Дыхание Бхастрика: Техника Выполнения
Если вы еще живы уже освоили подготовительную часть, можно переходить к основной. Итак, понеслась!
Примите любую удобную позу (поза лотоса и т.д — в общем, в меру своей изувеченности неудачной практикой йоги ), руки на коленях, пальцы в гьяна или чин мудре, голова прямо, спина ровная, глаза закрыты, тело расслаблено (ну вы все и так знаете).
Поднимите правую руку и сделайте насагра мудру:
— Указательный и средний палец поместите на точку между бровей
— Большой палец будет закрывать правую ноздрю, безымянный – левую.
— Мизинец девайте, куда хотите.
— Локоть правой руки держите ближе к груди, либо вообще поместите на нее — иначе устанет.
— Левая рука — на колене (левом, разумеется).
Насагра Мудра
Поехали дальше.
Дыхание начинаем с левой ноздри. Закройте правую ноздрю большим пальцем (указательный и средний от лба не отрывать).
С силой вдохните и выдохните через левую ноздрю 10 раз (считайте в уме). Живот движется ритмично, помогая дыханию; он должен работать, словно насос, качающий воздух.
Не расширяйте грудную клетку (по кр. мере, если это происходит — то должно быть минимально), и не поднимайте плечи. Не должно быть рывков или дерганий в теле, делайте все ритмично.
При дыхании через нос будет получаться звук, как будто вы что-то сильно нюхаете; при этом никаких звуков в горле или груди не должно быть.
После 10 вздохов, глубоко вдохните также через левую ноздрю (правая остается все это время закрытой), наполняя легкие, насколько это возможно, расширяя не только живот, но и грудную клетку (расширение последней только в конце, после 10 вздохов!). Когда вы так полностью вдохнули, закройте обе ноздри и задержите дыхание на несколько секунд (возможен «эффект бани», хе-хе. Шучу). Медленно выдохните через левую ноздрю (через которую и вдыхали).
Переходим к правой ноздре. Закройте левую безымянным пальцем, и также начинайте вдыхать и выдыхать с силой 10 раз через правую ноздрю. После 10 дыханий сделайте медленный и глубокий вдох через правую, закройте обе ноздри, и задержите дыхание после вдоха на несколько секунд (теперь «эффект сауны» ), после чего медленно выдохните через правую ноздрю.
Это еще не все.
Берем обе ноздри. Вдыхаем и выдыхаем с силой через обе ноздри 10 раз, после чего повторяем всю процедуру, что и раньше: глубокий вдох в конце, задержка дыхания с темпоральным перекрыванием ноздревых воздухотоков, затем медленный выдох через обе ноздри.
Вот вам один цикл!
Сурья Бхедана Пранаяма
Сурья Бхедана Пранаяма – солнечная Пранаяма оказывает воздействие на правый энергетический канал в теле человека, называемый Пингалой. Включение этого канала активизирует физическую активность тела и ума, разогревает организм, способствует усилению пищеварительного огня.
Сурья Бхедана Пранаяма базируется на Полном Йоговском Дыхании. При ее выполнении используется Вишну Мудра. Сначала выполняется выдох двумя ноздрями.
Потом безымянным пальцем закрывается левая ноздря и выполняется вдох через правую ноздрю на фоне полного Йоговского Дыхания.
То есть сначала идет вперед живот, потом расширяется грудная клетка и, наконец, поднимаются вверх ключицы.
После вдоха большим пальцем закрывается правая ноздря и выполняется выдох через левую ноздрю по правилам Полного Йоговского Дыхания. То есть, при выдохе сначала опускаются вниз ключицы, потом сужается грудная клетка, после уводится живот вовнутрь.
Если Сурья Бхедана Пранаяма выполняется без задержки дыхания, то выдох должен быть в два раза длиннее вдоха.
Есть вариации Сурья Бхеданы с задержкой после вдоха. Тогда после вдоха сначала выполняется Мула Банха, потом слегка обозначается Уддияна Бандха, потом двумя пальцами зажимаются ноздри и выполняется Джаладхара Бандха.
Еще до выдоха сначала отпускается Джаландхара Бандха (голова поднимается вверх), потом живот приходит в обычное положение, открывается левая ноздря, отпускается Мула Бандха, и только после этого выполняется выдох.
