Возможные результаты
В случае наблюдения стабильного прогресса в практике вы можете надеяться на проявление у себя таких возможностей:
- трансформация своей природы (духовной и физической);
- отключение от ненужных эгрегоров (в том числе, городских, рабочих и т.д.);
- очищение от негативной и родовой кармы;
- избавление от заболеваний (иногда изначально неизлечимых);
- развитие сиддхов (особых умений);
- достижение нирваны;
- переживания во сне, выход из тела;
- и даже изменение внешности, как это было у Матери, которая в свои 40 лет неожиданно для своих приближенных начала выглядеть на 18.
Все эти перспективы не должны вас отвлекать от истинной цели интегральной йоги, а именно – воссоединении с Божественным.
Садхана
Это понятие означает одну из техник, входящих в состав интегральной йоги. Садхана переводится как «духовное правило». Она является определенным алгоритмом действий, которых человек должен придерживаться во время практик и занятий йогой. Благодаря Садхана человек открывает для себя огромный мир божественного, Вселенную и Космическое начало.
Садхана несет в себе несколько компонентов:
- развитие и улучшение качеств своей души;
- возможность остановить круговорот циклов жизни или иначе сансары;
- установление взаимосвязи человека и Бога;
- произведение и обязательное осуществление специальных комплексов и традиций для почитания Всевышнего.
Во многом считается, что Садхана является в некотором роде независимой техникой. Для человека, который является сторонником интегральной йоги, обязательно ежедневно выполнять различные ритуалы, читать мантры, изучать специфические термины и писания, повторять ритуалы и даже совершать подношения Божественному.
В стране Шри Ауробиндо принято даже наносить себе ранения и увечия, чтобы получить более тесную связь человека и Бога. Это делается даже во время определенных праздников, негативных событий, например, похорон. Таким образом люди проявляют свои грехи, очищаются от них.
Практика Интегральной Йоги
- Что необходимо для Интегральной Йоги (Практика Интегральной Йоги. Глава 1)
- Девятеричная Ежедневная Садхана (Практика Интегральной Йоги. Глава 2)
- О Стремлении (Практика Интегральной Йоги. Глава 3)
- Садхана Отказа Низшим Импульсам (Практика Интегральной Йоги. Глава 4)
- Отречение в Интегральной Йоге (Практика Интегральной Йоги. Глава 5)
- Об Открытости и Восприимчивости (Практика Интегральной Йоги. Глава 6)
- О Самоотдаче Божественному (Практика Интегральной Йоги. Глава 7)
- Как Обращаться к Божественной Матери (Практика Интегральной Йоги. Глава 8)
Раздел «Практика Интегральной Йоги Шри Ауробиндо и Матери» включает перевод книги Д. К. Мукерджи «The Practice of the Integral Yoga», дополненной цитатами Шри Ауробиндо и Матери, а так же Беседы Матери с учениками на Игровой Площадке и письма Шри Ауробиндо к Дилипу К.Рою.
В этой книге рассматриваются необходимые качества и основные трудности в человеческом сознании на пути Интегральной Йоги. Каждый человек, который приходит к Шри Ауробиндо и Матери, повинуется голосу своей души, которая хотя бы однажды в его жизни живым и ярким опытом врывается в его внешнее сознание и зовёт его к себе. Но, несмотря на несколько духовных опытов, состояние обычного внешнего сознания в садхаке остаётся без изменения, и садхак ещё в течение многих лет продолжает жить в неведении, то есть, в кромешной тьме незнания, что нужно делать и как отличить в себе истину от лжи.
Поэтому, на протяжении всей книги, Мать и Шри Ауробиндо всё время настаивают, что основным отношением садхака в йоге должна быть пассивность, которая включает:
Спокойное наблюдение за тем, что происходит внутри него, обычно это неразличимая смесь всевозможных мыслей, чувств и импульсов, с тем, чтобы постепенно научиться различать отдельные движения в своём сознании;
Призыв к Силе Матери Шакти, расслабленное и спокойное ожидание её прихода, открытие себя для неё;
Когда поток Силы приходит вниз, спокойное сотрудничество с Силой, расслабление тех частей тела, через которые она проходит, с тем чтобы открыть для неё все части сознания в себе и дать ей работать, не вмешиваясь и не настаивая на собственной деятельности.
