стоимости воды. Платить за потребленный ресурс намного выгоднее, чем оплачивать воду по нормам, которые на практике оказываются завышенными. С учетом действующего повышающего коэффициент, при наличии счетчика экономия получается довольно весомой, так как, согласно его показаниям, цифры получаются значительно меньше.
- Контроль расхода воды. Наличие счетчиков помогает определить расход воды в течение определенного периода по показаниям приборов, что позволяет принять меры по его уменьшению и, как следствие, приводит к дополнительной экономии.
- Количество прописанных на данной жилплощади лиц не влияет на суммы в платежных документах. Оплата по прибору происходит по количеству потребленной воды, вне зависимости от числа живущих в квартире граждан.
Недостатки приборов учета:
- Стоимость. Качественные счетчики стоят довольно дорого, к тому же их установка производится за счет жильцов.
- Частые поломки. Если счетчик вышел из строя даже не по вине собственника, то ему придется оплачивать воду, согласно нормативу, на протяжении всего периода неисправности прибора.
Разница в оплате по счетчику и без него
Несмотря на несущественные недостатки, установка счетчика выгодна. Прибор окупит свою стоимость очень быстро. Для наглядности следует привести пример начисления суммы за услугу предоставления холодного водоснабжения семье из трех человек, проживающей в благоустроенной квартире в Казани:
- Без счетчика. 3*6,73*18,08*1,5 = 547 рублей 55 копеек.
- Со счетчиком, но при условии потребления воды согласно нормативу каждым членом семьи. 20,19*18,08 = 365 рублей 03 копейки.
Разница ощутима, а учитывая, что такое количество воды потребляется редко, выгода от установки счетчика становится еще более ощутимой. Если рассчитывать потребление горячей воды на человека, то эта разница еще выше.
Плюсы перехода на подобные отношения
- Управляющие компании не будут иметь отношения к платежам населения за ЖКУ, и у них исчезнет возможность направлять эти деньги на свои нужды, вместо оплаты коммунальных ресурсов (нет нужды напоминать о громких скандалах по поводу растраты или нецелевого использования денег населения, полученных жилищными организациями от населения за ЖКУ)
- Размер выручки УК снизится за счет исключения из нее платежей населения за комуслуги. В результате этого многие из них смогут применять упрощенную систему налогообложения. В итоге – уменьшаться платежи в бюджет и различные фонды, у жилищных организаций будет оставаться больше финансовых средств на выполнение своих непосредственных обязанностей.
- Выгода ресурсоснабжающих организаций будет заключаться в том, что при правильном построении работы с потребителями, вырастет собираемость платежей за коммунальные услуги. Как показывает практика – с населения она при постоянном методичном взыскании несвоевременно вносимых платежей составляет примерно 90%, тогда как этот же показатель при отношениях с УК приблизительно равен 75%.
- Каждый потребитель расплачивается только за тот объем услуг, который получил непосредственно он, а не сообща с соседом.
- Уменьшение случаев банкротства управляющих компаний. Ведь деньги, собранные ими с населения за ЖКУ, часто не доходили до РСО. Результатом становились судебные процесс и разорение многих УК.
- Итогом перехода на прямые договора станет улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг. РСО, являясь крупными фирмами, имеют больше возможностей, чем управляющие компании, развивать процесс оказания ЖКУ. А получая платежи населения на свои счета – у них появляется и такая обязанность.
Расчет количества водопотребления в частных квартирах без наличия счетчиков по учету воды
Положения, связанные с оплатой воды по нормативам, то есть без счетчика, приобрели в последнее время правовое и экономическое обоснование. В частности, правила, регламентирующие подачу коммунальных услуг, которые были введены Постановлением Правительства РФ № 354, четко регламентируют порядок вычисления сумм оплаты за коммунальные услуги, однако этот акт не устанавливает саму норму использования водных ресурсов населением.