Пропорции при дыхании с задержкой на этапе освоения этой Пранаямы 1:1:2, где 1 это вдох, 1 задержка, 2 выдох. Потом надо увеличивать задержку. Сначала пропорцию изменяют, доводя задержку до длины выдоха, то есть удерживается пропорция 1:2:2, а потом надо дальше увеличивать задержку до пропорции 1:4:2.
Как остановить мысли
Бытует мнение, что основную проблему нашего беспокойного существования составляют мысли. «Скажи, о чём ты думаешь, и я скажу тебе, кем ты являешься» – эта общеизвестная фраза как нельзя точно даёт оценку духовному развитию отдельного индивида. Возможно, мысли материальны, и то, о чём мы думаем, обязательно осуществится, но это касается именно тех из них, которые наполнены яркой эмоциональной окраской. А таковые очень часто носят негативный характер.
Наши мысли, в основном критикующие себя либо других и пустые, не имеющие практической пользы, на самом деле отнимают не только много времени, но и забирают огромное количество нашей психической энергии, которая могла бы быть направлена на действительно важные дела: реализацию давно лелеемой мечты, воплощение в жизнь поставленной теоретической задачи, восполнение энергетики для выполнения стандартных базовых жизненных процессов.
Именно поэтому в йоге основное внимание уделяется практикам для остановки мыслей или отключения ума. Они идеально подготавливают тело к медитации и являются первым шагом в духовном развитии
Техника анулома-вилома пранаямы: вариант № 1
Исходное положение для выполнения анулома-вилома пранаямы должно быть устойчивым, так как по мере освоения, вам придется находиться в ней достаточно долго. Поэтому чтобы практиковать анулома-вилому сядьте в одну из йоговских асан, например, ваджрасану, падмасану или что-то подобное, также можно делать стоя или просто сидя на стуле. Главное, чтобы спина оставалась прямой, но без напряжения.
Глаза закройте. Уравновесьте дыхание, оно должно стать ровным и плавным.
Теперь собственно анулома-вилома пранаяма.
Закройте правую ноздрю и вдохните через левую, затем закройте обе ноздри и задержите дыхание, выполнив все бандхи. Откройте правую ноздрю и выдохните. Вдохните через нее же, снова зажмите нос, сделайте задержку дыхания, откройте левую ноздрю и выдохните. Вдохните через обе ноздри, зажмите нос, задержите дыхание и выдохните через обе ноздри. Это один цикл. Соотношение между дыхательными циклами пропорциональное, то есть 1:1:1:1.
Для того, чтобы этот вариант анулома-вилома пранаямы оказал должный эффект, следует повторить не менее трех полных циклов.
Рекомендации к практике пранаямы
Правильное положение тела при выполнении дыхательных практик
Здесь даны рекомендации!
Когда вы выполняете дыхательные упражнения помнить, что вашего тела должно быть таким, чтобы вам было максимально комфортно на протяжении всей практики. Скорее всего, первое время вам будет сложно выполнять пранаяму в падмасане (поза лотоса), поэтому сядьте в удобную медитативную позу со скрещенным ногами. Необходимо всегда следить за вертикальным спины в течении всей практики.
Если вам неудобно сидеть со скрещенными ногами, нужно внимания уделять асанам, чтобы затем проработать тазобедренные и коленные суставы.
Если вы чувствуете зажатость в области таза или дискомфорт в области поясничного отдела вы можете взять плед (сложить плед в два — три раза, чтобы таз был выше стоп). Таким образом вам удастся сохранить позвоночник в вертикальном и регулировать таза.
Дискомфорт в теле (боль в коленных, либо тазобедренных суставах), любой дискомфорт в теле недопустимы, так как теряется суть процеесса, все ваше внимание будет направлено в зону дискомфорта и поэтому вам не удастся сконцентрироваться на внутренних процессах. Контроль дыхания — это тот инструмент, с помощью которого практикующий начинает осознавать прану и то, как она проявляется в различных внешних и внутренних процессах.