Шри Ауробиндо писал об этом в письме к Дилипу:
Интегральная Йога – это новая дисциплина, целью которой является полное изменение существующей человеческой природы. Все традиционные Йоги, что были до сих пор, оставляли внешнего человека без изменения, так как их целью был контакт с Духовной Реальностью за пределами этого мира.
Поэтому, вся активность прошлых йог, которые различными методами добивались тишины в разуме и контакта с Духом, сводятся в Интегральной Йоге к концентрации, созерцанию и пранаяме, для того, чтобы успокоить внешнюю природу и открыть себя для истинной силы, которая одна может совершать Йогу в нас – Силе Матери Шакти.
Только Супраментальная Сила Матери, Шакти может с высоты своего Божественного Сознания знать, что нужно оставить в сознании садхака, а от чего нужно избавиться.
Если сам садхак начнёт избавляться от того, что ему кажется «недостатками», это приведёт к постоянной внутренней борьбе и состоянию раздора и конфликта внутри и снаружи. Этим вы не только не достигнете гармонии, но многократно увеличите хаос и неразбериху в себе самом. Йога в таком сознании невозможна.
Учитесь принимать свою внешнюю природу без ментальной критики, раздражения, и недовольства собой. Критика и недовольство порождают огромное лицемерие, когда вы прячете от себя всё то, что кажется вам недостойным и живёте в постоянной иллюзии, что то, что вы делаете – правильно и хорошо. Но это не меняет вас и вашу природу.
Такая жизнь в постоянной лжи самому себе закрывает путь знанию, которое приходит с совершенной искренностью. Именно поэтому, основным условием йоги является искренность. Эта ложь, по словам Матери, отделяет вас стеной от вашей души.
Искренность – это знание, знание самых тёмных и неприятных своих сторон, с тем, чтобы увидеть и понять ясно, как мало вы знаете о самом себе, своей собственной природе, и как беспомощны вы перед всей этой тьмой и нечистотой!
Тогда вы обращаетесь к Матери, к её силе Шакти, и просите её спасти вас от самого себя, очистить вас от всего, что мешает вам увидеть свет души вашей, свет Истины и Любви. Только это может сделать вас счастливым.
Интегральная Йога – это целенаправленный и эффективный поиск истинных гармонии и счастья в вашей жизни.
Вот что говорила об этом Мать:
Мы желаем вам, чтобы книга «Практика Интегральной Йоги Шри Ауробиндо и Матери» помогла вам организовать свою деятельность на пути самопознания и установления гармонии во внутренней и внешней жизни.
Объект и условия медитации в интегральной йоге
В качестве идеи для медитации и созерцания Ауробиндо предлагает использовать концентрацию ума на Боге, причем форма проявления этой высшей силы в принципе неважна. Гуру считает, что это есть наилучший объект для концентрации, вмещающий в себя истины всех существующих миров. Бог сам по себе является тем абсолютным знанием, достичь которого стремится любой человек, занимающийся духовными практиками.
Обычные в йогических практиках условия для проведения медитации, такие, как тишина, неподвижность физического тела, удаленность от людского общества, Ауробиндо считает необходимыми лишь на начальном этапе, когда способность новичка концентрироваться еще не так сильно развита и может зависеть от внешних воздействий. Тому, кто только начал постигать основы йоги, прежде всего, необходимо преодолевать мешающие концентрации ума факторы типа беспокойства, проявляющейся забывчивости, хаотического блуждания мыслей, а также взволнованности, исходящей от физического тела. Еще одним важным условием гуру считает чистоту помыслов, то есть в сознании не должно быть негативных эмоций, переживаний и тревожных мыслей, так как это мешает достижению поставленной цели.