Норма потребления водного ресурса при отсутствии счетчика
Единого законодательного акта, который бы регулировал норму расхода воды на конкретного человека, не существует. Ее устанавливает каждый субъект Федерации самостоятельно. Однако при этом учитывается СНиП 2.04.01-85, который устанавливает нормы расхода водных ресурсов. При этом данный стандарт может служить лишь методическим базисом при разработке собственного норматива, но не является обязательным.
При расчете потребления горячей и холодной воды используются следующие усредненные показатели расхода одним человеком в течение определенного периода:
- наполнение ванны – 200 литров воды в неделю;
- использование душа – 30 литров в день;
- вода, используемая в бачке унитаза, – около 200 литров в неделю;
- мойка посуды, умывание – 200 литров в неделю.
Также Минстроем РФ в 2015 году был произведен подсчет, как часто и в каких случаях россияне используют воду, при условии проживания в современном городском доме со всеми удобствами:
- прием ванны – четырежды в месяц;
- пользование унитазом – 118 раз в месяц;
- прием душа – 25 раз в месяц;
- пользование кухонной мойкой – 95 раз в месяц;
- использование умывальника для бытовых нужд – 107 раз в месяц.
Региональные органы власти устанавливают собственные нормы. Усредненный норматив водопотребления на 1 человека без счетчика по стране определен в размере 6,935 кубометров ХВС и 4,745 для ГВС.
В соответствии с существующим законом, коммунальные службы могут производить начисления собственникам, у которых не установлены счетчики учета, и сверх этих нормативов. Однако закон четко определяет, что верхняя граница начислений не может превышать размера двух утвержденных норм.
Правила расчета, исходя из стоимости кубометра воды
Стоимость кубического метра поставляемой в жилье воды различается в зависимости от местности предоставления услуг по водоснабжению. Она складывается из нескольких составляющих:
- поддержание работоспособности водопровода;
- расход электроэнергии;
- очистка воды;
- административные траты;
В стоимость горячей воды, помимо этого, закладывается стоимость ресурсов для ее подогревания.
Правила начислений по услугам водоснабжения
Ниже приведена формула, согласно которой происходит расчет стоимости водных ресурсов в помещениях, пригодных для проживания, при условии отсутствия в них счетчика. Выглядит она так:
P = n*N*T
P – начисленная сумма;
n – число лиц, зарегистрированных в помещении;
N – норма расхода воды, принятая в конкретном регионе;
T – принятые в регионе тарифы водоснабжения.
Кроме этого, в целях стимулирования приобретения счетчиков Правительством Российской Федерации устанавливаются увеличивающие стоимость ресурсов коэффициенты, которые приумножают конечную стоимость услуг водоснабжения. Таким образом, с учетом этого значения, для домовладений и квартир формула расчета выглядит таким образом:
P = n*N*T*K
K – увеличивающий стоимость коэффициент.
Кто устанавливает тарифы
Оказание коммунальных услуг подлежит обязательному контролю и регулированию со стороны уполномоченных на это государственных органов. Это в полной мере относится и к тарифам. Их стоимость рассчитывается специализированными органами субъектов РФ, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка коммунальных услуг, инфляции и иных оснований.
Как снимать показания со счетчика
На водном счетчике имеется восемь роликов с цифрами.
Пять черных и три красных. К примеру, изначально счетчик показывал такие данные: 00000174. Здесь 174 – это количество литров использованной воды. Как известно, показания должны сниматься в кубометрах, поэтому передавать их пока рано. Другими словами, показатели со счетчика снимаются по первым пяти цифрам, поэтому можно месяц подождать.
Через месяц смотрите еще раз – показания уже другие: 00001174. В этом случае их уже можно снимать, ведь есть больше трех цифр. Получается, что за месяц вы использовать чуть больше 1 кубометра воды. При отправке показателей сумма округляется, вы платите только за куб. Еще через месяц на водомере видим: 00012566. Теперь выходит, что использовано 12 кубов. Отнимаем 12-1=11. В этом месяце вы платите за 11 кубометров воды.