Анулома-вилома: дыхание, осознание и продолжительность
Постарайтесь не испытывать чрезмерного напряжения, позволяйте дыханию происходить обычным образом. Длительность упражнения зависит от имеющегося у вас времени и опыта. Минимальное время выполнения на начальном этапе — 10 минут. Однако для выполнения всей практики при счёте от 100 до 1 потребуется больше времени, если дышать расслабленно, делая в среднем около пятнадцати вдохов в минуту. В этом случае, те, у кого недостаточно времени, могут начинать считать не со 100, а с 50.
Как и во всех практиках йоги, здесь необходимо прислушиваться к своему организму, определяя длительность и степень нагрузки. Также необходимо полностью осознавать и дыхание, и мысленный счёт в течение всей практики. Вначале это достаточно трудно, и после нескольких циклов вы можете обнаружить, что сбились со счёта. Это свидетельствует о том, что вы перестали осознавать, что делаете в данный момент времени. Когда это происходит, не нужно расстраиваться, просто начинайте отсчёт заново. Со временем, при регулярной практике, вы достигнете заметных успехов и будете способны сохранять осознание счёта и дыхания.
Техника выполнения
Начинать упражнение нужно, расположившись в удобной медитативной позе (Лотос, Полулотос, Сухкасана). Разместить ладони на коленях и прикрыть глаза.
Затем медленно и глубоко вдохнуть и быстро через нос выдохнуть весь воздух (перенапрягаться не следует). Сразу же сделать такой же по силе глубокий вдох. На выдохе живот нужно втягивать, сокращая диафрагму. На вдохе – расслабить диафрагму, а живот выпячивать вперед. Эти движения должны быть как бы подчеркнутыми.
Весь цикл повторить десять раз. После чего расслабиться и с закрытыми глазами сконцентрироваться на спокойном дыхании. Сделать еще 3-5 подходов. При овладении такой техникой дыхания можно увеличить скорость, сохраняя ритм. Вдох и выдох по времени должен быть идентичен.
Техника 1
1 этап
Расположиться в подходящей медитативной позе и настроиться на упражнение. Правую руку сложить в Насикагра мудру (средний и указательный вместе положить между бровей, большой палец на правую ноздрю, безымянный – на левую) и закрыть правую ноздрю.
Выполнить глубокий медленный вдох, используя левую ноздрю. Сделать двадцать дыхательных циклов, как было описано в «Подготовке». Завершая последний выдох, перейти на медленный вдох.
После этого закрыть нос с обеих сторон и прижать подбородок к яремной впадине, делая Джаландхара бандху (без поднятия плеч). Задержать дыхание на комфортный промежуток времени.
Поднять подбородок и начать выдох правой ноздрей. Затем вдох этой же ноздрей. Повторить цикл не менее двадцати раз с каждой стороны носа. Последний выдох сопроводить медленным и глубоким вдохом левой ноздрей.
Закрыть нос с обеих сторон и приступить к Джаландхаре с задержкой и расслаблением, как было указано выше.
Выполнить три подхода с каждой стороны носа по двадцать дыхательных циклов.
2 этап
Принцип действий такой же, как в первом этапе упражнения. Но после выполнения дыхательного цикла с правой ноздрей, продолжить то же самое с открытыми обеими ноздрями. Сделать три подхода по 40 циклов.
3 этап
Начинается упражнение идентично второму этапу, но после выполнения Джаландхары нужно перейти к Мула бандхе. Далее задержка дыхания должна перейти в расслабление Мула бандхи и продолжиться в Джаландхаре. Сделать три-пять таких подходов.
4 этап
На протяжении пяти циклов действовать согласно третьему этапу. Затем постепенно увеличивать количество дыхательных упражнений на десять циклов. До тех пор, пока соотношение не будет равным 50-50-100.
Техника 2
После освоения четвертого этапа Техники 1 следует изменить упражнение: выдыхать воздух через каждую ноздрю по отдельности, а затем 100 циклов двумя ноздрями одновременно.
Внутренняя задержка дыхания (Антар Кумбхаки) должна переходить во внешнюю задержку Бахир Кумбхаку, т. е. последний выдох Бхастрики закончится медленным глубоким вдохом носом и резким выдохом ртом.
После чего следует делать Джаландхару и Мула бандху, завершая их аналогично описанным этапам из первой техники.