Чтобы не давать сознанию распыляться вокруг на многие мысли и объекты, Ауробиндо советует концентрироваться в центре внутреннего ума – в месте, где оккультисты располагают так называемый «третий глаз», между бровями. Интегральная йога учит, что под слоем внешнего суетливого и неглубокого «Я» обычного человека прячется «Я» истинное, изначально стремящееся к Свету, к Божественной Истине. Именно это «Я» способно получать духовные знания и подниматься вверх в поисках Божественного. У него, согласно учению Шри Ауробиндо, есть два ментальных центра – один в сердце, а второй – в голове. В первом центре нужно концентрироваться на эмоции (например, стремлении к Истине), а в другом – на мысли.
Польза практики для эмоционального здоровья
Возможности данной практики настолько велики, что позволяют человеку открыть себя самому заново, стать лучше и сильнее, чем были до этого. Кроме того, интегральная йога влияет и на внешность. Можно стать красивее, измениться в лучшую сторону.
Польза практики не только в изменении физического тела, но и духовного:
- человек становится более выносливым;
- улучшается настроение и самочувствие;
- меняется восприятие мира и самого себя;
- обретается гармония;
- человек осознает собственную ценность;
- учится ставить цели и достигать их;
- увеличивается сила воли и становится лучше характер;
- закаляется здоровье;
- учится молчать и иметь от этого пользу;
- получает непоколебимую веру в себя и Всевышнего;
- трансформирует природу самого себя;
- развивает в себе особенные способности и умения;
- может достичь нирваны;
- появляется возможность прервать жизненный круг сансары.
Считается, что те, кто является приверженцем йоги становится моложе своих лет внешне, но духовно становится более зрелым и цельным. Его личность развивается быстро, обогащая внутренний мир и улучшая восприятие его и самого себя.
Польза Крийя-йоги для физического и ментального здоровья
Как было сказано в самом начале – многие современные люди используют эту практику как способ взять себя в руки и избавиться от зажимов. Крийя помогает унять поток беспокойных мыслей, отключиться от лишнего информационного шума, выйти из переживаний о давно минувших днях и избавиться от страха перед будущим. Человек достигает ментального равновесия и гармонии между духовным и физическим естеством, не забывая при этом о поиске истины. Регулярно практикуя Крийя-йогу, можно заметить ощутимый личностный рост и прогресс как на физическом, так и на ментальном уровне, а именно:
- Кислородное насыщение крови за счет дыхательных упражнений и концентрации на каждом вдохе. То же самое касается естественного вывода углекислого газа из организма при выдохе.
- Нормализация работы нервной системы и ускорение умственных процессов благодаря практикам медитации и осознанности.
- Усиление иммунной защиты организма. Доказано, что у тех, кто постоянно практикует Крийя-йогу, улучшается общее состояние здоровья. Все благодаря тому, что человек учится прислушиваться к себе и распознавать тревожные сигналы своего тела. Кроме того, Крийя, как и многие другие йогические практики, хорошо сочетается со специальной, чистой вегетарианской диетой.
- Стабилизация эмоционального фона. Йога учит быть чутким и добрым по отношению к самому себе, испытывать благодарность за жизнь при каждом вдохе свежего воздуха. Человек, постигший Крийю, видит простые истины и умеет растворяться в моменте.
- Улучшение концентрации внимания, а как следствие – повышается успеваемость в учебе и работе.
- Тело становится крепче и выносливее – объем легких увеличивается, а ноги и руки становятся крепче и гибче, если выполнять асаны правильно. Практикующий Крийя-йогу буквально расцветает и выглядит моложе.
Йога Крийя бодрит тело и дух
Кому подойдет интегральная йога
Как и любой другой вид йоги, данная практика подойдет практически любому желающему. Однако, имеются и противопоказания.