Норма потребления холодной воды на человека без счетчика
Расчетным путем выведено, что в среднем в месяц человек может потребить 6,935 куб.метров холодной воды. Из чего сложилась такая цифра? На ежедневные нужды мы регулярно тратим ресурсы, без которых невозможно понятие комфортной жизни.
Для расчета потребления воды в целом, как горячей, так и холодной, взяли среднестатистические показатели, которые ежедневно требуются человеку для следующих целей:
- прием душа ежедневно – до 30 литров;
- умывание, бритье и т.д., что составляет наши ежедневные потребности, — 200 литров в неделю;
- вода, которая набирается в бачок унитаза, — примерно 200 литров в день;
- прием ванны – 200 литров в неделю;
- остальные траты, связанные со стиркой, уборкой, мытьем посуды.
Здесь же присутствуют потери и иные затраты воды, которые могут касаться всего жилого дома. Сюда относятся общедомовые нужды, идущие на уборку общих площадей, расходы, связанные с несанкционированными подключениями, утечками в системе водоснабжения дома и многие другие факторы.
В итоге набегает приличное количество, из которого выделили примерную величину холодной воды. Она и была принята, как норматив потребления на одного человека в месяц, если в жилье нет индивидуального счетчика.
Это довольно большая величина, которую трудно перекрыть, даже не экономя воду. Но коммунальные службы для покрытия своих расходов имеют право при необходимости его завысить. При этом строго ограничена верхняя планка – она не должна быть более двух размеров норматива.
Обязательные реквизиты платежного документа
Платежка – это документ, который должен содержать обязательные реквизиты. В 2018 году Минстрой издал указ, которым утвердил примерную форму платежного документа
Обращаю внимание на слово “примерную”, т. е. обслуживающие организации могут на нее ориентироваться, но не обязаны копировать слово в слово
обслуживающие организации могут на нее ориентироваться, но не обязаны копировать слово в слово.
Основные элементы документа:
- Лицевой счет плательщика. По нему легко оплатить услуги через интернет или банкомат.
- Месяц, за который начислена сумма к оплате.
- Сведения о плательщике: Ф. И. О., адрес жилого помещения, его площадь, количество проживающих в квартире или доме жильцов.
- Сведения об исполнителе услуг: наименование компании, телефон, сайт и прочие контактные данные.
- Показания счетчиков.
- Самый большой раздел – расчет необходимых платежей за коммунальные услуги.
- Справочная информация, которая касается единиц измерения и нормативов потребления.
- Сведения о перерасчетах, если таковые были.
Практически на всех современных квитанциях есть QR-код и штрихкод. Они нужны для оплаты счетов онлайн через интернет или телефон, через банкоматы. А штрихкодом часто пользуются операторы в банках, расчетно-кассовых центрах.
Три варианта перехода
После того, как в апреле 2018 года вступил в силу договор о «прямых расчётах» за коммунальные услуги и ресурсы жителей МКД и ресурсоснабжающих организаций (без посреднического участия управляющих компаний), у собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах появился выбор из трёх вариантов.
Первый: ресурсоснабжающие организации вправе расторгнуть договоры с УК в одностороннем порядке, если у последних имеются долги в размере двух и более среднемесячных платежей.
Второй способ: жители могут принять решение от посредничества УК на общем собрании и заключить прямые договоры с РСО на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, отопления жилья, вывоза мусора.
Наконец, третьим вариантом останется прежняя схема, когда жители заключают один договор — со своей УК, которая затем заключает договоры со всеми РСО, покупает у них ресурсы и перепродаёт собственникам и нанимателям жилья.
Для управляющих компаний переход на прямые платежи выгоднее — в этом случае долги жильцов за отопление, воду, электроэнергию и газ ресурсникибудут взыскивать самостоятельно, — единодушно заявили Самолёту практически все руководители череповецких УК.