По окончании недели такой практики нужно снова изменить упражнение: добавить переход от Джаландхары к Уддияне бандхе. Таким образом, в дополнение к Маха бандхе идет внешняя Кумбхака.
При этом нужно двигаться постепенно от Мула бандхи к Уддияне, а затем к Джаландхаре. Между парой дыхательных циклов необходимо сконцентрироваться на спокойном дыхании или точке между бровями. Следует выполнить не менее пяти подходов по 100 циклов.
Бхастрику обычно делают после выполнения асан и пранаямы (Нади Шодхана). Но следует учесть, что ее лучше запланировать до Ситкари, Шитали и Уджайи. Такой подход необходим, чтобы у тела не было перегревания.
В теплом климате мастера рекомендуют продолжать Бхастрику парой циклов Шитали или Ситкари. Возможно, окажется логичным решением уменьшить количество дыхательных циклов в данной технике
Перед занятием важно проконсультироваться с опытным мастером. Дело в том, что Бхастрикой не следует заниматься людям с гипертонией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком мозга, регулярными головокружениями, проблемами желудочно-кишечного тракта (дизентерией, язвой, диареей), серьезными заболеваниями глаз и другими отклонениями
Если у здорового человека во время Бхастрики кружится голова, то это говорит о неправильном выполнении упражнения. Нужно приступать к практике в расслабленном состоянии, но полностью осознавая весь процесс. Мысли необходимо сконцентрировать на области между бровями и дыхательном цикле.
Эффекты от анулома-вилома пранаямы
Для среднестатистического человека может показаться странным, что простое дыхательное упражнение может оказывать множество позитивных эффектов на организм.
В подтверждение этой теории говорит простой и исчерпывающий факт — Индия в течение многих веков предпочитает использовать практики хатха-йоги в качестве основной методики лечения людей, оставляя научную медицину не у дел.
Несмотря на жуткую антисанитарию и отсутствие аптечных киосков на каждом шагу, эта страна продолжает славиться своими долгожителями, большинство из которых практикует йогу.
Сопоставив эту информацию, вы сами можете сделать единственный логичный вывод — добиться пользы от анулома-вилома пранаямы, как и от других техник хатха-йоги, вполне реально.
Выполнение анулома-виломы в Упавистха Конасане
Отвечая на вопрос, чем хороша анулома-вилома пранаяма, рассмотрим, какие положительные результаты может принести регулярная отработка этого упражнения:
- Очищение организма от вредных веществ. Практикуя анулома-вилому, вы очищаете не только дыхательные пути, но и другие органы и системы вашего тела. Например, эту технику считают наиболее подходящей для выведения углекислого газа.
- Омоложение. У людей, постоянно выполняющих анулома-вилому пранаяму, наблюдается заметное улучшение цвета кожи и исчезновение синяков под глазами.
- Устранение сонливости и тонизирующий эффект. Правильное дыхание обуславливает поступление большего количества кислорода в организм, а значит, качественно влияет и на энергичность человека.
- Улучшение работы мозга и других органов. Увеличение притока воздуха улучшает работу любого человеческого органа, а также увеличивает его ресурс. Поэтому большинство йогов практически всегда испытывают тонизирующий эффект, даже во время отдыха от упражнений.
- Улучшение кровообращения. Анулома-вилома, как никакая другая пранаяма, позволяет наладить внутренний ритм и сердцебиение. Со временем, это положительно сказывается на кровообращении и на проблемах, связанных с сердечно-сосудистой системой.
- Устранение сбоев в работе нервной системой. Если у вас есть проблемы с нервами, сном или настроением, выполнение анулома-виломы действительно может помочь. Это упражнения тренирует не только тело, но и разум, позволяя расслабиться и отвлечься от насущных проблем.
Также регулярная практика этой пранаямы может помочь вам в разрешении внутренних конфликтов и комплексов, которые порой скрыты настолько далеко, что вы можете и не догадываться об их существовании.
Бандхи, используемые при задержке дыхания.
Часто после дыхания Капалабхати выполняются задержки дыхания – кумбхаки. При задержке дыхания используются Бандхи – энергетические замки. Существуют три бандхи: Мула Бандха, Джаландхара Бандха и Уддияна Бандха.