Противопоказаниями к практике считаются:
- период беременности, особенно это касается второго и третьего триместров;
- период менструального кровотечения у женщины;
- серьезные нарушения в костной и хрящевой ткани, а также болезни опорно-двигательного аппарата;
- нарушения артериального давления;
- острая форма заболевания желудочно-кишечного тракта;
- вирусные и инфекционные болезни в период обострения;
- онкологические заболевания;
- нарушения нервной системы и психические отклонения.
Важно не заниматься на полный желудок. Но можно выпить стакан воды перед началом выполнения асан
Направление используют
| Абсолютная Мастерская (Москва), Московский центр интегральной йоги имени Шри Ауробиндо (Москва), Мастерская путешествий Дмитрия Края “Край путешествий” (Москва), Проект “Край Йоги” (Москва), Центр духовной практики и творческого развития ArtSacral (Москва), Александр Макеев (Новосибирск), Артур Латыпов (Уфа), Белгородская региональная культурно-просветительская общественная организация “Центр Шри Чинмоя” (Белгород), Надежда Терещенко (Невинномысск), Светлана Смирнова (Иваново), Студия Fountain Art (Алматы), Уфимский Центр Шри Чинмоя (Уфа), Центр интегральной йоги “Тебе Мирра” (Санкт-Петербург), Центр практик оздоровления и развития “Сатт Вэй” (Екатеринбург), Школа Интегрального Развития (Владивосток). | ||
| Майя Петенкова (Москва), Шри Ауробиндо Гхош (Индия), Александр Николаевич Боронин (Москва), Дмитрий Край (Москва), Лилия Баженова (Москва), Наталья Щербакова (Москва), Панкадж Ведант (Москва), Юлия Рудакова (Санкт-Петербург), Станислав Леонидович Карташов (Барнаул), София Крымская (Киев), Сергей Константинович Горбачёв (Краснодар), Марина Конова (Санкт-Петербург), Свами Суддхабрахмананда (Литва), Раиля Ринатовна Каримова (Уфа), Юрий Головинский (Минск), Радик Шарафутдинов (Челябинск), Пётр Касанов (Пермь), Ольга Вилльманн-Камловская (Барнаул), Ян Цыганков (Ростов-на-Дону), Сергей Владимирович Колеша (Киев). Ещё тренеры 18 | ||
| Александр Николаевич Боронин (Москва), Лилия Баженова (Москва), Майя Петенкова (Москва), Наталья Щербакова (Москва), Александр Харитонов (Краснодар), Алина Римовна Арсланова (Тюмень), Андрей Борисович Иванов (Челябинск), Анна Владимировна Куницкая (Санкт-Петербург), Артур Фаатович Латыпов (Уфа), Екатерина Владимировна Кае-Трин (Нижний Тагил), Кирилл Владимирович Непомилуев (Нижний Новгород), Марина Захарова (Калининград), Пётр Касанов (Пермь), Раиля Ринатовна Каримова (Уфа), Станислав Леонидович Карташов (Барнаул), Юлия Рудакова (Санкт-Петербург). |
| Уфа, |
Спасибо, за интерес к теме “что такое Интегральная йога”!
Конечный результат
Материальный мир нельзя считать иллюзией и отвергать его, стремясь к нирване, считал Шри Ауробиндо, и человек, как часть этого мира, важный уровень пути для развития духа. Чтобы изменить и преобразовать мир надо пройти все этапы пути трансформации сознания. Только преодолевший все уровни лестницы и все элементы, осознанно повернется к Божественности, сможет пройти по данной дороге и принести Божественность к людям.
Широкий смысл интегральной йоги состоит в том, что это не является бегством от мира и разрыв связи с материальной сущностью – это поиск гармонии и счастья в жизни, направленный на то, чтобы из всех негативных событий извлечь положительное, уничтожающее двойственность.