«Чтобы заключить договор, собственники приносят нам протокол общего собрания, — пояснил заместитель директора по правовым вопросам ООО „Газпром теплоэнерго Вологда“ Егор Сысоев. — После его рассмотрения мы подтверждаем, что готовы перевести дом на прямые договоры с отсрочкой в три месяца. Эти три месяца коммунальные услуги предоставляют УК и ТСЖ. Отдельно каждому собственнику заключать прямой договор с ресурсниками не нужно. Эти договоры публичные, тарифы установлены для всего Череповца».
Стоит ли это делать?
Расчеты через УК по идее должны были быть максимально понятными – жильцы платят конкретную сумму одним платежом, а в квитанции видят, куда идут те или иные суммы. По факту некоторые компании начали завышать цены за услуги, проводить непонятные перерасчеты в большую сторону или вообще задерживать платежи перед поставщиками.
Поэтому переход на прямые договоры выглядит вполне естественным и имеет свои плюсы:
- нет риска, что УК задержит деньги у себя, оставив жильцов без света или без воды;
- большинство жильцов уже не страдают из-за безответственности жителей отдельных квартир;
- расчеты должны быть более понятными и прозрачными – абонент платит только то, что ему выставляет поставщик ресурсов.
Однако такое решение может не понравится другим. Например, если УК не задерживает платежи, от такой идеи будет не в восторге сам поставщик ресурсов – ведь теперь риски по неуплате лягут на него в полном объеме. Кроме того, компаниям придется содержать дополнительный штат сотрудников, которые будут заниматься работой с абонентами.
Есть кое-какие минусы и для самих жильцов:
- нужно как-то передавать показания приборов учета в ресурсоснабжающие организации – управляющая компания больше не будет их принимать и обрабатывать. Где-то стоят «умные счетчики», кто-то будет принимать показания через форму для оплаты, а кто-то – по телефону или в СМС, что не очень удобно;
- квитанций будет больше, иногда – намного больше. Перевести на прямые договоры можно до 6 коммунальных услуг, плюс платеж самой УК, взнос за капитальный ремонт, платеж за кабельное ТВ и интернет – всего квитанций может быть до 10 (иногда и больше), в них проще запутаться;
- если УК не оформит новый формат платежного документа, каждую квитанцию придется оплачивать отдельно, а это – время и деньги (обычно по квитанциям есть минимальная комиссия в фиксированном размере за каждый платеж);
- если поставщик будет оказывать некачественные услуги, УК уже не будет помогать бороться за их качество – и «бомбардировать» жалобами придется самого поставщика ресурсов (или нескольких).
Есть и другие проблемы – например, в новых домах не получится перевести оплату за отопление в отдельный платеж, потому что в них оборудуются индивидуальные теплопункты, операторами которых считаются их же управляющие компании. А если УК будет категорически против перевода на другой формат оплаты, ее менеджмент будет предвзято относиться к жильцам дома.
Так что решение перейти на прямые платежи или остаться на общей схеме должно приниматься взвешенно и с учетом всех факторов риска.
Можно платить частями?
Свежий пример очередной «новации» в ЖК: россиянам хотят разрешить оплачивать коммунальные услуги частями. Такие поправки в Жилищный кодекс поступили на рассмотрение Госдумы.
Сейчас при неполной оплате жилищно-коммунальных услуг жильцы, которые, к примеру, хотят рассчитаться за свет и воду, но не желают платить управляющей компании, по их мнению, работающей не так, как надо, становятся должниками по всем пунктам, указанным в едином платежном документе.
Авторы инициативы считают такое положение дел несправедливым. Если гражданин полностью не оплачивает все виды предоставляемых коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. Если же потребитель частично оплачивает коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит поровну полученную плату между всеми указанными в платежке видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт. И тогда задолженность жильца рассчитывается исходя из остатка непогашенной суммы.
То, что россияне не могут самостоятельно внести изменения в платежку, не соответствует принципам Гражданского кодекса, который отдает приоритет воле плательщика, настаивают депутаты. Тем более что причина неплатежа может быть разная — от нехватки денег до ненадлежащего качества той или иной услуги. Депутаты предлагают предоставить право жильцам самостоятельно распоряжаться принадлежащими им деньгами. То есть, чтобы гражданин, который должен оплатить несколько платежей, мог сам определять назначение каждого и обязательство, которое он им погашает.
