Туризм
Многочисленные заповедники предоставляют возможность посетить специальные туры, во время которых можно в полной мере насладиться ошеломляющей красотой края, увидеть своими глазами редких животных и отдохнуть от городской суеты.
На его просторах развит экстремальный туризм: сплавы через сложные пороги и скалолазание. На территории заповедника Красноярские столбы проводятся соревнования по скалолазанию, есть проложенные маршруты.
Также можно поехать в речной круиз на комфортабельных теплоходах по маршрутам:
- Норильск — плато Путорана — Дудинка — Енисейск — Красноярск.
- Красноярск — Дудинка — плато Путорана — Норильск.
- Остров Диксон — Дудинка — Енисейск — Красноярск.
- Норильск — Дудинка — Енисейск — Красноярск — озеро Байкал — озеро Хубсугул.
Цены на круизы в зависимости от количества дней и маршрута варьируются от 80 тысяч российских рублей до 200 тысяч.
Воды, богатые разного рода рыбой: стерлядью, осетром, щукой, сазаном и многими другими видами — не оставят равнодушным ни одного рыбака.
Самое главное достояние Енисея — это сохранившееся ощущение первозданности, нетронутости, которое после шумной городской суеты будет лучшим лекарем для уставшей души.
Значение Оби
Итак, разобравшись, какая река в Новосибирске главная, необходимо поговорить о ее значении для региона. Обь является важнейшей хозяйственной частью города, активно используемой каждый год. Новосибирская ГЭС, располагающаяся в Советском районе, обеспечивает электроэнергией весь город.
Помимо этого, богатая фауна Оби позволила наладить промысловую рыбную ловлю в крупных масштабах. Здесь добывают щуку, сига, налима, язя, ельца, осетра и другие, не менее ценные виды. Некоторая часть улова импортируется в другие регионы, а остальная предусмотрена для продажи на внутреннем рынке.
Очень большое значение имеют и транспортные пути, проходящие по всей реке, которые связывают многие города, лежащие на её берегах. Шесть месяцев в году, пока водная гладь не покрывается льдом, делая передвижение по ней затруднительным, Обь служит соединяющей веной, связующим каналом для населенных пунктов.
Мосты
По направлению от устья к истоку:
- Югорский мост (Сургут, ХМАО);
- Железнодорожный мост (Сургут);
- Шегарский мост (близ села Мельниково, Томская область);
- Северный мост в Новосибирской области (2008);
- Димитровский мост в Новосибирске;
- Железнодорожный мост Транссиба (Новосибирск);
- Октябрьский мост (Новосибирск) (Коммунальный);
- Метромост в Новосибирске;
- Бугринский мост в Новосибирске;
- Комсомольский железнодорожный мост в Новосибирске;
- Мост через шлюз Новосибирской ГЭС;
- Железнодорожный мост в Камне-на-Оби Алтайского края;
- Железнодорожный мост в Барнауле;
- Недостроенный железнодорожный мост в Барнауле;
- Коммунальный («Старый») мост (совмещенный автомобильный и железнодорожный) в Барнауле;
- Новый мост в Барнауле.
До строительства мостов на Оби на древних сухопутных путях, например, «С Тары через Барабу до Томска» («Бухарский путь»), использовалась водные переправы («Перевоз», на Оби в устье р. Уртамки; именно здесь и был поставлен Уртамский острог).
Планируется строительство ещё одного моста через Обь вблизи города Стрежевого, Александровского района Томской области для полной проезжаемости будущей Северной широтной магистрали, однако отсутствует финансирование. В случае начала строительства железнодорожной ветки в предгорные районы Алтайского края и Республики Алтай на территории Быстроистокского района примерно в 20 км от места слияния Бии и Катуни будет построен ещё один мост.
Река Обь в среднем течении.