Ш. Ауробиндо считает, что йогу нужно использовать чтобы развиваться и действовать. Духовная работа, которая проводится в материальном мире, раскрывает Божественное сознание в материи. Йога Ауробиндо — это не только физические упражнения — это пранаямы, мудры, мантры, бандхи и медитации — целенаправленная и осознанная работа, очищающая энергетику человека. Главной движущей силой являются: любовь, совесть и открытость ума высшему духовному сознанию, что возможно только в спокойном безмятежном состоянии.
В объединенной йоге нет определенных правил, она лишь только указывает направление, в котором следует идти, и предостерегает от трудностей, с которыми придется встретиться на данном пути. На всех этапах жизненного пути интегральная йога помогает стать сознательным существом.
В ходе преобразования психического сознания человек должен открыть в себе внутренний ум, внутреннее витальное и внутреннее физическое (то есть сублиминальные «составляющие» человека), затем человек открывает психическое существо и подчиняет ему ум, жизнь и тело и, все подчиненное психическому существу низшее существо должно быть открыто Духовной истине. Постижение Истины приведет человека к интегральному освобождению. Интегральное освобождение есть мукти (освобождение) и бхукти (наслаждение).
Все практикующие йогины быстро приобретают мистические способности, в этом состоит основная опасность интегральной йоги. Некоторые останавливаются на этом, ведь полученные знания в области оккультных наук, вместе с колдовством и ясновидением могут соблазнить человека пойти по другому пути.
Эволюция сознания
Важнейшая роль отводится теме сознательного и бессознательного. По мнению неизменного автора методики, в нынешней природе человека очень много бессознательных и даже животных проявлений. Чтобы изменить это, абсолютно необходима эволюция сознания Человека и проникновение сознания в каждую частицу человеческого тела. Принято считать, что ум человека – это наивысший уровень развития сознания на Земле. Но Шри Ауробиндо полагает, что человеческий ум – это лишь очередная ступень в эволюции сознания, а тело человека со своими желаниями и инстинктами — не что иное, как материя, тормозящая и сбивающая с толку осознавшее само себя сознание.
Для изменения такого положения вещей автор методики советует подготовить себя для трансформации, затем на всех уровнях открыться Божественному источнику и, полностью доверившись, просить его войти в нас. Причём войти не только в наш Дух, но и в материальное тело. Таким образом, одним из главных отличий этой йоги от других является иное направление энергии – не снизу вверх, а сверху вниз.
Философия интегральной йоги
Интегральная йога подразумевает не только выполнение специальных асан и упражнений для физического тела человека, она также представляет собой систему ценностей, верований и философских писаний и знаний.
Основной целью данного направления является приобщение человека к оздоровительным техникам, очищающим и улучшающим состояние души и тела. Философия йоги шаткарма заключается и в следующем:
- единение физического и духовного тела;
- освобождение от лишних тревог и нужд;
- избавление мыслей человека и очищение их с помощью отказа от материальной действительности;
- раскрытие собственного я;
- гармонизация себя;
- вера в успех каждого человека, его ценность как личности.
В данном направлении крайне важно осознавать, что материальный мир — ни что иное, как земные блага, которые не имеют для человека никакого значения. Все, что важное — это душа и разум. Физическое тело не нуждается во многом
Все, что мы можем получить и уже имеем — имеет ценность только здесь и сейчас. Для нашей души это не несет никакой пользы
Физическое тело не нуждается во многом. Все, что мы можем получить и уже имеем — имеет ценность только здесь и сейчас. Для нашей души это не несет никакой пользы.
Оздоровление организма происходит только благодаря избавлению от мыслей о материальных благах, об удовлетворении своих низменных потребностей.
С помощью такого подхода возможно избавление от многих болезней, грязных помыслов, душевных скитаний, а также общее развитие человека как гармоничной единой личности.