Эксперты же считают, что без таких поправок можно обойтись — инициатива депутатов просто дублирует уже существующие нормы гражданского законодательства.
«При наличии единого платежного документа, если гражданин вносит платеж не полностью, достаточно написать соответствующее заявление в банк или единый информационно-расчетный центр, в зависимости от того, через кого жильцы оплачивают коммуналку, — пояснила „Российской газете“ исполнительный директор НП „ЖКХ Контроль“ Светлана Разворотнева. — То есть речь должна идти не об изменении законодательства, а об информировании россиян, поскольку мало кто знает о своих правах».
Марина МельниковаСамолётЪ
Можно ли перейти на прямую оплату потребляемой воды? Платить не управляющей организации, а поставщику ресурса – водоканалу? Разъяснения МУП «Горводоканал » Новосибирска.
Может ли собственник квартиры платить за воду напрямую водоканалу?
Вопрос: Что мне делать, если я не хочу платить за воду и водоотведение в свою управляющую компанию, а так же передавать ей сведения о показаниях приборов учета? У меня установлены приборы учета в квартире, а управляющая компания производит начисления, исходя из общей суммы задолженности компании перед «Горводоканалом ».
Ответ специалиста МУП «Горводоканал » Новосибирска: Согласно Постановлению Правительства РФ № 124 от 14.02.2012 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», решение о внесении собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирном доме платы за определенную коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации принимается посредством проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформляется в виде протокола и в последствии (после заключения договора с соответствующей ресурсоснабжающей организацией) распространяется на всех потребителей данной коммунальной услуги в многоквартирном доме.
Таким образом, заключение отдельного договора с одним из собственников или пользователей жилого помещения многоквартирного дома не представляется возможным.
Еще совсем недавно все жильцы многоквартирных домов обязаны были платить «коммуналку» через посредника, которым выступали УК или ТСЖ. Но в связи с изменениями в законодательстве теперь собственники могут заключать соответствующие договора напрямую с поставщиками.
На видео об оплате ЖКХ поставщикам
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
О правах потребителя на выбор способа оплаты услуг.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Субъекты предпринимательской деятельности, у которых доход, признаваемый для целей налогообложения за предшествующий календарный год, не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для микропредприятий (сегодня это 120 млн руб.), обязаны обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. Речь идет о платежной карте «Мир», поскольку по смыслу ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ) международные платежные карты не являются национальными платежными инструментами (Письмо Роспотребнадзора от 22.07.2015).
В соответствии с п. 4 ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1 при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Это прямой запрет на включение в квитанцию на оплату ЖКУ дополнительной строки «Комиссия банка» (при условии, что такая комиссия не уплачивается в случае приема платы наличными).
Правила, изложенные в ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1, фактически продублированы в ст. 37 в отношении оплаты выполненной работы, оказанной услуги. Так, в данной норме указано:
оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ;
при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится по указанию продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), ведущему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или другими нормативными правовыми актами РФ.
Добавим, и в ст. 16.1, и в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 особо отмечено, что обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств (в кассу организации, кредитной организации, банковскому платежному агенту, платежному агенту).
Право потребителя по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках, или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, прописано в пп. «а» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом конкретный способ оплаты может быть установлен договором, содержащим положенияо предоставлении коммунальных услуг.
Чего опасаются собственники?
Тем не менее, как можно было судить по реакции собственников жилья, не всех пока до конца убедили доводы УК и РСО. По словам одного из руководителей ГК «Олимп» Сергея Васюнова, почти двухмесячная кампания по проведению общедомовых собраний показала, что лишь примерно половина жителей МКД согласна прямо сейчас перейти на прямые расчёты.