Мула Бандха
Корневой замок («мула» — корень, «бандха» — замок) выполняется напряжением мышц около мочеиспускательного канала, промежности у мужчин, у женщин мышц влагалища, как можно ближе к шейке матки, и мышц ануса.
Эти мышцы нужно не только напрягать, но и подтягивать вверх.
Надо иметь ввиду, что Мула Бандха меняет обычное движение Апаны.
Апана – это энергия отвечающая за нисходящие потоки в теле. К этим потокам можно отнести процессы выделения и менструацию. Поэтому Мула Бандху не рекомендуется выполнять во время менструации, ибо регулярная ее практика в эти дни может привести к расстройству менструального цикла.
Соответственно выполнять Пранаямы с задержками дыхания во время критических дней тоже не рекомендуется, так как при задержках дыхания всегда используется Мула Бандха.
Джаландраха Бандха
Это верхний, горловой замок («джала» — сеть, решетка). Для его выполнения шея максимально вытягивается вверх, затем голова немного отводится назад, после чего подбородок опускается в подъяремную впадину.
Уддияна Бандха
Это брюшной замок («уддияна» — взлет). Полная Уддияна Бандха выполняется только при выполнении задержки после выдоха. После выдоха живот уводится максимально вовнутрь и немного вверх, под ребра.
Важно помнить, что во время менструации не рекомендуется выполнять Уддияна Бандху, так как она нарушает нормальное течение этого процесса. Кроме того Уддияна Бандху нельзя выполнять при язве желудка, особенно во время обострения
На задержке после вдоха есть возможность сделать только частичную Уддияна Бандху. Уведение живота вовнутрь слегка обозначается.
При выполнении задержки сначала выполняется Мулла Бандха, затем Уддияна, после чего Джаландхара. Отпускаются бандхи в обратном порядке. Сначала Джаландхара, потом Уддияна, после всех Мулла.
Как отмечалось выше, задержки дыхания с бандхами можно практиковать после выполнения Капалабхати. Выполняется несколько дыханий по типу Капалабхати
После чего делается глубокий вдох, выполняется Мула Бандха, обозначается Уддияна Бандха, фиксируется Джанадхара Бандха, дыхание останавливается.
Важно не передерживать задержку дыхания. Критерием правильно выбранного времени удержания считается плавный ровный выдох, который выполняется после освобождения всех бандх
Можно повторить от 3 до 5 циклов задержки дыхания на вдохе после Капалабхати. Потом сделать цикл Капалабхати и выполнить задержку после выдоха. При выходе из этой задержки вдох должен быть ровным и медленным. Если это трудно сделать, то можно рекомендовать перед вдохом сделать небольшой довыдох.
На заметку
Обратите внимание на следующие пункты, выполняя технику Анулома-Вилома:
— Метроном можно использовать в качестве ориентира при подсчете времени.
— Если не получается сесть в Падмасану или Сукхасану, не стоит беспокоиться. Займите любое другое удобное сидячее положение (спина должна быть прямая).
— Первые шесть месяцев практики Ануломы-Виломы – время для «оттачивания» мастерства.
— При вдохе или выходе должна быть задействована лишь одна ноздря, в то время как другая должна быть плотно закрыта.
— При вдохе брюшная полость должна увеличиться в объеме, поэтому нельзя слишком напрягать живот.
— Время выдоха должно быть дольше в два раза, чем время вдоха.
— Пальцы не должны слишком сильно сжимать ноздри.
— Всегда помните, что задержки в дыхании или учащенное дыхание после окончания дыхательной практики свидетельствует о превышении способностей, что является нежелательным.
Соотношение этапов дыхания по длительности
Существует несколько вариантов пранаямы в зависимости от соотношения длины вдоха, задержки и выдоха.
Самавритти — длина вдоха, выдоха и задержек равны. Такой вариант называется ещё квадрат пранаямы.
Если вы хотите подойти к выполнению этого упражнения со всей строгостью, то соотношение вдоха, задержки и выдоха держите в ритме 1-4-2.
Для начала подберите ритм по текущему состоянию здоровья. Попробуйте сделать в ритме 6-24-12. То есть 6 секунд вдох, 24 секунды задержка и 12 секунд выдох. Сделайте 10 циклов дыхания. Если это получилось легко, перейдите на следующий уровень 8-32-16 и так далее. Подберите ритм при котором вы сможете полчаса без перерыва практиковать эту пранаяму и со временем постепенно увеличивайте продолжительность одного цикла в заданном соотношении.