Стилистика йоги
Если же у вас достаточно плотный рабочий график, или же поблизости нет ни одной школы йоги (и такое случается), можете смело попробовать практиковать йогу дома, самостоятельно. К счастью, сейчас огромное количество полезной информации о йоге как источнике духовного развития. Для начала, выберите стилистику йоги, которая вам близка. К примеру, это может быть:
1. Хатха-йога
Основное внимание в данной стилистике йоги уделяется физическому здоровью. Это один самых практичных и распространённых видов йоги. Основная философия предполагает выполнение различных физических упражнений, направленных на улучшение иммунитета, уравнение гормонального фона, улучшения эластичности мышц и связок
Асаны(позы) выполняются в статичном варианте и задерживаются на несколько минут. Хатаха-йога как будто выстраивает ваше тело вновь и уделяет очень много внимания важным, но мелким деталям, таким как повороты туловища, статичные растяжки, удержания позиций
Основная философия предполагает выполнение различных физических упражнений, направленных на улучшение иммунитета, уравнение гормонального фона, улучшения эластичности мышц и связок. Асаны(позы) выполняются в статичном варианте и задерживаются на несколько минут. Хатаха-йога как будто выстраивает ваше тело вновь и уделяет очень много внимания важным, но мелким деталям, таким как повороты туловища, статичные растяжки, удержания позиций
Это один самых практичных и распространённых видов йоги. Основная философия предполагает выполнение различных физических упражнений, направленных на улучшение иммунитета, уравнение гормонального фона, улучшения эластичности мышц и связок. Асаны(позы) выполняются в статичном варианте и задерживаются на несколько минут. Хатаха-йога как будто выстраивает ваше тело вновь и уделяет очень много внимания важным, но мелким деталям, таким как повороты туловища, статичные растяжки, удержания позиций.
2. Шиванада-йога
Так же подразумевает удержание в статике различных позиций, но в отличии от предыдущего варианта, направлена на достижение духовной релаксации с помощью медитирования. Данная разновидность отлично подходит в случае выбора йоги как пути духовного развития.
3. Кундалини-йога
Представляет собой сложный комплекс упражнений, умноженных на глубокое духовное понимание внутреннего “Я”. Это набор динамических упражнений, где позы с завидной быстротой сменяют одна другую. Данная стилистика йоги призвана раскрыть ваши энергетические каналы с помощью особых техник дыхания и медитации.
Йога для духовного развития – это отличное решение для человека, который принял себя и решил самосовершенствоваться как духовно, так и физически. Йога с каждым днем будет помогать вам становиться лучше, иметь более ясный ум, устойчивость и отличное физическое состояние на многие годы.
Философия интегральной йоги
У каждого человека разный уровень сознания, они по-разному воспринимают окружающий мир, информацию, по-разному рассуждают об одних и тех же событиях и явлениях, по-разному чувствуют и думают. Каждый человек идет тем путем, по которому ему комфортнее и легче
Есть много разных видов древней йоги, каждый из них заостряет внимание на том или ином аспекте ума, сознания и человеческого тела, при помощи которых достигается поставленная цель
Ауробиндо совершенно по-новому подошел к преобразованию сознания человека в божественное. Он рассмотрел всю йогу, как единую целостную систему, и впервые применил новый термин – интегральная йога. Система помогает человеку по-другому посмотреть, перестроить и изменить сознание, добиться божественной жизни в существующем мире.
Он утверждал, если занимаясь интегральной йогой, правильно настраивать свое сознание, материальная энергия превращается в духовную, происходит трансформация сознания и человеческого тела, они превращаются в божественные. Человек преображается и начинает смотреть на мир другими глазами, в окружающем его мире он начинает видеть божественное явление, как воплощение Бога Кришны.
Все серьезные, духовные традиции имеют тенденцию к развитию, и к восхождению души, чтобы привести к единению с Божеством. Это хорошо и правильно, но Ауробиндо идет дальше и считает, что само вознесение до уровня Божества не может быть целью. Должно наступить нисхождение Божества в мир людей. Практикующие целиком поддаются божественному действию, а перемены наступят сами.