От устья Томи до устья реки Иртыш располагается среднее течение реки Обь. Длина реки на этом участке составляет примерно 1500 километров. В среднем течении Обь проходит по территории Томской области и Ханты-мансийского автономного округа. В Томской области протяженность среднего течения Оби 972 километра. В районе села Соснина Обь пересекает границу Томской области с Ханты-Мансийским автономным округом (Югрой). От границы Югры и до устья реки Иртыш длина реки Обь в среднем течении – 528 километров. В нижнем участке верхнего течения Обь имеет северо-восточное направление движения вод. От устья Томи река поворачивает на северо-запад. Далее, от впадения правого притока – реки Чулым (1799 км), Обь резко изгибается в юго-западном направлении, но в районе озера Белое (Молчановский район Томской области) поворачивает и снова течет на северо-запад. Озеро Белое расположено в пойме реки Обь на острове, образовавшимся между Обью и ее протокой Кривая лука (14 км). Это колено Оби является самым крупным в ее среднем течении. Множественные изгибы и повороты к северо-востоку, юго-западу и югу встречаются на всем протяжении течения реки. После слияния с Чулымом Обь становится особенно полноводной. Множественные протоки Оби часто соединяются с нижним течением реки Кеть (1621 км). Река Кеть, являясь одним из крупных правых притоков Оби, впадает в нее двумя рукавами. Ниже города Колпашево в Обь вливается Тогурская Кеть, Копыловская Кеть течет вдоль Оби до города Нарыма и затем тоже сливается с Обью. Примерно в 45 километрах выше города Сургута от Оби отделяется ее самая крупная протока – Юганская Обь (195 км). Она течет параллельно основному водотоку Оби и снова впадает в нее в 103 километрах ниже города Сургута. В 2 километрах от устья Юганской Оби в нее впадает река Балык (243 км) здесь расположен город Нефтеюганск. Северо-западное течение Оби сохраняется до ее слияния с правым притоком – рекой Вах (964 км). Устье Ваха находится в 10 километрах выше по течению Оби от города Нижневартовска. От этого участка Обь принимает западное направление течения и сохраняет его до впадения в нее реки Иртыш. После впадения Иртыша Обь поворачивает на север. В среднем течении Обь является равнинной рекой. Протекает она в зоне среднетаежных лесов. Для этой зоны характерны плоские заболоченные равнины и дренированные склоны, заросшие елово-пихтово-кедровой тайгой с березняками. Все среднее течение Оби проходит по Западно-Сибирской равнине (низменности). Протекая по Томской области, река делит ее на две почти равные части. Западную часть занимают просторы Васюганской равнины, образуя левобережье Оби. На территории Васюганской равнины расположено Васюганское болото, являющееся самым большим в мире. В восточной части на юге расположена Чулымская равнина, от устья реки Чулым все оставшееся пространство занимает Кетско-Тымская равнина, они образуют правобережье Оби. На территории Ханты-Мансийского автономного округа, до впадения Иртыша, Обь протекает в пределах Среднеобской низменности. Все левобережье среднего течения реки Обь представляет собой болотистую равнину, приподнятую над уровнем моря примерно на 90 – 100 метров. Правобережье среднего течения Оби также является приподнятой равниной, но в отличии от левобережья это холмистая и сильно пересеченная равнина, занятая хвойными лесами. Долина реки Обь в среднем течении широкая и плоская, ее ширина составляет от 30 до 50 километров. Пойма низменная, сильно пересеченная множеством проток и рукавов, которые разделены крупными и мелкими островами. Крупные протоки и рукава Оби имеют длину в несколько десятков километров. Ширина поймы колеблется от 20 до 30 километров. Большую часть поймы Оби занимают заливные луга, на отдельных ее участках произрастает лес. Также на территории поймы располагается большое количество озер и озер-стариц. Ежегодно пойма заливается в период весеннего половодья. Глубина реки Обь в среднем течении в межень составляет от 4 до 8 метров. У Оби малая скорость течения, типичная для равнинной реки – 0,5 – 1 м/с. В половодье скорость течения увеличивается до 2 м/с. Основное русло Оби не тянется по центру ее долины. Будучи извилистым, оно прижимается то к правому краю, как в районе города Сургут, то к левому краю, как в районе города Нижневартовск. Ширина основного русла реки Обь в среднем течении варьируется от 700 – 800 метров до 2 километров, постепенно увеличиваясь, она достигает 3 километров перед устьем реки Иртыш. От устья реки Иртыш до впадения Оби в Обскую губу Карского моря – нижнее течение реки Обь.
Экологические проблемы
К сожалению, антропогенное влияние не обошло стороной и Енисей. Строительство гидроэлектростанций привело к созданию препятствий для нереста и свободного перемещения рыб, что привело к снижению их численности.
Многочисленные предприятия на берегах реки сбрасывают в нее сточные воды, что приводит к загрязнению потоков и их потеплению — на многих участках Енисей зимой уже не замерзает (в районе Красноярска, Саяногорска и Дивногорска), а это пагубно влияет на биосистему.
Основные источники загрязнения:
- транспорт,
- предприятия,
- гидроэлектростанции,
- населенные пункты,
- молевый сплав древесины.
Река используется в качестве транспортной артерии, из-за чего нередко на ее поверхности возникают нефтяные пятна, которые приводят к смерти животных.
Экологическое состояние Енисея еще не критичное, пока осталось много чистых участков, однако без должной заботы все очень скоро может измениться к худшему.