Новичкам не рекомендуется сразу увеличивать продолжительность дыхательного цикла. Предпочтительней увеличивать количество циклов и продолжительность непрерывной практики. Уровень считается освоенным, если вы можете сделать 80 циклов за один подход.
Техника выполнения пранаямы анулома — вилома
Смысл практики состоит в трехтактовом дыхании: вдох — задержка — выдох с пропорцией 1:4:2. Допустим 6 секунд вдох, 24 секунды задержка, 12 секунд выдох, далее 7 : 28 : 14 и т.д.
Поза устойчивая, с прямой спиной. В идеале «Лотос». Зажимаем одну ноздрю йони — мудрой, делаем вдох, затем задержку и выдох через вторую ноздрю. Это половина цикла. Затем вдох второй ноздрей, задержка и выдох первой. Это полный цикл. Выполняем практику минимум полчаса.
Уровень пранаямы считается освоенным, если вы его делаете без напряжения минимум 2 часа. Тогда можно переходить к следующему уровню.
В древних текстах в условиях ритрита эту пранаяму рекомендуют делать на ритме 16 : 64 : 32 по 80 циклов 4 раза в день в течение трех месяцев. Тогда полностью очищаются энергетические каналы.
В современных реалиях для поддержания здоровья ее можно делать 1 раз в день в течение полчаса — час.
Подготовка для начинающих
- Вдохнуть воздух, направляя его в нижний отдел легких. Для этого следует напрячь область диафрагмы и позволить воздуху проникнуть как можно глубже.
- Еще сильнее вдохнуть, расширяя ребра и наполняя средние отделы легких.
- Немного добавить воздуха, теперь уже в верхние отделы легких. При этом плечевые суставы слегка приподнимутся вместе с ключицами.
- Завершив вдох, а потом приступить к выдоху в обратной последовательности.
По опыту можно сказать, что через 10-15 таких дыхательных упражнений, человек становится более спокойным и приходит ощущение благости. Постепенно пранаямы нужно сделать регулярной практикой для насыщения организма кислородом и жизненной энергией.
Классическое учение по «Хатха-йоге Прадипике» содержит информацию о необходимости поддерживания режима правильного питания, сбалансированной диеты и очищения организма при помощи Шаткармы перед выполнением асан и пранаям.
Подготовительные упражнения помогут освободить тело от токсичных отложений и негативной энергии, а также сделает безопасным переход на более глубокий уровень сознания.
Восьмой этап
Также проводится в сидячем положении и разделяет вдохи и выдохи на короткие отрезки. Осуществляется задержка воздуха после выдохе (Бхайо Кумбхака), что удлиняет дыхательный цикл. Помните, как только вам будет не хватать воздуха, вернитесь к более ранним этапам, чтобы насытить кровь в организме кислородом. Выполняйте восьмой этап поочередно с седьмым. Если почувствуете, что выполнении их не составляет проблемы, можно через несколько циклов, добавить девятый этап.
- Примите положение для медитации.
- Удлините позвоночник и откройте грудь.
- Полностью расслабьтесь.
- Сделайте полный выдох.
- По прошествии 2—3 секунды после начала вдоха остановите вдох и задержите дыхание на 2—3 секунды. Таким образом, наполните легкие воздухом.
- После 2—3 секунд от начала прервите выдох и задержите дыхание на 2—3 секунды. Освободите свои легкие полностью от наполняющего их воздуха.
- Задержите максимально дыхание (Бхайо Кумбхака).
- Возвратитесь к 5 пункту.
Удджайя Пранаяма
Уджайя Пранаяма – дыхание победителя («у» — расширение, «джайя» — победа) или дыхание, побеждающее все болезни. Для выполнения Уджайя Пранаямы голосовая щель чуть сужается и внутри горла производится легкое шипение. Если не получается произностить этот звук, то надо с открытым ртом произнести звук «ха» на вдохе и на выдохе. Потом закрыть рот, оставляя горло в том положении, которое было при произнесении звука «ха», и продолжить дыхать.