Он не идет йогическими путями классической йоги, критикует их, прежде всего за то, что они ищут нирвану, или переделывание мира. В йоге Ауробиндо не достаточно вхождения в йогический транс или самадхи, здесь мало каких-то чудесных способностей и сверхвозможностей — требуется полная трансформация сознания и тела, чтобы постичь все божественные знания, дух и силу.
Йога Ауробиндо объясняет, как происходит постепенное преобразование мира, и какое предназначение человека и его место в этом процессе. Шри Ауробиндо убежден, что есть Сверхразум, который объединяет материальный и духовный мир в единую целостную систему. Все что есть в нашем мире, это крохотные частицы Сверхразума.
«Цель — постепенный союз с Божественным или рост его откровения во всех областях человеческой жизни»… «Дорасти до истинной силы духа, и без прямого воздействия этой силы, стать реальным каналом, через который можно выразить себя, как жизнь человека в Боге, и Божественную жизнь духа в человеке».
Человеческая жизнь, должна выйти за пределы материального мира и неосведомленности, достичь Сверхментального существования. Человек может достичь божественной жизни в материальном мире с интегральной йогой. Ауробиндо считает, что духовный мир – это одна из составляющих материального, он находится в нем и от духовного мира человека отделяет только его материальное сознание.
Что это такое?
Несколько веков назад индийский йог Лахири Махасайя собрал и задокументировал древние практики и знания. Ценной информацией с ним поделился гималайский гуру – Бабаджи Махарадж. Согласно легендам, он смог познать бессмертие и владел многими техниками йоги, некоторые из них описаны в «Йога-Сутрах» и «Бхагават-Гите». Опыт древних техник вошел в основу Крия йоги.
Справка! Это практика духовного становления, а также учение, помогающее в осмыслении Бытия, определении приоритетных направлений жизни, обретении гармонии и состояния комфорта.
Благодаря практическим занятиям, человек освобождается от угнетающих его размышлений и совершенных поступков. Он как бы обновляется вместе с клетками своего организма, у которых во время выполнения особых дыхательных упражнений усиливается кислородное насыщение и избавление от углекислого газа.
Данное направление йоги включает асаны, повышающие вибрации движения, медитативные техники и пранаямы.
Крия йога очищает разум от лишней информации, ненужных переживаний. Она помогает развивать тело на духовном и физическом уровне. Такая йога признана одним из самых мягких направлений, поэтому доступна людям с любой подготовкой.
Эволюция и йога
Согласно Ауробиндо три главных принципа эволюции, образующей в итоге, скорее, спираль, чем прямую линию, это — расширение, возвышение и интеграция. В ходе эволюции происходит количественное усложнение (зарождение жизни подготавливается возникновением все более сложных структур), затем — качественная трансформация (переход к органическим образованиям, возникновение сознания), и далее — преобразование высшими формами бытия низших.
Высший этап эволюции достигается не одним человеком, а всем человечеством, и ключом к преобразованию всего общества является преобразование природы человека. Совершенствованию различных сторон человека способствовали различные формы культуры, развивающие волю, чувственно-эмоциональное восприятие, разум, открывающие духовные глубины его существа. Но достигаемые при этом успехи являются частичными и недостаточно действенными.
Радикально решить задачу совершенствования человека может лишь йога. С точки зрения Ауробиндо: «Вся жизнь есть йога». В широком смысле всё историческое развитие человечества (его космическое развитие) есть путь, ведущий к обществу гностических существ. В узком смысле йога, по Шри Ауробиндо, это совокупность методов, применяемых для осуществления указанной космической цели.
Он называет её интегральной йогой или Пурна (полной) йогой. С его точки зрения высшие идеалы человеческого рода достигаются либо эволюционным продвижением, либо «революционным индивидуальным усилием». Именно таким усилием Ауробиндо считает собственную йогическую практику — садхану, именно к таким усилиям призывает он и своих учеников — садхаков, практикующих интегральную йогу.