«У людей есть опасение, что что-то рушится. Но УК так же отвечает за содержание дома и двора, — говорит руководитель группы управляющих компаний „Жилремстрой“ Галина Маврина. — Все обращения изначально идут к нам, а мы уже разберемся. Внутридомовые сети — наша проблема, магистральные — ресурсника. Мы его сами вызываем. Подготовка сетей дома к зиме — тоже наша забота и ТСЖ. Никого не бросим. Способы передачи показаний те же».
Помимо это, полагает финансовый директор УК «Олимп» Татьяна Мартынова, собственники опасаются ещё и удорожания ЖКУ: ведь, рассуждают они, РСО придётся набирать целый штат работников для того, чтобы разбираться с каждым домом отдельно.
«Никакого удорожания не будет, — уверена Мартынова. — Просто потому, что системы уже отработана: несколько лет УК работали по системе прямых платежей, теперь будут прямые расчёты. Вся разница — в том, кто будет начислять платежи. А так каждая РСО уже давно приняла на работу всех необходимых людей».
Зато, уверена собеседница Самолёта, жирный плюс собственники получают из-за того, что прямые расчёты позволяют им не отвечать коллективно за долги соседей. Да, формально закон запрещает наказывать весь дом за отдельных должников, но по факту это происходило сплошь и рядом. Когда, например, организация-поставщик электроэнергии через суд блокировала счета УК, на которых аккумулировались взносы жителей на текущий ремонт, или средства, собранные домом от сдачи в аренду общего имущества.
«А вообще, — говорит Татьяна Мартынова, — я думаю, что люди просто устали от нестабильности нашего жилищно-коммунального законодательства. Возможно, постоянные „инициативы“ по „улучшению“ позволяют чиновникам имитировать бесконечную „реформу ЖКХ“, но людей всё это пугает, вызывает подозрения».
Как проверить правильно ли работает счетчик
Очень часто причиной переплаты за воду становится неисправность водомера. У каждого устройства есть свой индивидуальный срок эксплуатации. Поэтому счетчики регулярно поверяют при помощи мастера и демонтажа. Но если вы заметили, что водосчетчик насчитывает лишнего или наоборот недосчитывает, а срок для поверки ещё не настал – можно самостоятельно проверить исправность.
Таким образом, выделим два случая проверки водосчетчиков:
- Регулярная поверка раз в 4-6 лет (индивидуально для каждого водомера);
- Проверка водомера самостоятельно;
- Проверка при помощи специалиста.
В любом случае, перед тем как что-то делать с прибором, необходимо подать заявление на работы в управляющую компанию. Когда вы закончите все махинации по проверке водомера, прибор придется опломбировать и уже с помощью мастера, вызванного на дом.
Как правильно снимать показания с приборов учета смотрите на видео
Каким образом платить за воду и канализацию?
Водопотребление и водоотведение необходимо своевременно оплачивать. Как правило, плату за эти услуги принимает управляющая компания. Однако иногда, по соглашению жильцов, принимается решение об оплате за воду непосредственно поставщикам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 оплата за воду, как холодную так и горячую осуществляется в зависимости от ее потребления в кубических метрах. Такая оплата осуществляется потребителями ежемесячно. Цена на воду и канализацию для населения устанавливается централизовано, постановлением местного органа самоуправления.
По общему правилу, количество израсходованных кубов воды равно кубам, использования канализации. То есть за один куб потребленной холодной или горячей воды собственник квартиры должен будет заплатить за 1 куб водоотведения. Цена на воду и канализацию, которую выставляет управляющая компания не может быть выше цены, установленной органом местного самоуправления. Поскольку такая цена не облагается НДС и никакими дополнительными комиссиями или сборами.
Чаще всего потребление холодной и горячей воды в квартирах и частном домовладении определяется по счетчикам, установленным в квартире по согласованию с управляющей компанией и поставщиком воды. Такой счетчик должен соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ и опломбирован представителем поставщика. Его показания необходимо регулярно сообщать в управляющую компанию. Один раз в два года счетчики необходимо снимать и направлять на поверку. Если счетчик остался не проверенным, его показания не будут учитываться. Для того, чтобы снять счетчик необходимо вызывать представителей поставщика и составлять соответствующий акт. Самовольное нарушение пломбы у счетчика – наказуемо.