Этот тип дыхания хорошо разогревает тело, сжигает токсины, оздоравливает организм. Замедление дыхание вызывает замедление биения сердца, что в свою очередь уменьшает нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому похожий тип дыхание используются в Аштанга Виьяса Йоге — весьма динамичном виде практики асан. В Аштанга Виньясе рекомендуется дышать с легким шипением, но в большей степени грудным дыханием.
При практике Уджайя Пранаямы в одном из положений сидя, имеет смысл выбрать базой для дыхания Полное Йоговское Дыхание. На продвинутых уровнях выполнения этой техники возможны применения задержек дыхания как после вдоха, так и после выдоха. Пропорции нужно соблюдать такие же, как и при практике Сурья Бхеданы и Нади Шодхана Пранаямы.
Полное Йоговское Дыхание
Полное Йоговское Дыхание состоит из трех частей: брюшное или диафрагменное дыхание, грудное дыхание и ключичное дыхание.
Брюшное дыхание
Это дыхание, при котором на вдохе живот идет вперед, а на выдохе вовнутрь. На этапе освоения этого дыхания можно положить ладонь на область пупка, чтобы контролировать движение живота.
Это дыхание довольно эффективно. Оно использует 60% возможностей легких. Как правило, мужчины в обычной жизни дышат именно так, поэтому они легко осваивают этот этап Полного Йоговского Дыхания. У некоторых женщин возникают трудности при изучении этого типа дыхания, потому что чаще всего они дышат грудным дыханием.
Грудное дыхание
При грудном дыхании на вдохе расширяется грудная клетка, на выдохе она сужается. Живот при этом двигается на вдохе вовнутрь, а на выдохе вперед. Для контроля над грудным дыханием можно положить ладони на грудную клетку, разместив четыре пальца спереди, большие пальцы сзади.
Если дышать грудью, то на вдохе грудная клетка будет расширяться, и пальцы разойдутся в стороны. На выдохе грудная клетка сузится, и пальцы устремятся к друг к другу.
При таком дыхании используется 30% возможностей легких. Говорят, что так свойственно дышать женщинам в обычной жизни. Но опыт показывает, что исключения из этого правила встречаются часто.
Ключичное дыхание
Ключичное дыхание осуществляется за счет движения грудной клетки вверх. Дамы 17-18 веков дышали именно так, потому что их живот и грудь были утянуты корсетом, и им ничего не оставалось, как только дышать верхней частью легких. Это весьма не эффективное дыхание, при котором используется только 10% легких. Но чтобы включить все 100%, надо использовать и этот тип дыхания. Для его контроля руки опускаются на ключицы ближе к центральной оси туловища.
На вдохе ключицы и грудная клетка поднимаются вверх, на выдохе опускаются вниз
Важно начинать движение грудной клеткой из центра, а не поднимать вверх плечевые суставы
Полное Йоговское Дыхание включает в себя все три типа описанных выше дыханий. На вдохе живот идет вперед, расширяется грудная клетка, ключицы поднимаются вверх. На выдохе ключицы опускаются вниз, сужается грудная клетка, живот уходит вовнутрь.
Существует другой вариант описания выдоха, когда выдох начинается с живота. То есть сначала живот идет вовнутрь, потом сужается грудная клетка, после ключицы опускаются вниз. На вопрос, какой вариант считать верным, учителя йоги в Индии, как правило, отвечают, что оба правильные, имеет смысл один раз выбрать какой-либо способ и продолжать его использовать во время практики Пранаямы всю оставшуюся жизнь.
Полное Йоговское Дыхание является базовым дыханием для большого количества других Пранаям и их вариаций. Уже на этапе освоения этого дыхания надо стремиться удлинять выдох. В идеале при практике Пранаям, базирующихся на Полном Йоговском Дыхании, пропорция между вдохом и выдохом должна составлять 1:2, где один это вдох, а два – выдох.
Несмотря на то, что Полное Йоговское Дыхание весьма эффективно, не нужно стремиться дышать Полным Йоговским Дыханием в обычной жизни. Дыхание – это бессознательный процесс. Если его все время держать под контролем, то возможен сбой автоматизма дыхательного цикла. Это может привести к проблемам с дыханием во время сна.