Если счетчики не установлены, то оплата за воду взимается из расчета установленных нормативов на одного зарегистрированного в квартире человека. Такие нормативы потребления холодной и горячей воды утверждаются Правительством РФ, исходя из потребностей определенных тем же правительством. Это значит, что чиновники вычисляют среднее число посещений ванна, душа и туалета и расход воды на эти процедуры. При этом норматив зависит от этажности дома и от его оснащенности. К примеру, если в квартире предусмотрен только душ, то это будет один норматив, а если ванна, то другой. Аналогично увеличиваются нормативы потребления холодной воды в тех домах, где нет горячего водоснабжения или оно временно отключено.
Важно понимать, что плата за воду по нормативам может браться только за тех жильцов, которые зарегистрированы в квартире. Никакие акты о количестве фактически проживающих в квартире гражданах, составленные УК или ТСЖ не имеют юридической силы и могут быть оспорены в суде
Платить нужно только за тех жильцов, которые имеют регистрацию.
В заключение надо отметить, что по всем спорным вопросам желательно не затягивать с обращением в управляющую компанию или ТСЖ. При этом такое общение должно быть письменным. Поскольку последней инстанцией, где жилец может отстоять свои права является суд. А в суде любят соблюдение сроков и письменные доказательства.
Нормы предоставления услуги по водоснабжению и канализации
Первое, о чем должен знать каждый житель многоквартирного дома – вода в кране должна быть. При этом она должна быть прозрачной, не имеющей посторонних примесей и запахов (в том числе резкого запаха хлорки) и идти из крана с достаточным напором. Это норма предоставления такой услуги, как водоснабжение в многоквартирных домах. Если один из этих параметров не соответствует той воде, которая льется из крана, необходимо принимать меры, то есть жаловаться.
Начать лучше всего со своей управляющей организации, которая отвечает за предоставление коммунальных услуг в доме. Если это не поможет, необходимо обращаться в жилищную инспекцию при местном органе самоуправления. Кроме того, можно известить о проблеме Роспотребнадзор. Поскольку вода ненадлежащего качества может стать причиной различных заболеваний. А оказать воздействие на водоснабжающую компанию лучше всего именно через Роспотребнадзор.
Если холодную воду отключают, то об этом должны предупреждать заранее, если конечно это не авария. Такое отключение не может быть длительным. По всем санитарным нормам на ремонт водопровода отводится не более суток. Если проблема с водой затянулась, то виновные в этом обязаны организовать подвоз чистой питьевой воды к дому.
Однако вода бывает не только холодной, но и горячей. При этом горячая вода является технической, поэтому к ее качеству требования не столь высоки, как к холодной воде. Однако, при этом горячая вода должна быть достаточной температуры, не ниже 70 градусов по Цельсию. Даже на верхних этажах. Если вода идет еле теплая, то это опять повод для жалоб.
Часто возникает вопрос, должна ли быть горячая вода в доме обязательно и как надолго ее могут отключить? В соответствии со всеми нормативами, если дом заявлен, как имеющий горячее водоснабжение, вода в кране должна быть. Однако, при этом управляющая компания не несет ответственности за работу компаний по теплоснабжению и за исправность теплоцентралей за пределами дома. Поэтому, если существует проблема с трубами или с котельной, жаловаться на УК будет бесполезным. В таких ситуациях лучше всего обращаться напрямую в компанию, которая осуществляет теплоснабжение или к городским властям. При этом, горячую воду могут отключать в связи с проведением профилактических работ. Такое отключение не должно длится больше 14 дней один раз в год. Жильцы должны быть извещены о нем заранее. Как правило, такие отключения горячей воды выпадают на теплое время года.
Канализация находится в ведении управляющей компании. Однако все жильцы должны понимать, что при засорах канализации на них может быть возложена ответственность и даже применен административный штраф. Как правило, выявить виновника засора канализации не представляет большого труда.